РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ермолаева Т.Н.

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля

Аннотация. Изучено состояние развития творческих способностей студентов классического университета в процессе физического воспитания. Разработаны творческие задания для исследования творческого потенциала студентов с использованием элементов танцевальной аэробики. Установлены и охарактеризованы уровни развития творческих способностей студенческой молодёжи классического университета в процессе физического воспитания для каждого творческого задания. Определена форма оптимизации процесса физического воспитания для развития творческих способностей студентов.

Ключевые слова: физическое, воспитание, творчество, способности, студенты.

Анотацiя. Ермолаева Т.М. Розвиток творчих здiбностей студентiв класичного унiверситету в процесi фiзичного виховання. Вивчено стан розвитку творчих здiбностей студентiв класичного унiверситету в процесi фiзичного виховання. Розроблено творчi завдання для дослiдження творчого потенцiалу студентiв iз використанням елементiв танцювальноi аеробiки. Встановлено i охарактеризовано рiвнi розвитку творчих здiбностей студентськоi молодi класичного унiверситету в процесi фiзичного виховання для кожного творчого завдання. Виявлено форму оптимiзацii процесу фiзичного виховання для розвитку творчих здiбностей студентiв.

Ключовi слова: фiзичне, виховання, творчiсть, здiбностi, студенти.

Annotation. Yermolayeva T.N. Development of creative capabilities of students of classic university in the process of physical education. Development of creative capabilities of students of classic university status in the process of physical education is studied. Creative tasks are developed for research of creative potential of students with the use of elements of dancing aerobics. Levels of development of creative capabilities of students of classic university in the process of physical education are defined and characterized for every creative task. The form of optimization of process of physical education for development of creative capabilities of students is determined.

Keywords: physical, education, creation, capabilities, students.

Введение.

Реалии современности выдвигают повышенные требования к подготовке молодых специалистов в самых различных областях производства, которые способны выполнять не только свои профессиональные функции, но и обладают особенной неповторимой творческой индивидуальностью. Предпочтение в поиске новых средств, методов формирования и развития творческих способностей будущих специалистов отдается тем, которые интегральны и многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации и самовыражению личности, интересны и вписываются в современную учебно-воспитательную систему.

В этом отношении значительными потенциальными возможностями обладают, на наш взгляд, общеобразовательные дисциплины, входящие в учебный план любого высшего учебного заведения. Среди них особое место занимают учебные занятия по физическому воспитанию, процесс которого не ограничивается стимулированием физической активности, но и вовлекает умственные и эмоциональные способности человека, представляя гармонию умственного, физического эстетического и эмоционального начал личности. Процесс физического воспитания обладает также огромным потенциалом и многообразием различных средств для развития творческих способностей студентов, что приобретает особую актуальность в формировании гармоничной и всесторонне развитой личности.

Вопросам изучения творческих способностей личности посвятили свои труды множество учёных. В философском аспекте творчество как источник развития личности изучали А. Арнольдов, М. Бердяев, Ю. Давыдов, Ф.Михайлов, Б.Сорокин и др. Педагогические и психолого-педагогические аспекты творческого развития и самореализации личности исследовали В.Андреев, Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Маслоу, С.Рубинштейн, С. Сысоева, К. Юнг, Н. Яковлева и др. Проблемам творческой активности студентов и роли творчества в их профессионально-творческом саморазвитии в учебно-воспитательном процессе посвятили свои работы Г. Горченко, А. Деркач, Л.Макарова, Я. Пономарёв и др. Вопросы формирования и развития творческих способностей студентов с использованием средств физического воспитания изучали Т. Заячук, А. Груздев, Г. Драндров, М. Катренко, Е. Смелкова и др.

В то же время, несмотря на значительный интерес педагогов, психологов, философов к проблеме, которой посвящается данная статья, ряд её кардинальных моментов остаётся малоизученным. Анализ литературы в данном направлении указывает на недостаточность теоретического и практического исследования развития творческих способностей студентов классического университета в процессе физического воспитания.

Традиционно сложившаяся система физического воспитания вузов ориентирована в большей степени на реализацию задач общей физической подготовки и в недостаточной степени способствует развитию творческих способностей студенческой молодёжи. Поэтому важной научной и практической задачей сегодня является исследование, а также поиск новых путей и дополнительных форм организации процесса физического воспитания, которые способствовали бы развитию творческих способностей студентов, реализации их творческого потенциала и формированию гармоничной личности. Помочь решить эту сложную педагогическую проблему развития творческих способностей, на наш взгляд, может взаимосвязь физического и эстетического воспитания студентов. Наиболее удачными формами такого взаимодействия представляются учебные занятия по аэробике, которые всегда эмоционально окрашены, эстетичны и притягательны.

Работа выполнена по плану НИР Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью статьи является исследование состояния развития творческих способностей студентов классического университета в процессе физического воспитания.

Для достижения цели определены следующие задачи: разработать творческие задания для исследования творческого потенциала студентов с использованием элементов танцевальной аэробики; установить уровни развития творческих способностей студенческой молодёжи классического университета в процессе физического воспитания; для каждого творческого задания разработать характеристику уровней развития творческих способностей студентов.

В процессе достижения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ исследования (сравнительно-сопоставительный); теоретическое обобщение результатов исследования; прямое и косвенное педагогическое наблюдение.

Методика оценки творческих заданий включала в себя проверку: умений студентов показать совокупность технически правильного выполнения упражнений; способности проявлять соответствующие эмоции; умений выражать возникающие при восприятии музыки чувства и отображать их в движении; способности подбирать двигательные средства для передачи красоты и выразительности музыкального образа.

Результаты исследований.

Творчество - самая фундаментальная характеристика человеческой природы, это потенциал, присущий каждому человеку от рождения. Творческий потенциал личности проявляется в творчестве, творческих заданиях, общении.

В научном мире существуют разные толкования понятия "творчество": "форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, которые имеют общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта" [5, с. 286]; "фактор и предпосылка свободы человека" [3, с. 142]; "мышление в его высшей форме, которое является воображением и выходит за пределы известных способов решения поставленного задания" [6, с. 142].

В изучении феномена творчества в педагогическом аспекте акцент делается на новизну и общественную значимость результатов творческой деятельности как основных ее критериев. Под творчеством в педагогической науке понимают процесс усвоения материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, во время которого происходит формирование и развитие творческой личности.

В процессе подготовки специалистов следует обращать внимание на формирование у студентов разнообразных, глубоких и крепких знаний, на стимуляцию самостоятельной деятельности студентов, на развитие стойких творческих интересов, целенаправленности творческих поисков, настойчивости во время выполнения творческих заданий. Творческая направленность личности является предпосылкой любой творческой деятельности, в процессе которой формируются и развиваются творческие способности. Стимулирование творческих способностей студентов осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, включения их в активный поиск новых способов решения различного типа педагогических задач, развивающих познавательно-творческий интерес и требующих от будущих специалистов умения мобилизовать свои потенциальные возможности по проявлению новизны и оригинальности в действиях.

Огромными возможностями в этом отношении обладает процесс физического воспитания, обогащённый средствами эстетического воспитания. Занятия танцевальной аэробикой являются благоприятной формой слияния и взаимодействия физического и эстетического воспитания студентов. Они построены на основе танцевальных движений под музыку, направленных на совершенствование физической природы человека, способствуют становлению эстетического вкуса, служат источником эстетического наслаждения. Занятия аэробикой создают условия к тому, чтобы воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в физических упражнениях, ценить красоту движений человеческого тела и представляют собой сплав музыки, танца, движения.

Музыка имеет огромную силу воздействия на духовный мир человека, музыкальные произведения выражают мысли и чувства, вызывают эмоциональный отклик, воздействуют на эстетическую сторону души. Сочетание выразительных средств музыки с поэтическим словом, сюжетом, действием, движением делает музыкальный образ более конкретным и понятным. Именно с музыкальным образом, выраженным комплексом музыкальных средств, связаны понятия выразительности и изобразительности в музыке. Ю. Кремлев указывает, что "... не может быть художественного образа без внешней конкретизации его содержания, выступающего в красках, формах, линиях и звуках" [4, с. 10.]. Это высказывание очень важно для нашего исследования, поскольку оно приводит к выводу о том, что музыкальный образ должен быть всегда воплощен, внешне оформлен в ритме, темпе, движении. То есть существует тесная связь выразительной и изобразительной функций музыки, а это указывает на тесную взаимосвязь и взаимодействие эстетического и физического воспитания.

Характер и построение музыкального произведения помимо всего передается посредством эмоциональных, выразительных движений, которые, подобно музыке, располагаются во времени, в соответствии с музыкальным ритмом меняется и характер движений, их направление и форма, разворачивается тот или иной рисунок танца, упражнения. Динамические и темповые изменения влекут за собой разную степень напряженности и скорости движений, изменение их амплитуды и направления [1]. Данное высказывание показывает тесную взаимосвязь движений и музыки, физического и эстетического.

Музыка - это искусство, протекающее во времени, дать же пространственный ритм пластического движения, отвечающего временному ритму, - задача танца. Музыка подсказывает движения, ограничивает их во времени. Это придает движению определенную мерность, законченность. В первую очередь, движение помогает лучше выразить, понять музыку, а музыка, в свою очередь, помогает лучше понять движение [2].

Итак, движения тесно связаны с музыкой, под которую они выполняются. Движения раскрывают содержание музыки и соответствуют ее характеру, темпу, ритму. Для передачи художественного образа, создаваемого музыкой, движения должны быть эмоционально выразительными и музыкально ритмичными. Выразительность движений в свою очередь, основывается на хорошей технике физических упражнений. В процессе выполнения движений под музыку у студентов активизируется слуховое внимание, развиваются способности самостоятельно распределять свои движения во времени, пространстве, коллективе. Движения студентов комбинируются, усложняются, варьируются в соответствии с работой воображения - все это способствует развитию творческих способностей.

Во время усвоения новых движений, выполнения творческих заданий, студенты переживают эстетические эмоции, радость познания. Следовательно, музыка, являясь средством эстетического воспитания, воздействует на чувства, эмоции студентов, стимулирует их творческие проявления в двигательной деятельности - в процессе физического воспитания. Музыкальное сопровождение движений оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние занимающихся, повышает их моторную активность, помогает закреплять мышечное чувство, запоминать движения, развивает чувство ритма.

Таким образом, развитие творческих способностей студентов в процессе физического воспитания целесообразно осуществлять с помощью слияния средств эстетического воспитания (музыки, танца) и физического воспитания (движений, физических упражнений), а именно движений под музыку - танцевальной аэробики.

Для исследования творческого потенциала студентов классического университета были разработаны творческие задания с использованием элементов танцевальной аэробики и определены три уровня развития творческих способностей: высокий, средний, низкий. Для каждого творческого задания была разработана характеристика уровней развития творческих способностей студентов классического университета.

Первое творческое задание предусматривало исследование особенностей восприятия студентами музыкального произведения, насколько образный тип мышления проявляется при восприятии музыки. Студентам предлагалось прослушать различные музыкальные произведения и на основании впечатлений, чувств, образов, ассоциаций, которые возникли во время прослушивания музыки, составить танцевальную композицию на 16 счетов под выбранное ими музыкальное произведение из тех движений, которыми они владеют, и продемонстрировать составленный комплекс через 20 минут.

Высокий уровень определялся, если танцевальная композиция была полностью составлена и исполнена красиво, свободно и легко, движения были разнообразными, выполнены технично и отвечали характеру музыки. Если танцевальная композиция была составлена не полностью, в технике исполнения были ошибки, движения были однообразными или составленная композиция не отвечала характеру музыки и выполнялась без лёгкости, скованно, то устанавливался средний уровень. Низкий уровень определялся, если не возникло никаких ассоциаций, респондент не избрал ни одного музыкального произведения и не смог продемонстрировать никаких движений.

Цель второго творческого задания заключалась в изучении способности студентов видеть, чувствовать красоту движений, умения различать характер движений и в способности согласовывать их с музыкой. Преподавателем физического воспитания был представлен танцевальный комплекс, который состоял из движений одного из избранных стилей аэробики, и давалось короткое объяснение с последующей демонстрацией комплекса. Студентам необходимо было воспроизвести представленный танцевальный комплекс и на основе ощущений и ассоциаций, которые возникли во время его выполнения, предложить музыкальное сопровождение и продемонстрировать композицию под выбранное произведение.

Высокий уровень характеризовался правильным выполнением предложенной связки, соответствием избранного музыкального сопровождения представленному танцевальному стилю аэробики и выполнением комплекса легко и свободно. Если в технике исполнения предложенного танцевального комплекса были некоторые ошибки или избранная музыка не соответствовала представленному стилю аэробики, а комплекс был выполнен скованно, то устанавливался средний уровень. Низкий уровень определялся, если не выполнена даже предложенная композиция, и (или) не возникло никаких ассоциаций с музыкой.

Цель третьего творческого задания заключалась в определении способности студентов дополнять танцевальную композицию, при восприятии и анализе которой проявляется творческая наблюдательность, способность не только к пониманию увиденного, но и к проявлению своего творческого потенциала согласно с увиденным. Преподаватель изучал со студентами танцевальную композицию на 32 счета в одном из избранных им стилей аэробики под предложенное и соответствующее стилю музыкальное сопровождение. Студентам нужно было дополнить композицию (сначала, в середине или в конце) связкой на 16 счётов из тех движений, которыми они владеют, и продемонстрировать через 20 минут конечный вариант.

Высокий уровень характеризовался правильным выполнением предложенной композиции, дополнением её связкой из движений, которые отвечают избранному стилю аэробики, их разнообразием и осуществлением составленного комплекса легко и свободно. Если в технике выполнения начального варианта композиции были некоторые ошибки или дополненная связка не соответствовала предложенному стилю аэробики, движения были однообразными или комплекс выполнен не полностью, то устанавливался средний уровень. Низкий уровень определялся, если не выполнена даже предложенная изначально танцевальная композиция или она вовсе не дополнена никакими движениями.

Цель четвёртого творческого задания заключалась в определении умения студентов самостоятельно составить танцевальную аэробную композицию на 32 счета на основе базовых движений аэробики под предложенное преподавателем музыкальное сопровождение (музыка на 134-136 уд./мин.). Со студентами повторялись разученные базовые движения аэробики (march, step-touch, knee-up, lunge, kick, jack, v-step и другие), из которых они должны были составить дорожку (связку) на 32 счета. На составление композиции давалось 20 минут, потом студентам необходимо было продемонстрировать свое творчество.

Высокий уровень характеризовался правильным выполнением всех базовых движений аэробики, их разнообразием и осуществлением составленного комплекса легко и свободно. Если в технике исполнения базовых движений были некоторые ошибки или составленная композиция не отвечала целесообразности и последовательности базовых шагов по сложности выполнения, движения были однообразными или комплекс составлен не полностью, то устанавливался средний уровень. Низкий уровень определялся, если техника исполнения базовых движений аэробики была полностью нарушена или композиция вовсе не составлена.

Выводы.

В результате исследования развития творческих способностей студентов классического университета было определено, что важнейшей формой оптимизации процесса физического воспитания являются занятия танцевальной аэробикой. В процессе таких занятий развивается способность к восприятию музыки и двигательному её выражению, выполнению движений и ассоциированию их с музыкой, создаётся соответствующее физическое, эмоциональное и умственное состояние, способствующее проявлению творческих способностей студентов.

В дальнейшем исследования предполагается направить на изучение взаимосвязи физического и эстетического воспитания студентов, в процессе которых формируются эстетико-физические качества студенческой молодёжи и развиваются творческие способности личности.

Литература

1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 1983. - 117 с.

2. Воскресенская Л.П. Исследование роли чувства ритма в повышении технического мастерства спортсмена : автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1969. - 14 с.

3. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии : учеб. пособие. - изд. 2-е. - СПб. : СПбГУПМ, Балт. пед. академия, 2000. - 222 с.

4. Кремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. - М. : Музгиз, 1962. - 52 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энцикл., 2003. - 528 с.

6. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Межериков ; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 448 с.

Информация об авторе:

Ермолаева Татьяна Николаевна
ermolaev_21@mail.ru
Восточноукраинский национальный университет
Квартал Молодёжный 20-а, г. Луганск, 91034, Украина

Поступила в редакцию 26.03.2012г.

Information about the author:

Yermolayeva T.N.
ermolaev_21@mail.ru
East-Ukrainian National University
Young People str. 20-a, Lugansk, 91034, Ukraine.

Came to edition 26.03.2012.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!