СТРУКТУРА ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕДИНОБОРЦЕВ И ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБЫГРЫВАНИИ ПРОТИВНИКА


Гожин В.В. - д.п.н., профессор кафедры теории и методики спортивных единоборств РГУФКСиТ
(Связь с автором может быть осуществлена через редакцию журнала)

Малков О.Б. - к.п.н., доцент кафедры теории и методики восточный боевых искусств РГУФКСиТ
(malkovoleg@list.ru)

 

 Ключевые слова: игра, структура игры, игровое взаимодействие, игровые действия, спортивные единоборства

Key words: game, game structure, game interaction, game actions, combat sports.

Резюме. В статье представлена методология применения игрового поведения в ситуациях поединков единоборцев, переставлена структура игрового взаимодействия и тактические действия, обеспечивающие эффективность игровой манеры ведения боя, борьбы. Данный подход является эффективным не только для спортсменов в системе тренировок, но и для общего развития двигательного интеллекта.

Summary. In article the methodology of application of game behaviour in situations of duels единоборцев is presented, the structure of game interaction and the tactical actions providing efficiency of a game manner of conducting of fight, struggle is rearranged. The given approach is effective not only for sportsmen in system of trainings, but also for the general development of impellent intelligence.

Игра, представляя собой, вид человеческой деятельности имеет самостоятельный статус как культурный феномен в структуре социального действия. Для понимания сущности игры исходным положением является ответ на вопрос: как отличить игровую деятельность от других видов деятельности человека.

Исходя из понимания игры, Л.С. Выгодский отмечал, что критерием выделения игровой деятельности из общей группы других форм деятельности ребенка является то, что в игре происходит расхождение видимого и смыслового поля. Это позволяет ребенку создавать мнимую ситуацию и действовать в ней. "Действие в ситуации, которая не видится, а только мыслится, действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, приводит к тому, что ребе нок научается определяться в своем поведении не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а смыслом этой ситуации" [1, с.69].

Процесс преобразования в реальной жизни зависит от того, какие действия и в какой последовательности должны быть произведены для получения реального результата. Общее представление об этом процессе выражается в смысловой структуре деятельности. В структуре игровой деятельности картина существенно меняется. Образование мнимой ситуации происходит вначале как изменение отношения вещи и смысла: от вещи, определяющей смысл в реальности - к смыслу, определяющему вещь в игре: и далее к отношению действия и смысла: от действия, определяющего смысл в реальности, к смыслу, определяющему действие в игре. Возможность таких переходов, в сознании играю щих позволяет отойти от ситуационной связанности реальности к игровому поведению. Именно изменение в смысловом поле является самым главным в игре [1]. Освобождение от ситуационной связанности позволяет действовать в познаваемой, т.е. мыслимой, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, идущие от вещи и действия. Закономерности детской игры в полной мере действуют и в играх взрослых людей, в том числе при возникновении игровых взаимодействий между спортсменами в поединках в спортивных единоборствах.

Игровые формы взаимодействия занимают важное место среди различных способов воздействия на противника в ходе поединка. Применение технических действий определяет предметную реальность единоборства. Оно зависит от выбранных действий нападения и обороны и последовательности их при менения спортсменами. Характер приемов борьбы или боя определяется биомеханической смысловой структурой используемой техники, т.е. требованиями эффективного выполнения движений. В игровом взаимодействия предметная реальность поединка по большей части сменяется "мнимой", воображаемой реальностью тактической игры, в основе которой в конфликтном взаимодействии лежит опо средованное рефлексивное управление поведением противника. Так, например, замах для удара с позиции биомеханики позволяет более эффективно выполнить удар, а в игровой реальности смысл замаха может означать демонстрацию предсигнала удара - т.е. выполнения угрозы.

При манипулировании неоднозначностью смысла действий и намерений (смысл или соответствует действию, или нет) возникает игровое взаимодействие. В данном случае, в зависимости от тактического замысла, действие либо отвечает своей первоначальной двигательной задаче, либо приобретает иные возможные значения, что позволяет осуществлять обыгрывание противника. Вот почему при тактическом взаимодействии помимо реальных действий, не несущих дополнительной смысловой нагрузки, применяются также ложные действия. Это позволяет значительно расширить тактические возможности воздействия на противника для достижения победы.

При рефлексивном обыгрывании единоборцы используют различные тактические механизмы достижения успеха, связанные в основном со способами опережающего отражения действительности и с воздействием на мышление противника [3].

