МОТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ Бойченко Я.С. Белгородский государственный исследовательский университет
Введение. Наш век бурного развития экономики и технологий привнес в повседневную жизнь каждого человека необратимые изменения. В основном в лучшую сторону. Культурные и социальные процессы так же не стоят на месте. Несмотря на улучшение качества жизни во всех слоях населения в тоже время наблюдается рост числа заболеваний. Причем это не кратковременный скачок, а хорошо прослеживаемая тенденция. И это не может не настораживать. В период 1995 - 2011 гг. число инвалидов в России увеличилось в 3 раза, а детей-инвалидов - почти в 5 раз [http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/healthcare]. В частности итоги проверки здоровья жителей города Белгорода свидетельствуют: совершенно здоровыми можно назвать лишь 6-7 процентов работающего населения в возрасте от 30 до 50 лет [1]. В такой ситуации особое внимание необходимо обратить на молодое поколение, ибо это самая ценная часть генофонда страны и базис для дальнейшего существования самого государства. Хотя понятие "мотивация" используется на языке психологов не один десяток лет, его исследования еще далеки от окончательного решения всех вопросов и выработки единых методов и теорий. В начале двадцатого века проблемы мотивации сводились в основном к анализу волевого акта (принятие решения, выбор) и волевого действия (произвольное управление действием). "Мотивы" рассматривались просто как основания, принимаемые в расчет при принятии волевого решения (James, 1890; Ach, 1910; Pfander, 1911). Лишь в 1936 году вышла первая англоязычная монография, в названии которой использовалось слово "мотивация": Р. Т. Young, -"Motivation and Behavior". Теперь уже не волевые акты регулировали доступ к действию и его осуществление, а потребности и тенденции, оказывающие большее или меньшее влияние на поведение в зависимости от своей силы. Двадцать лет спустя рефераты, монографии, обзоры, руководства выходили в свет одно за другим. Среди них следует упомянуть серию ежегодников по проблемам мотивации Университета штата Небраска (с 1953 года), руководства (Koch, 1959-1963; Thomae, 1965) и более или менее полные учебные пособия (Cofer, Appley, 1964; Atkinson, 1964; Atkinson, Birch, 1948; Bolles, 1967, 1975; Madsen, 1959, 1974; Heckhausen, 1980; Weiner, 1972, 1980). Теория мотиваций Хаккаузена во многом сформирована на компиляции идей исследователей начала XX века (Thorndike, 1898, 1911, Уильям Джеймс, И.П. Павлов, З. Фрейд и др.), которые через призму философии и теологии рассматривали человека уже в научном, биопсихологическом аспекте, как существо, одаренное разумом и свободной волей. Эти качества не только отличают человека от животного, определяя его сущность, но и налагают на него ответственность за свои действия и решения. Серьезный вклад в гендерное изучение мотивации внес Е.П.Ильин в работе "Мотивация и мотивы", изданной в 2000 году. Ученый основывается на современных данных и исследованиях поведения человека в актуальной среде. На наш взгляд в настоящее время недостаточно внимания уделено роли мотивации как цементирующей и связующей составляющей структурной решетки психологической культуры в общем контексте, а не отдельно взятого "винтика", а также в увязывании этих понятий с проблемой здоровья в молодежной среде. В данной работе мы попытаемся внести свою лепту в восполнение этого пробела. Работа связана с научными программами, проводимыми по плану НИР кафедры возрастной и социальной психологии БелГУ. Цель, задачи работы, материал и методы. Цель работы - выявить психологический аспект мотивации здоровьесбережения у молодёжи, как условие психологической культуры. Результаты исследований. В странах с разным государственным строем подходы к проблеме здоровьесбережения различны. В западном экзистенциональном обществе во главе мотивации к сохранности здоровья стоит биосоциальный личностный эгоизм человека, оправданный общественными концепциями. В тоталитарном же обществе или в странах с большим государственным влиянием (КНДР, КНР, ряд государств Персидского залива) здоровье человека и гражданина, прежде всего, является государственным достоянием. Что не может ни приветствоваться. В современной России на фоне падения уровня здоровья нации по сравнению с показателями СССР следует заметить коренные изменения мотиваций здоровьесбережения. Советский Союз использовал в качестве основных рычагов бережного отношения к здоровью приоритеты совершенства личности общественной и создавал государственные условия (бесплатное медицинское обслуживание граждан, кружки и спортивные секции для детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни - физического и духовного). После коренного общественного перелома произошли существенные подвижки от концепции человека общественного к человеку экономическому, что повлекло за собой серьезные социальные последствия. Западная мотивация к здоровому образу жизни проходит через социально-эгоистическую призму (стремление к сохранности здоровья как фундаменту для успешной карьеры и построения семьи). Государство лишь отчасти регулирует здоровьесбережение населения, а именно стандартизацией качества, техникой безопасности, финансированием медицины и спорта, поддержкой бизнеса в соответствующих отраслях (медицина, фитнес и SPA). Основная часть нагрузки на развитие институтов, ориентированных на здоровьесбережение, относится к частному сектору - частная медицина, тренинги, негосударственные институты психологического и физического здоровья, диетология и наличие альтернативных оздоровительных программ. Вступив в фазу рыночного развития, россиянин поднял уровень знаний о здоровьесбережении, в том числе о психологической и сексуальной гигиене, комплексном диспансеризационном контроле, но, утратив государственную поддержку и изменив систему ценностей, совершил и ряд потерь - широкое бесплатное медобслуживание, бесплатное санаторно-курортное лечение (за исключением льготников) и т.п. Стрессы, неограниченная зависимость экономического человека от рыночных механизмов, развитие свободной культуры и искусства с эстетизированием пороков, богемного образа жизни, вредных привычек, беспорядочных сексуальных связей и извращений повлияло на психическое здоровье нации. Слиянием спорта и игорного бизнеса министерство спорта и туризма в начале 90-х гг. прошлого века породило новую массовую зависимость - лудоманию. Существенная попытка по борьбе с игорной зависимостью была предпринята президентом Д.А. Медведевым (с 1 июля 2009 года согласно 244-му ФЗ в России была запрещена организация азартных игр вне четырех игорных зон). Наличие разнообразных ценностных альтернатив дало шанс реализоваться сдвигам в представлении о здоровьесбережению. С одной стороны мода на новый образ жизни вызывает у молодежи интерес и азарт, с другой стороны - мода на здоровьесбережение представляется как элемент жизни обеспеченного человека. Литератор, общественный деятель и публицист С. Минаев описывает успешную молодежную среду крупного города в России в конце 2000-х следующими словами: "Так и живут. Утром к тренеру, вечером к дилеру. С утра изматывают себя тренажерами, вечером - наркотиками. Мне кажется, что они так усердно занимаются собственным здоровьем утром только для того, чтобы было чего гробить вечером". Другими словами, весьма своеобразное понятие о необходимости сохранения своего здоровья. В создавшихся условиях никто не может отрицать необходимости оздоровления психологической ауры общества в целом и молодого поколения в частности. Вот почему актуальность теоретических исследований психологической культуры и ее мотивации к здоровьесбережению как никогда остра. Придавая такое огромное значение культуре (особенно психологической) и здоровью, ставя на этом акценты, необходимо задуматься, вникнуть в глубинный смысл этих так часто употребляемых, и что греха таить, избитых слов. Особый интерес представляет неразрывная связь между этими двумя понятиями, которую можно проследить из глубины веков, с момента зарождения человека. Его стремление к здоровью наблюдается со времен осознания в человеке своего организма и тела, как "храма жизни", осознания своей смертности и конечности. Несмотря на огромное количество случаев самопожертвования и веру в загробную жизнь, которая, по мнению людей верующих, более значима, стремление сохранить свое тело здоровым, наблюдалось практически во всех культурах, как биологический фактор продолжения рода и эгоизма индивида. Как таковая культура здоровьесбережения, по нашим оценкам, зародилась