ЗНАЧЕНИЕ СИММЕТРИЧНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Чивиль А.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация. Цель исследования - изучение роли симметричного развития физических качеств у спортсменок в художественной гимнастике. Было обследовано 84 гимнастки в возрасте 17 лет. Проведено изучение асимметрии развития гибкости, силы и координации у спортсменок. Установлено, что исполнение элементов повышенной сложности требует не только максимального, но и симметричного развития гибкости как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости. У наиболее профессионально успешных гимнасток отмечается снижение асимметрии нижних конечностей по уровню гибкости и координации.

Ключевые слова: симметрия, асимметрия, гибкость, сила, координация, гимнастика.

Анотацiя. Чивiль А.А. Значення симетричного розвитку фiзичних якостей в художнiй гiмнастицi. Мета дослiдження - вивчення ролi симетричного розвитку фiзичних якостей у спортсменок в художнiй гiмнастицi. Було обстежено 84 гiмнастки у вiцi 17 рокiв. Проведено вивчення асиметрii розвитку гнучкостi, сили i координацii у спортсменок. Встановлено, що виконання елементiв пiдвищеноi складностi вимагае не лише максимального, але i симетричного розвитку гнучкостi як в сагиттальной, так i у фронтальнiй плоскостi. У найбiльш професiйно успiшних гiмнасток спостерiгаеться зниження асиметрii нижнiх кiнцiвок за рiвнем гнучкостi i координацii.

Ключовi слова: симетрiя, асиметрiя, гнучкiсть, сила, координацiя, гiмнастика.

Annotation. Chivil A.A. The importance of symmetric development of physical qualities in rhythmic gymnastics. A research purpose is a study of role of symmetric development of physical qualities for sportswomen in a calisthenics. 84 gymnasts were inspected in age 17 years. The study of asymmetry of development of flexibility, forces and co-ordinations, is conducted for sportswomen. It is set that execution of elements of enhanceable complication requires maximal and symmetric development of flexibility in сагиттальной and in a frontal plane. At most professionally successful gymnasts the decline of asymmetry of lower extremities is marked on the level of flexibility and co-ordination.

Keywords: symmetry, asymmetry, flexibility, strength, coordination, gymnastics.

Введение.

В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, одной из основных задач является "совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене".

Исследования роли функциональной асимметрии в спорте показали, что этот признак является важным дополнительным резервом для повышения эффективности тренировочного процесса, так как в определенной степени асимметрией можно целенаправленно управлять, повышая ее или сглаживая в зависимости от потребностей избранного вида спорта (Чермит К. Д., 2004; Таймазов В. А., Бакулев С. Е., 2006; Дорган В. П., Манолаки В. Г., 2008).

Моторная асимметрия в конкретном виде спорта зависит от симметричности или асимметричности технических действий (Сологуб Е. Б., 2000). В симметричных упражнениях выраженная функциональная асимметрия ограничивает возможности спортсменов, что особенно проявляется при циклической работе на выносливость, а в асимметричных движениях она, напротив, необходима.

Двигательные координации в гимнастических видах спорта характеризуются резко выраженной специфической моторной и сенсорной асимметрией (Бердичевская Е. М., Малука М. В., 2009). При этом динамичность, насыщенность сложнокоординационными элементами и разнонаправленность жанров музыкальных сопровождений соревновательных композиций в художественной гимнастике предъявляет высокие требования к координации и симметричности развития двигательных качеств, а нарушение симметрии считается ошибкой при выполнении ряда технико-эстетических двигательных действий.

В последние годы при изучении проблемы функциональной асимметрии в художественной гимнастике основной акцент делался на выявление различий в развитии верхних конечностей, имеющих первостепенное значение при работе с предметами (Шевчук Н. А., 2005), однако недостаточное внимание уделялось изучению асимметрии нижних конечностей и туловища при исполнении базовых элементов, что и определило актуальность нашего исследования.

Суть проблемы заключается в противоречии между необходимостью повышения качества подготовки гимнасток и недостаточностью исследований моторной асимметрии, которая в ряде случаев сдерживает рост спортивного мастерства.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - изучение роли симметричного развития физических качеств у спортсменок в художественной гимнастике.

Задачи исследования: провести анализ правил соревнований, видеоанализ выступлений лучших гимнасток и экспертную оценку для определения значимости симметричного развития для выполнения элементов повышенной сложности в художественной гимнастике. Провести изучение асимметрии развития гибкости, силы и координации у высококвалифицированных гимнасток.

Материал и методы исследования. В работе использовались теоретические (анализ правил соревнований) и эмпирические методы исследования (видеоанализ, тестирование, метод экспертных оценок). Всего было обследовано 84 гимнастки специализации художественная гимнастика. Все спортсменки имели высокую спортивную квалификацию (КМС, МС, МСМК). Средний возраст гимнасток 16,9 ± 0,15 лет.