Нахождение решений в смысловом поле тактического взаимодействия является самым главным в процессе обыгрывания противника. Освобождение от ситуационной связанности конкретных технических действий позволяет оперировать дополнительными смыслами применения действий в тактически мыслимой - предполагаемой, а не наблюдаемой - ситуации. В этом случае единоборцы опираются на тактические закономерности ведения схватки, а не на способы более эффективного, чем у противника, проведения технических действий. Они проигрывают предстоящие тактические действия в уме, а затем переходят к игровому взаимодействию. В связи с этим возникает мысль о самодостаточности и замкнутости игры, о том, что игра "не решает каких бы то ни было проблем внешнего по отношению к ней мира" [2]. Игровое поведение может ускользнуть из поля зрения внешнего наблюдателя, являясь "делом" только участников поединка. Структура игрового взаимодействия (рис.

1) определяет развитие соревновательного конфликта в поединке. В основе игрового взаимодействия лежит, прежде всего, реальное конфликтное взаимодействие" [4]; оно является завершающим этапом любого игрового тактического построения. Характерной особенностью реального конфликтного взаимодействия является то, что оно основывается на двигательном составе (технические действия) подготавливающих и результирующих боевых действий, направленных на получение оцениваемого результата.

Рис. 1. Структура игрового взаимодействия

Важной составляющей игрового взаимодействия являются игровые объекты. Акцентируя внимание на них, единоборцы переходят от реального конфликтного взаимодействия к тактическому. В качестве игровых объектов могут выступать: направление движений и усилий, ритм движений, взаиморасположение спортсменов, двигательная взаимокоординация и т.д.

При воздействии на игровые объекты спортсмены используют различные механизмов достижения успеха.

Например, обыгрывание по направлению усилий включает: заведение, скручивание, преодоление противодействия; вызов или провоцирование контролируемого движения с уходом от усилий противника в сторону и сближением для атаки; сближение с противником для ухода от направления усилий; взаимодавление для ухода от направления усилий; вытягивание противника на себя в сторону для ухода за спину.

Обыгрывание за счет варьирования дистанции осуществляется: контролируемым взаимодавлением при натиске противника; при стремлении противника к удержанию плотного захвата; при стремлении противника к преследованию; маскировкой угрозы сокращения дистанции; остановкой движения противника и усилением его стремления к взаимодавлению (использование реакции преследования).

Обыгрывание по темпу выполнения действий осуществляется: проведением толчков или рывков в различном темпе; изменением темпа (с помощью паузы, импульса, микропаузы, замедления); увеличением или снижением темпа действий; "проваливанием" защиты замедлением или паузой и т.д.

Обыгрывание за счет изменения ритма и последовательности проведения действий включает: варьирование ритма движений вверх или вниз, вправо или влево и т.д.; создание "противохода" движениям противника.

Тактическое взаимодействие спортсменов возникает при появлении дополнительного значения действий, их второго смысла (т.е. многоплановости технических действий и средств ведения поедин ка). Способность спортсмена предвидеть и различать намерения и цели противника, т.е. улавливать разницу между его реальными и ложными действия ми, характеризует наличие у него многоплановости восприятия.

Игровая ситуация, в которой единоборцы обладают многоплановостью поведения и восприятия, существенно отличается от обычной игровой ситуации. В обычной игровой ситуации игрок переходит от реальных взаимодействий к игровым и находится в игре до момента выхода из нее. В конфликтной игровой ситуации поединка единоборцы, напротив, могут осознанно переводить ложные действия в реальные и обратно. Например, спортсмен начинает проводить ложную атаку или угрозу, рассчитывая на то, что противник выполнит соответствующую защиту. Но если противник не реагирует защитой или выполняет ее неадекватно, ложное действие можно продолжить реальной атакой.

Переход единоборцев к многоплановости осуществляется за счет преодоления игрового барьера (на рис. 1 он обозначен пунктирной линией), который может происходить сознательно или непроизвольно, в зависимости от намерений единоборцев и особенностей их поведения. Игровой барьер преодолевается: в сторону тактического взаимодействия - когда спортсмен начинает осознавать игровое поведение противника и различать его ложные и реальные действия; в сторону реального взаимодействия - когда он осознает, что действия противника не имеют двойного смысла, т.е. реальны по своей сути. Инерция неосознанного пребывания в состоянии тактического игрового взаимодействия характеризует степень увлеченности игрой. Способность спортсмена осознанно преодолевать игровой барьер (как для вхождения в игру, так и для выхода из нее), часто определяет успешность обыгрывания. Спортсмен, воспринимающий все действия противника как реальные, сталкивается с трудностями преодоления игрового барьера: он не способен предвидеть развитие событий и зачастую заблуждается относительно смысла действий противника. Способность отличать реальные действия от ложных является одной из важных так тических способностей, харак теризующих квалифицированных спортсменов, владеющих игровым взаимодействием в схватке.

Наличие игрового конфликта предполагает участие в нем не менее двух противников; и каждый из них при вступлении в тактическое взаимодействие имеет свои элементы игрового мышления. Данные элементы определяются и ограничиваются правилами поединка - в зависимости от вида спорта. Игровое мышление спортсменов включают в себя следующие основные элементы.

Намерения - это образ (модель) желаемых действий. В поединке может встречаться намерение проведения бросков, ударов, передвижений, стоек (технических действий), а также намерение проведения действий нападения и обороны (атак, контратак, защит и т.д.). Для игрового поведения преоб ладающим является намеренье применения ложных действий.

Цель игры представляет собой модель результата обыгрывания, связанное с принуждением противника к определенным действиям или поведению или совершению им ошибки. Достижение цели реализуется с помощью воздействия на игровой объект.

Игровая роль это обобщенный образ реальной роли или совокупности ролей. Исполняя роль, человек выполняет совокупность требований, норм, образцов поведения, манеры держаться. В игровой роле единоборца отражается манера его поведения (как атакующего или контратакующего) или доминирующий компонент манеры (силовой, темповой и т.д.). Каждой роли соответствует определенный набор средств ведения единоборства. В игровом поведении можно выделить два вида ролей.

1. Роли, возникающие в результате пассивного приспособления к условиям единоборства. Они обладают большой прочностью и, как правило, неосознаваемые.

2. Роли, возникающие в результате специального обучения. Эти роли более гибкие, что позволяет спортсмену использовать в дальнейшем эти роли сознательно и произвольно, и он способен к их оценки и выбору.

Соотношение целей и ролей. В зависимости от роли иерархия целей игроков выстраивается поразному. Она усложняется от простого обыгрывания до подыгрывания подыгрывающему.

Сценарий (сюжет) игрового взаимодействия - представляет собой изменение структуры игры и всех ее элементов во времени, это определенная последовательность выполнения собственных действий и ответных действий противника, результатом которых будет реализация поставленной цели. Он представляет действия игроков с моделью прототипа в одной или нескольких ситуациях, выступает в качестве основного плана игры, являясь ее скелетной структурой. Игровые действия - основные средства осуществления игровой процедуры, с помощью которых сюжет из описания деятельности переходит в реальный процесс игры.

Сложный сценарий включает в себя определенную последовательность рефлексивных построений, которые представляют собой соотнесение своих действий с действиями противника. Приме ром сложного сценария выступают так называемые тактические ловушки, когда якобы, создавая для противника благоприятные ситуации в итоге неожиданными действиями, заставляют его выполнить опрометчивое действие или, например, ошибиться в выборе действий.

Смысл действий единоборца определяется связью между промежуточной и конечной целями, т.е. зачем в данной ситуации применяется действие, используемое не по прямому назначению. Так, ложная атака применяется не для того, чтобы получить действительный результат (например, оценку за выполнение броска или удара), а для того, чтобы вызвать определенную защитную реакцию противника с целью использования ее для проведения последующей реальной атаки.

Значение - это та оценка, которую дает спортсмен выполненному противником действию, определяя для себя его значимость для осуществления определенной ответной реакции. В тактическом взаимодействии большую роль играет воздействие на восприятие противника с целью передачи реальной или ложной информации, которая должна иметь для него определенное, заранее задуманное значение.

Тактическое взаимодействие элементов игрового мышления двух игроков осуществляется с помощью проведения и восприятия тактических действий. Тактическое взаимодействие в большей степени проявляется во время маневрирования и проведения комбинаций боевых действий.

Для спортивных единоборств характерны игровые взаимодействия, направленные на предугадывание целей и намерений и игры ложных действий (угроз, вызовов, провоцирований и т.д.). В условиях поединка, когда у обоих противников совпадают тактический и технический смыслы действий, их взаимодействие носит преобразовательный характер, т.е. они осуществляют прямое воздействие друг на друга. Тактические действия в этом случае проводятся опосредованно: одно действие только подготавливает проведение другого.

К наиболее различимым тактическим действиям при обыгрывании противника относятся: с одной стороны - угроза и ложная атака, с другой - вызов и провоцирование, а также демонстрация действий и намерений.

Угрозы позволяют проводить "раздергивание" противника, создавать у противника обостренное реагирование на угрозу для дальнейшего использования зашиты, а также переходить от ложной угрозы к реальной после паузы или вынуждать противника прекратить применение защиты демонстрацией ложности серии угроз.

Демонстрация действий и намерений выполняется на основе утрированного показа противник у своих "замыс лов". Например, демонстрация того, что угроза ложная или реальная. Демонстрация явно проводимого удара служит для передачи противнику однозначной информации. После этого велика вероятность принятия противником решения - приступить к выполнению контратаки, в следствие чего его поведение становится предсказуемым. Это позволяет в дальнейшем использовать действия противника (его контратаку) в комбинации или в ответной контратаке.

Маскировка действий. Для того чтобы скрыть истинные цели и намерения выполняемых действий, создать у противника ложные представлений о предполагаемых атаках, контратаках и защитах, осуществляется маскировка действий. Применение маскировки используется не только для прекращения поступления любой тактической информации, но и для предоставления противнику только определенных сведений. В единоборствах проведение маскировки заключается в том, что действием, положением или движением части тела спортсмен скрывает информацию от противника.

Имитация действий. Применяется для предоставления противнику информации о проведении якобы реальных действий. Иногда это упрощенное проведение действия, но до определенных границ, чтобы противник принял его за настоящее. Имитация заключается в возможно точном воспроизведении отдельных параметров действия при пропуске, различном искажении или невыполнении других параметров.

Подыгрывание. Представляет собой усыпление бдительности противника мнимой уступчивостью его стремлениям. При подыгрывании ответ на ложные действия противника является якобы реаль ным, хотя на самом деле представляет собой ложное противодействие (на ложную атаку - ложная защита). Подыгрывание используется для скрытого управления и устойчивого прогнозирования действий противника.

Вызов ложного предвосхищения намерений у противника - это использование предсказуемого действия для подтверждения правильности принятого им решения. Оно может выражаться в:

- проведении ожидаемых действий в том направлении, которое противник предвидит. Когда противник предпринимает попытку использовать эти действия, против него, например, выполняется контратака;

- проведении предсказуемого для противника

ответного действия для укрепления в нем уверенности в правильности избранных им действий. Это побуждает противника к проведению действия до конца, несмотря на изменение обстоятельств;

- подтверждении правильности выполняемых про тивником действий с помощью импульса начала ожидаемого им движения, паузы (как намерения выполнить защиту) или проведения упреждающей защиты и т.п.

Разоблачение обманных действий создает эффект неожиданной остановки в действиях противника, когда ему неожиданно показывают раскрытие его истинных намерений, он вынужден резко переключиться на другие действия. Чем ближе он был к достижению цели, тем сложнее и опаснее ему сделать это и тем больше времени он потратит на переключение. Разоблачение обманных действий применяется также, как и способ остановить противника в его действиях, заставить перейти от тактической игры к другим форма поведения.

Введение противника в заблуждение связано с созданием тактических ловушек, когда в ходе борьбы целенаправленно осуществляется форми рование или поддержание у него уверенности в определенном ходе развития событий. Введение противника в заблуждение является одной из важнейших задач при его обыгрывании. В этом состоянии он ошибается и не отличает ложную атаку от реальной, а реальное действие может принять за ложное и пропустить настоящую атаку.

Ложное согласие с противником заключается в том, что спортсмен внешне "покорно" подчиняется его инициативе и создает якобы явные возможности для успешного ведения поединка. Как только про тивник утверждается в своем поведении, против него проводятся боевые действия, которые становятся для него неожиданными и приводят в состояние полного или частичного "расплоха".

В заключении следует отметить, что игровая форма поведения в поединках не является доминирующей в спортивных единоборствах, однако она характерна для спортсменов придерживающихся комбинационной - игровой манеры ведения борьбы или боя. Общими дидактическими признаками игровой деятельности является: 1) повторяемость моделируемой ситуации, что позволяет использовать их как тренировочное средство; 2) наличие вероятностного влияния условий внешней и внутренней среды; 3) сложное сочетание возможных альтернативных действий, способствующих развитию аналитических способностей спортсменов; 4) соревновательная обстановка, характеризирующаяся повышенной скорость и глубиной усвоения поступающей информации; 5) динамизм развития событий, проявляющийся в невозможности заранее определить результат и победителя.

Литература

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62 - 76.

2. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. - М.: Наука, 1984. - С.273 - 293.

3. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Высшая школа, 1967. - 86 с.

4. Малков О.Б. Игровой метод обучения конфликтному взаимодействию в спортивной борьбе. - М., ГЦОЛИФК, 1990. - 47 с.


Home На главную  Library В библиотеку  Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: