ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Усков В.А. -
д.п.н., профессор, ПИФК МГППУ, г. Москва
Для исследования оперативного мышления решения игровых тактических задач рекомендуем использовать систему методов: метод моделирования содержания игровых ситуаций, методов измерения временных параметров, метод объективной оценки правильности решения задач, метод представления содержания задач и т.д. На рисунке 1 представлена блок-схема системы методов исследования оперативного мышления решения игровых тактических задач у связующих игроков в волейболе.
Рис. 1. Блок-схема тренажерно-исследовательского стенда: 1 - катапульта; 2 - фотоэлектронное устройство; 3 - блок задания игровых комбинаций; 4 - блок измерения временных параметров; 5 - блок задержки предъявления игровых комбинаций; 6 - блок контактных датчиков для рук при ударе по мячу; 7 - блок тиристорных пускателей; 8 - блок предъявления заданий; 9 - блок контактных датчиков для оценки точности передачи мяча в мишень; 10 - блок оценки; 11 - блокраспределитель; 12 - цифропечатающее устройство; 13 - блок питания. Катапульта представляет собой динамическое электромеханическое устройство, в котором качание гнезда для мячей и взведение пружины про исходят от электропривода, а выброс мяча осуществляется силой сжатой пружины. В катапульте использован жесткий программоноситель в виде распределительного вала. На одном его конце установлен кривошипно-шатунный механизм с криво шипом, длина которого изменяется от 0 до 100 мм. На другом конце распределительного вала смонтирована ведущая звездочка транспортера, с помо щью которой взводится пружина. Расположение "собачек" на цепи транспортера, взводящих и спускающих боек катапульты, рассчитано таким образом, что выброс мяча происходит в произвольном положении ствола катапульты. При работе катапульты в программном режиме мячи разбрасываются в секторе 30°. При выводе кривошипа узла качания в нулевую точку угол отклонения катапульты будет постоянным и равным 0. Отсоединение шатуна узла качания позволяет разбрасывать мячи по системе случайных чисел в секторе 60°. Автоматический режим работы катапульты по определенной программе обеспечивается триггером электронного регулятора мощности. Триггер выполнен по обычной схеме на транзисторах Т2-Т3. С его помощью включается и выключается катапульта в автоматическом режиме при помощи устройства, выполненного на транзисторах Т6-Т8, диодах Д4-Д7 и тиристоре Д8. Сила выброса мяча регулируется потенциометром. В ковш катапульты вмонтирована кнопка, которая включается скатывающимся мячом. После вылета мяча катапульта отключается второй кнопкой (герконом). Сама катапульта представляет собой соленоид, плунжером которого и выбрасывает мяч. Блок управления катапульты 1 предназначен для подключения к ней питания и подсчета количества мячей, вылетевших из ее гнезда. Фотоэлектронное устройство 2 (Д1) служит для запуска блока 3, устройство смонтировано из электрической лампочки, блока питания и фотодатчика (рис. 2). Блок задания игровых комбинаций 3 предназначен для коммутации по определенной программе электрических лампочек, моделирующих игровые ситуации одного, двух, трех, четырех нападающих против одного, двух, трех блокирующих игроков и для управления другими узлами системы. Он состоит из генератора, счетчика, двух дешифраторов и выходного каскада (субблоков). Блок измерения временных параметров необходим для регистрации времени слежения за полётом мяча, времени принятия решения, времени соприкосновения с мячом (времени обработки мяча). Он состоит из двух измерителей последовательных реакций 1 (ИПР 01). Блок задержки выдачи игровых заданий служит для задержки времени включения электрических лампочек, моделирующих игровые ситуации относительно момента вылета мяча из гнезда катапульты. Время предъявления игровых комбинаций изменяется от 0,1 до 1 с с дискретностью 0,1 с.
Рис. 2. Вид катапульты при вариативном моделировании направления приема мяча после подачи Блок контактных датчиков 6 (Д2) предназначен для остановки первого и второго секундомеров и для запуска и остановки третьего секундомера. Каждый контактный датчик выполнен из двух подпружиненных полуколец (рис. 3), в верхней части которых есть наружные зацепы для закрепления их на пальцах. Длина полуколец по окружности колеблется от 35 до 55 мм, их ширина их равна 5 мм. Верхние и нижние полукольца датчика замыкаются при усилии 50 г. Обычные механические датчики очень ненадежны, к тому же они мешают обработке мяча при передаче. Датчики предложенной конструкции лишены этих недостатков.
Рис. 3. Общий вид размещения контактных датчиков на руках испытуемого Блок тиристорных пускателей служит для согласования маломощных сигналов, поступающих с блока задания игровых комбинаций, с достаточно мощными потребителями - лампочками накаливания. Блок электрических лампочек предназначен для предъявления моделируемых игровых ситуаций испытуемым. Блок контактных датчиков выдает информацию блоку оценки выбора направления 2-й передачи мяча о касании мяча одного из трех датчиков, один из которых размещен в зоне № 4, второй - в зоне № 3, а третий - в зоне № 2. Блок оценки предназначен для правильности выбора направления второй передачи мяча из двух-трех альтернатив, т.е. в зону № 4, в зону № 3, в зону № 2 по пятибалльной системе оценок: 1, 2, 3, 4, 5. Блок распределения 11 согласует сигналы по уровню, длительности и полярности, а также устанавливает порядок поступления информации к блоку 12. Цифропечатающее устройство записывает номер игровой ситуации, временные параметры второй передачи мяча и оценку точности выбора направления передачи. Блок 13 служит для питания всех узлов устройства. Принцип работы устройства заключается в следующем. Мяч, попавший в гнездо катапульты, выбрасывается в направлении испытуемого, стоящего у волейбольной сетки между зонами № 2 и 3. При вылете из гнезда катапульты мяч пересекает световой луч, направленный на фотодатчик Д 1, сигнал от которого запускает блок задания игровых комбинаций и первый секундомер блока измерения временных параметров и одновременно поступает на блок задержки предъявления игровых ситуаций. Первым секундомером измеряется время слежения за траекторией полета мяча - от момента его вылета из гнезда катапульты до момента касания датчиков, закрепленных на пальцах испытуемого. Генератор коммутатора блока задания игровых комбинаций 3, включенный сигналом от катапульты, выдает управляющий сигнал через блок тиристорных пускателей на узел электрических лампочек, которые включаются в определенных комбинациях. Каждая комбинация лампочек является моделью игровой ситуации одного, двух, трех, четырех напа дающих против одного, двух, трех блокирующих игроков. С момента включения лампочек блоком задания игровых комбинаций перед испытуемым возникает задача выбора направления 2-й передачи мяча (вперед в зону № 4, над собой в зону № 3, назад в зону № 2) в один из трех контактных датчиков (блока 9) Д3, Д4, Д5, которые размещены над волейбольной сеткой в зонах № 4, 2, 3. В момент включения лампочек коммутатор блока 3 выдает еще один сигнал - для запуска второго секундомера блока 4. Он включается сигналом от датчиков 2 так же, как и в первом случае, до момента касания мячом рук испытуемого. Время, регистрируемое вторым секундомером, является временем принятия решения. В момент касания руками мяча включается третий секундомер, который регистрирует время соприкосновения с мячом (время обработки мяча). Он выключается сигналом от датчиков Д2 в момент отрыва мяча от рук. Принятое решение испытуемый реализует с помощью второй передачи мяча в один из трех контактных датчиков, размещенных над волейбольной сеткой соответственно в зонах № 4, 3, 2. Сигнал от одного из датчиков поступает в блок оценки. В этот же блок поступает информация о предъявленной испытуемому игровой комбинации от коммутатора блока задания игровых комбинаций 3. Блок оценки сравнивает информацию, поступившую от одного из датчиков, с информацией, поступившей от коммутатора блока задания игровых комбинаций 3, о комбинациях включенных в заданный момент лампочек и выдает оценку игрового действия в баллах, согласно заложенному в блок 3 автоматизированному алгоритму: 1, 2, 3, 4, 5, 0. Измерение характеристик второй передачи мяча представлено на рис. 4, а совершенствование на рис. 5.
Рис. 4. Измерение технико-тактических характеристик выполнения второй передачи мяча (испытуемый - мастер спорта СССР Линк, г. Таллинн)
Рис. 5. Проверка правильности выбора направления второй передачи мяча в волейболе Блок оценки направления второй передачи мяча это логическое устройство, которое выполняет операции логического умножения и сложения. Оно собрано на микросхемах. Схема блока оценки явля ется матрицей совпадения сигналов, поступивших от блока задания игровых комбинаций и несущих информацию о номере модели игровой комбинации (горизонтальные ряды), с сигналами от датчиков, которые информируют о выборе испытуемыми направления второй передачи мяча. С возникновением высоких потенциалов на обоих входах любой из ячеек матрицы последняя выдает сигнал, разрешающий индикацию соответствующей оценки одной из заложенных в логику оценок по пятибалльной шкале: 1, 2, 3, 4, 5. Выходы ячеек с одноименными оценками объединены шестью собирательными схемами "или-или-или" и.т.д. Техническая характеристика устройства: 1) обеспечивает набор 26 моделируемых игровых комбинаций; 2) выбор направления второй подачи мяча оценивается по пятибалльной системе оценок 1, 2, 3, 4, 5; 3) время задержки выдачи задания изменяется от 0 до 1 с с дискретностью (промежутком во времени) предъявления 0,1 с; 4) общее количество лампочек, с помощью которых предъявляются игровые комбинации, равно 12 (направление полета мячей, выбрасываемых катапультой, изменяется в секторе 60º); 5) угол наклона катапульты изменяется от 0 до 10º; 6) скорость вылета мяча из гнезда катапульты составляет 15 м/с; 7) потребляемая мощность устройства 50 Вт, а катапульты 500 Вт, скорострельность катапульты 12 выстрелов в 1 мин; 8) усилие, требуемое для замыкания контактных датчиков на руках испытуемых, равно 50 г. Тестирование испытуемых проводилось в стандартных условиях. Стандартность тестирования правильности выбора направления второй передачи мяча достигалась соблюдением следующих требований: 1) точностью моделирования приема мяча после подачи (точность передачи определялась по отклонению мяча от центра мишени: х = 0,23 + 0,08 балла); 2) постоянным местом расположения испытуемых в каждом эксперименте; 3) ограниченным временем соприкосновения рук с мячом; 4) постоянной траекторией первой передачи; 5) постоянным местом расположения зрительных раздражителей, катапульты и пульта управления. Задача испытуемых - выбрать одно из трех направлений второй передачи мяча в соответствии с лампочками-указателями, моделирующими игровые ситуации трех нападающих против трех блокирую щих, размещенных по обе стороны волейбольной сетки. Правильность выполнения заданий оценивается по пятибалльной шкале: 5, 4, 3, 2, 1 с помощью динамического электронно-вычислительного устройства. Для повышения объективности шкал оценок использовались два методических приема: во-первых, при оценке тактической подготовленности спортсменов в программу испытаний включались те задания, которые исключают случайность и угадывание при выборе направления игрового действия; во-вторых, при тестировании игровые задания предъявлялись испытуемым по системе случайных чисел, что исключало возможность их запоминания. В табл. 1 представлены содержание игровых заданий и шкала оценок правильности выбора игрового действия как у связующего игрока в волейболе, так и у нападающего игрока в футболе. Игровые ситуации нападающих моделировались с помощью 6-ти лампочек на полу, а защитников в футбольных воротах - также с помощью шести лампочек на стене спортивного зала в моделируемом створе футбольных ворот на трех условных щитах (целевых мишенях), которые в волейболе размещены в зонах площадок: №2, №3, №4 по обе стороны волейбольной сетки. Во 2, 3, 4-м столбцах представлены модели игровых ситуаций трех блокирующих против трех нападающих. Цифрами 01 - 06 условно обозначены нападающие игроки, цифрами 07 - 012 - блокирующие игроки. Например, в 26-м задании на стороне площадки связующего игрока в зонах 4, 3, 2 соот ветственно включены лампочки 2, 3, 5, а на противоположной стороне сетки в зонах 2 и 3 включены лампочки 12, 11 и 9. Передача мяча, выполненная в одну из трех зон 4, 3, 2, оценивается адекватно каждой зоне баллами 2, 3, 5. Для адаптации к условиям эксперимента испытуемым вначале предъявлялись модели игровых ситуаций посредством электрических лампочек и давались две попытки на решение игровой задачи, далее они получали окончательные установки: выполнить игровые действия в привычном темпе, добиться максимальной точности передачи мяча в мишень, выбрать направление передачи мяча, адекватно предъявленной игровой ситуации, и не задерживать мяч в руках при выполнении передачи. При выполнении упражнений испытуемые всегда находились между зонами № 2 и 3. Таблица 1 Содержание игровых заданий и шкала оценок правильности выбора игрового действия
Примечание: "с" место расположения связующего игрока После выполнения испытуемым второй передачи мяча на панели прибора высвечивалась оценка правильности выбора направления передачи по пятибалльной шкале: 1, 2, 3, 4, 5. На панелях приборов измерителей последовательных реакций высвечивалось время слежения за полетом мяча, время принятия решения, время обработки мяча в мс. Следовательно, второй этап игрового действия, по нашим данным, включает восприятие элементов содержания моделируемой задачи [81]. Известно, что восприятие входит в ориентировочную часть действия, которая, по мнению многих авторов [19, 61 и др.], играет решающую роль в формировании деятельности. Надежность данного теста определялась методом повторного тестирования (тест-ретест) на основе расчета коэффициента корреляции. (Рxy = 0.89).
|
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! Реклама: |