ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ "КУЛЬТУРНОЙ ОДАРЕННОСТИ" СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА


Одинцова М.А. - к.пс.н., доцент кафедры Института психологии и педагогики, г. Москва (Связь с автором может быть осуществлена через редакцию журнала).

 

Ключевые слова: физическая культура, культурная одаренность, энергопотенциал, психомоторика, мышление, чувства..

Key words: cultural-gifted, physical training, power potential, a psychomotility, thinking, feelings.

 

Резюме. Физическая культура рассматривается как условие развития духовно-нравственных качеств и как условие формирования активноличностной готовности индивида к саморазвитию. "Культурная одаренность" выступает как результат творческого соединения физической и духовной культуры. Раскрыты возможности формирования "культурной одаренности" личности на основе реализации ее творческого механизма.

Summary. The physical training is considered as a condition of development of spiritually-moral qualities of the individual. As a condition of its is active-personal readiness for formation of cultural-gifted. Culturalgifted as result of creative connection of physical and spiritual culture. Possibilities of formation of culturalgifted of the person on the basis of realisation of its creative mechanism which has accurate structure.

Понятие "физическая культура", несмотря на, казалось бы, древнюю историю, истоки которой уходят в античность, в России появилось лишь в самом начале 20 века, и на первом этапе понималась просто как определенная система физических упражнений. Позднее данное понятие уже рассматривается в более широком контексте и включает охрану здо ровья, режим питания, сна и отдыха, вопросы гигиены, и т.п. К проблеме физической культуры в той или иной степени обращались многие историки, культу рологи, педагоги, философы и психологи, однако, до сих пор не существует ее единого общепризнанного понятия. Не смотря на то, что традиционно считается, что теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры вообще, хотя и имеет свои специфические понятия, отражающие ее сущность, цели, содержание, а также методы и принципы, но на деле все обстоит несколько иначе.

В большинстве своем, за исключением некоторых работ Ю.М.Николаева, А.С.Тихохода, М.А.Германа, В.И.Столярова, Н.И.Пономарева, А.Н.Маюрова, Я.А.Маюрова, и др., физическая культура рассматривается как отдельная область, не являющаяся частью духовного потенциала личности. Во многих исследованиях физическая культура рассматривается как специфический вид деятельности, направленный на совершенствование своего тела и укрепление своего физического здоровья. До сих пор не уделяется должного внимания физической культуре как условию формирования духовно-нравственных качеств индивида, его личностной активности, воспитанию "мужества быть" (П.Тиллих), "жизнестойкости" (С.Мадди), "жизнетворчества" (Д.А.Леонтьев), "культурной одаренности" (Л.С.Выготский), и тому подобных качеств и способностей, которые так необходимы человеку для полноценной жизни в современном быстро меняющемся мире.

Реально, же в самом понятии физической культуры всегда был заложен глубинный философ ский смысл. Физическая культура - это сложное общественное явление, которое не ограничивается лишь решением задач физического развития, а выполняет и другие социально-психологические функции общества в области морали, воспитания, этики, и психологии. В понятие "физическая культу ра" входит единство природного и культурного начал, это определенный вид культуры, представляющий собой обширнейшую область творческой дея тельности по всестороннему физическому, психическому и духовному развитию человека. Не случайно рядом с понятием физическая сила часто ставится понятие сила духа, ведь физические силы имеют предел, сила же духа предела не имеет. "Неисчерпаема огненная сила духа. Следует лишь призвать ее к действию" (Агни Йоги, 1961: 1.58). Крылатое латинское выражение "Mens sana in corpore sano", знакомое всем с детства: "В здоровом теле - здоровый дух", традиционно понимается следующим образом: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет, якобы, в себе и душевное здоровье. Однако, если обратить ся к первоисточнику, то древними преимущество все же отдается именно духу. В римских сатирах, в частности сатирах Ювенала сказано: "Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом. Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, Что почитает за дар природы предел своей жизни, Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно..."[8, с. 311]. В древности предполагалось, собственно, такие предположения не являются редкостью и сейчас, что в здоровом теле - здоровый дух достаточно редкое явление. Большинство исходят из того, что наличие здорового тела вовсе не является гарантом здорового духа, поэтому и следует стремиться к этой гармонии. Если гармония нарушается - человек умирает. Сегодняшний перекос в мировоззрении наших современников в сторону культа телесной красоты (накачивание мышц, "перекраивание" своего тела, бездумные диеты, и т.п.) является угрозой тотального разрушения человеческой личности. Внешне человек красив, играет мышцами, а внутри "гнилой" и "рыхлый". И это относится не только к проблеме красоты - это более глубокая проблема культуры вообще и физической культуры, в частности.

С этой позиции, именно культура физическая в самом глубоком смысле этого слова, в едине нии с культурой духовной, психологической может являться предпосылкой и внутренним атрибутом общей культуры современного человека. Необходимо отметить, что классика отечественной психологии Л.С.Выготского всегда волновал вопрос: каким образом человек в своем развитии выходит за пределы своей "животной", организменной, примитивной природы? Акцент лишь на физическом развитии - означает остановку в личностном развитии и регресс в сторону "примитивного" и организменного в человеке. Более того, степень культурного развития личности выражается не только в приобретенных знаниях, в умении человека пользоваться предметами внешнего мира, рационально поль зоваться своими собственными психологическими процессами, но и в трансформации самих психологических процессов, вырабатывая в них определенные приемы пользования своими собственными возможностями[2]. На такое гармоничное личност ное развитие, предполагающее развитие духовного, физического, и психологического оказывает влияние весь исторический и культурный контекст жизнедеятельности - историко-культурный аспект.

Кульминационной точкой к ульт урно исторического развития личности, одновременно источником единения культуры физической, духовной и психологической призвана стать "культурная одаренность". "Культурная одаренность", с точки зрения Л.С.Выготского и А.Р.Лурии заключается, прежде всего, в том, "чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более сильных. Умение владеть своим натуральным богатством, выработка и применение наилучших приемов их использования - вот в чем сущность культурной одаренности [2, с. 220]. "Куль турная одаренность" может выступать как объединяющая категория для культуры физической, духовной и психологической и формироваться в специально созданных для этого условиях. Средовым условиям Л.С.Выготский придавал огромное значение социальную среду автор культурно-исторической теории называл "источником" развития личности. Значимость культурной среды обоснуется им в совместной работе с А.Р.Лурия: "Влияние среды создает у человека целый ряд новых (...) механизмов; среда как бы вращивается внутрь, поведение становится социальным, культурным не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам"[2, с. 157].

Как видим, Л.С.Выготский и А.Р.Лурия много внимания уделяли максимальному человеческому умению использовать свои природные данные, уметь вырабатывать разнообразные новые внешние и внутренние, простые и сложные по структуре способы и приемы, обладающие способностью переводить натуральный процесс в культурный, т.е. "окультуривать" себя. "В богатстве и активности этих приемов и заложено то общее, что дает понятие "культурной одаренности" [2, с. 222]. Наряду с этим, классиками делались смелые, но оправданные прогнозы по возможностям формирования "культурной одаренности" личности. "Можно с уверенностью рассчитывать, что развивающиеся экспериментальнопсихологические исследования в недалеком будущем смогут дать нам как готовые системы тестов культурного развития, так и те стандарты, которые можно признать характерными для культурного развития..."[2, с. 222]. А это, в свою очередь, может способствовать созданию программ формирования и развития "культурной одаренности" личности.

Таким образом, понимание истинного смысла физической культуры, заложенного в единении ее духовной и психологической составляющих, позволяет остановить тотальное разрушение человеческой личности и создает условия для формирования "культурной одаренности".

Разрешение данной проблематики, безусловно, задача глобального масштаба и решать ее нужно на государственном уровне, но одновременно это и дело каждого. В качестве примера приведем структуру одной из авторских программ, реализованных в психологической практике, оговорив некоторые важные моменты. Отличительной особенностью любой культуры (физической, духовной, психологической) является творческое начало, именно поэтому каркасом программы выступает механизм творчества, который и способствует развитию "культурной одаренности". Бытует мнение, что творчеством наделены редкие индивиды, но опыт автора данной статьи показывает, что это далеко не так. В той или иной степени творчество развито у каждого нормального человека, но у кого-то оно в "зачаточном" состоянии, а у кого-то "богато" развито. Еще Л.С.Выготский писал о том, что "культурная одаренность" - это "динамический, приобретаемый в живом контакте с социальной средой феномен" [2], это психологическое образование (знания, умения, навыки), которое "является продуктом социального воздействия на человека, представителем и плодом внешней культурной среды в жизни организма. Они есть у каждого человека, только в зависимости от истории каждого и от различной пластичности его исходных конституциональных данных они богато развиты у одного и находятся в зачаточном, бедном состоянии у другого" [2, с. 221]. Как показывает практика, механизм творчества можно привести в движение, что способствует существенным личностным изменениям, согласно выдвинутым целям и задачам. Метафора, Л.С.Выготского и А.Р.Лурии как нельзя лучше показывает это: "...культурная среда мало-помалу изменяют и самого человека, и человек, как мы его знаем, является камнем, многократно обточенным и переделанным под влиянием (...) культурной среды" [2, с. 157].