с палеоантропов, согласно современным научным представлениям об их культуре (если не вдаваться в полемику о том, являются ли палеоантропы предками современного человека) [2]. Осознание жизни и смерти приводит к представлениям о ценности жизни в теле и организме. Поскольку социальная и производственная деятельности являются следствием высокоорганизованного, разумного вида, мы можем сделать основательное предположение о том, что мотивацией к сохранности жизни выступают более сложные факторы, нежели инстинкт самосохранения, но в то же время основанные на нем. Если допускать принадлежность палеоантропов к предкам человека homo sapiens, то можно выдвинуть гипотезу о зарождении мотивированной концепции сохранения своего здоровья у человека, как одного из главных компонентов сохранности жизни со времен культуры палеоантропов. Однако точных данных относительно взаимосвязи видов палеоантропов и homo sapiens в Российской Академии наук и в мировом сообществе нет; нервная система и мозговая деятельность палеоантропов не изучена. Говорить о мотивациях к здоровьесбережению самого раннего подвида человека разумного человека умелого также представляет собой большую сложность, так как Олдованская, Аббевильская и Ашёльская культуры достаточно примитивны: отсутствуют исторические источники, свидетельствующие о религиозных представлениях носителей культур и об их выражении в искусстве. Во всех последующих религиозных учениях тема здоровьесбережения звучит далеко до распространения Христианской веры; наиболее изучены мотивы стремления к здоровью в язычестве и фетишизме. Особое внимание культу здоровьясбережения придавалось в ведийской конфессии. В молитвах поклонители ведизма чаще всего просили богов о ниспослании здоровья, долголетия и т.п. То есть в качестве мотивации здоровьесбережения древних людей мы можем выделить физиологическое неприятие болезней, влекущих за собой скорейшую смерть. Эти процессы развивались эволюционно, параллельно с развитием человека, его интеллекта и социальности: от инстинктивного желания жить и ужасами перед недугами, травмами и болезнями, до социальной конкуренции, комфорта, престижа и сохранности своего физиологического эго. В современном обществе мотивации эволюционировали по форме, но не по содержанию. Психологическая культура является сравнительно новым в психологической науке и пока довольно редко употребляемым в научной литературе понятием. Одним из первых о психологической культуре в контексте современного научного познания заговорил российский ученый Семикин В.В.[3]. В одной из своих работ известные западные исследователи культуры А.Кребер и К.Клакхольн приводят более двухсот ее определений, а психологи Джон Берри, Айп Пуртинга, Маршалл Сигалл описали шесть общих категориальных областей, в которых сегодня рассматривается и обсуждается культура - дескриптивное, историческое, структурное, генетическое, нормативное, психологическое. Приведем здесь одно из нестандартных определений культуры, которое дает один из известных современных психологов, специалист в области исследования влияния культуры на психологию человека, Д.Мацумото: "Культура - это трудноуловимое, абстрактное понятие, которое в значительной мере образует основу нашего понимания жизни, которое передается от одного поколения к другому в форме ритуалов, традиций, материального наследия и поведения. Культура - это набор программируемых реакций, которые мы и наши предки усвоили, чтобы приспособиться в повседневной жизни к своей среде и к тем, кто нас окружает. Тем самым, она является своего рода программным обеспечением нашего сознания"[4]. Рассмотрение психологических аспектов культуры, ее психологический анализ мы находим, прежде всего, в сочинениях основателя немецкой классической философии И.Канта. В своей работе "Логика" он показывает, что три великих вопроса: "что знать?", "что делать?" и "в чем цель?", - разъяснением которых занимается наука, сводятся к одному - "Что такое человек?" Ответы на эти вопросы лежат в основе работы Канта "Антропология с прагматической точки зрения"[5]. Эту антропологию Кант по-другому называет "мироведением". Практическая антропология - это знание о человеке как гражданине мира. Ее следует изучать после школьного образования как академическую дисциплину. Она должна готовить к жизни. Из совокупности многогранных определений культуры мы делаем вывод, что под культурой понимаются совместные общественные наработки, которые становятся основой жизнедеятельности и быта людей как на всей земле, так и в отдельных группах. Развитие психологических аспектов культуры мы находим у Г.В.Ф.Гегеля, который в самом начале XIX века сформулировал задачу исследования "духа народов" в своей "Энциклопедии философских наук"[6]. Гегель развивал идею, что индивид, приобщаясь к обществу, обретает на этой основе подлинно человеческую сущность и становится личностью в меру овладения им накопленной человечеством культуры в сфере духа. В середине 19 века предпринимаются попытки обоснования самостоятельного направления, центром исследования которого была бы "психология народов". Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М.Лацарус и Х.Штейнталь. Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и сферы обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего они обладают одним и тем же народным духом"[7]. В 1879 г. В.Вундт, восприняв идеи и наработки своих немецких предшественников (М. Лацарус, Х. Штейнталь), которые говорили о культуре как об "отпечатке, которые носят все индивиды одного народа", формулирует задачу создания психологии культуры как самостоятельной науки. Вундт ставит задачу изучения закономерностей проникновения культуры в психические процессы. Двадцать лет своей жизни он посвятил написанию десятитомной "Психологии народов", что внесло огромный вклад в культурологические, исторические и психологические науки. В ней он развивал положение о том, что высшие психические процессы людей (в первую очередь мышление) есть продукт историко-культурного развития людей [8]. Большую роль в изучении психологических механизмов социокультурного взаимодействия людей сыграли работы французских ученых Г.Лебона и Г. де Тарда, которые были представителями социально-психологического направления в изучении культур. В своих основных работах "Психологические законы эволюции народов" (1887) и "Психология толпы" (1895) Г.Лебон осуществляет анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей овладения ими чувствами, идеями. Именно в этих трудах впервые были поставлены проблемы психологического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. В начале 20 века возникло новое направление в психологическом изучении культуры - психоаналитическая концепция культуры. Основоположником этого направления стал Зигмунд Фрейд [9]. Он построил свою исходную объяснительную модель культуры как отчужденной от человека принудительной индивидуации, объясняющей в едином акте, как нормативные запреты (табу), так и спасительные проекции, ритуально снимающие страх и чувство вины. Свою структурную схему Фрейд и его последователи считали универсальным способом объяснения поведения и деятельности человека как современной, так и архаичной культуры, как нормального, так и безумного. Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в работах таких ученых, как Г.Рохейм, М.Мид, Р.Бенедикт, К.Юнг, Э.Фромм. Наиболее последовательным в реализации идей фрейдизма был Г.Рохейм. В частности, при построении своей теории культуры он акцентировал внимание на принципе сублимации, считая, что в основе всех видов культурной деятельности лежит сублимация. Сублимация также способна преодолевать неврозы. Карл Юнг существенно расходился с З.Фрейдом в понимании культуры. Он отверг "пансексуализм" Фрейда, полагая что "психическая энергия" (либидо), с помощью которой строятся личностные и коллективные формы культуры, универсальна и нейтральна в отношении инстинктов человека[10]. Альтернативой фрейдистскому, психоаналитическому толкованию взаимоотношений индивида с обществом и культурой является подход, разрабатываемый представителями гуманистической психологии. Так А.Маслоу в своей работе "Психология бытия" (1997), которая, по сути, представляет собой нормативную социальную психологию, пишет: "Эта книга представляет собой лобовое столкновение одной системы ортодоксальных ценностей с другой новой системой ценностей, которая представляется мне не только более эффективной, но и более истинной". Слово "мотивация" выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение - все это относится к проблемной области, называемой "мотивация". С возникновением "научной", т. е. экспериментальной, психологии проблемы мотивации рассматривались в самых разнообразных контекстах. Разной была и терминология, в значительной мере отражавшая изменчивость подходов. Смысловое содержание также изменялось вместе с предрассудками и убеждениями той или иной эпохи, и его значимость то повышалась, то падала. Вопросы мотивации проникли в изучение многих других психических процессов. Теперь они были важны не только при объяснении действий или результатов обучения. "Мотивация" постепенно занимала все более важное место в объяснении не только поведения и обучения, но и таких, казалось бы, "автоматически" протекающих процессов, как восприятие, представление и мышление. Изучение мотивации со временем вылилось в самостоятельное направление с собственным понятийным аппаратом, методами, теориями. В частности, теория мотиваций Хаккаузена во многом сформирована на компиляции идей исследователей начала XX века, которые через призму философии и теологии рассматривали человека уже в научном, биопсихологическом аспекте, как существо, одаренное разумом и свободной волей. Эти качества не только отличают человека от животного, определяя его сущность, но и налагают на него ответственность за свои действия и решения. Проблема объяснения человеческого действия в этом случае крайне проста. Человек действует разумно по легко усматриваемым причинам и законным основаниям, поскольку обладает разумом, а раз он наделен свободной волей, то излишне и бесплодно объяснять его действия внешними силами - будь то влияние внешней среды или состояния собственного тела. Конечно, разумным действиям и проявлению свободной воли могут препятствовать вспышки эмоций и страстей. Подобное (пусть и не столь упрощенное) объяснение поведения в истории науки встречается неоднократно. Признается ли при этом зависимость человеческих действий от материальных и физиологических данных организма или считается, что поведение человека подчинено гедонистическому принципу поиска удовольствия и избегания неудовольствия, значения не имеет. Ведь при этом сохранялась декартовская пропасть между человеком и животными, поведение которых управляется не разумом и не волей, а слепыми природными силами, инстинктами. Российский психолог Е.П.Ильин под половыми различиями в мотиваторах подразумевает факторы, влияющие на принятие человеком решения о том, каким способом и чем должна быть удовлетворена потребность. Ильин ссылается на работы А.В. Ермолина, в которых показано, что мужчины чаще называют в качестве мотиватора оценку своих возможностей, своего состояния, а женщины в той же ситуации ориентируются на то, как они воспринимаются со стороны (идет им или нет та или иная часть гардероба и т. п.). При мотивации своего поведения человек часто руководствуется теми ценностями, которые у него сформированы в процессе его жизни и воспитания. В ряде работ выявлены различия в значимости тех или иных ценностей у субъектов мужского и женского пола. Однако полученные данные весьма разноречивы и с трудом укладываются в какую-то схему. Это зависит как от различного набора предъявлявшихся ценностей, так и от возрастных и социальных особенностей опрашиваемых, а также от социальной обстановки в обществе. Времена меняются, а вместе с ними нравы и ценности. По данным А. И. Пенькова (2000), у девушек на первом месте в качестве ценности стоит материальное положение, а духовные ценности и креативность выражены меньше всего. По данным Е. Ф. Рыбалко и Н. Г. Крогиус (1998), у девушек 9-х и 10-х классов на первом месте находится "безопасность семьи и близких". И это не случайно, учитывая в каком бедственном материальном положении в годы перестройки оказалась большая часть населения нашей страны и какая криминальная обстановка сложилась в государстве. Большую роль в формировании здоровьясбережения юношества играют как факторы конкурентоспособности личности, так и внешняя обучающая и мотивирующая среда, т.к. факторы конкурентоспособности личности нередко носят ложную основу. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий, но зачастую, реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, юноши и девушки чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Мы подходим к важному выводу о том, что содержательная основа мотивации является основополагающей при выборе жизненной стратегии. В юношеском возрасте в системе мотиваций на уровне организма особо ярко преобладают гомеостатические потребности. Это тенденции к активному освоению мира и взаимодействию с ним, где разные действия, созидание нового совершаются не ради внешней цели, а ради процесса действования, созидания. В основе лежит потребность нервной системы быть активной, испытывать и продуцировать возбуждения, функционировать и реализовывать свои возможности и потенции. Таким образом, проблема формирования здоровья юношества остается одной из ведущих в медицинской, профилактической и психологической культурах. В юношеском возрасте наблюдаются значительные постперестроечные явления в физическом, нейроэндокринном статусе, которые определяют свою специфику заболеваемости в этом возрасте. Все эти изменения происходят на фоне социально-психологической адаптации формирующейся личности, поэтому данный возраст относят к критическому в формировании здоровья, а также в плане мотивационной культуры самих юношей по отношению к сбережению собственного здоровья. Выводы. Одним из основополагающих путей развития психологической культуры являлось, есть и будет образование, ибо на его основе появляется реальная возможность активизировать позитивно-познавательный процесс к собственной личности. Систему образования необходимо выстраивать с учетом базовых потребностей. Успешное создание психологических условий даст импульс развитию мотивации психологического здоровья с необходимым соотношением в достижении конкретной цели. Целью деятельности участников образовательного процесса по развитию психологической культуры молодежи является осознание индивидуальных потребностей и особенностей развития каждого индивида в отдельности. В этом может помочь авторская программа " Психофизиология и здоровый образ жизни молодёжи". Она дает возможность отобрать приемы, методы и психотехники в работе с различными возрастными категориями молодёжи и перспективными знаниями психологии для сохранения здорового образа жизни наиболее уязвимых слоев общества. Литература. 1. Саруханова Е. Библиотеки и здоровьесбережение // Культура здоровой жизни. 2009. - № 5. - С. 33-38. 2. Эйдельман Н. Я. Ищу предка. М.: "Молодая гвардия", 1970. - с.240. 3. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека / СПб., 2002. - с.34. 4. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 2003. 718 с. 5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М., 1999. - 240 с. 6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Субъективный дух (антропология). М., 1973 - с.79. 7. Штейнталь Х. Грамматика, логика и психология. История языкознания в очерках и извлечениях. М., 1960. - с.135. 8. Вундт В. Проблема психологии народов. М., 1912. -160 с. 9. Фрейд З. Тотем и табу. М., 1915. -120 с. 10. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. -168 с. References: 1. Sarukhanova E. Kul'tura zdorovoj zhizni [Culture of healthy life], 2009, vol.5, pp. 33-38. 2. Ejdel'man N. IA. Ishchu predka [I search an ancestor], Moscow, Young Guard, 1970, pp. 240. 3. Semikin V.V. Psikhologicheskaia kul'tura v obrazovanii cheloveka [A psychological culture in education of a man ], Святой Петербург, 2002, p. 34. 4. Macumoto D. Psikhologiia i kul'tura [Psychology and culture ], Saint Petersburg, Peter, 2003, 718 p. 5. Kant I. Antropologiia s pragmaticheskoj tochki zreniia [Anthropology from the pragmatic point of view], Moscow, 1999, 240 p. 6. Gegel' G.V.F. Enciklopediia filosofskikh nauk [Encyclopaedia of philosophical sciences], Moscow, 1973, p. 79. 7. Shtejntal' Kh. Grammatika, logika i psikhologiia [Grammar, logic and psychology], Moscow, 1960, p. 135. 8. Vundt V. Problema psikhologii narodov [Problem of psychology of people], Moscow, 1912, 160 p. 9. Frejd Z. Totem i tabu [Totem and taboo], Moscow, 1915, 120 p. 10. Iung K. Arkhetip i simvol [Arkhetip and character], Moscow, 1991, 168 p. Информация об авторе: Бойченко Янина Сергеевна Белгородский государственный исследовательский университет ул. Победы, д. 85, г. Белгород, 308015, Россия. Поступила в редакцию 18.01.2012г. Information about the author: Boichenko Y.S. Came to edition 18.01.2012. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |