МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНТАЛЬНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ


Сопов В.Ф. - к.пс.н., профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ (Связаться с автором можно через редакцию журнала)

Ключевые слова: психологическое консультирование, ментальность, мировоззрение и мифы, методологический диссонанс, убеждение, вера, уровень воли, кабинет психологической разгрузки, психотерапевтическое пространство.

Key words: psychological consultation, mentality, outlook and myths, a methodological discord, belief, belief, a level of will, a cabinet of psychological unloading, psychotherapeutic space.

 

Резюме: Автор, обобщая опыт психолога-консультанта, выделяет специфические мировоззренческие проблемы ментальности, возникающие при работе в современном спорте, выделяет понятия "ментальный консультант", "методологический диссонанс", "психотерапевтическое пространство", определяющие характер взаимодействия психолога с клиентом.

The resume: the Author, generalizing experience of the psychologist - adviser, allocates the specific world outlook problems of mentality arising at job in modern sports, "the mental adviser", "a methodological discord", "psychotherapeutic space", interactions of the psychologist determining character with the client allocates concepts.

Цель данной статьи - показать ту часть проблем взаимодействия психолога-консультанта в современном спорте, которая связана с информационными, идеологическими, культурными и духовными процессами современного мира, неоднозначно меняющими ментальность и психическую культуру всех участников спортивной деятельности, живущих как в мегаполисах, так и в глубинных регионах нашей страны.

При подробном рассмотрении той части культуры, элементы которой имеют непосредственное отношение к человеку и его образу жизни, видна определенная динамика углубления содержания духовной культуры общества через формирование духовного здоровья общества, достижение которого возможно лишь тогда, когда психически здоровы индивиды, составляющие это общество. А это возможно при достаточно высоком уровне развития культуры психической, тех знаний, умений и навыков психотехнического характера, при помощи которых индивид справляется с негативным воздействием среды.

И именно психическое здоровье индивида - его ясный ум человека выбирающего свой жизненный путь и средства достижения целей - становится краеугольным камнем не только в оздоровительных системах, но в деятельности любого ментального консультанта (педагога, социолога, психолога, психотерапевта и т.п.). С одной стороны как цель оздоровления, а с другой как существенное ограничение к различным видам деятельности.

Итак, и физическое здоровье народа и духовное здоровье общества становятся обусловленными психическим здоровьем индивида, обладающего определенной психической культурой. Но каково современное состояние провинциальной психической культуры, к которой принадлежит значительная часть участников спортивной деятельности?

Разрушая религию, тоталитарная система разрушала религиозную психическую культуру и ее психотехники выбора целей жизни и достижения душевного равновесия. Миллионам людей было плохо и неуютно. Но как только тоталитарная система стала распадаться сама, многим стало еще хуже. Потому что, лишенные психологической защиты психотехник религиозного общества, люди оказались и без защиты официальной идеологии тоталитарной системы и без каких либо навыков поддержания психической культуры на приемлемом уровне.

Результат - потеря столь важного для индивида в его взаимоотношениях с обществом ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ. Особенно ярко это проявляется в провинции, где дефицит качественной информации наиболее велик, а предрассудки и суеверия имеют глубокие исторические корни.

Согласно формулировке ВОЗ "здоровый" это благополучный физически, психически и социально.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это умение жить в ладу с собой и не конфликтовать с окружающими. Всему этому можно и нужно обучать население страны и спортсменов в первую очередь. Это признаки культуры психической. В ситуации же когда определенная психическая культура не сложилась, наблюдается всеобщая невротизация населения, дезинтеграция психики и повальная шизоидность (В социально-культурологическом смысле).

И человек теряет перспективу и уже не может разумно повышать физическую культуру и осознанно углублять духовную. И именно в этот момент, через идею укрепления здоровья физического, психическое здоровье становится объектом пристального внимания различных оздоровительных систем. Особенно тех, где психотехники являются важной частью.

Но если физическое здоровье и его достижение обусловлено анатомией и физиологией тела (его как известно не обманешь - оно или здоровое или больное), то с ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ все обстоит гораздо сложней. Оно является продуктом психической культуры, а ее сейчас целостной просто нет. По мнению и. Калинаускаса есть части, элементы, слепки других культур. И их потребляют в оздоровительных системах: кто йогу, кто у-шу, кто хождение по углям, кто тибетский массаж или ассирийский гипноз, кто шаманские пляски.

