Трибуна

СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ: НОВЫЕ И СТАРЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЯ

Роланд Рэнсон,
факультет физического воспитания и психотерапии
университета Лёвен, Бельгия

Спорт - продукт современности. Как европейское сообщество за последние два столетия превратилось из преимущественно сельскохозяйственной феодальной общины ("gemeinschaft") ("gesellschaft"), так элитарные физические упражнения и игры простонародья постепенно превратились в практикуемый по международным стандартам спорт высших достижений, Норберт Элиас изложил концепцию всеобщего Процесса цивилизации (1938 г.), который привел к повышению качества социальных стандартов с одновременным усилением необходимости строго и более последовательного самоконтроля людей за своими чувствами и поведением. Формы игр и физической активности не только подверглись влиянию этого всеобщего процесса, но и сами сыграли активную роль в нем. Такая "спортизация" игр и развлечений произошла прежде всего в Англии в 18-19 веках. Ни Элиас, ни его последователь Эрик Дуннинг не упустили из виду некоторые тенденции современного спорта, которые на первый взгляд, кажется противоречат цивилизованной парадигме. Они признали, что прогресс необязательно является однонаправленным и что внутри всеобщего цивилизационного процесса можно обнаружить так называемые децивилизационные вмешательства (Дуннинг, 1990год). Для объяснения массовых сцен насилия, например, в современном футболе Элиас и Дуннинг ввели термин "потребности в возбуждении", испытываемой гражданами "невозбудимых" обществ ("Потребности в возбуждении", 1986 г.).

Я придерживаюсь мнения, что "процесс любой ценой" ключевое слово к пониманию современного общества и современного спорта. "Быстрее, выше, сильнее", девиз олимпийского движения, заимствованный П.де Кубертеном у французского отца-доминиканца Анри Дидона, - языческая ода современной концепции прогресса (Ренсон, 1998 г.).

Живущий и работающий в Дании немецкий ученый Хеннинг Айхберг внес основательный вклад в модернизацию культуры движения в Европе. В своих работах "Путь спорта в индустриальной цивилизации" и "Удовольствие, наслаждение, движение" он скептически оценивает однолинейные интерпретации прогресса, "которые видят в прошлом всего лишь шаг к настоящему и пренебрегают ролью "другого" и "чужого" в истории". (Айхберг, 1978 г.).

Можно сказать, что на сегодняшний день культура движения скорее не разведанный маршрут, занявший свое место в истории, а дорога, по которой еще предстоит попутешествовать. Я заимствую эту концепцию у Хэлли Поиндекстера (1998 г.), указывающего, что тропы, непройденные, или отвергнутые, или незамеченные физическим воспитанием, влияют порой на позиции физического воспитания ничуть не меньше, чем проторенные дорожки. Я хотел бы процитировать тарктовку Айхбергом развития конного спорта, до и после 1800 года. По его мнению, на рубеже веков произошел сдвиг от художественной хореографии к гонкам на время. Айхман находит аналогию этому в том, что общественные ценности в то время смещаются от "представления", "игры" к "достижениям", характеризующим межличностные отношения внутри открытого общества, ориентированного на экономические свершения.

Подводя итог моему вступлению, хочу процитировать работу Аллена Гуттманна "От ритуала к рекорду" (1978 г.). Гуттманн выделяет 7 особенностей в процессе модернизации спорта:

* - секуляризация,

* - стремление к правноправию,

* рационализация,

* специализация,

* бюрократизация,

* засилие цифр,

* погоня за рекордами.

Современный спорт потерял сакраментальный, культовый характер и превратился в светскую деятельность. В современно спорте соперники разделены по возрастным группам, весовым категориям и т.п. Спортсмены становятся узкими специалистами, а тренировочный процесс строится чрезвычайно рационалистически. Современных спортсменов окружает бюрократия ассоциаций и федераций по видам спорта, представленная администраторами, официальными представителями, руководителями, тренерами, врачами и физиотерапевтами. В отличие от достижений древних олимпийцев нынешние результаты современных атлетов фиксируются с помощью разнообразных цифр, обогащая статистические материалы. И наконец, рекорды превратились в абстрактное, универсально средство, с помощью которого спортсмены могут бросить вызов друг другу, даже не встречаясь с соперником.

"Спорт для всех" - продукт шестидесятых. Концепция "спорта для всех" была принята Советом Европы в 1966 году как долгосрочная спортивная программа. Стоит заметить, что этот демократический прорыв в спорте произошел за 2 года до студенческих волнений 1968 г. Таким образом, "спорт для всех" предвосхитил такие лозунги, как "L' imagination au pouvoir" и "Make love not war". Группа планирования, собравшаяся в 1968 г. во Фландрии для конкретизации идеи "спорта для всех", определила, что всеообъемлющая цель спорта для всех - "создание условий - мужчинам и женщинам, представителям всех возрастных групп - для поддержания физического и психического уровня развития, необходимого для жизни, а также защита человечества от вырождения".

Эти базисные принципы были вновь сформулированы с использованием менее апокалиптической терминологии на конференции европейских спортивных министров в Брюсселе в 1978 году. Основные принципы выработанной тогда Европейской Хартии спорта для всех гласят:

право на участие в спортивной жизни;

гуманистическое и социо-культурное развитие;

сотрудничество официальных лиц и общественников-добровольцев;

самозащита спорта от эксплуатации;

доступность спортивных сооружений для рекреационных целей;

необходимость подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях.

Мы ясно видим, что спорт для всех стал продуктом политической культуры своего времени, впитав ценности демократизации и плюрализма.

Новые перспективы спорта для всех

Спорт для всех как альтернатива. Первоначально спорт для всех был задуман как средство понижения порога для участия в большом спорте и как один из элементов складывающегося плюралистического ландшафта спортивной жизни, включающего в себя как спорт высших достижений, так и рекреационный спорт.

Очень скоро, однако, концепция спорта для всех была переосмыслена. Спорт для всех стал рассматриваться как альтернатива высоко стандарализированному и коммерциализированному спорту высших достижений. Спортивный социолог из Финляндии Калеви Хейниля представил спорт для всех и спорт высших достижений в качестве альтернативных сферфизической культуры, значительно отличающихся друг от друга как в своих целях, так и в средствах достижения этих целей. По мнению Хейниля, для спорта для всех участие намного важнее результатов. В большом же спорте достижения и результаты становятся важнее самой спортивной активности как таковой.

Гибридизация спортивного ландшафта. В начале 20 века человеческая культура движения могла быть разделена на 3 части. Во-первых, сохранились традиционные игры: теннис, пелота и т.п. Во-вторых, в спортивную жизнь буквально ворвались идеология и политика, и даже сегодня названия некоторых видов спорта этимологически связаны с католичеством, либерализмом и социализмом. В-третьих, из Великобритании были импортированы новые виды спорта.

В настоящее время эта триада культуры движения подвергается дальнейшей дифференциации, выливающейся в радикальную гибридизацию. Некоторые немецкие исследователи называют такую тенденцию "внутренней дифференциацией спорта" (Гюльденпфеннинг, 1996 г.; Хартманн - Тевс, 1996). Объяснение этому процессу находится в реакции на "сверхинституализацию" и "сверхсоревновательность" современного спорта, приводящей к возникновению "физической контркультуры" (Бетте, 1989 г.). Эта новая культура движения иногда называется "неспортивным спортом" (Дитрих и Хайнеманн, 1989 г.), "нехарактерным спортом" (Дигель, 1990 г.) или "деспортивным спортом"(Крум, 1991 г.).

Энтузиасты постсовременной культуры движения все больше и больше напоминают диссидентов-индивидуалистов. Они бегают по утрам, занимаются горным велосипедом, проводят по полчаса на корте для сквоша или в фитнес-центре - конечно, в свободные от просмотра спортивных телепередач часы. Поведение постсовременных спортивных энтузиастов можно назвать скорее краткосрочной имитацией, чем серьезной инициацией. Наши новые святые - герои спорта, гуру фитнеса и звезды салонов красоты. Их поклонники объединяются в группы и пытаются приспособиться к новому стилю жизни.

К тенденции нарциссической индивидуализации культуры движения добавляется другая тенденция - поиска новых форм захватывающих ощущений. Городская молодежь предпочитает мотороллерам и роликовым конькам вчерашнего дня скейтборды и "сити-байки". Монолыжи, "скиборды" и "пара-ски" - новые виды лыжного спорта. Жажда скорости на воде может быть утолена катамаранми, скутерами и серфингами.

Глобализация и локализация спорта. Наиболее общепринятой интерпретацией понятия "глобализация" является идея о том, что благодаря торговой и культурной синхронизации мир становится более и более единым и стандартизированным. Более "медиагеничным" словами этот процесс можно назвать кокаколагизацией или макдональдизацией. В спортивной среде используются и такие термины как неоколонизация (Айхберг, 1984 г.; Ренсон, 1992 г.) или культурный империализм (Гуттманн, 1994 г.). Однако глобализация, приведшая к параллельной дедифференциации традиционных границ, кажется, идет об руку с одновременной регенерацией или реконструкцией отдельных форм традиционной жизни. Этот процесс о двух концах выражен в лозунге: "Думай глобально - действуй локально!" В 1982 году на 1-х Европейский курсах спортивной рекреации в Ламего (Португалия) была выражена поддержка традиционным играм. Эта инициатива получила развитие на двух общеевропейских семинарах в Вила Реале (Португалия, 1988 г.) и Лёвене (Фландрия, 1990 г.). Указав на то, что правительствам европейских стран необходимо поддерживать и развивать богатое разнообразие спортивных игр, участники семинаров выразили надежду на то, что традиционные игры будут защищены как живые "диалекты" высокостандартизированного языка современного спорта. Вероятно, еще более важное значение имели фестивали традиционных игр и традиционного спорта, проведенные в Бонне (1992 г.) и Бангкоке (1996 г.). Они не просто продемонстрировали культурное богатство традиционных игр, но и дали начало многочисленным дискуссиям.

Я попытался определить и очертить 3 различные стратегии культурной адаптации традиционных игр к (пост)современному обществу (Ренсон, 1997г.).

- Экстериоризация предполагает, что народные игры идут в ногу с современным спортом, учитывая все последствия глобализации и дедифференциализации. Эта стратегия приводит к пересмотруизачальной структуры и функций традиционных игр и выливается поглощением их стандартизированной спортивной грамматикой;

- с другой стороны, интериоризация характеризуется локализацией, дифференциацией и "фольклоризацией", целью которых становится защита жизнеспособности традиционных игр через культурную изоляцию.

Наряду с экстериоризацией и интериоризацией я предлагаю новую концепцию "медиориентации". Эта третья, промежуточная, стратегия характеризуется более прагматичным подходом сопровождающимся "глокализацией" и гибридизацией. Ее идея заключается в оживлении традиционных игр через их "педагогизацию" (Айхберг, 1998г.), с одной стороны и через кооперацию соответствующих местных или международных организаций, с другой стороны.

Три стратегии, представленные здесь, конечно, слишком упрощены. Они не должны рассматриваться исключительно как строго противоречащие друг другу категории. Скорее их нужно рассматривать как комплекс возможных решений. Главным препятствием, бросающим сегодня тень на традиционные игры, является их культурный стереотип как "игры для немолодых выходцев из рабочего класса, проводящих свободное время в деревенских пивных в клубах табачного дыма". Поэтому, если мы хотим сохранить "биологическое" разнообразие культур движения, мы должны стремиться к адаптации форм и функций народных игр к рекреационным целям сегодняшнего дня, приспосабливая их для различных возрастных и общественных групп.

Спорт для всех: виртуозная или виртуальная реальность?

С момента первой оценки значения политики и программ спорта для всех (ван Лирде, де Клерк, 1983 г.), исследователи уделяли большее внимание анатомии, а не психологии этого движения. В социологических терминах можно сказать, что они обращались чаще к структурным, а не функциональным изменениям и достижениям. В настоящее время проведено уже много более глубоких исследований. Сеппянен, например, считает, что первоначальное оправдание спорта традиционно базировалось на инструментальной ценности спорта как средства, с помощью которого достигаются внешние для личности цели. Здоровье, патриотизм, военная подготовка, закалка характера - вот некоторые ценности европейской традиции физического воспитания. Участие в играх считалось пустой тратой времени, если эти игры не были частью системы общественного контроля (клубы, детские и молодежные движения, спортивные курсы и т.п.), следящей за поведением детей и молодежи. По мнению Сеппянена, новое демократическое кредо движения спорт для всех все еще остается скорее идеалом, чем реальностью, но тем не менее оно провозглашает сами занятия физической культурой и участие в спортивной жизни целью или ценностью как таковой. К тому же заключению пришел в 1966 году (в том самом году, когда Совет Европы официально назвал спорт для всех долгосрочной целью) Питер Макинтош. Он пришел к выводу, что после второй мировой войны спорт в Великобритании был признан самодостаточной ценностью.

Питер Донелли (1991 г.) высказал свои опасения относительно опасностей, которым может подвергнуться и уже подвергается спорт для всех. Я выделю три из них. Во-первых, спорт для всех должен всячески поддерживать и поощрять недискриминационные формы спорта и избегать того, чтобы не оказаться вовлеченным в гегемонистский механизм общественного контроля через спорт. Во-вторых, движение спорт для всех должно предлагать процессы принятия решений по линии "снизу-вверх", а не "сверху-вниз". В-третьих, спорт для всех должен стать легитимной альтернативой олимпийскому культурному империализму и идеологии коммерческо-профессионального спорта.

Недавно Барт Ванройзель и Марийке Такс (1998 г.) представили критический отчет о 25-летней активной спортивной демократизации. Они пришли к следующим выводам:

1) Благодаря спорту для всех увеличилось число занимающихся спортом, однако среди занимающихся невелика доля молодежи и пожилых людей. Спорт для всех получает поддержку от спортивных организаций (клубов и федераций), однако поддержка эта чрезвычайно слаба.

2) Спорт для всех создал более равные условия; однако возможности для участия в движении представителей различных полов, возрастных групп и общественных сословий по-прежнему не одинаковы. Представители этнических и других меньшинств все еще исключены из общей структуры.

3) Спорт для всех стремится создать всеобъемлющую спортивную систему, однако, ощущая противодействие со стороны официальных спортивных институтов, местные традиционные виды спорта и народные игры чувствуют себя ущемленными.

4) Спорт для всех поддерживает идею гражданского общества, однако его законодательная база становится все более и более зависимой от экономики.

Все эти наблюдения оказываются классическим примером того, что социологи называют "эффектом Матвея". В Новом Завете сказано: "Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" ("Евангелие от Матфея, 25.29).

Демократизация спортивной жизни не уничтожила социальное неравенство. И богатые, и бедные становятся богаче, но богатые все еще "более равны", чем другие.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!