БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ "ПЕРЕДНИЙ ТОДЕС С ФУСА"

Батеева Н.П., Кызим П.Н.

Киевский национальный университет культуры и искусств

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. Представлен биомеханический анализ соревновательного упражнения в акробатическом рок-н-ролле. Показано траекторию перемещения общего центра тяжести (ОЦТ) тела партнерши, параметры движения ОЦТ партнерши по вертикали. Определены и охарактеризованы фазы выполнения соревновательного упражнения "передний тодес с фуса". В эксперименте приняли участие спортсмены - Чемпионы Украины 2011 года. Построены траектории движения тела спортсмена в опорных и безопорных фазах движения. Разработана и предложена методика выполнения соревновательного упражнения. Сформулированы особенности действий партнерши и партнера для улучшения техники выполнения упражнения. Данная методика также рекомендуется для улучшения чувства партнера и партнерши в формировании техники движения выполнения фуса.

Ключевые слова: акробатический, рок-н-ролл, биомеханический, анализ, упражнение, траектория.

Анотацiя. Батеева Н.П., Кизiм П.М. Бiомеханiчний аналiз вправи змагання квалiфiкованих спортсменiв "Переднiй тодес з фусу". Представлено бiомеханiчний аналiз вправи змагання в акробатичному рок-н-ролi. Показано траекторiю перемiщення загального центру тяжiння (ЗЦТ) тiла партнерки, параметри руху ЗЦТ партнерки по вертикалi. Визначенi i охарактеризованi фази виконання вправи змагання "переднiй тодес з фуса". У експериментi взяли участь спортсмени - Чемпiони Украiни 2011 року. Побудованi траекторii руху тiла спортсмена в опорних i безопорних фазах руху. Розроблена i запропонована методика виконання вправи змагання. Сформульованi особливостi дiй партнерки i партнера для полiпшення технiки виконання вправи. Дана методика також рекомендуеться для полiпшення вiдчуття партнера i партнерки у формуваннi технiки руху виконання фуса.

Ключовi слова: акробатичний, рок-н-рол, бiомеханiчний, аналiз, вправа, траекторiя.

Abstract. Batieieva N.P., Kyzim P.M. Biomechanics analysis of competition exercise "2/4 salto Front Layout" of skilled sportsmen. The biomechanics analysis of competition exercise is presented in acrobatic rock-and-roll. The trajectory of moving of general centre of gravity (GCG) of body of partner, parameters of motion of GCG of partner, is rotined on a vertical line. Certain and described phases of implementation of competition exercise "2/4 salto Front Layout to catch". Sportsmen - Champions of Ukraine of 2011 took part in an experiment. The trajectories of motion of body of sportsman are built in the supporting and unsupported phases of motion. Developed and offered method of implementation of competition exercise. The features of sportsmans and partner are formulated for the improvement of technique of implementation of exercise. This method is also recommended for the improvement of sense of partner and partner in forming of technique of motion of implementation of catch.

Keywords: acrobatic, rock-and-roll, biomechanics, analysis, exercise, trajectory.

Введение.

В современном спорте значение технической подготовки непрерывно возрастает. Сильнейшие спортсмены мира обладают относительно равной подготовкой, следовательно, даже небольшой перевес в каком-либо её разделе, может оказаться решающим для победы [7]. Как отмечают специалисты (Лапутин А.Н., 2001; Платонов В.Н., 2004; Гамалий В.В., 2006), дальнейший прирост результатов возможен благодаря совершенствованию техники и более глубокому ее изучению [7]. В сложнокоординационных видах спорта, к которым относится акробатический рок-н-ролл, техническая подготовленность определяется сложностью и красотой движений, их выразительностью и точностью, так как именно эти характеристики определяют уровень спортивного результата [6].

