ИНТЕРВЬЮ: "ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ" В ноябре 2008 года в Государственном университете "Высшая школа экономики" состоялась 2-я Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности". Об основных темах и результатах конференции беседует главный редактор журнала "Спортивный психолог" Владимир Николаевич Непопалов с участницей конференции, доктором психологических наук, профессором кафедры психологии РГУФКСиТ Ириной Сергеевной Шемет. Владимир Непопалов: Ирина Сергеевна, это уже вторая конференция. А когда была первая? Как вообще возникла идея проводить конференцию по данной тематике? Ирина Шемет: В 2006 году факультет психологии ГУВШЭ провёл первую конференцию по данной теме, высветив тем самым важнейшее направление науки и практики, до сих пор находившееся в тени, на периферии психологии. Программный комитет конференций состоит из видных учёных, фамилии которых входят во все учебники: В. Д. Шадриков (председатель), К. А. Абульханова, В. П. Зинченко, В. В. Рубцов, М. А. Холодная, А. Б. Орлов, В. А. Петровский. В работе конференции принимали участие Д. А. Леонтьев, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Поддьяков, Д. В. Ушаков, Т. С. Леви, В. А. Штроо, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова и другие видные учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Перми и других городов России. В. Н.: Были ли зарубежные участники? И. С.: Да, помимо наших соседей из Белоруссии и Украины, в работе конференции активно участвовал профессор Ленгли из Вены (Австрия) и его коллеги из Лондона. В. Н.: Каковы направления работы конференции? И. С.: Направления самые разные, всего девять секций, начиная от методологии изучения индивидуальности, заканчивая психологией телесности. В. Н.: В чём проблема психологии индивидуальности и почему она возникла именно сейчас? И. С.: Потому что выявилось огромное несоответствие между академической наукой и потребностями практической психологии. Академическая наука нацелена на всеобщие, универсальные явления, на поиск закономерностей. Для этой цели разработаны и методы, и тесты. Всё индивидуальное, особенное подводится под норму. Конкретного человека наука не видит, она взирает на людей с высоты птичьего полёта. А практика нуждается в способах познания и коррекции, применимых к отдельно взятому человеку. За помощью к психологу обращается конкретный человек, а не абстрактная схема. В. Н.: Это же несоответствие есть в психологии спорта; тренер просит дать конкретный совет, а психолог не всегда это может. И. С.: Вот и собрались видные учёные-психологи, чтобы попытаться продвинуть науку к практике, сделать её адекватной современным задачам. В. Н.: Ирина Сергеевна, а вы лично как давно занимаетесь данной проблемой? И. С.: Более двадцати лет. Обе мои диссертации посвящены индивидуальному развитию. Тема докторской так и называется "Методы интеграции психики". Она посвящена разработке концепции и методов, позволяющих конкретному человеку найти свой индивидуальный путь совершенствования. Там же пришлось разработать научные критерии оценки практических методов. А поскольку это для академической науки была инновация, необходимо было разработать и философские, и методологические основы методов интеграции психики. Один из моих оппонентов, академик В. А. Петровский, сказал, что моя диссертация - "инструмент связи: "академическая психология личности" - "практическая психология". Так что прошедшая конференция непосредственно находится в русле моих научных и практических изысканий. Проблема индивидуальности является краеугольным камнем, позволяющим высветить принципиальные методологические различия между отраслями психологии. В. Н.: Раскройте для наших читателей эти различия. И. С.: Индивидуальность - это человек, взятый в единстве и многообразии психических и физических свойств. Для эффективного изучения индивидуальности необходимо выявить не только структуру и функции этих свойств, но и их особенности, а также источники возникновения этих особенностей. Только в этом случае возможно создание целостной психологической характеристики человека, включающей прогноз поведения в различных ситуациях и адекватные способы воздействия. Предметом психологической науки и практики является психика человека - сложная и многомерная система. В научной, житейской и практической психологии применяются разные методы познания и воздействия. Научная психология в качестве метода познания использует создание рациональных моделей, которые накладываются на предмет познания и преломляют его в том или ином аспекте. Сами модели являются продуктом сознания и в силу этого имеют принципиально меньше мерностей, чем изучаемый предмет. В этом заключается недостаток данного метода. Преимуществом такого упрощённого способа представления предмета психологии является отчуждаемость и воспроизводимость полученного знания, следствием чего является существование научных школ. Обобщённо способ взаимодействия познающего и познаваемого в научной психологии можно обозначить как со-знание. Методы психологического воздействия в научной психологии разрабатываются на основе и в рамках созданных моделей, что также даёт возможность их отчуждения и существования практических школ. Отрицательной стороной созданных таким путём методов воздействия является ненадёжность результатов, так как метод применяется не к модели, а к многомерной психике. Недостатком является также долговременность цикла познание - воздействие. Вершиной научного психологического познания являются типологии, вершиной научной практики - тестирование, то есть подведение индивидуальностей под типологию. В. Н.: Вы хотите сказать, что всё это не пригодно для изучения индивидуальности? И. С.: Совершенно верно. Применяя научную методологию, в принципе невозможно познать и изучить конкретного человека в единстве и многообразии его свойств. Индивидуальность становится материалом для интерпретаций разных научных школ, ни одна из которых не схватывает целого, а лишь проецирует на человека свою ограниченную схему. В связи с этим развитие научной психологии происходит в сторону создания всё более мерных моделей, а также использование более компактных, чем научные термины, способов фиксации смыслов: метафор, образов, мифов. Происходит дрейф в сторону литературного способа познания человека, который имеет принципиально другую методологическую основу, а именно житейскую психологию. В. Н.: Чем же житейское познание отличается от научного? Учебники психологии нам внушили, что житейская психология - это что-то примитивное. И. С.: Вовсе нет. У житейской психологии тот же предмет, что и у научной, однако принципиально другим является метод, который мы назвали аналоговым. Исходная установка в житейском познании одного человека другим сводится к тому, что каждый познаваемый человек имеет такую же психику, как и познающий, поэтому можно пользоваться собственной психикой как аналоговым инструментом для познания и воздействия. При этом акт познания происходит бессознательно. Преимущества такого способа: быстродействие, отсутствие опосредований, универсальность, высокая надёжность - следуют из того, что объект и субъект познания обладают соответствующим числом измерений. Недостатком аналогового метода познания является его неотчуждаемость, а также зависимость результата от качества аналога. Личный опыт существенно влияет на результат познания, поэтому развитие способа познания в житейской психологии заключается в приобретении разнообразного и адекватного объекту познания жизненного опыта, таким образом, существует возможность постоянного совершенствования аналога. Адекватность аналогового метода в познании индивидуальности доказывают произведения художественной литературы, создавшие яркие индивидуальные образы, многие из которых в дальнейшем стали типажами, а сами писатели закрепили за собой репутацию великих знатоков человеческой души. В. Н.: Это способ познания. А способ воздействия тоже отличается? И. С.: Способ воздействия в житейской психологии можно охарактеризовать как со-чувствие, со-переживание, со-причастность, то есть со-бытие, со-участие. Этот способ воздействия также имеет профессиональную представленность в искусстве: актёрское мастерство заключается в том, чтобы привести актёра в состояние, аналогичное герою, и передать это состояние зрителю, заставляя его сопереживать по аналогии с чувствами героя. В последнее десятилетие бурно развивается практическая психология, которая, хотя и выросла из научной, то есть применяет обобщённые схемы, но больше всего сталкивается с их ограниченностью в познании индивидуальности. Практический психолог имеет дело с реальными людьми, их историями, чувствами, которые редко вписываются в концепции, особенно созданные на Западе, особенно сто лет назад. Отечественный практический психолог в познании индивидуальности оказывается без инструментария и вынужден работать методами житейской психологии: эмпатируя, напрягая свои психические ресурсы, эмоционально помогая клиенту. Полученные интуитивно догадки практический психолог выражает в психологических терминах, их же использует для обоснования своих, по сути житейских рекомендаций. Своё профессиональное мастерство консультант приобретает через опыт, практически совершенствуя свою психику как аналог - точно так же, как писатель или актёр. В. Н.: По-другому это называется "интуицией". Она очень важна для спортивного психолога. И. С.: Аналоговый способ познания широко применяется в психологии спорта, когда бывшие спортсмены и тренеры зачастую лучше понимают индивидуальность и анализируют психологические проблемы, чем профессиональные психологи. Я утверждаю, что адекватной мерой человеческой индивидуальности является только другая человеческая индивидуальность и именно поэтому существует противоречие между необходимостью познания индивидуальности в прикладных отраслях психологии и отсутствием соответствующего научного инструментария. В. Н.: И как же вы предлагаете преодолевать этот разрыв? И. С.: Пока что этот разрыв преодолевается путём интеграции методов научного (выявляющего) и житейского (проникающего) методов познания, который стихийно, неосознанно осуществляют практические психологи. Есть ли методологическиё выход из этого противоречия? Его предлагает интегративная психология. Интегративная психология претендует на целостное и при этом научное представление психики человека во всех его мерностях, то есть на построение идеальных моделей, адекватных изучаемому предмету по уровню сложности и системности. Метод познания интегративной психологии интегрирует научный и аналоговый методы: познание осуществляется по субъективной аналогии, при этом представляется в научных терминах. Принципиальным является то, что для такого способа познания нужен особый аналог: психика, осознающая себя во всех мерностях, то есть интегративная психика, обладающая сверхсистемными свойствами: всезнание, всевидение и так далее. В связи с этим огромные усилия представителей интегративной психологии направлены не на познание людей и не на концептуализацию, а на создание и личное применение различных методов, повышающих целостность психики, другими словами, на интегративное развитие собственной психики, превращение самих себя в более качественные аналоговые инструменты. В этом заключается концептуальное отличие метода интегративной психологии от научной психологии и наук вообще, не предъявляющих к ученым требований самотрансформации. Этим же объясняется повальное увлечение молодых психологов тренингами, шаманизмом, магией и другими психотехнологиями, весьма не похожими на науку. В. Н.: Кто из учёных относится к направлению интегративной психологии? Как она организована? И. С.: Организационной формой существования интегративной психологии является журнал "Вестник интегративной психологии", издаваемый Международной академией психологических наук. Учёные этого направления, к которым я отношусь, с 2003 года собираться на ежегодную конференцию по Интегративной психологии в Ярославле. Лидером направления является профессор В. В. Козлов. Само направление возникло в конце 80-х годов, диффузно существовало в виде тренингов, семинаров. Я в 1994-1996 годах организовала и провела в г. Костроме три научно-практические конференции "Интегративные психотехнологии в социальной работе". В. Н.: Каковы преимущества метода воздействия, применяемого в интегративной психологии? И. С.: Воздействие в интегративной психологии также интегрирует со-знание и со-бытие, и представляет собой совместное осознавание совместного бытия: сознание события, - при этом событие представляет собой бесконечный процесс интеграции. Сам процесс познания и воздействия близок к искусству, а язык напоминает поэзию. Преимущества метода интегративной психологии заключаются в быстродействии, надёжности результата, а также в отчуждаемости как методов интеграции, так и языка познания. Недостатками являются очень длительный процесс обучения и нежелание исследователей отчуждать свои технологии, что приводит к сужению потенциала развития интегративной психологии. В. Н.: А каковы критерии истины? И. С.: Для перечисленных способов психологического познания существенно отличается представление об истине. В научной психологии: истина рождается в диалоге. В житейской психологии: сколько людей, столько и мнений. В интегративной психологии истина одна. Применительно к познанию индивидуальности это будет выглядеть так: в научной психологии для познания индивидуальности нужно создавать экспертную комиссию. В практической психологии: если вас не устраивает моё мнение, обратитесь к другому консультанту. В интегративной психологии: чем выше уровень интеграции психики познающего, тем ближе он к истине. В. Н.: Всё это звучит очень заманчиво. А каковы перспективы внедрения этих интегративных методов познания и воздействия в психологию спорта? И. С.: Что касается конкретных внедрений, то и индивидуальные, и групповые методы уже апробировались на спортсменах, результаты очень хорошие. В. Н.: Спасибо за интервью. Будем надеяться, что новые методы познания индивидуальности помогут в развитии Российского спорта. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |