МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Лисицкая Т.С. - к.б.н., профессор кафедры ТиМ гимнастики, РГУФКСиТ (связь через редакцию журнала)

Новикова Л.А. - к.п.н., доцент кафедры ТиМ гимнастики, РГУФКСиТ (связь через редакцию жур нала)

Лубшева С.В. - преподава тель кафедры ТиМ гимна стики, РГУФКСиТ (связь через редакцию журнала)

Ключевые слова: стили исполнения, характер композиции, созданный образ.

Keywords: styles of execution, character of the composition, the created image.

Резюме. Статья представляет реализацию практической задачи, направленной на создания произвольного упражнения, решение которой зависит от творческих способностей тренера постановщика, и работу над составлением композиций. Весь процесс содержит три этапа. Содержательно раскрывается первый этап, где составление композиции, отбор музыки и артистического образа зависит от личностных особенностей гимнасток.

The resume. Article represents realisation of the practical problem directed on creations of any exercise which decision depends on creative abilities of the trainer-director, and work on drawing up of compositions. All process contains three stages. The first stage where composition drawing up, selection of music and an artistic image depends on personal features of gymnasts substantially reveals.

Эстетическое начало присуще всем видам спорта как проявление физической природы человека, однако в таких видах спорта как художественная, спортивная гимнастика, акробатика, мера эстетичности максимальна в силу определенной направленности правил соревнований.

Повышение трудности произвольных композиций в технико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей в затруднительное положение. Все большее количество спортсменов включает в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняет их технически совершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем моментом, который дает возможность качественного различия выступления спортсменов.

Основная задача, возлагаемая на артистическую составляющую упражнения, состоит в том, чтобы донести до зрителей эмоции и выразить идею, используя следующие три аспекта: музыкальное сопровождение, художественный образ и пластическую выразительность.

Соревновательные композиции как в гимнастике, так и в акробатике должны содержать определенное количество групп трудностей, логически связанных между собой в соответствии с музыкальным произведением.

Процесс создания произвольного упражнения сложен, индивидуален и зависит от творческих способностей тренера-постановщика, его фантазии, умения импровизировать. Также он зависит от технической, физической подготовленности занимающихся, их зрительной, двигательной памяти, музыкального слуха, чувства ритма, выразительности.

Работа над составлением композиций это достаточно длительный, творчески напряженный процесс, который целесообразно разделить на три этапа: I - предварительный (изучение регламенти рующей документации, выбор музыки и элементов), II - этап составления, III - углубленное изучение и совершенствование.

Остановимся на первом этапе, который является основополагающим при выборе стиля будущей композиции.

Задача, которая ставится перед тренером и хореографом при составлении упражнения, максимально раскрыть индивидуальные способности гимнастки, отразив при этом музыкальный характер.

В составлении участвуют, как правило, три человека: тренер, хореограф и гимнастка. Стиль упражнения диктует, выбранное музыкальное произве дение, которое должно соответствовать возрасту, характеру, эмоциональным возможностям гимнастки. Определяется это путем опроса, бесед, иногда интуитивно - нравится музыка, не нравится, смогу выразить ее характер или нет.

Наблюдая за выступлениями гимнасток на соревнованиях разного ранга, возникает вопрос: почему у одной и той же спортсменки одни композиции смотрятся на одном дыхании, они интересны, эмоциональны, а другие скучны и безлики, при равном техническом исполнении. И дело не в хореографе постановщике. В одной композиции гимнастка может максимально раскрыть свои возможности, понять музыку, донести созданный образ до зрителя и судей, в другой лишь выполнить все требования, предъявляемые правилами соревнований.

На наш взгляд, решение данной проблемы может быть найдено в том, чтобы на первом этапе создания произвольной композиции определить к какому типу личности и стилю исполнения относится сама гимнастка и только потом подбирать музыку и образ упражнения.

В процессе исследования личностных особенностей гимнасток (по опроснику Кеттела), а также их артистичности, способности к обучаемости выразительному двигательному навыку и творческих способностей специалистами определены три стиля исполнения.

1. Лирический стиль, который определяется следующими свойствами личности: J - чувствитель ность, Е - независимость, И - интеллект, М - мечтательность.

2. Мажорный (жизнеутверждающий) стиль, который определяется следующими свойствами личности: J - чувствительность, Е - независимость, F - беспечность, МД - уровень самооценки, Q4 - фрустрация.

3. Героический стиль характерен для спортсменок с ярко выраженными личностными качествами, определяемыми как J - чувствительность, Е - независимость, Q2 - самоустойчивость.

Литература

1. Плеханова М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта (художественная, спортивная, эстетическая, аэробическая гимнастика). - М.: 2006

2. Правила по художественной гимнастике (ФИЖ) 2009‑2012. Технический комитет по художественной гимнастике: 2009

3. Сербина Л.П., Каравацкая Н.А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике. Методические рекомендации. - Смоленск: 2002

4. Художественная гимнастика. Учеб. под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко. - М.:2003


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!