Иногда эти слепки культур просто враждебны. Сайентология фантаста Хаббарда, АУМ СИНРИКЁ иглотерапевта Асахары - откровенно направлены против свободы личности. Все это становится содержанием сознания широких масс людей, пытающихся разобраться в различных "школах", "учениях", "мировоззрениях". Не минует это и спортсменов и тренеров, а также менеджеров, врачей и массажистов спортивных команд, клубов, школ.

В этих условиях дефицита ориентиров и появляется новое для Российского менталитета лицо консультант по менталитету. Человек берущий на себя обязанность учить правильно жить и думать и право давать верные советы.

Будучи представителями разных ветвей наук о человеке (педагоги, социологи, психологи, психотерапевты, врачи, валеологи, теософы, народные целители, астрологи и п.р.) они единодушно направляют свои усилия прежде всего на "врачевание души" понимая, что через ее лечение лежит самый короткий путь как к кошельку клиента, так и к полному его подчинению.

Зададимся вопросом, почему благородная идея - помочь человеку стать здоровым, сильным и независимым, приобретает уродливые формы закабаления его сознания, сектантства?

На наш взгляд проблема, которую мы наблюдаем воочию на практике, имеет глубокие методологические корни и выражается в методологическом диссонансе между диагнозом и воздействием, которое оказывает педагог, психолог, врач, валеолог, экстрасенс, целитель на пациента.

Диагноз - это объективная, реальная вещь. Здесь чудеса не возможны. А вот воздействие - это множество каналов и проверить есть ли эффект на самом деле крайне сложно и соблазн "сотворить чудо" очень велик.

Одной из методологических особенностей психодиагностики является познание не чисто внешней для человека реальности, а отражение этой реальности в психических явлениях.

Психическое, являясь отражением, само становится объектом отражения. Именно здесь возникает проблема соотношения объективного и субъективного по отношению к методам психодиаг ностики, которая, видоизменяясь, становится проблемой закономерного и случайного. Субъективизм исследователя, в виде субъективной избирательно сти к той или иной теории, придает ложный смысл результатам диагностики, имеющим объективную природу.

Одним из ярких примеров является появление работ, опирающихся на астрологическую трактовку проявлений темперамента (древнекитайские, древнетибетские и др. системы).

Подобная информация широко распространяется средствами массовой информации, где прогнози руется поведение человека в зависимости уже не от месяца рождения, а дня. Большая армия исследователей, занимавшаяся разработкой модельных характеристик, например идеального спортсмена и отдельных сторон его подготовленности, не нашла в себе смелости однозначно сказать, что моде ли есть вообще, а подобная детальная трактовка общих астрологических закономерностей вводит в заблуждение прежде всего широкие массы педаго гов, психологов и их клиентов.

Печально, но в практике спорта высших достижений наблюдается увлечение составлением гороскопов, гаданием на картах "Таро" и даже воздействие на соперника колдовской техникой "Вуду". И чем провинциальней менталитет спортсменов и тренеров, тем легче они попадают в сети шарлатанов и мастеров чудес.

В данном случае позиция педагога, психолога (валеолога, врача и т.д.) при выборе системы воздействия, степень его субьективизма в отражении реальности обьективного факта, зависит от степени обьективности выбранного метода, понимания истоков его появления.

Если в постановке диагноза субъективность ментального консультанта может быть снижена или устранена объективностью метода исследования, то при психорегуляции /ПР/ или иной форме воздействия она неизмеримо возрастает. Это вызвано тем, что ПР как разновидность психотерапии - это балансирование на грани научного-религиозного.

Существует множество причин, подталкивающих психолога шагнуть от Убежденности в существование Высшего смысла Природы, как проявление материалистического монизма, в религиозность, как Веру в Бога, идеализм.

ПР - это всегда Убежденность в смысл, которая возникает, когда высвечивается адекватное предметное содержание сознания. Смысловое содержание Убежденности зашифровано знаковой системой, которая в сознании отдельных субъектов ноосферы проявляется в виде информационных текстов. И тогда выбор Мифа, которым пользуется психолог или психотерапевт в работе с клиентом, определится не аргументированностью, методологической взвешенностью, а плотностью распределения случайной величины /вероятности/ смыслов на оси смыслов.

Т.е. он выберет не истинное, а то о чем много информации, о чем все говорят и чем все занимаются, отойдя от персонализированности Убеждения к универсальности выбранного Мифа. А там, где исчезает персонализированность Убежденности в смысл, появляется вера в Бога, как явление более узкое, требующее от ментального консультанта иных методологических подходов, заставляющих выходить за рамки человека, заниматься сверхчеловеческим, космическим сознанием.

И тогда отношения клиента и ментального консультанта становятся иными, не функциональными, окрашиваясь религиозным содержанием. Показателен здесь основной из методов борьбы с проблемами, присущий всем религиям Мира - уход от борьбы с проблемами, смирение. Объектом усилий консультанта становится в данной ситуации не человек и его проблемы, а "темные" силы, и тогда теряется понимание того, что человек - это настоящий факт, "резюме познания". При этом возникает методологический диссонанс между научностью психодиагностики и религиозностью многих систем психорегуляции и систем оздоровления.

Именно поэтому все газеты заполнены объявлениями об оказании услуг по устранению порчи, сглаза, влияния темных и не очень сил.

Было бы опрометчиво отрицать наличие постоянного диссонанса между логикой и мифологией, сводя проблему к наличию борьбы между современными материалистическими и идеалистическими мировоззрениями.

Эта проблема была всегда, чему примером служит так называемая буддийская логика, созданная в VI-VII вв.н.э. двумя великими светилами буддийской науки - учителями Дигнагой и Дхармакирти. Представляя собой, прежде всего учение о формах силлогизма, она содержит нечто большее - это теория роли ощущения во всем содержании нашего знания, теория достоверности нашего знания и реальности внешнего мира, познаваемого нами в ощущениях и образах.

Эта система не имела специальных связей с буддизмом как религией, отрицала бога, отрицала душу, отрицала вечность. Она не принимала ничего, кроме изменчивого потока преходящих явлений и их конечного вечного успокоения в нирване. Это был взгляд на ось смыслов, поразительно напоминающий основные положения гештальтерапии.

Принцип гештальтерапии "здесь и сейчас" наиболее полно, пожалуй реализуется в физической культуре и спорте высших достижений, точно отражая жесткую реальность бытия: необходимы материальные, физически существующие результаты, а не мифические, существующие лишь в сознании их создателя, которыми зачастую выступают изобретатели различных мифологизированных систем оздо ровления, лечения, развития, а в последнее время чудодейственных систем достижения высоких спортивных результатов. К сожалению, среди них часто встречаются врачи различных специальностей и к сожалению психотерапевты.

Обращает на себя внимание и факт отхода современными психологией, психотерапией и образованием от заинтересованности и изучения такого важного качества как воля. Поразительно, но и психология и педагогика спорта потеряли интерес к этому наименее исследованному качеству. Более того, налицо увлечение "синтетическими", "интегральными" методами воздействия на спортсмена, где понятие "интегральность" сводится к простому суммированию методов, в надежде, что произойдет удачное сложение эффектов воздействия и результат будет достигнут.

Р.Ассаджиоли (1976) обратил внимание на то, что основная цель воспитания воли очевидна: без неё нельзя ни принять решений, ни добиться их выполнения. Т.е. активность человека, его убежденность в смысле своей деятельности зависит от его способности сдвинуть инертную систему в сторону достижения поставленной цели. И для этого у него надо воспитать способность ... "развивать волю для развития воли".

Для этого необходимо мобилизовать у спортсмена всю энергию его влечений и направить её на развитие воли. Для этого надо объективно оценить уровень воли, а затем объективно зафиксировать полученный результат. Но именно этого всё чаще не хочет делать клиент (спортсмен), а его консультант легко поддается соблазну передоверить тяжкий труд по продвижению к цели воле случая, Высшим силам, влиянию звёзд, пряча академическую необразованность за туманными терминами, мифическими советами и шаманскими камланиями с бубном.

Обозначенный методологический диссонанс в сознании психолога-консультанта усиливается по мере ослабления его академических, научных знаний, с одной стороны и информационного давления, повествующего о "чудесах" народных целителей, роли религиозной веры, оказавшей якобы решающее влияние на события - с другой.

А степень усиления методологического диссонанса зависит от глубины "провинциальности" сообществ, в которых функционирует ментальный консультант.

существенным фактором, повышающим авторитет спортивного психолога является создание научно-обоснованных условий для его работы. Таковыми прежде всего является комната, кабинет, центр психологической подготовки(разгрузки), место где спортсмен находит понимание, помощь и спокойствие, которых так не хватает в современном, испытывающим футурошок, обществе.

Предлагаемый проект в различной модификации неоднократно реализовывался нами на базах подготовки спортсменов, например ГсБ Цахкадзор, с/к Медео, Цск ВВс, Динамо-Новогорск. Основные принципы организации коррекции ментального пространства спортсменов успешно реализовывались при подготовке к олимпийским играм 2010 года и Чемпионату Мира 2011 года в сборной России по фристайлу.

КОМНАТА (ЦЕНТР) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ.

Для создания комнаты необходимо учесть следующие основные моменты:

1. Комната психологической релаксации должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от тренировочных, учебных и служебных помещений. Данное требование обеспечивает необходимое отвлечение внимания тренирующихся от повседневной жизни. Так, например, этому способствует непрямоугольная, округлая форма комнаты, наличие навесного потолка и его наклоны по отношению к полу, тканевая обивка стен, наличие природно-декоративных элементов (валуны, растения, аквариум и т.п.). Разумная оригинальность оформления плавные линии, неяркие полутона, тишина - это, с одной стороны, условия, уводящие человека от текущих забот, с другой стороны, условия, впоследствии формирующие условно рефлекторный сигнал к непроизвольной настройке на релаксацию.

2. Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями и предметами. Необходимо избегать возможности возникновения субъективного ощущения занятости окружающего пространства, тесноты, которое мешает тренирующимся настроиться на расслабление, так как воздействует на них стимулирующее.

3. При оборудовании комнаты, необходимо стремиться к обеспечению иллюзии большого открытого пространства и относительного уединения в нем каждого тренирующегося. Объясняется это требование тем, что в замкнутых пространствах у людей повышается уровень возбуждения, неблагоприятный для проведения психологической релаксации.

4. Другой особенностью является увеличение активности при нахождении в толпе. Исходя из этого, иллюзии большого пространства создают за счет наличия высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманным использованием широкоформатных фотообоев с природным ландшафтом и зеркал. Эффект уединенности достигается произвольным размещение кресел. При расстановке кресел, тренирующиеся не должны оказываться лицом друг к другу или находиться под таким углом, чтобы лицо оказывалось открытым для постороннего наблюдателя.

В целях более четкого представления комнаты, опишем некоторые требования к помещению и оборудованию.

1. Комната, прежде всего, должна быть изолирована от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов;

2. Оптимальной считается температура воздуха от 20 до 22 гр. C.

3. Помещение оборудуется приточно - вытяжной вентиляцией с подачей воздуха из расчета не более 30 куб.м на человека:

4. устанавливаются мягкие кресла с подло котниками, в которых можно принять полулежачее положение.

5. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы для создания иллюзии объема) для проекции слайдов или фильмов. Из технических средств комната оборудуется аэронизатором, желательно устанавливать кондиционер, по возможности используются такие приборы как ритмостимулятор, релаксационные очки, видеосистемы с релаксационными видеопрограммами и т.п.

В цветовом интерьере должны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол должен быть мягким, гармонирующим по цвету с окраской стен (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мягкого покрытия успокаивает человека). При создании цветосветовой композиции комнаты и цветосветовом воздействии на тренирующихся в ходе всего их пребывания, рекомендуется учитывать психофизиологический эффект цветов.

Для создания положительных эмоций, используется психотерапевтический эффект демонстрации видеоизображений природы. Кроме основного помещения, целесообразно также предусмотреть:

1. Вестибюль из расчета 0,38 кв.м. на человека.

2. Комната эмоциональной разрядки.

3. Кабинет оператора, он же кабинет тестиро вания (аппаратная).

4. Техническое помещение для персонала и хранения документации.

Для лиц, не достигших состояния релаксации или не достигших целей психологической релаксации, мы рекомендуем создать специальную комнату эмоциональной разрядки.

Цель комнаты эмоциональной разрядки - дать интенсивную физическую нагрузку, с сильной эмоциональной составляющей, под влиянием которой разрушается избыток адреналина - "гормона тревоги".

Исходя из материально-технических возможностей, площади комнаты, ее звукоизоляции, в ней могут оборудоваться боксерская груша, раскрашенная цветными пятнами Роршаха; свисающий с потолка на нити теннисный мячик, сопряженный с мишенью на стене; место для метания дротиков в мишень; место для стрельбы из лука и т.п. Эффективной является любая существенная физическая нагрузка, дающаяся в форме игры, стимулирующей разрядку мышечной энергии. При этом успокоению способствует определенное соотношение времени вдоха и выдоха: удлиненный выдох при коротком вдохе (следовательно, долгая работа с грушей не рекомендуется). Вывести на такой режим дыхание можно с помощью спирометра - аппарата для определения жизненной емкости легких, который можно установить здесь же.

Тренажеры должны быть "функциональны" и вызывать желание "поиграть" - гребной тренажер, велотренажер, различные симуляторы и др.

Главная задача психолога в комнате эмоциональной разрядки - ненавязчиво создать у тренирующегося мотивацию для затрат значительных физических усилий.

Персонал:

• психолог, специалист по профессиональной психологической подготовке и психотерапии в спорте высших достижений.

• психолог, специалист по психодиагностике в спорте высших достижений, в профотборе.

• ассистенты, специалисты с физкультурным образованием, знакомые с видом спорта.

Модификации:

Модификация помещений и содержания оборудования производится в каждом конкретном случае, исходя из поставленной задачи, возможностей помещения, финансирования и пожеланий заказчика.

Теоретико-методическая база применяющейся технологии психологической подготовки опирается на результаты современных научных исследований и опыт практического применения в спорте высших достижений.

Примерная схема оборудования центра психологической разгрузки (подготовки).

А) Зал психорегуляции:

1. Стена-перегородка должна быть звукоизолирована. В ней необходимо окно наблюдения на высоте 150 см размером 30х60 см.

2. Мягкий пол (ковролин) зелёного цвета.

3. Драпировка стен (или кожзаменитель) цвета морской волны (синезелёный).

4. На окнах плотные шторы сине-зеленого (в цвет стен) оттенка, легко и бесшумно открывающиеся.

5. Потолок синего (насыщенного) цвета, без бликов.

6. Освещение матовое, непрямое, через реостат (с медленным вкл/выкл).

7. Обязательно кондиционер и вентилятор.

8. Кресла полумягкие, для отдыха -15 шт. Цвет: серые, серо-голубые, серо-зеленые, кремовые. (Желательно небольшие выступы (15-20см.) по бокам головы, ограничивающие боковой обзор)

9. Двери бесшумные, звукоизолированные.

10. Установить звуковые колонки.

11. Установить экран.

12. Приборы искусственного климата (ионизатор, люстра Чижевского, обогреватели и т.п.).

13. Приборы ароматерапии.

14. Видеокамера.

15. Приборы обратной биологической связи (Зен-тренер).

Б) Аппаратная:

1. Видеопроектор.

2. Музыкальный центр.

1. Компьютеры (1- ноут-бук).

2. Аппаратура психофизиологической диагностики.

В) Релаксационно-массажная комната:

1. Релаксационно-массажный комплекс типа RELAX и прибор с обратной биологической связью для релаксации и устранения стрессовой нагрузки ZEN TRENER (Поставщик: T.R. MEDICAL SYSTEMS.)

2. Ионизатор, люстра Чижевского.

3. Ароматерапия.

Г) Комната персонала:

1. 2-3 рабочих стола.

2. 2-3 мягких кресла для отдыха психологов и проведения бесед.

3. Компьютер.

4. Сейф для хранения документации.

5. Стеллажи для литературы и тестов.

Д) Комната эмоциональной разрядки:

1. Тренажеры игрового и эмоционального типов.

2. Боксерская груша, стол для армрестлинга.

3. Дартс с тяжелыми дротиками.

4. Спирометр, силомер.

5. Закрепленные мячи (теннисные, футбольные, волейбольные)

Созданное таким образом универсальное психотерапевтическое пространство позволяет эффективно определять пути и методы взаимодействия психолога со спортсменами и тренерами с различной ментальностью и социальным опытом.

Литература.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л. 1969.

2. Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности. М.: изд. АМН СССР, 1949.

3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Техника развития воли. Пингвин Букс, 1976.

4. Е.П. Ильин. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2010. 352 с.

5. Калинаускас И.П. Жить надо! - М.: 1994.

6. Карвасарский Б.Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб. 1999.

7. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб. 1998

8. Психология спорта высших достижений. Под ред. Родионова А.В. М. Фис. 1979.

9. Теория и методика спорта. Под ред. Суслова Ф.П. М. 1997.

10. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. М, 2002.

11. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. К.: олимпийская литература, 2004. - 808 с.

12. Сопов В.Ф. Психология разрешения конфликта в спортивной команде. Самара. 2000. 70 с.

13. Сопов В.Ф. Взаимоотношения ментального консультанта с клиентом как отражение состояния провинциального менталитета.// Российское сознание: психология, культура, политика. Самара. 1997.

14. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. - М. Академический проект.2005. - 128 с.


Home На главную  Library В библиотеку  Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: