ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА ЗАБОТЫ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Садовников Е.С., Андрющенко О.Е.

ФГАОУ ВПО "Волгоградский государственный университет"

Аннотация. Рассмотрены механизмы формирования заботы человека о своем здоровье с позиций активности оздоровительной деятельности. Выявлены особенности формирования механизмов заботы о своем здоровье. Отмечается, что основным условием формирования субъекта активности в оздоровительной деятельности человека является бытие на границе здоровья и нездоровья, патологии и нормы. Отмечается необходимость принципиального представления о механизмах формирования активности в оздоровительной деятельности. Рекомендованы направления, которые позволят изменить поведение человека в сторону оздоровительной деятельности. Это позволит человеку возвыситься над ситуацией, оценить ее и сделать правильный оптимальный выбор по отношению к своему здоровью. Отмечается необходимость реанимации заботы о себе как принципа самосохранительного поведения.

Ключевые слова: здоровый, жизнь, субъект, здоровье, поведение.

Анотацiя. Садовнiков Е.С., Андрющенко О.Е. Особливостi формування суб'екту турботи про свое здоров'я в здоровому способу життя. Розглянуто механiзми формування турботи людини про свое здоров'я з позицiй активностi оздоровчоi дiяльностi. Виявленi особливостi формування механiзмiв турботи про свое здоров'я. Наголошуеться, що основною умовою формування суб'екта активностi в оздоровчiй дiяльностi людини е буття на кордонi здоров'я i нездоров'я, патологii i норми. Наголошуеться необхiднiсть принципового уявлення про механiзми формування активностi в оздоровчiй дiяльностi. Рекомендованi напрями, якi дозволять змiнити поведiнку людини у бiк оздоровчоi дiяльностi. Це дозволить людинi пiднестися над ситуацiею, оцiнити ii i зробити правильний оптимальний вибiр по вiдношенню до свого здоров'я. Наголошуеться необхiднiсть реанiмацii турботи про себе як принципу поведiнки самозбереження.

Ключовi слова: здоровий, життя, суб'ект, здоров'я, поведiнка.

Annotation. Sadovnikov E.S., Andruschenko O.E. Features of forming subject of anxiety about the health in healthy way of life. The mechanisms of forming of anxiety of man are considered about the health from positions of activity of health activity. The features of forming mechanisms of anxiety are exposed about the health. It is marked that the basic condition of forming of subject of activity in health activity of man is life on the border of health and ill health, pathology and norm. The necessity of principle picture is marked of mechanisms of forming of activity in health activity. Directions which will allow to change the conduct of man toward health activity are recommended. It will allow a man to overpeer above a situation, estimate it and do a correct optimum choice in relation to the health. The necessity of reanimation of anxiety is marked about itself as principle of self-preservation conduct.

Keywords: healthy, life, subject, health, conduct.

Введение.

Современная цивилизация характеризуется состоянием болезни, которое является следствием планетарного кризиса (прежде, всего антропологического) и выступает как вызов всему человечеству. Это обусловлено неблагополучием, нарушением морально-нравственных норм и механизмов адаптации в условиях стремительного роста научно-технического прогресса. В данных условиях актуализируется необходимость поиска эффективного средства для ответа на этот вызов [8-11]. Однако исторический экскурс показывает, что человечество уже давно имеет в своем арсенале такое средство, которое на протяжении веков эффективно реализовывалось в принципе и практиках "заботы о себе" и обозначалось как "культура себя" и, к сожалению, было незаслуженно забыто. [6, с. 52].

Прежде чем раскрыть понятие "забота о себе" необходимо прояснить сущность этого феномена как экзистенциально-онтологического понятия. Для этого следует обратиться к работе М. Хайдеггера "Бытие и время", в которой он ставит вопрос "Что такое бытие?" и, чтобы ответить на него, раскрывает специфику человеческого бытия-в-мире через его собственные измерения "человеческого мира", где основополагающим отношением является забота. Раскрытие мира "изнутри" - это озаботившееся отношение человека к реальности, к подлинности бытия, целостности присутствия [7, с. 358].

Принцип заботы о себе впервые был сформулирован Сократом и описан Платоном в "Алкивиаде I", а в процессе исторического развития претерпевал периоды подъема и спада, расцвета и увядания. На протяжении более двух тысячелетий забота о себе принимала различные формы: языческую, стоическую, христианскую, православную, католическую и наконец, современную форму здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Античные формы практики заботы о себе включали в себя уход за телом, оздоровительный двигательный режим, аскетическое удовлетворение потребностей, а также мыслительные техники: размышления, чтение, составление актуальных цитат из книг, ведение устных и письменных диалогов с друзьями и наставниками [6, с. 71]. Именно в это время зарождается диететика - греческое учение о здоровом образе жизни, которое включало в себя вопросы питания, комплекс гигиенических правил и физиологических процедур (купание, массаж и двигательную терапию).

Однако понятие "здоровый образ жизни" появилось в 70-е годы ХХ века, но, как было отмечено выше, опыт использования человеческой мудрости в заботе о своем здоровье копился тысячелетиями, концентрировался в культурно-оздоровительных практиках, духовно-нравственных традициях и философских заключениях.

В настоящее время в российской науке проблема ЗОЖ исследуется с различных сторон научной деятельности: специальность 13.00.01 - общая педагогика; 14.00.52 социология медицины; 14.00.33 общественное здоровье и здравоохранение; 13.00.08 - теория и методика профессионального образования; 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы; 22.00.06 социология культуры, духовной жизни; 29.00.05 - социальная психология; 13.00.04 - физическая культура и спорт, по которым защищены диссертации и в тематике которых присутствуют ключевые слова: "формирование, ...развитие, ... доступность,... отношение ... здорового образа жизни".

Кроме того, были проведены специальные исследования (Бовина И.Б., 2009), направленные на изучение социально-профессиональных представлений о здоровом образе жизни, результаты которых позволяют сделать выводы о существовании нескольких типов представлений о ЗОЖ, но, в целом, они сужаются до ограниченного числа мер, наиболее согласованные из которых - занятия спортом и правильное питание [2, с. 66].

В современной России формирование здорового образа жизни граждан как задача государственной важности и национальной безопасности, отвечающая вызовам планетарного масштаба особо актуализируется. Так, 7 мая сего года в день инаугурации президентом В.В. Путиным был подписан указ № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в котором Правительству России дается поручение обеспечить к 2018 году "снижение смертности" в том числе за счет "мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации" [Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" // http://www.rg.ru/20 12/05/09/zdorovje-dok.html. Доступ 22.09.2012.].

Тенденции современного российского общества в отношении ЗОЖ заключаются в смещении здоровья с лидирующих позиций в иерархии ценностей, равной распространенности как позитивных, так и негативных форм самосохранительного поведения граждан. При этом высокая социальная ценность здоровья обусловливает то, что этот феномен все чаще рассматривается в рамках философского, психологического, педагогического и социологического научных дискурсов и постоянно рассматривается на бытовом уровне (знаем, но не делаем) каждым индивидом.

Работа выполнена по плану НИР Волгоградского государственного университета.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования субъекта заботы о своем здоровье в здоровом образе жизни. В связи с этим, от научного сообщества требуется принципиальное представление о механизмах формирования субъекта заботы активности в оздоровительной деятельности как форме самосохранительного поведения, что затруднено в виду гносеологических (сложность и многоуровневость объекта исследования) и методологических (междисциплинарный характер объекта) проблем.

Результаты исследований.

Прежде всего, необходимо дать определение субъекта заботы о своем здоровье, который является субстанцией, субъективным образованием в личностном пространстве человека. Исходя из мультисубъектной теории личности (В.А Петровский) термин субъект используется в значении "первопричина чего-либо", что равносильно признанию за субъектом свойства "быть причиной себя", в свою очередь личность индивида представляется как многообразие субъектных форм его существования и развития - как становление целокупного "Я" индивида. С опорой на понятие "субъект" определяется "субъект активности": тот, который, воспроизводя себя, воспроизводит также условия своего существования в мире, в своем самодвижении субъект активности "расширяет территорию" своего бытия, идя от условий своего собственного воспроизводства к условиям воспроизводства этих условий.

Понятно, что субъект заботы о своем здоровье в том или ином виде присутствует в личностном пространстве каждого человека, однако его движение, его рост в каждом случае строго индивидуален. В нашем случае рост субъекта заботы о своем здоровье жизненно необходим, а условием его роста и механизмом формирования является логический механизм мультипликации.

На наш взгляд, основным условием формирования субъекта активности в оздоровительной деятельности человека является бытие на границе здоровья и нездоровья, патологии и нормы. Согласно Петровскому, существуют четыре типа реагирования на границу: игнорирование, согласование, избегание и центрация [3, с. 111]. Существует мнение, что бытие на грани нормы и патологии является привлекательным для субъекта [3, с. 110], но, по-нашему мнению, в процессе формирования субъекта заботы о своем здоровье граница выступает как катализатор роста заботы, заставляя человека более интенсивно рефлексировать о своем здоровье.

Отталкиваясь от выделенных В.А. Петровским типов реагирования на границу, встает задача, как реагировать на границу здоровья-нездоровья по типу центрации. Этапы формирования субъекта заботы о своем здоровье по этому типу включают в себя сближение с границей, ее пересечение (реальное или воображаемое), вовлечение границы в оздоровительную деятельность.

Интересно, что механизм сближения с границей был прописан ранее Н.М. Амосовым, но сам этот термин не указывался в его рассуждениях. Обозначенная им граница между болезнью и смертью формирует у человека стремление к здоровому образу жизни. "Болезни растут потому, что нет настоящей заботы о здоровье" [1, c. 54]. А пропаганда неэффективна, поскольку существуют "два препятствия: психика и врачи".

Далее академик указывал: "Пропаганда любых мероприятий, касающихся здоровья и болезней, действенна только при широкой поддержке врачей. К ним обращается за советом и примером напуганный болезнями человек, ... главное препятствие распространению здорового образа жизни - это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости" [1, c. 54].

"Появление этой необходимости в руках врачей. Когда человек заболел, он уже созрел для неприятностей, связанных с ограничениями. Он напуган" [1, c. 54]. Налицо реагирование по типу центрации (В.А. Петровский, 2010) на границу "болезнь - смерть", "поскольку практически все люди появляются к врачу со своими болезнями и довольно рано, врач, если бы он понимал и умел, имел бы возможности очень рано начинать пропаганду здоровья".

"Если спустя какое-то время он придет с другой болезнью к другому врачу и тот повторит то же самое - это будет действовать дольше", что указывает на более высокий уровень сформированности субъекта.

По мнению Н.М. Амосова, "так человек с неизбежностью пойдет к правильному образу жизни" [1, c. 54], что представляет собой вариант адаптивной реакции в процессе формирования субъекта заботы.

Однако человеку свойственно раздумывать о том, оправданы ли затраты усилий между уровнем нагрузок и самоограничений субъекта и состоянием благополучия и удовольствия [4]. Согласно М. Фуко "принцип, согласно которому необходимо проявлять заботу о самом себе, вообще является основой рационального поведения в любой форме активной жизни, стремящейся отвечать принципу духовной рациональности" [Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" // http://www.rg.ru/20 12/05/09/zdorovje-dok.html. Доступ 22.09.2012.., с. 2]. Отсюда можно понять, что М. Фуко связывал принцип заботы о себе с рациональным, адаптивным вариантом поведения человека, что перекликается с "постулатом сообразности" В.А. Петровского [3, с. 31], в котором идет речь "об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов". При этом имеются в виду как природная, так и социальная среды. Смысл данного постулата заключается в том, что "анализируя те или иные частные стремления человека, можно как бы взойти к той цели, которая, в конечном счете, движет поведением"... И, несмотря на то, что "необходимость адаптивных поведенческих актов бесспорна и очевидна", в то же время неадаптивность выступает неизбежностью в таких специфических проявлениях деятельности как: "жизнедеятельность", "предметная деятельность", "деятельность общения", "деятельность самосознания". По-мнению В.А. Петровского, своеобразие отклонений от действия постулата сообразности в поведении человека заключаются в том, что моменты неадаптивности выступают здесь моментом общественного развития [3, с. 357].

На наш взгляд, анализ принципа "заботы о себе" лишь с позиции рациональности ("сообразности") односторонен и ограничен, возникает необходимость в рассмотрении принципа с позиции неадаптивных проявлений активности человека, которые в свою очередь согласно В.А. Петровскому могут подразделяться на два типа:

1) созидательная (продуктивная), надситуативная активность;

2) ограничивающая (деструктивная), неадаптивная активность.

"...Принцип, противостоящий постулату сообразности и подчеркивающий активную, относительно независимую от задач адаптации, направленность деятельности человека - "принцип надситуативной активности". Согласно ему субъект, действуя в направлении реализации исходных отношений его деятельности выходит за рамки этих отношений, и, в конечном счете, преобразует их". Но то, что особенно важно для принципа заботы о себе и "культуры себя" эти "надситуативные действия самоценны ... Они совершаются "для себя" ... Сочетание ситуативной избыточности и предпочтение целей с непредрешенным исходом достижения дает нам особый конструкт: "активная неадаптивность" [3, с. 65].

На фоне современной девальвации "культуры себя" и принципа "заботы о себе" необходимость внутреннего онтологического преобразования субъекта заботы неизмеримо увеличивается. В основе этого преобразования, по нашему мнению, лежит онтологическая потребность в самополагании. Согласно В.А. Петровскому (2010), "в потребности самополагания представлены и переплетены моменты самопознания и самотворчества, самореализации и самоопределения. Познавая же себя, мы вместе с тем преобразуем и созидаем себя ... осуществляя самореализацию, мы неизбежно определяем себя заново, перестаем быть "себетождественными" ... полагая себя, индивид утверждает свое бытие в мире, свою субъективность; источником происходящего является сам индивид. Поэтому, в частности, он стремится к автономии, нередуцируемости своих творческопознавательных сил под действием чьей-либо воли или суждений" [3, с.148].

Осуществляя акты самополагания, человек оценивает себя и пытается открыть с непредсказуемой стороны. Однако испытания себя в измененных состояниях сознания может привести к привыканию к необычным переживаниям и в итоге вызывать постепенный сдвиг границы между "Я-обычным" и "Я необычным": ситуация, прежде порождавшая необычные переживания, утрачивая новизну, лишают индивида этих переживаний, что побуждает его к поиску новых. "Этот механизм может лежать в основе как регресса (наркотизация), так и развития личности (постановка все более высоких целей, ведущая к духовному росту и другим формам самосовершенствования)" [3, с. 183]. Самоиспытания в собственной способности или неспособности действовать свободно и ответственно могут привести человека к непрогнозируемым результатами: или позитивный эффект "пробы себя" (прилив сил, ощущение жизни и наслаждения) или негативный эффект (боль, разочарование, беспомощность).

Одна из форм самополагания по-Петровскому - "тестирование" источников своих побуждений, таких, например, как страхи - влечению "от" здесь противопоставляется влечение "к" (чего я боюсь?), соблазны - "Приму вызов, пройду этот путь до конца, и узнаю, чем все это для меня обернется!", "Да! Дело это нехорошее, а дай-ка попробуем!" (русская пословица)" [3, с. 239].

В ходе самоисследования человек строит карту себя, формируя в ходе строительства "территорию Я". По мнению В.А. Петровского "качества, которые открываются в ходе самоисследования, неотделимы от акта самого открытия - не предшествуют ему ... оценивая меру своих возможностей роста и говоря себе: "Я могу!", человек производит себя-растущего. Признавая себя беспомощным, он превращает себя в беспомощное существо. Говоря себе: "Я не достоин желать этого!", человек отнимает у себя возможность обладания желанным. Тестирование непредрешенных последствий своих действий - высваивание индивидом своей "самости". В актах самотрансцендентности субъекта, активного выхода за пределы границ предустановленного, мы сталкиваемся с явлением, о котором можно сказать: "самостановление", "самопорождение", "самополагание" субъекта как "Я" [3, с. 482-484].

"Пробовать себя" в новых и неизвестных обстоятельствах, идти вперед и замечать, что происходит с тобой, в неординарных условиях приоткрывать свое потаенное "Я" - такова суть самополагания субъекта. Тем самым, человек, выстраивает себя, овладевает собой, становится господином самому себе, его "Я" превращается в его собственность" [3, с. 483].

Таким образом, исходная онтологическая особенность бытия как человека озаботившегося реальностью, отраженная в "культуре себя" и принципе "заботы о себе" в ходе исторического развития претерпела периоды становления и изменения в различных формах и выскристовализовалась в определенный способ существования, основанного на необходимости трансформации субъекта. Интерпретация принципа "заботы о себе" как способа рационального, адаптивного поведения человека не соответствует современным психолого-онтологическим воззрениям на человека как существа адаптивно-неадаптивного. Попытки объяснить поведение человека только с помощью "постулата сообразности" (телеологический подход) являются не корректными. Несмотря на то, что необходимость адаптивных поведенческих актов бесспорна и очевидна в то же время неадаптивность выступает неизбежностью в различных проявлениях человеческой деятельности и более того, в форме надситуативной активности выступает как созидательная и продуктивная.

Выводы.

В заключении следует подчеркнуть, что неадаптивность играет в деле формирования субъекта заботы о своем здоровье как положительную, так и отрицательную роль: от развития личности (духовный рост) до девиантного поведения. Надситуативная активность как форма неадаптивности позволяет сделать выбор и принять решение изменять свое поведение в сторону самосохранения или наслаждаться риском,  в том числе и риском заболеть и потерять здоровье. Она позволяет человеку возвыситься над ситуацией, оценить ее и сделать правильный оптимальный выбор по отношению к своему здоровью.

Реанимация заботы о себе как принципа самосохранительного поведения необходима постольку, поскольку она позволяет трансформировать субъекта активности и сделать его бытие самосохранительным. Этот процесс базируется на целостном подходе к человеку, а механизм формирования субъекта заботы о себе проецируется из парадигмы механизма самопостроения. Человек обладает стремлением к непрагматическому неадаптивному риску, поэтому необходимо направить неадаптивную энергию в направлении созидания здоровья. Для того чтобы преодолеть главное препятствие по распространению ЗОЖ - сопротивление ограничениям и нагрузкам, необходимо учитывать механизмы формирования субъекта заботы о своем здоровье по типу центрации.

Литература

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -3-е изд.. М.: Физкультура и спорт, 1987, 64 с.

2. Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: автореферат диссертации доктора психологических наук: 19.00.05. М.:2009. 81 с.

3. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 560 с.

4. Садовников Е.С., Андрющенко О.Е. Оптимум благополучия в здоровом образе жизни. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 7 (89). С. 121-126.

5. Фуко М. Герменевтика субъекта. М.: Наука, 2007. 680 с.

6. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Киев.: Рефл-бук, 1998. 283 с.

7. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Наука, 2007, 624 с.

8. Mattias Strandh, Mehmed Novo, Anne Hammarström. Mental health among the unemployed and the unemployment rate in the municipality. European Journal of Public Health. 2011, vol.21(6), pp. 799-805.

9. Sandhi Maria Barreto, Luana Giatti, Angel Martinez Hernaez. Contextual and family factors associated with negative assessment of children’s health European. Journal of Public Health. 2011, vol.21(5), pp. 649-655.

10. Mark A. Rothstein. The Future of Public Health Ethics. American Journal of Public Health. 2012, vol. 102(1), pp. 9-19.

11. David J. Rothman. Consequences of Industry Relationships for Public Health and Medicine. American Journal of Public Health. 2012, vol. 102(1), pp. 55-65.

Информация об авторах:

Садовников Евгений Степанович
maimail@list.ru
Волгоградский государственный университет
Университетский просп., 100, Волгоград, 400066, Россия  

Андрющенко Ольга Евгеньевна
maimail@list.ru
Волгоградский государственный университет
Университетский просп., 100, Волгоград, 400066, Россия  

Поступила в редакцию 09.10.2012г.

Information about the authors:

Sadovnikov E.S.
maimail@list.ru
Volgograd State University
prospect Universitetsky, 100, Volgograd, 400066, Russia

Andruschenko O.E.
maimail@list.ru
Volgograd State University
prospect Universitetsky, 100, Volgograd, 400066, Russia

Came to edition 09.10.2012.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!