Таким образом, задача психолога состоит в понимании истинного смысла физической культуры, состоящего в единении физической, духовной и психологической составляющих, результатом чего является активно-личностная готовность индивида к саморазвитию. Решение данной задачи видится нами в активизации механизма творчества, который есть у каждого.

Сам механизм творчества представляет собой соединение следующих структурных элементов: физического (энергопотенциал, психомоторика); когнитивного (мышление, воображение, и др.), эмоционально-волевого (чувства, интуиция, воля) [6] Физический компонент является выразителем культуры физической; когнитивный - культуры психологической; эмоционально-волевой - культуры духовной. В итоге мы получаем семь элементов, с которыми можно поработать либо на семи, либо на четырнадцати коррекционно-развивающих заняти ях (все зависит от наполненности группы, ее состава, уровня подготовленности, и т.п.). Количество компонентов может меняться, например к когнитивному можно отнести не только воображение и мышление, но и память, внимание, и т.д. Данное замечание касается и остальных компонентов. Ограниченный объем данной статьи не позволяет нам раскрыть структуру всех занятий. Да и каждый психолог вкладывает свое понимание в ту или иную идею и, творчески ее переработав, может создать свою уникальную авторскую программу, которая работает только у него и только в его руках. Прежде чем перейти к описанию основных структурных элементов программы, отметим, что в ее основу положена гуманитарная парадигма, ориентированная на индивидуальность, на духовный мир человека, на его личностные ценности, смыслы, на стремление к физическому, духовному и психологическому совершенствованию.

Энергопотенциал, или личностный потенциал (Б.Г.Ананьев, Д.А.Леонтьев, С.Мадди, идр.), являющийся выразителем культуры физической - это первый компонент механизма творчества. Например, С.Мадди [4] изначально разрабатывал свою теорию об особом личностном качестве "hardiness" (жизнестойкость) в рамках проблемы творческого потенциала личности и теории активации. Данная теория описывает согласованность или несогласо ванность между привычным и реальным уровнями активации или напряжения. Понятие активации при этом обозначает уровень возбуждения, оживленности, энергичности. Существует ряд психологических техник и методик, позволяющих не только диагностировать уровень развития энергопотенциала каждого человека, но и пополнить его. Впрочем, данное примечание касается всех компонентов механизма творчества, описываемых в данной статье.

Психомоторика (греч. psychē душа, сознание, лат. motor приводящий в движение) также является выразителем физической культуры и составляет второй компонент механизма творчества. Психо моторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Психомоторика - механизм действия тела человека и искусство регуляции. Психомоторика, по мнению В.В. Клименко - живая система, которая совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека. Психомоторика - это процесс, обобщающий психику с ее выражением - мышечным движением [7]. В ее состав входят такие относительно самостоятельные, но специализированные функции, как произвольные, моторные, сенсомоторные, и идеомоторные процессы (М.О.Гуревич, Н.И.Озерецкий, 1930, К.К.Платонов, Г.Г.Голубев, 1977, Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко, 2005). Так, произвольными процессами в психологии обозначают процессы, осуществляющиеся в форме сознательной деятельности с участием волевого компонента. Моторные (от англ. motorics) процессы

- это процессы, связанные с функциями двигательного аппарата организма, объединяющие биомеханические, физиологические и психологические аспекты [1, с. 306]. Сенсомоторные процессы - (от лат. sensus - чувство, ощущение; motor - двигатель)

- координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, придающая ему целесообразноприспособительный характер, является важнейшим условием функционирования сенсорных систем, и, в конечном счете, формирования адекватного образа [1, с. 499]. Идеомоторика (от англ. ideomotor act) - представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеамоторном акте имеются не только перцептивные, но и эффекторные компоненты, выражающиеся в очень слабой мышечной динамике, иннервации мышц, соответствующие поставленной двигательной задаче [1, с. 189]. В целом психомоторика означает умения, мастерство, эстетичность действий человека, скорость, точность, целесообразность реагирования в различных ситуациях, т.е. психомоторика не только сознательный акт, это скорее совокупность сознательно и бессознательно регулируемых движений и действий.

К когнитивному компоненту механизма творчества, являющемуся выразителем психологической культуры, относится все многообразие познавательных процессов личности. Нельзя однозначно утверждать о предпочтении одних перед другими, но в рамках данной работы рассмотрим лишь некоторые из них. Воображение - структурный элемент механизма творчества, подразумевающий не способность фантазировать без цели, а интуитивную способность видеть сущность происходящего. Воображение комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном [3]. Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или действия, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Мышление - инструмент воображения и деятельности. Еще Выготский и Лурия, размышляя о функциях мышления, писали о том, что "оно организует наше приспособление к миру. Оно регулирует наше отношение к реальности в особо сложных случаях, там, где не хватает деятельности простого инстинкта или привычки; в этом смысле мышление есть функция адекватного приспособления к миру, форма, организующая воздействие на него [2, с. 138]. Высшей точкой развития мышления считается мудрость. В теории жизнестойкости С.Мадди данному качеству мышления уделяется особое внимание. Мудрость - определенное достижение высокоразвитого мышления. Это, прежде всего, умение отличать главное от второстепенного, означающее стремление избегать односторонности в суждениях, это и сохранение определенного внутреннего спокойствия. Данное качество мудрости не исключает энергичных действий а, наоборот, позволяет им стать еще более деятельными и не терять самообладания, когда нужно побеждать.

Эмоционально-волевая сфера, являющаяся выразителем духовной культуры, состоит из всего многообразия чувств, эмоций, воли. Эмоциональные состояния "вдохновения", "пиковых переживаний", "творческого экстаза" и т.п., часто сопровождают, например, процесс победы в спортивных состязаниях. Они ярко окрашены и протекают достаточно бурно. Иногда творческий процесс выглядит нежданным озарением (инсайтом), хотя за этим состоянием скрывается долгая психическая работа. Эмоции стимулируют работу интуиции - одну из наименее изученных форм творческой активности. Интуитивное мышление склонно к подвижности, гибкости, нестандартности, видению проблемы целиком ("схватыванию"). Интуиция помогает нам эффективно совершать те или иные действия, предотвратить негативные ситуации, она, по мнению Д.Майерса, питает наш опыт, наше творчество, нашу любовь и нашу духовность [5, 2009, с. 219].

Волевой компонент механизма творчества заслуживают отдельного внимания. Как писал С.Л.Рубинштейн "...сила сопротивляемости неблагоприятным условиям и способность пробиваться сквозь них зависит не только от способностей, но и от волевых качеств личности" [9, с. 545]. Волевое поведение в психологии рассматривается как совокупность волевых действий, направленных на обязательное исполнение, достижение цели, харак теризующееся мобилизацией всех сил на преодоление внешних или внутренних препятствий. Существенными волевыми качествами личности являются самостоятельность, решительность, энергичность, настойчивость, самоконтроль, выдержка, самообладание, инициативность, ответственность, активность, и т.п.

Таков механизм творчества в его структурной форме, все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, работаю сообща, что позволяет развивать и совершенствовать физическое, духовное, психологическое в личности и выводит человека от "животного", "примитива" на уровень его "культурной одаренности".

Кроме этого, нельзя не отметить, что культура физическая способна взращивать в личности активно-личностную готовность к самоизменениям. Без данного качества формирование культурной одаренности было бы невозможным. Активноличностная готовность к самоизменениям является интегральной характеристикой, которая обусловливает основные психические проявления: мотивообразование, целеполагание, принятие решений, личностную изменчивость и т.п. Личностная составляющая готовности в основном определяется внутренними условиями личности. Ключевыми системообразующими параметрами личности выступают все вышеперечисленные компоненты механизма творчества. С этой точки зрения, активно-личностная готовность понимается как совокупность личност ных качеств, определяющих заинтересованное и ответственное отношение к своей жизни, принятие предъявляемых ею требований, адекватное понимание присущих ей трудностей, конструктивная установка на их преодоление. Активно-личностная готовность - это своего рода индивидуальный стиль приобретения и реализации культурной одаренности.

Литература

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С.Выготский, А.Р.Лурия. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

3. Клименко В.В. Психологические тесты таланта / В.В.Клименко. - Харьков "Фолио". - 1996. - 414 с.

4. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ / С.Мадди // Пер. И.Авидон, А. Батустин, П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 635 с.

5. Майерс Д. Интуиция / Дэвид Майерс. - СПб: Питер, 2010. - 272 с.

6. Одинцова М.А. Искусство побеждать: Коррекционная программа по развитию личности юношей и девушек: учеб.-метод. Пособие / М.А.Одинцова. - Минск: Веды, 2003. - 134 с.

7. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология / К.К.Платонов, Г.Г.Голубев. - М.: "Высшая школа", 1973. - 256 с.

8. Римская сатира. Переводы с латинского / Сост. М.Гаспарова. - М.: Худож. лит., 1989. - 543 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.


Home На главную  Library В библиотеку  Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: