ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ: НРАВСТВЕННОСТЬ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖЬ, ЗАНИМАЮЩУЮСЯ СПОРТОМ

Феуерман В. В.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Аннотация. Рассмотрены различные аспекты гуманного воспитания растущей личности. В исследовании принимает участие 61 подросток (юноши). Было проведено анкетирование на предмет определения подростками приоритета ценностей. В анкете были поставлены вопросы, касающиеся спортивной деятельности и повседневно-бытовых отношений. Проведен социологический анализ отношения личности к культурным ценностям тела и физической культуры в современных условиях. Выявлены движущие силы процесса освоения закономерностей организации системы общественных отношений. Отмечается, что поднятая проблема решается через сопоставление биологического и социального уровней культуры личности. Установлено, что в современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов; затруднено удовлетворение и нарушена иерархия жизненных потребностей.

Ключевые слова: социальные, духовные, гуманные, иерархия, жизненный, потребности.

Анотацiя. Феуерман В.В. Гуманiзацiя процесу виховання зростаючоi особистостi: моральнiсть i ii вплив на молодь, що займаеться спортом. Розглянуто рiзнi аспекти гуманного виховання зростаючоi особи. У дослiдженнi брали участь 61 пiдлiток (хлопцi). Було проведено анкетування на предмет визначення пiдлiтками прiоритету цiнностей. У анкетi були поставленi питання, що стосуються спортивноi дiяльностi i повсякденно-побутових стосункiв. Проведений соцiологiчний аналiз вiдношення особи до культурних цiнностей тiла i фiзичноi культури в сучасних умовах. Виявленi рушiйнi сили процесу освоення закономiрностей органiзацii системи суспiльних стосункiв. Наголошуеться, що пiднята проблема вирiшуеться через зiставлення бiологiчного i соцiального рiвнiв культури особи. Встановлено, що в сучасних умовах порушена регулююча i контролююча роль соцiальних iнститутiв; утруднено задоволення i порушена iерархiя життевих потреб.

Ключовi слова: соцiальнi, духовнi, гуманнi, iерархiя, життевий, потреби.

Annotation. Feuerman W. W. Humanizing of process of education of growing personality: morality and its influence on young people, going in for sports. The different aspects of humane education of growing personality are considered. 61 teenagers take part in research (youths). A questionnaire was conducted for the purpose of determination of priority of values teenagers. Questions, touching sporting activity and everyday-domestic relations, were put in a questionnaire. The sociological analysis of relation of personality is conducted to the cultural values of body and physical culture in modern terms. Motive forces of process of mastering of conformities to the law of organization of the system of public relations are exposed. It is marked that the heaved up a problem decides through comparison of biological and social levels of culture of personality. It is set that the regulative and supervisory role of social institutes is broken in modern terms; satisfaction is laboured and the hierarchy of vital necessities is broken.

Keywords: social, spiritual, humane, hierarchy, vital, necessities.

 

"...В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждение, убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к Истине и установку на самоотверженный, общественно полезный труд. Когда же учитель способен продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, растущее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов...".

Введение.

О влиянии социально-философских и духовных ценностей на развитие и жизнедеятельность человека и общества в целом указывали не одно поколение мудрецов. Вступая в новую эпоху, человечество столкнулось с серьёзными проблемами в сфере межличностных отношений, что в свою очередь оказывает негативное влияние на физическое здоровье живущих на Земле. Появилось много "почему?", при полном отсутствии ответов:

- в сферах человеческой деятельности, связанных с повышенным риском для здоровья, получают травмы и увечья люди, которые попирают духовные и социальные ценности. Почему?

- в спорте высших достижений, где нагрузки имеют субмаксимальные величины, травматизм растёт год от года, а в последнее десятилетие не редки случаи смертельного исхода. Почему?

- и шокирующая статистика американских ученных: в конце прошлого столетия - "Увеличение онкологических заболеваний в мире в 300 раз", даже в экономически благополучных странах. В чем причина?

Форм, основатель гуманистического психоанализа, был убежден в том, что потребность в системе ценностей может быть иррациональной или рациональной, причем лишь рациональная философия является реальной базой для личностного роста.

В Древней Греции о некультурном человеке говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать. Поэтому победитель состязаний олицетворял идеал всей системы воспитания. В современном обществе, в последние десятилетия, выявлен широкий круг негативных явлений, свидетельствующих о девальвации морально-нравственных ценностей. Лакмусовой бумагой этих процессов является спортивная деятельность - экстремальный вид человеческой деятельности, особенно спорт высших достижений.

Многих людей спортивная деятельность привлекает не как сфера проявления эстетики, высоко-нравственных поступков, культуры межличностных отношений, средство гармоничного развития, а, прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей растёт стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья спортсменов [1].

Как ни странно, но тренер-педагог, в погоне за результатом, забывает, что "материалом", с которым он работает, является растущая личность. Поэтому о главенствующей педагогической задаче, на занятиях спортивными дисциплинами - формирование морально-нравственных ценностей у растущей молодёжи, тренерам-педагогам не должно забывать никогда.

Группа из института педагогики и института проблем воспитания АПН Украины провела опрос и проанализировала ответы более сотни экспертов из числа делегатов съезда работников образования. Их оценки уровня воспитательной роботы в образовательных учреждениях - неутешительные - 32% от желаемых 100%. Привлекают внимание причины низкого уровня воспитания, на которые эксперты указывают чаще всего: отсутствие четкой организации воспитательной роботы (56,8%), недостаток внимания проблемам воспитания (52,6%), низкий уровень престижа педагогической профессии (45,3%). Эксперты считают, что для улучшения воспитательной работы необходимо уделять больше внимания вопросам социализации и социально-практической, гуманитарной подготовке учащейся молодёжи, особое внимание молодёжи, занимающейся спортом.

Работа выполнена по плану НИР Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель статьи - изучение педагогической проблемы - формирование гуманного отношения растущей личности, в частности юного спортсмена, к окружающей действительности.

Для этой цели были использованы следующие методы исследования: анализ научных робот и публикаций; педагогическое наблюдение; индивидуальная беседа; обобщение полученных данных.

Организация исследования. Исследование проводится на базе ДЮСШ №2, отделение "Баскетбол" (группа подростков-новичков и группа баскетболистов-перворазрядников), г. Симферополя, АР Крым. В исследовании принимает участие 61 подросток (юноши). В процессе решения, поставленных задач, по формированию ценностных ориентаций, у воспитанников детско-юношеской спортивной школы было проведено анкетирование на предмет определения подростками приоритета ценностей. В анкете были поставлены вопросы, касающиеся спортивной деятельности и повседневно-бытовых отношений.

Группа юных спортсменов, участвующих в исследовании, по итогам анкетирования, разделена на две подгруппы: первая - те, у кого социально-обусловленная подструктура личности на высоком и среднем уровне, вторая - те, у кого социально-обусловленная подструктура личности на низком и очень низком уровнях. Исследования продолжаются, однако по предварительным данным уже отмечается взаимосвязь уровня социально-обусловленных подструктур личности с количеством мелких травм и ушибов на учебно-тренировочных занятиях.

Результаты исследований.

Особенность социально-педагогической концепции воспитания в её персонномической направленности не на погашение социальных проблем в обществе, а на развитие персонального потенциала в нём. Каждая личность составляет неотъемлемую часть потенциала, находясь в составе общества не только как живое существо, в соматико-психологическом общественном секторе, но и в секторах экономико-экологическом и социально-коммуникативном. Каждый шаг человека в её активности по формированию своей личности, при строительстве социальной микросистемы, которая входит "кирпичиком" в величественное строение, называемое обществом, - каждый такой шаг является продуктом её потребления. Именно через потребление субъект, каким и осуществляет себя личность, воссоздаёт свой потенциал [2].

Уделяя основное внимание духовному развитию растущей личности, мы педагоги, тренеры, социальное, а точнее социально-экономическое развитие оставляем, как правило, без достаточного внимания.

Спортивная деятельность, являясь одной из привлекательных видов человеческой деятельности. Именно спортивная деятельность начинает одной из первых оказывать влияние на психическое развитие ребёнка, на развитие будущей личности. Посредством спорта растущий личность утверждается в социуме, именно во время тяжелой работы на спортивных площадках очень прочно закладываются принципы отношения с окружающей средой. И работа тренера-педагога над морально-нравственным воспитанием подростка должна быть не на последнем месте.

Гуманность выступает как специфическое, человеческое отношение, возможности и необходимость которого рождены специфической особенностью современной мировой социокультурной политики, которая в свою очередь заключается в обращении к человеку, его внутреннему миру, морали и нравственности, так как именно человек является началом и конечной целью процесса развития цивилизации. Развитие цивилизации прямо пропорционально зависит от уровня гуманного отношения отдельно взятой личности к окружающему её миру.

Мухина В.С., рассматривая вопросы социализации и индивидуализации личности в обществе, специально подчеркивает, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь благодаря родителям. "Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям". При помощи идентификации как механизма уподобления индивид присваивает из социума все достижения человечества. Однако мать учит ребёнка и необходимому для развития его личности - обособлению. Этот механизм дает возможность личности "сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание". Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. А, исходя из реалий сегодняшнего дня, тренер-педагог большинству подросткам, заменяет и отца, и мать.

Принцип гуманизации и гуманитаризации, реализацию их в воспитании подрастающей личности раскрыл И.Д. Бех, который подчеркивал, что гуманизм в воспитании - это определённая мировоззренческая позиция, которая в центре мироздания ставит человека, и потому всё в воспитании приобретает значение и ценности только в сопоставлении с человеком. Именно поэтому организация воспитательного процессу на основе гаманизации требует понимания того, что "гуманизм" рассматривается одновременно и как способ воспитания, и как его цель. Ученый отметил, что "истинно человеческую нравственность" нельзя воспитывать, рассказывая о ней, и нельзя ученика "принудительно подвести к нравственному поведению". Бех И.Д. утверждает, гуманистически ориентированный человек - это личность, которая видит смысл своей жизни в постоянном созидании нравственных общепринятых поступков; внедряет сформулированные нравственные качества в практические поступки; характеризуется действенной откровенностью к людям и эта черта личности становится её стойкою потребностью; не держит в себе закрытыми личные интеллектуальные и духовные ценности; имеет активную жизненную позицию[4].

По мнению В.А. Зосимовского, основным в нравственном воспитании подростка является необходимость обучить воспринимать любого человека как свободного, социально-ответственного, толерантного к инакомыслящим, склонного к нравственным общепринятым ценностям. Исследователь подчеркивает, что сегодня истинно нравственные ценности заменяются ложными. Именно поэтому необходимо обосновать цель воспитания и разработать её в виде модели воспитания личности, предусмотрев единство общечеловеческих и государственно-политических ценностей, гармоничное единение интересов личности и отечества. Анализируя состояние современного нравственного воспитания, В.А. Зосимовский отмечает, что государство слабеет и разрушается, если жизнедеятельность её граждан не укрепляется обшей силой, социально значащих ценностей.

Гончаренко С.У. предлагает педагогам лишиться социальной слепоты и понять основную функцию образования: приобщение молодёжи к общечеловеческим и национальным ценностям [4].

Формирование высоко нравственной личности является актуальной проблемой современной педагогики.

Проанализировав научные исследования и публикации по данному вопросу, можно определить, что нравственные убеждения личности содержат три основных компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Рациональный - выступает, как способность человека не только разделять "добро" и "зло", а и творить добро другим, быть гуманным. Эмоциональный компонент участвует при формировании нравственных убеждений, так как он содействует личности в оценке собственных моральных норм и требований. Говоря об эмоциональном воспитании, В. А. Сухомлинский провозглашал, - эмоции человека должны содействовать развитию высоконравственной личности. По мнению М. Й. Боришевского, осознание существования нравственных норм в соединении с их истинностью (единство рационального и эмоционального) приводит человека к желанию использовать эти нормы в своём поведении, что характеризует третий - волевой компонент. По мнению Беха И.Д. "существенным для волевых проявлений является то, что они превращают мышление человека в поведение, действующее, эмоционально-волевое. А это путь к развитию творчества, как настоящего творца человеческого счастья и добра" [3].

Ценностные ориентации, выполняя функцию психологического механизма, детерминируют поведение в настоящее время, а также будут определять поведение в ближайшем и отдалённом будущем.

Выводы:

1) Проблема гуманного воспитания растущей личности состоит в выявлении движущих сил в процессе освоения закономерности организации системы общественных отношений. Данная проблема решается через сопоставление биологического и социального уровней культуры личности. С целью исследования специфики процесса гуманизации процесса воспитания растущей личности возможно привлечение материала по теории физической культуры и спорта на уровне социологического анализа отношения личности к культурным ценностям тела и физической культуры в современных условиях.

2) Проблема нравственных ценностей человеческого бытия заключается в усовершенствовании теории аксиологии, через исследование соотношения объективных условий реальности человеческого бытия в проявлении норм морали и субъективных потребностей личности и индивидуального самосознания на уровне теоретического осмысления. Это вооружает знание о закономерностях практической деятельности человека в условиях целостного единства "человек - общество".

3) Сегодня на Украине социологи указывают на то, что в современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов; затруднено удовлетворение и нарушена иерархия жизненных потребностей, в первую очередь физиологических - в самосохранении, признании и престиже, в самореализации. Это стало возможным потому, что социальные институты утратили свое предназначение - освобождать граждан от проявления беспорядочной активности, перенапряжения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации нестабильности и неопределенности; перестали формировать потребности и интересы членов общества, их нормативные установки, образцы социальной деятельности (Klages H. 1996; В. Абрамкин, В. Чеснокова 2001).

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем нравственности и её влияния на молодежь.

Литература:

1. Королёв И.В. Деятельность международных организаций и движений по пропаганде принципов Фэйр Плэй. Сб.ст. Международный научный конгресс "Современный олимпийский спорт и спорт для всех", М. 2003. Т 1, С. 20.

2. Гапон Ю.А. Воспитание: необходимы концептуальные изменения. Сборник научн. раб. Педагогика и психология. Формирование творческой личности: Проблемы и поиски, №22, Киев-Запорожье. 2002. С. 33-35.

3. Горовой А.В. Эмоционально-духовное развитие детского коллектива. Сборник научн. раб. Педагогика и психология. Формирование творческой личности: Проблемы и поиски, №22, Киев-Запорожье. 2002. С. 66-68.

4. Шевченко С.А. Формирование ценностей и ценностных ориентаций - социально-педагогическая проблема воспитания учащихся. Сборник научн. раб. Педагогика и психология. Формирование творческой личности: Проблемы и поиски, №22, Киев-Запорожье. 2002. С. 115-118.

5. Калашник Н.Г. Iсторико-педагогiчна генеза формування естетичних смакiв учнiвськоi молодi у процесi навчально-виховноi дiяльностi. Автореф. Дис. докт пед. наук, Киiв, 2004. С. 2-3.

6. Lapsley D.K. Integrative mechanisms and implicit moral reasoning in adolescence. Moral Psychology, 2008, Vol. 3, pp. 343-350.

7. Minna Autio. The morality of spending in Finnish youth consumer culture. International Journal of Consumer Studies. 2005, Vol.29(4), pp. 332-341.

8. Sharlene Swartz. Being turned inside out: researching youth, morality and restitution from the Global South. Journal of Moral Education. 2011, vol.40 (3)pp. 407-415.

9. Shelley D. Trevethan, Lawrence J. Walker. Hypothetical versus real-life moral reasoning among psychopathic and delinquent youth. Development and Psychopathology. 1989, Vol.1(2), pp. 91-103.

10. Swartz S. Being turned inside out: researching youth, morality and restitution from the global South. Journal of Moral Education. 2011, vol.40(3), pp. 407-415.

Информация об авторе:

Феуерман Василий Васильевич
zumwol@mail.ru
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
проспект Вернадского, д. 4, г. Симферополь, АР Крым, 95000, Украина

Поступила в редакцию 02.10.2012г.

Information about the author:

Feuerman W. W.
zumwol@mail.ru
Tavricheskiy National University
Vernadskogo boulevard. 4, Simferopol', Crimea, 95000, Ukraine

Came to edition 02.10.2012.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!