ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА-ЕДИНОБОРЦА

Дементьев В.Л. - д.п.н., профессор, кафедра теории и методики спортивных единоборств РГУФКСиТ, e-mail: silkroad-63@mail.ru

Сизяев С.В. - к.п.н., тренер-преподаватель по УШУ клуба "Шелковый путь"

Ключевые слова: восточное единоборство, психологическая подготовка, готовность, технические действия, состояния, регуляция, идеомоторика.

 

Восточные единоборства располагают огромным арсеналом средств и методов психологической подготовки. Однако в настоящее время в спортивной практике наблюдается практически полное отсутствие использования специфических восточных приемов, средств и методов психологической подготовки [9]. Характерным является заимствование внешней атрибутики (ритуалы, форма одежды, термины и команды на соответствующем восточном языке). Что же касается содержания учебно-тренировочного процесса, то здесь наблюдается преобладание технической и физической составляющих, что связано не столько со спортивной направленностью занятий, сколько с недооценкой роли психологической подготовки, а главное, с непониманием целостности процесса подготовки спортсмена, объединяющим в себе физическую, техническую, тактическую, психологическую и интеллектуальную составляющие [4]. Причиной данного положения является, на наш взгляд, недостаточная изученность и малопонятность средств и методов психологической подготовки в восточных единоборствах, впрочем, как и общих педагогических подходов Востока в целом.

Наиболее остро проблема неразработанности содержания и методического обеспечения психологической подготовки стоит при работе с юными спортсменами, в особенности, на этапе начальной подготовки.

Занятия восточными единоборствами на этапе начального обучения, т.е. приобщения к спорту, сопряжены с рядом факторов, создающих для ребенка ряд трудностей: непривычные физические нагрузки, боязнь возможного травматизма и боли, страх перед неудачами и т.п. [4]. Данный этап обучения в восточных единоборствах, как правило, совпадает с младшим школьным возрастом. В этот период жизни ребенка происходит развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе развития способности психорегуляции [2]. Именно в этом возрасте целесообразно воспитывать внимание, в особенности произвольное (волевое), и восприятие [10]. Благоприятен данный возраст и для формирования способности к волевым действиям (воспитания воли), что является необходимым условием как для осуществления психической саморегуляции в частности, так и для успешной спортивной деятельности в целом. В данный период активно развивается воображение, происходит эмоциональное развитие. В этой связи учебно-тренировочный процесс целесообразно осуществлять в обстановке яркой эмоциональной окрашенности, приподнятости.

Исходя из сказанного, становится очевидным, что психологическая подготовка должна осуществляться с самого начала спортивного пути. Актуальность проведения тренером психологической подготовки на этапе начального обучения, как и необходимость овладения юными спортсменами навыками психической саморегуляции и самоконтроля с первых шагов занятий спортом, неоднократно подчеркивались ведущими специалистами [14, 16 и др.].

Известно, что восточные мастера единоборств (в частности, ушу) при обучении своих учеников передают знания посредством художественных, эмоционально окрашенных образов [4]. Причем различные образы, аналогии и аллегории используются как при обучении отдельным техническим действиям (техническая подготовка), так и с целью понимания принципов ведения поединка в рамках определенного стиля (тактическая и интеллектуальная подготовка). Рассмотрим данное положение на следующих примерах.

Технические действия и комплексы в ушу имеют, как правило, поэтически окрашенные образные названия. В качестве примера приведем некоторые технические действия и их комплексы из ушу:

"стопа-вихрь" - удар ногой в прыжке с разворотом на 360 градусов, где вращение тела в воздухе должно быть подобно вихрю;

"громовая стопа" - удар стопой в пол, использующий упругие свойства мышц при амортизации от пола для последующего удара другой ногой;

"большой резак" - пробивающий удар основанием ладони в корпус, отбрасывающий противника;

"посох обезумевшего дьявола" - занимающийся выполняет движения с палкой с такой скоростью и ожесточением, будто он перевоплотился в грозное мифическое существо в состоянии крайнего эмоционального возбуждения.

В одном из стилей спортивного ушу перед отработкой сложнокоординационного и динамичного комплекса движений тренер так объясняет существо изучаемых действий: при выполнении комбинации высоких прыжков, приземлений после них и перемещений в стелящихся низких стойках действия учеников должны быть подобны по своей стремительности и легкости порывам ветра.

При воспитании быстроты, ловкости, вестибулярной устойчивости используется комплекс движений "ястреб пролетает сквозь лесную чащу" - стремительные передвижения в сочетании с вихреподобными вращениями тела напоминают атакующего ястреба, совершающего на огромной скорости пируэты меж ветвями деревьев и несущегося к добыче [9].

Для формирования "взрывных проявлений" выполняемых движений используется образ внезапно обрушающейся крыши здания.

Для устранения сутулости и формирования правильной осанки используется образ сравнения головы с воздушным шаром, устремляющимся вверх и вытягивающим за собой позвоночник, тем самым выпрямляя ученика и внушая ему дополнительную уверенность в себе.

Образы используются не только при освоении отдельных технических действий и для воспитания двигательных качеств, но и в целом для формирования особой культуры движений, свойственной изучаемому стилю. Так, например, стиль тигра характеризуется сочетанием легких и воздушных перемещений и жестких, мощных атак.

В стиле змеи для формирования сложнокоординационных и пластичных движений тренер дает задание ученикам уподобить свое тело телу змеи. При этом звенья тела должны двигаться согласованно, чтобы не было никаких ощущений угловатости и дискретности движений.

Важнейшей составляющей демонстрации технических приемов восточными мастерами единоборств является ее высокая эстетичность, зрелищность, одухотворенное состояние мастера при их исполнении. Показ технических действий сопровождается демонстрацией боевого духа, боевого воодушевления, что демонстрируется мимикой и боевыми выкриками [9].

В данной связи не будет лишним привести пример из личного опыта. Обучение автора данной статьи на различных семинарах с участием мастеров традиционного ушу из КНР не вызывают сомнений в высокой эстетичности, зрелищности изучаемой техники и одухотворенном состоянии мастера при ее исполнении. В то же время эмоции мастера не доходили до крайности: не было ни агрессии, ни противоположных ей небесно- лирических чувств, более свойственных балету. Это была демонстрация именно боевого духа, боевого воодушевления. Мастер то стремительно перемещался, вращаясь, извиваясь и неожиданно нанося немыслимые удары, то замирал, словно зверь перед решающей атакой. Лицо выражало одухотворенность, благородство и решимость. Это было сколь мощно, столь и утонченно. Это было сочетание высокого искусства и атлетизма.

Данный подход при обучении единоборствам на Востоке, использующий различные образы, аналогии и аллегории, применяется и с целью психорегуляции занимающихся. Становится понятным, что важной составляющей обучения в единоборствах Востока является высокая эстетичность выполняемых действий и возвышенное и, в то же время, "боевое" состояние психики (состояние "боевого духа"). Такое состояние в психологии принято называть "боевым воодушевлением" [11].

Необходимо отметить, что положительный, ярко эмоциональный фон при занятиях единоборствами и особенно во время поединка ничуть не противоречит требуемой в бою сосредоточенности и мобилизации сил. Уместно отметить, что возвышенно бесстрашное отношение к бою и опасности характерно и для русской военной традиции. Например, выдающийся полководец А.В. Суворов испытывал величайшее наслаждение от переживаемой опасности в бою, черпал тем самым силы и призывал к этому своих солдат [11].

Однако данный подход, основанный на использовании образного мышления и двигательных представлений, еще не нашел должного использования в практике занятий восточными единоборствами в России, в особенности, при занятиях с начинающими спортсменами [9].

В целях устранения данного недостатка нами был разработан метод регуляции предстартовых состояний, основанный на использовании ярких, эмоционально окрашенных образов, аналогий и аллегорий [17]. В основу метода положены дыхательно-медитационные упражнения единоборств Востока, основанные на диафрагмальном дыхании [8] и специфические восточные приемы психотренинга [7], направленного на формирование состояния боевой готовности посредством использования образов и двигательных представлений.

Поскольку, согласно Л.П. Матвееву, методы "направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений" [12, с. 41] относятся к специфической группе методов, называемых идеомоторными, имеется основание назвать предлагаемый метод идеомоторным методом регуляции предстартовых состояний (ИМ РПС). Схема построения ИМ РПС представлена на рисунке 1.

ИМ РПС разработан с целью обучения и тренировки юных спортсменов психорегуляции на этапе начальной подготовки.

При создании ИМ РПС также были учтены и научно-методические разработки западных, в том числе российских, специалистов в области спортивной психологии, учтен опыт создания методов предсоревновательной психологической подготовки спортсменов. Помимо идеомоторной тренировки [3] использованы такие средства регуляции предстартовых состояний, как психорегулирующая тренировка. Данный выбор продиктован двумя причинами. Во-первых, идеомоторная тренировка является родственной аутогенной, поскольку и в том, и в другом случае, как указывал А.В. Алексеев [1], используется связь между головным мозгом и скелетными мышцами: посредством возникновения в мозгу образов возникают различные движения мышц и ощущения в теле, а мышечные сокращения и ощущения в свою очередь влияют на психическое состояние. Во-вторых, психорегулирующая тренировка получила более широкое распространение в качестве средства регуляции предстартовых состояний по сравнению с идеомоторной тренировкой, которая, как правило, используется в качестве средства технической подготовки спортсменов [13]. Также при создании ИМ РПС были учтены разработки из арсенала дыхательных упражнений, применяющиеся традиционно в западной (отечественной) практике. Из них были отобраны упражнения, аналогичные восточным [6].

Рис. 1. Схема построения идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний

Регуляция предстартовых состояний спортсменов предлагаемым методом разделена на пять этапов (подготовительный, успокаивающий, переходный, мобилизационный и завершающий). На рисунке 2 представлена поэтапная регуляция предстартовых состояний с указанием методов формирования состояния боевой готовности спортсмена.

Рис. 2. Методы формирования состояния боевой готовности на этапах регуляции предстартовых состояний спортсмена

I. Подготовительный этап.

Тренер проводит беседу о значимости психотренинга, о роли мотивации и целеполагания, давая понять юным спортсменам, что "без правильно сформулированной мотивации, которая в свою очередь зависит от правильно поставленной цели, нельзя добиться высоких результатов" [15, с. 32]. С этой целью в беседе решается задача формирования осознанного отношения к предстартовой психологической подготовке и предстоящим соревнованиям как к средству воспитания личности единоборца. Также, чтобы помочь спортсмену поверить в свои силы, сформировать у него необходимую мотивацию, тренер рассказывает одну из восточных притч соответствующей тематики и приводит примеры реальных, исторически подтвержденных событий о проявлении человеком сверхвозможностей в экстремальной ситуации.

На последующих этапах на первый план выступают идеомоторные представления.

II. Успокаивающий этап.

Упражнения данного этапа направлены на установление контроля над дыханием с целью подготовки к последующей мобилизации, что в свою очередь необходимо для создания позитивного настроя перед предстоящими соревнованиями.

Спортсмен должен почувствовать радость от скорого начала соревнований. При вдохе спортсмены представляют, что руки "всплывают" подобно воздушным шарам. Рекомендуется также проводить аналогию рук с облаками, поднимающимися от земли или крыльями огромной птицы, совершающей взмах ими. Можно представлять, что руки наполнены летучим газом, как воздушные шарики. При вдохе также можно представить, что ладони зачерпывают воздух, охватывая все небо.

В конце вдоха, когда руки подняты вертикально вверх, спортсмены представляют, что тело готово воспарить как в невесомости. Перед выдохом совершается короткая задержка дыхания и спортсмены представляют, что воздух, а вместе с ним и энергия, мощь, сила, начинают словно дождь изливаться с неба, растекаясь от макушки вниз по всему телу.

С этого момента начинается выдох: представляем, что ладони как поршни насоса или кузнечные меха медленно и без усилий помогают воздуху опуститься, заполняя все тело, в особенности живот (что связано с диафрагмальным характером дыхания). Также рекомендуется представлять и вызывать соответствующие ощущения, что воздух опускается от макушки и заполняет живот, а под ладонями находится воздушный шар, который сдувается и воздух из него проникает в живот.

III. Переходный этап.

Упражнения переходного этапа нацелены, согласно названию, на изменение основной стойки и траектории движений рук в соответствии с требованиями предстоящего мобилизационного этапа.

Спортсмену требуется добиться собранности и волевого настроя на предстоящие соревнования. Идеомоторные представления направлены на уподобление рук поршню или насосу, качающему воздух: на вдохе щекочущие ощущения, на выдохе ощущения давления.

IV. Мобилизационный этап.

На мобилизационном этапе упражнения направлены непосредственно на вхождение в состояние боевой готовности. Спортсмену нужно почувствовать в себе органичный сплав физической силы и психической энергии. Выполняется "силовое" дыхание. Спортсмену требуется вызывать ощущения тепла во всем теле, особенно в животе, переходящие в жар.

Также необходимо, уподобляя себя дракону, представлять на выдохе, что из рук исходит огонь, а ноги, словно лапы дракона, захватывают землю когтями.

Для создания специфического звука на выдохе рекомендуется представлять рев ракетного сопла или другие подходящие образы, например, яростное шипение змеи или рев тигра.

V. Завершающий этап.

Данный этап служит для кумуляции эффекта от предыдущего мобилизационного этапа. Спортсмену необходимо добиться состояния наполненности и даже перенаполненности энергией при внутреннем состоянии спокойной уверенности в победе.

Идеомоторные представления направлены на сохранение ощущений тепла (жара) во всем теле, что служит для кумуляции эффекта предыдущих этапов. Также необходимо вызывать во всем теле ощущения наполненности силой, энергией, переходящие в ощущения распирания. С этой целью спортсмены проговаривают формулы (на выбор): "Я полон сил!", "Я готов к бою!", "Мне никто не страшен!". Возможны и другие формулы, подобранные индивидуально тренером или спортсменом. Проговаривание формул усиливает эффект идеомоторных представлений, что связано с сильным воздействием слова на психику [1].

Упражнения ИМ РПС выполняются в группе под руководством тренера перед началом соревнований. На основе ИМ РПС разработана экспресс-методика регуляции предстартовых состояний, предназначенная для самостоятельного использования спортсменом непосредственно перед выходом на поединок для формирования состояния боевой готовности. Кроме того, были разработаны, апробированы и экспериментально обоснованы простые в применении и информативные для тренера и юных спортсменов методики регистрации психофизических сдвигов после осуществления регуляции предстартовых состояний спортсмена-единоборца [5]. Эффективность ИМ РПС и экспресс-методики доказаны экспериментально [18].

Заключение. Обучение юных спортсменов навыкам саморегуляции и самоконтроля целесообразно осуществлять с этапа начальной подготовки.

На Западе психологическая подготовка спортсмена базируется на сознании человека, т.е. на развитии и использовании у него дискурсивно-логического мышления и вербальной мотивации действий, а подсознательная сфера практически не затрагивается. В то же время естественные реакции человеческой психики на предстартовую ситуацию носят ярко выраженный подсознательный характер. Именно поэтому очень интересен многовековой опыт единоборств Востока, в которых при подготовке бойца используется беспонятийное, интуитивное мышление, состояние "не-ума", образно-чувственное восприятие, отсутствие вербальной мотивации действий. Восточные психорегулирующие практики являются синтезом медитационных и дыхательных упражнений, объединенных и базирующихся на психологических установках дзэн. Однако вышеуказанные средства не нашли обоснования в западной науке, не представлены в виде методик (методического материала) и не адаптированы применительно к особенностям западного менталитета.

Практика использования дыхательных упражнений в предстартовой психорегуляции нашла свое применение как на Востоке, так и на Западе. При этом методы использования дыхательных упражнений в единоборствах Востока не являются отдельным разделом подготовки, а служат связующим звеном между физическими и психическими процессами. Данные методы близки к специфической группе методов (применяемых на Западе) направленного использования спортсменом мышечно-двигательных и других чувственных представлений, внутренней речи и образного мышления для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений (применяемых на Западе и называемых идеомоторными).

Изучение опыта подготовки бойцов в восточных единоборствах позволило выделить использующиеся на Востоке средства и методы регуляции предстартовых состояний, которые затем были успешно адаптированы к психологической подготовке юных спортсменов.

Идеомоторная тренировка, базирующаяся на использовании эмоционально окрашенных образов и применяемая на основе разработанных ИМ РПС и экспресс-методики регуляции предстартовых состояний, является одним из примеров успешного использования средств и методов единоборств Востока в психологической подготовке спортсменов-единоборцев.

Проведенная научно-исследовательская работа получила свое отражение в монографии, подготовленной к изданию и предназначенной как для тренеров и спортсменов-единоборцев, так и для студентов физкультурных вузов, специализирующихся по спортивным единоборствам. Однако очевидна необходимость в проведении дальнейших исследований в области использования восточных средств и методов психологической подготовки. Особо ощутима необходимость в продолжении подобных разработок с целью внедрения их в процесс подготовки юных спортсменов.

Литература

1. Алексеев А.В. АГИМ / А.В. Алексеев. - М., 1995. - 88 с.

2. Бабушкин Г.Д. Психологическое обеспечение многолетней подготовки юных спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, В.Н. Смоленцева // Юношеский спорт XXI века: материалы конф. / Рос. гос. академия физ. культуры. - М., 2002. - С. 26 - 31.

3. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте / А.А. Белкин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

4. Гожин В.В. Значимость и особенности психологической подготовки юных спортсменов на начальном этапе специализации в восточных единоборствах / В.В. Гожин, В.Л. Дементьев, С.В. Сизяев // Детский тренер. - 2005. - № 2. - С. 10-15.

5. Гожин В.В. Методики тестирования предстартовых состояний спортсмена как неотъемлемая составляющая профессиональных знаний и умений будущих тренеров / Гожин В.В., Дементьев В.Л., Сизяев С.В. // Совершенствование системы подготовки кадров на кафедрах борьбы в государственных образовательных учреждениях физической культуры: материалы всерос. науч. конф. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2006. - С. 16-20.

6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.

7. Дементьев В.Л. Восточная медитация и психотренинг в подготовке спортсменов-единоборцев / Дементьев В.Л., Сизяев С.В. // Инновационные технологии в спортивных единоборствах: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Чумакова Е.М. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2004. - С. 70-77.

8. Дементьев В.Л. Использование дыхательных упражнений восточных единоборств для формирования умений и навыков вхождения спортсменов в состояние боевой готовности / Дементьев В.Л., Сизяев С.В. // Актуальные проблемы спортивной борьбы: сб. науч.-метод. ст. / М.: СпортУниверПресс, 2003. - С. 61-67.

9. Дементьев В.Л. Нетрадиционный подход в психологической подготовке спортсменов-единоборцев / Дементьев В.Л., Сизяев С.В., Москвитин П.М. // Исследования молодых ученых в практику единоборств: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Чумакова Е.М. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2007. - С. 24-30.

10. Крутецкий В.А. Психология: учеб. для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980.- 352с.

11. Куликов Л.В. Психические состояния / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

13. Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов / Р. Найдиффер // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 8-20.

14. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Т.Т. Джамгаров, А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.

15. Родионов А.В. Психофизический тренинг / А.В. Родионов // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 7. - С. 32-33.

16. Сивицкий В.Г. Организация и направления психологического сопровождения спортсменов / В.Г. Сивицкий // Спортивный психолог. - 2007. - №2(11). - С. 11-23.

17. Сизяев С.В. Идеомоторный метод в методике регуляции предстартовых состояний спортсменов-единоборцев / Сизяев С.В., Дементьев В.Л. // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов: материалы всероссийской науч. конф. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2004. - С.35-43.

18. Сизяев С.В. Экспериментальное исследование эффективности идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний / Сизяев С.В., Дементьев В.Л. // Исследования молодых ученых в практику единоборств: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Чумакова Е.М. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2006. - С. 164-169.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!