Трибуна

ПРИТЯЖЕНИЕ ЭКРАНА

Первый вопрос, который задал известный кинорежиссер Михаил Ильич Ромм только что поступившим студентам своего курса, звучал так: "Что более всего необходимо будущему кинорежиссеру?" Посыпались ответы: "оригинальность воображения"... "эстетический вкус"... "пластическое видение"... "гражданская позиция"... "актерское чутье".... И дальше - в том же духе. В конце дискуссии мэтр выдал свой ответ, простой и лаконичный: "Здоровье"...

Только теперь, когда пройден долгий путь в кинематографе, постигаешь всю правоту и прозорливость мудрого учителя. Здоровье, сила воли, умение держать удар, бойцовские качества нужны творцу ничуть не менее художнического дара. Работа в кино сродни бессрочному спортивному поединку. Так было во все времена, а ныне - во сто крат.

Со спортивным кинематографом меня свели случай и судьба. В далекие семидесятые я снимал свои первые игровые фильмы, готовил новые сценарии, далекие от спортивной тематики. Как вдруг!..

Любители футбола помнят необыкновенный, феерический успех отечественной команды - бесспорное лидерство в своей стране, европейский Кубок кубков, Суперкубок киевского "Динамо" 75-го года, Лобановский, Базилевич, Блохин, Веремеев, Колотов, Мунтян!..

Все ждали фильма о героях. Это был социальный заказ в полном понимании этих слов. И нам, группе кинемотографистов невольно захотелось рассказать, какими можем быть на самом деле. И, безусловно, не только на футбольном поле. Мы с головою окунулись в работу. И постепенно стала обнажаться грандиозная "подводная часть айсберга", невидимая за полуторачасовым матчем в рамках стадиона. Сколько неожиданного, драматичного, человечного и беспощадного открылось тогда. Стало очевидным, как нелегко взойти на спортивные вершины.

Не хочешь - вспомнишь о том, как сдавали фильм "Такая она - игра". Когда уже были "пройдены" все республиканские и союзные спорткомитеты и кинематографические министерства, чиновники из тогдашнего Госкино перед тем, как выдать нам акт о приемке фильма, попросили показать его Щербицкому - первому секретарю компартии Украины, члену политбюро ЦК КПСС. Весь фокус заключался в том, что Щербицкий был заядлым болельщиком, куратором и покровителем киевского "Динамо", а главное - в тот период многие негласно прочили его в генсеки на место дряхлеющего Брежнева. Кинокартину отвезли в столицу Украины на установку № 1 и стали ждать...

- Посмотрит, когда представится возможность, - сказали ТАМ.

- Пока не посмотрел, - ответствовали по "вертушке".

- Все! Посмотрел!

- Ну, как? Понравилось?

- С ним непосредственно не говорили, но киномеханик сказал, что выходил из зала и довольно улыбался.

Именно в такой формулировке победная реляция понеслась в Москву. Фильм сей же час был принят. Нас поздравляли.

Тяга к спортивной теме окрепла и усилилась, когда мы оказались со своей кинокартиной на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в Ленинграде. Сейчас не только трудно - невероятно - поверить в то, что в 60, 70, 80-е один раз в два года проводился Всесоюзный кинофестиваль с огромнейшей программой спортивных фильмов. В течение недели, с раннего утра до поздней ночи, жюри и зрители просматривали в городских кинотеатрах по меньшей мере до дюжины игровых спортивных фильмов (сделанных только за два последних года), десятки и десятки документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных работ на спортивную тематику, множество киножурналов обозрений, репортажей... За несколько дней можно было увидеть, узнать массу интересного и нового о спорте и спортсменах. На фестивале встречались, знакомились, вырабатывали новые идеи сотни людей со всех уголков Союза, работавшие тогда в спортивном кинематографе. В рамках кинофорума проводились встречи с известными атлетами и командами. Возникали новые замыслы, писались новые сценарии, решались вопросы о запуске новых фильмов. Кто хоть раз оказывался в той атмосфере, навсегда оставался приверженцем и неизменным "болельщиком" этого направления в кинематографе. Отечественное спортивное кино было тогда и самым мощным, и самым титулованным в мире. Как в общем-то и спорт нашей страны.

Был... было... были...

А что сейчас?

Великим счастьем для России является, пожалуй, то, что многое в ней развивается не по законам нынешней печальной логики, а вопреки им. Казалось бы, едва-едва не пересыхает когда-то полноводное игровое кино, практически "почило в бозе" кино документальное, научно-популярного и не слыхать. Куда тут о спортивном вспоминать. ан, нет. Как будто жив курилка. И как обычно, как везде - только на неистребимом энтузиазме людей, не изменивших своим пристрастиям и вкусам, своим убеждениям и вере, когда (цитируя Юрия Визбора) "все на продажу понеслось, и что продать, увы, нашлось".

Правительство страны выделяет некоторые финансы на поддержание отечественного кино. Но эти суммы мизерны настолько, что схожи с несколькими хлебами, которыми надо накормить народ.

И все же были изысканы скудные средства на возобновление выпуска киножурнала "Российский спорт", аналогичного некогда популярному и любимому всеми "Советскому спорту". Насколько это важно и необходимо? Судите сами. За последние годы "перестройки" и "вползания в рынок" оборвалась наша кинолетопись. Практически до конца восьмидесятых годов по любому значи-

тельному событию и выдающейся личности в нашей стране и в спорте можно найти соответствующие киноматериалы в кинофотоархиве Красногорска. Не умаляя заслуг и места телевидения, нельзя не понимать того, что его информация носит сиюминутный, кратковременный характер, причем, подавляющее большинство материалов сразу же после показа исчезает безвозвратно. Те хроникальные кадры, которые в огромном количестве мелькают ныне на телеэкранах, скопированы именно в архиве Красногорска.

Откуда же будут черпать нужные им кадры те, кто когда-нибудь захочет рассказать о временах сегодняшних? Именно под девизом "Кинолетописи" уже сняты два первых выпуска киножурнала "Российский спорт". В работе находятся следующие номера киножурнала. И дай-то Бог всем мудрости, чтобы цепочка эта не оборвалась.

Совсем недавно Владимир Коновалов закончил полнометражный документальный фильм "Если бы был жив Пьер де Кубертен". Речь в нем, как не трудно догадаться, об Олимпийских играх. Ни для кого не секрет, что они в последнее время дали заметный крен в сторону коммерциализации и рекламы, когда победа достигается любыми средствами, любой ценой. Отсюда - постоянные допинговые скандалы, разборки с судейством, сенсационные разоблачения мошенничества спортсменов и их тренеров. Если дело так пойдет и дальше, какими старомодными и ненужными окажутся высокие идеалы олимпизма, а на его знамени вместо пяти колец заблещут, видно, золотым отливом пять монет. Этой тревоге в фильме посвящен весь исторический пласт, в котором столько свидетельств величия и достоинства человеческого духа, столько примеров истинного рыцарства в спортивной борьбе. Об этом же рассказы многих наших прославленных чемпионов, для которых участие и самоотверженная борьба на Олимпиадах не измерялась и не исчерпывались призовым вознаграждением.

На Центральной студии документальных фильмов сделаны две короткометражки: о выдающейся бегунье Светлане Мастерковой и прославленной лыжнице Елене Вяльбе - фильмы о крушениях и взлетах в из судьбе.

Вот и выходит, что вопреки всем "прелестям" нынешних дней кое-что делается. Естественно, возникает вопрос: а где все это можно посмотреть? Ответить тоже не так просто. С одной стороны - в рамках реанимации отечественного кинопроката - планируется возвращение к практике показа киножурналов перед сеансами. С другой - намечена организация работы ряда профильных кинотеатров. И первые ласточки уже есть. Скажем, фильм "Если бы был жив Пьер де Кубертен" демонстрировался в программе Недели российского кино в "Доме Ханжонкова" - в московском кинотеатре, который специализируется на демонстрации отечественной продукции. Все это, безусловно, не исключает показа спортивных фильмов по телевизионным каналам.

Непременно надо сказать и о том, что с невероятными трудностями продолжают снимать спортивные картины наши коллеги и друзья из бывших республик, а ныне -стран СНГ. На спартакиадах в Москве проводятся кинофестивали (конечно, с несравненно более скромными программами, чем когда-то). Тем не менее, они - единственная возможность воочию увидеть и убедиться в том, что самые верные и стойкие создатели спортивного кино и в "близком зарубежье" не опускают руки.

Не за горами открытие Всемирных юношеских игр в Москве. Вне всякого сомнения, это событие должно остаться в спортивной летописи века. Вне всякого сомнения, к нему еще не раз вернутся исследователи олимпийского движения и юношеского спорта. На киностудии "Юность" есть проект создания полнометражного документального фильма о молодежном форуме. Это должен быть итоговый рассказ со взглядом в историю и с прогнозами на будущее. В нем должны быть зафиксированы первые победы будущих олимпийских чемпионов и отражено начало возрождения высоких идеалов олимпизма, которые завтра принесут в большой спорт усвоившие их сегодня мальчишки и девчонки.

Прекрасный, нужный замысел. И все его поддерживают: кинематографические и спортивные организации. Но, как обычно, денег нет. Идут их поиски. И горечь в том, что суммы, нужные на фильм, смехотворны по сравнению с теми, что затрачиваются на далеко не первоочередные затеи.

Продолжение следует.

Эти слова хотелось бы употребить в отношении спортивного кино, у которого так много славных страниц в прошлом, который подарил столько счастливых и волнительных минут своим зрителям, который дарит их сегодня и будет дарить завтра, надеемся, с экранов возродившихся кинотеатров.

Н.МАЛЕЦКИЙ,
кинорежиссер

 Участие во всемирном празднике молодости и спорта, каковым являются Всемирные Юношеские Игры, призвано возродить на новой основе традиции массовых спортивных соревнований, укрепить идеи здорового образа жизни, помочь молодежи понять философию олимпийского движения и способствовать воспитанию юных спортивных талантов для участия в олимпиадах грядущего тысячелетия.

(Из письма чемпионов и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы руководителям исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главам администрации городов, поселков, сел, руководителям предприятий и организаций).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!