Акробатический рок-н-ролл - парно-танцевальный вид спорта, обусловленный обязательным наличием партнера и партнерши в паре [1]. Неотъемлемой составляющей одной из соревновательной программы категории "М-класс" являются акробатические элементы ультра-си. Именно эти упражнения являются визитной карточкой акробатического рок-н-ролла, составляют наибольшую сложность в подготовке квалифицированных спортсменов в акробатическом рок-н-ролле. Одно из наиболее характерных, использованных только в данном виде спорта является соревновательное упражнение "передний тодес с фуса" и его модификации. В акробатическом рок-н-ролле особую роль играет контроль координационных способностей. Как правило, его осуществляют во время совершенствования технической подготовки на основе субъективных, эмпирических суждений и выводов тренера, а потому этот процесс требует разработки соответствующих требований, специализированных тестов и системы оценивания, в основе которых должны лежать биомеханические законы построения опорных и безопорных движений спортсмена. В акробатическом рок-н-ролле особую роль в осуществлении технической подготовки играет контроль координационных способностей. Техническая подготовка танцевальной пары не может быть эффективной, без знаний тренера биомеханических характеристик соревновательных упражнений [2,4]. Отсутствие научно-обоснованной методики выполнения соревновательного упражнения "передний тодес с фуса" в акробатическом рок-н-ролле и каких-либо рекомендаций делает актуальным вопрос об изучении биомеханических особенностей данного упражнения.

Работа выполнена согласно НИР кафедры гимнастики, спортивных танцев и фитнеса Харьковской академии физической культуры по теме 2.15 "Управление статодинамической устойчивостью тела спортсмена и системы тел в видах спорта со сложной координационной структурой движений", номер госрегистрации 0111u 001726.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - провести биомеханический анализ соревновательного упражнения квалифицированных спортсменов в акробатическом рок-н-ролле (передний тодес с фуса).

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ по проблемам технической подготовки квалифицированных спортсменов в акробатическом рок-н-ролле на основе изучения литературных источников, данных сети Интернет.

2. Изучение кинематических характеристик сложнокоординированных движений в акробатическом рок-н-ролле по видеоматериалу.

3. Построение траекторий движения тела спортсмена в опорных и безопорных фазах движения.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы; фотосъемка, видеосъемка; биомеханический компьютерный анализ, педагогическое наблюдение.

В исследовании приняли участие члены сборной Украины категории "М-класс" (Плужников А.-Фирсова Ю.). Единственные исполнители данного элемента за всю историю развития акробатического рок-н-ролла в Украине.

Результаты исследования.

Анализ специальной литературы и опыт специалистов позволили определить, что при исследовании техники двигательных действий, большее внимание следует уделить особенностям кинематической структуры двигательных действий спортсменов, а именно особенностям действий партнерши и партнера в технике выполнения акробатических элементов.

Основными кинематическими характеристиками движений квалифицированных спортсменов (партнерш) в акробатическом рок-н-ролле являются характеристики перемещения, вращения и характеристики, включающие показатели сложного движения.

В акробатическом рок-н-ролле "передний тодес с фуса" является сложным упражнением, состоящее из ряда взаимосвязанных частей, причем каждая предыдущая готовит условия для эффективного выполнения последующей. Другими словами, все они связаны определенными целевыми установками. Техника соревновательного упражнения "передний тодес с фуса" подразумевает определенную организацию двигательных действий, обеспечивающих достижение главной цели упражнения - преодоление максимально доступной высоты общего центра тяжести (ОЦТ) тела партнерши. Построение движений подчиняется биомеханическим закономерностям, без знания которых невозможен целенаправленный плодотворный тренировочный процесс. Один из наиболее емких показателей переместительного движения - траектория ОЦТ тела партнерши, определяющая форму движения, его локализацию в пространстве, скорость линейного движения и его направление. Особенно характерны траектории безопорных движений, всегда имеющие форму параболы (рис.1).

В наших исследованиях мы исключили использование тензоплатформы, различные датчики, дающие показания реакции опоры, а пользовались только видеосъемкой, на основе которой получили по кадровое выполнения соревновательного упражнения "передний тодес с фуса". Суть видеосъемки состояла в том, что зная частоту кадров (ускоренная съемка-33 кадров/сек.) и прохождение пути ОЦТ тела партнерши (время от 1 до 2 кадра) мы рассчитали необходимые характеристики: траекторию и параметры движения ОЦТ тела партнерши. После выполнения данного упражнения видеосъемка позволяет оценить результаты сразу же по сделанным таблицам перемещения материальной точки по разным траекториям, что позволило в процессе проведения тренировочного занятия сразу показать ошибку выполнения партнером и партнерши в ощущении друг друга в момент вылета партнерши.

Проведенный биомеханический анализ соревновательного упражнения "передний тодес с фуса" определил:

- траекторию ОЦТ тела партнерши безопорного движения, описывающего параболу (рис.1).

- высоту (Н) полета ОЦТ партнерши (рис.2).

- фазы выполнения данного соревновательного упражнения (табл. 1).

Рис.1 Траектория ОЦТ тела партнерши при выполнении соревновательного упражнения "передний тодес с фуса".

Рис. 2. Параметры движения ОЦТ партнерши по вертикали при выполнении соревновательного упражнения "передний тодес с фуса".

Таблица 1

Фазы выполнения данного соревновательного упражнения

Фаза

Описание действия

I

Заход партнерши на элемент (руки партнера создают опору для толчка и выброса партнерши вверх); опора толчковой ноги партнерши.

II

Выпрямление толчковой ноги партнерши. Жесткое отталкивание опорной ноги партнерши от партнера за счет увеличения угла разгиба коленного сустава. Одновременно увеличивается угол разгиба коленных суставов партнера. Угол разгиба коленного сустава партнерши увеличивается раньше, чем угол коленного сустава партнера. Следовательно, партнерша при этом оказывает усилия для давления на опору. Происходит отталкивание от опоры и задаётся скорость перемещения тела в заданном направлении. Учитывая то, что партнер увеличивает угол разгиба коленного сустава (УРКС) с опозданием, у него образуется момент сопровождения массы тела партнерши по заданному направлению.

III

"Мах" свободной ноги. Мах свободной ноги при одновременном совпадении усилий партнера и партнерши, резко увеличивает скорость подъема массы тела партнерши по заданному направлению, что способствует отрыву опорной, толчковой ноги партнерши от точки опоры (рук партнера). В свободном перемещении толчковая нога подтягивается к маховой ноге. Движение маховой ноги усиливает момент переворота тела в горизонтальное положение.

IV

Полет (свободное перемещение) партнерши. При достижении верхней точки траектории перемещения ОЦТ тела, скорость постепенно снижается и равняется нулю. За счет силы притяжения и инерции маховой ноги тело партнерши начинает двигаться в обратном направлении вниз головой.

V

Момент соприкосновения партнерши и партнера друг с другом.

VI

Выход из элемента. Выведение партнерши партнером на паркет.

Эффективная техника выполнения фуса заключается в том, чтобы ощутить момент разгона и продолжить дальше равномерно вкладывать усилие для увеличения разгона. Эта методика позволила найти наиболее удобное положение позы спортсмена, при выбросе партнерши и наиболее удобное положение партнерши при "напрыгивании" на опорную основу партнера. Т.е. партнер должен присесть так, чтобы партнерше было удобно, и угол разгиба коленного сустава должен быть оптимальным для него в дальнейшем разгоне тела. Киносъемка показывает, что создание подъемной силы зависит не только от разгибания ноги, но и разгибания наклона туловища партнерши. Партнерша создает подъемную силу маховой ногой, выбросом рук и разгибом туловища.

Фазы выполнения действий партнера состоят в том, чтобы он обеспечил фазу опоры для выполнения толчка партнерши и начала разгона тела, вторая фаза начинается с момента, когда партнер начинает ощущать, что давление стало легче и он должен вкладывать свои усилия в дальнейший разгон тела. Техника партнера заключается в создании максимального совместного импульса силы, что позволяет достичь максимального вылета партнерши. При этом особая важность в технике выполнения соревновательного упражнения, является чувствительность спортсменов к усилию и направленности формирование этого усилия, т.е. в координации двигательной деятельности при выполнении соревновательного упражнения спортсмен должен обладать максимальной чувствительностью к изменению усилий.

В результате проведенного биомеханического анализа была определена техника выполнения соревновательного упражнения "передний тодес с фуса", сформулированы особенности действий партнерши и партнера для улучшения техники данного упражнения (табл.2).

Таблица 2

Техника выполнения соревновательного упражнения "передний тодес с фуса"

Действия партнерши

Действия партнера

- постановка толчковой ноги на опору (руки партнера);

- отталкивание от опоры (выпрямление коленного сустава опорной ноги);

- выброс рук вверх (работа звеньев, их скорость);

- маховое движение свободной ноги (работа звеньев, их скорость);

- подтягивание толчковой ноги к маховой (работа звеньев, их скорость);

- верхняя точка вылета партнерши (горизонтальное положение тела, нулевая скорость движения);

- движение партнерши вниз головой с ускорением;

- соприкосновение с партнером в жесткий хват.

- создание опоры для исполнения элемента (сед с постановкой рук в "замок");

- принять толчковую ногу партнерши в "замок";

- в момент отталкивания партнерши (наименьшее давление толчковой ноги на опору - руки партнера) партнер начинает сопровождение движения партнерши вверх;

- применяет силу для дальнейшего выталкивания партнерши вверх за счет увеличения угла разгиба коленного сустава ног, выпрямления спины и сгиба - разгиба локтевых суставов рук

-поворот на 1800;

- принимает партнершу в жесткий хват и скользящим движением ставит ее сзади себя на паркет.

Выводы.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что освещенность данных вопросов о биомеханическом анализе соревновательных упражнений квалифицированных спортсменов в акробатическом рок-н-ролле носит фрагментарный характер. Проведенные исследования выполнены впервые в Украине. Соревновательное упражнение "передний тодес с фуса" категории "М-класса" требует совершенствования в технике исполнения. Разработанная в процессе проводимых исследований методика может быть рекомендована для улучшения чувства партнера и партнерши, в формировании техники движения выполнения фуса для того, чтобы максимально быстро подойти к правильному выполнению данного движения. Данная методика состоит в том, что в ней используются индивидуальные антропометрические характеристики спортсменов, определяющие структуру построения техники взаимодействия спортивной пары.

Дальнейшее исследование планируется провести в направлении биомеханического анализа соревновательного упражнения категории "М-класса" - "полтора сальто вперед в передний тодес с фуса", что будет выполнено впервые в акробатическом рок-н-ролле на спортивной арене Украины.

Литература

1. Батеева Н.П., Градусов В.О. Модельные характеристики антропометрических показателей спортсменов высшей квалификации по акробатическому рок-н-роллу // Слобожанський науково-спортивний вiсник, 2006, №10, С. 89-91.

2. Васильев О.С. Современные методики биомеханических измерений // Теория и практика физической культуры, 2004, № 3, С. 13-16.

3. Гамалiй В.В. Бiомеханiчнi аспекти технiки рухових дiй у спортi. Киiв, Олiмпiйська лiтература, 2006, 225 с.

4. Друзь В.А. Моделирование процесса спортивной тренировки. Киев, Здоров'я, 1976, 96 с.

5. Лапутин А.Н. Современные проблемы совершенствования технического мастерства спортсменов в олимпийском и профессиональном спорте // Наука в олимпийском спорте, 2001, №2, С. 38-46.

6. Платонов В.М. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Олимпийская литература, 2004, 808 с.

7. Портаненко С.С. Биомеханические аспекты техники базовых фигур квалифицированных танцоров в стандартной программе танцев // Педагогiка, психологiя, та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання та спорту, 2011, №8, С. 78-81.

Информация об авторах:

Батеева Наталия Петровна
kyzim@mail.ru
Киевский национальный университет культуры и искусств
ул. Щорса 36, г. Киев, 01133, Украина

Кызим Пётр Николаевич
kyzim@mail.ru
Харьковская государственная академия физической культуры
ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Поступила в редакцию 31.07.2012г.

Information about the authors:

Batieieva N.P.
kyzim@mail.ru
Kiev National University of Culture and Arts
Shchorsa str. 36, Kiev, 01133, Ukraine

Kyzim P.M.
kyzim@mail.ru
Kharkov State Academy of Physical Culture
Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Came to edition 31.07.2012.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!