Экспертная оценка выполнения 7 соревновательных элементов, требующих симметричного развития гибкости в тазобедренных суставах, проведена у 20 высококвалифицированных гимнасток (КМС, МС) учащихся ДЮСШ и студенток НГУ им. П. Ф. Лесгафта.

Тестирование выраженности функциональной асимметрии проведено у 42 ведущих гимнасток (КМС, МС, МСМК, ЗМС) и 30 гимнасток ДЮСШ Санкт-Петербурга и студенток ГУФК им. П. Ф. Лесгафта (КМС, МС).

Учитывая, что моторная асимметрия нижних конечностей имеет в спорте различные проявления: гибкость, силовые характеристики, координационные возможности, точностные действия, нами проведено изучение их особенностей в тестах по физической подготовке для "ведущей", и для "неведущей" конечности. При анализе результатов учитывали, что термин "ведущая" конечность является неоднозначным вследствие зависимости видов приоритетов от характера двигательных действий. В качестве ведущей мы определяли конечность имеющую приоритет (объективное преимущество) в конкретном двигательном действии.

Асимметрию гибкости в тазобедренном суставе определяли в тесте "шпагат" с правой и левой ноги - определялась высота подъема впереди лежащей ноги ("шпагат с опоры").

Асимметрию статической силы мышц бедра правой и левой ноги определяли в тесте "боковое". Гимнастки удерживали ногу под углом 90 градусов. Параллельно проводилось определение морфологической асимметрии - измерение обхвата бедра.

Асимметрию координационных действий определяли по способности сохранять равновесие в тесте " пассе" с правой и левой ноги на полной стопе до первого движения.

Асимметрию координационных и точностных действий у гимнасток определяли по количеству правильно выполненных оборотов в тесте "фуэте" с правой и левой ноги.

Асимметрию координационных и точностных действий верхних конечностей определяли в тесте "высокий бросок - ловля мяча" (количество раз) до первой ошибки.

Величина неравенств парных показателей вычислялась по коэффициенту асимметрииа):

Ка = [(F1-F2) /F1] x100%

где F1 - значение большего из симметричных показателей,

F2 - значение меньшего из симметричных показателей.

Анализ правил соревнований по художественной гимнастике 2009-2012 год показал наличие 432 элементов, из которых 117 прыжков, 104 равновесий, 131 поворот и 80 элементов на гибкость. При этом обозначены элементы, выполнение которых невозможно без максимального развития гибкости тазобедренных суставов, как в сагиттальной (в основном структурная группа прыжков), так и во фронтальной плоскости (структурные группы гибкости, равновесий и поворотов). Больше всего элементов высокой стоимости (0,6-1 балл), требующих симметричного развития физических качеств в структурной группе прыжков - 22,2 % от общего количества. В структурной группе равновесий, поворотов и гибкости таких элементов меньше - 3,8 %.

Для выявления степени использования в соревновательных композициях гимнасток элементов выполняемых на "неведущую" конечность нами изучены видеозаписи выступления гимнасток, занявших на этапе Гран-при и соревнованиях ДЮСШ Санкт-Петербурга по художественной гимнастике 1-10 места.

Результаты исследований.

На соревнованиях высокого уровня максимальное количество элементов тела, выполняемых на "неведущую"конечность установлено у гимнастки, занявшей 1 место на Гран-при - 25 %. У гимнастки, занявшей 2 место, этот показатель ниже и составляет 18 %. В программе гимнасток, занявших 3-4 места он равен 12 %, а гимнастки, занявшие с 5 по 10 места в своих программах элементы, на "неведущую"конечность используют только в 2,8 % случаев.

Видеоанализ соревнований ДЮСШ СПб показал, меньшую зависимость распределения призовых мест от включения элементов на "неведущую" ногу. Так гимнастка, занявшая 1 место, таких элементов вообще не исполнила, а их максимальное количество было продемонстрировано гимнасткой занявшей лишь 4 место - 16,7 %, что может быть объяснено недостаточной технической подготовленностью гимнасток рассматриваемого уровня. При этом на соревнованиях ДЮСШ элементы на "неведущую"ногу присутствовали в композиции у 3 гимнасток первой и только у 1 гимнастки второй пятерки, что показывает приоритет гимнасток, обладающих симметричным развитием физических качеств над несимметрично работающими гимнастками.

Для определения влияния асимметрии в развитии гибкости правой и левой нижней конечности на выполнение соревновательных элементов повышенной сложности, требующих симметричного развития физических качеств нами проведена экспертная оценка выполнения 7 элементов:

- прыжок со сменой ног в кольцо (П1);

- три прыжка шагом подряд (П2);

- шпагат с помощью + круг ногой с помощью (Р1);

- шпагат без помощи + круг с помощью (Р2);

- турлян на 180° + круг ногой без помощи (Г1);

- круг ногой во время турляна без помощи на 360° (Г2);

- горизонтальное положение ноги вперед и выход во вращение в заднем шпагате (П).

После каждого элемента спортсменкам выставлялась оценка за технику исполнения.

В результате установлено, что асимметрия гибкости в тазобедренных суставах в тесте " шпагат с опоры"
у гимнасток колебалась от средней 36,4 - 38,5 % (3 гимнастки - 18 %) до высокой 43,4-54,3 % (17 гимнасток - 82 %).

Наиболее высокие оценки гимнастки получили за выполнение поворотов - 0,77 ± 0,02 балла, далее следуют элементы прыжковой структурной группы - 0,57 ± 0,03 и 0,50 ± 0,03 балла, равновесия - 0,43 ± 0,03 и 0,34 ± 0,01 балла. Труднее всего спортсменкам далось выполнение элементов на гибкость 0,38 ± 0,01 и 0,36 ± 0,02 баллов (табл. 1).

Таблица 1

Влияние асимметрии гибкости в тазобедренных суставах на качество исполнения элементов, требующих симметричного развития гибкости

Группа

Прыжки,
баллы

Равновесия, баллы

Гибкость,
баллы

Поворот баллы

Ср.балл

П 1

П 2

Р 1

Р 2

Г 1

Г 2

1 гр. КА >49%

0,49 ± 0,05

0,44 ± 0,03

0,36 ± 0,02

0,33 ± 0,01

0,33 ± 0,01

0,31 ± 0,02

0,79 ± 0,02

0,42 ± 0,01

2 гр. КА <49%

0,65 ± 0,04

0,55 ± 0,05

0,5 ± 0,06

0,35 ± 0,01

0,43 ± 0,02

0,4 ± 0,02

0,75 ± 0,04

0,51 ± 0,03

Р 1-2
(t)

≤ 0,05 (2,45)

> 0,05 (1,89)

≤ 0,05 (2,21)

> 0,05 (1,41)

≤ 0,001 (4,48)

≤ 0,01 (3,18)

> 0,05 (0,89)

≤ 0,05 (2,67)

Все гимнастки
(1 гр+2 гр)

0,57 ± 0,03

0,50 ± 0,03

0,43 ± 0,03

0,34 ± 0,01

0,38 ± 0,01

0,36 ± 0,02

0,77 ± 0,02

0,46 ± 0,02

Для проведения анализа связи экспертной оценки с выраженностью асимметрии в тазобедренных суставах все гимнастки в зависимости от КА были распределены в группы по 10 человек. Выяснилось, что наибольшее значение асимметрия гибкости в тазобедренных суставах оказала на возможность качественного исполнения элемента "круг ногой во время турляна без помощи" на 180 и 360°; шпагат с помощью + круг ногой с помощью; прыжок со сменой ног в кольцо. Причем в ряде случаев более сложные (П2, Р2, Г2) из пар рассмотренных элементы в меньшей степени зависели от КА в тазобедренных суставах (табл. 1), что связано с влиянием на их исполнение не только симметричного развития гибкости, но и силы.

Для подтверждения влияния КА гибкости в тазобедренном суставе на исполнение сложных элементов, требующих симметричного развития гибкости проведен расчет коэффициентов корреляции Пирсона. Оказалось, что КА гибкости в тазобедренных суставах действительно имеет наиболее выраженную отрицательную корреляцию с качеством исполнения элементов на гибкость (круг ногой во время турляна без помощи" на 180 и 360°) - r = -0,71, при р ≤ 0,001. Несколько менее выраженная, но статистически достоверная отрицательная корреляция установлена с качеством исполнения прыжков: прыжок со сменой ног в кольцо и 3 прыжка шагом подряд (r = -0,5, при р ≤ 0,05).

При анализе результатов каждой гимнастки, полученных за исполнение семи элементов (от 0,37 до 0,69 баллов при максимальном 1,0), выяснилось, что самой распространенной ошибкой исполнения было отсутствие формы и недостаточная амплитуда.

При изучении выраженности моторной асимметрии у гимнасток с разным уровнем спортивных достижений установлено, что у ведущих гимнасток отмечается более низкий коэффициент асимметрии между левой и правой ногой по показателю пассивной гибкости в тазобедренном суставе (тест "шпагат") - 31,1 ± 2,0 % против 42,4 ± 1,8 % при р < 0,001, способности сохранять равновесие (тест "пассе") - 29,4 ± 1,7 против 40,5 ± 3,68 % при р < 0,01 и силе мышц ног (тест "удержание ноги в боковом равновесии") (табл. 2).

Таблица 2

Показатели моторной асимметрии на основании изучения пассивной гибкости, равновесия, силы ног и вращений

Показатель

Высокие достижения (n=44)

ДЮСШ Санкт-Петербурга (n=20)

Ведущая нога

Неведущая нога

КА

Ведущая нога

Неведущая нога

КА

Шпагат, см

69,7±1,22

47,3±1,26

31,1±2,0

58,6±1,22

33,9±1,26

42,4±1,8
***

Пассе, сек

63,7±4,5

77,7±3,5

29,4±1,7

30,3±4,2

34,1±3,57

40,5±3,68
**

Боковое, сек

66,0±3,26

43,7±2,66

37,7±2,3

39,2±2,63

21,1±3,0

46,0±3,5*

Фуэте, раз

21,2±0,74

25,9±1,14

33,6±1,7

8,0±0,58

5,5±0,4

33,1±2,28

Примечание: различия относительно спортсменок Сборной России статистически достоверны * - р < 0,05; ** - р < 0,001

В тесте на вращение ("фуэте") установлена одинаково выраженная асимметрия между левой и правой ногой вне зависимости от уровня спортивных достижений гимнасток (33,6 ± 1,7 и 33,1 ± 2,28 %).

Данная ситуация обусловлена тем, что при поворотах вокруг вертикальной оси совместное напряжение мышц опорной ноги и связанной с ней половины туловища приводит к смещению оси вращения из симметричного положения в сторону более напряженной части тела, т. е. к опорной ноге, что облегчает поворот на ней. При этом поворот вокруг неопорной ноги оказывается затруднен из-за необходимости предварительного смещения к ней центра тяжести тела, а также из-за сложности образования "напряженной мышечной вертикали", проходящей через неопорную ногу.

Таким образом, современные требования в художественной гимнастике обуславливают необходимость проявления симметрично развитой гибкости, силы и координации в вертикальной плоскости при выполнении структурной группы прыжков и гибкости во фронтальной плоскости при выполнении технически сложных элементов из групп поворотов, равновесий и гибкости. Высокий показатель асимметрии не дает спортсменкам выполнять соревновательные элементы высокой стоимости на должном уровне и включать их в свою программу, тем самым лишая ее зрелищности, разнообразия и высокой "технической" стоимости.

Сравнительный анализ, проведенный в группах ведущих гимнасток и гимнасток СПб показал, что у лучших гимнасток на фоне высокоразвитой гибкости в тазобедренных суставах, хороших координационных качеств (равновесия, вращения) и выраженной силе мышц бедра (без увеличения диаметра мышечных волокон) отмечается менее выраженная асимметрия нижних конечностей по гибкости в тазобедренных суставах и способности удерживать равновесие.

Выводы

1. Современные требования в художественной гимнастике обуславливают необходимость проявления симметрично развитой гибкости, силы и координации при выполнении соревновательных программ.

2. Исполнение элементов повышенной сложности требует не только максимального, но и симметричного развития гибкости, как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскости.

3. У наиболее профессионально успешных гимнасток отмечается снижение асимметрии нижних конечностей по уровню гибкости и координации.

4. В тренировочном процессе необходимо учитывать, что особое значение симметричному развитию придается при разучивании симметричных движений. В асимметричных двигательных действиях функциональная асимметрия необходима для качественного исполнения и ее сглаживание может иметь отрицательное влияние на спортивный результат.

Литература

1. Бердичевская Е. М., Малука М. В. Функциональные асимметрии при выполнении отдельных элементов спортивной гимнастики у юных спортсменок // Мат. международ. конф., посвящ. 65-летию Института возрастной физиологии РАО "Физиология развития человека". - М., 2009. - С. 95-96.

2. Дорган В. П., Манолаки В. Г. Вариабельность признаков у представителей мировой спортивной элиты // Спортивна медицина. - Кишинев, 2008. - № 2. - С. 43-46.

3. Сологуб Е. Б., Таймазов В. А. Спортивная генетика. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 127 с.

4. Таймазов В. А., Бакулев С. Е. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 74-82.

5. Правила по художественной гимнастике 2009-2012 / Международная Федерация гимнастики; Технический комитет по художественной гимнастике, 2008. - 97 с.

6. Чермит К. Д. Гармоническая пара "симметрия-асимметрия" в организме человека как фундаментальная основа адаптации : дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13. - Майкоп, 2004. - 371 с.

7. Шевчук Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Волгоград, 2005. - 186 с.

Информация об авторе:

Чивиль Анастасия Андреевна
chufilenok@mail.ru
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта
ул. Декабристов 35, г.Санкт-Петербург, 190121, Россия.

Поступила в редакцию 12.03.2012г.

Information about the author:

Chivil A.A.
chufilenok@mail.ru
National State University of Physical Culture, Sport and Health
Decembrists str. 35, Saint Petersburg, 190121, Russia.

Came to edition 12.03.2012.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!