ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ОЛИМПИЗМА

Бубка С.Н.

Национальный олимпийский комитет

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье рассмотрено феномен спорта в Древней Греции в тесной взаимосвязи с историей, традициями, религией, образованием, культурой и искусством. Проанализировано экономические и политические условия, которые способствовали или наоборот препятствовали развитию Олимпийских игр в Древней Греции. Отмечена общая феноменальная стабильность древнегреческих Олимпийских игр в течение более чем одиннадцати веков и их влияние на жизнь тогдашних греческих полисов. Эллинистический период требует отдельного рассмотрения.

Ключевые слова: олимпизм, Олимпийские игры, Древняя Греция, история.

Анотацiя. Бубка С.Н. Древньогрецькi витоки Олiмпiзму. У статтi розглянуто феномен спорту у Стародавнiй Грецii в тiсному взаемозв’язку з iсторiею, традицiями, релiгiею, освiтою, культурою та мистецтвом. Проаналiзовано економiчнi, полiтичнi та соцiальнi умови, що сприяли чи навпаки перешкоджали розвитку Олiмпiйських iгор у Стародавнiй Грецii. Узагальнено погляди фiлософiв на рiзнi аспекти функцiонування давньогрецьких полiсiв. Елiнiстичний перiод потребуе подальшого розвитку

Ключовi слова: олiмпiзм, Олiмпiйськi iгри, Стародавня Грецiя, iсторiя.

Annotation. Bubka S.N. The Ancient Greece’s roots of Olimpism. The paper focused on the phenomena of sport in Ancient Greece along with history, traditions, religion, education, culture and art. Economic and political conditions are analysed which promote or hamper development of Olympic Games in Ancient Greece. Exceptional stability of Ancient Olympic games during more than eleven centuries are noted as well as their influence on the life of Greek polices of those days. Hellenistic period needs of individual consideration.

Keywords: olympism, Olympic Games, Ancient Greece, history.

Введение

Каждый раз, когда в том или ином городе нашей планеты проводятся Олимпийские игры, первой на параде во время торжественной церемонии их открытия идет команда Греции. Такая незыблемая традиция - не только дань уважения к заслугам этой страны в организации и проведении в 1896 году Игр I Олимпиады современности, но и - прежде всего - признательность родине древнегреческих Олимпийских игр, чьи идеалы выдержали множество всевозможных испытаний в течение долгих 1170 лет (с 776 г. до н.э. до 394 г. н.э.) и в немалой степени послужили основой для разных попыток их возрождения во времена Средневековья, завершившихся реальным успехом в самом конце ХIХ века, а к нашим дням стали уникальным и одним из наиболее интересных, стабильных и значимых для человечества общественных явлений.

В трудах различных исследователей, изучавших историю Олимпийских игр Древней Греции и сопоставлявших их с особенностями современного олимпийского движения, неоднократно подчеркивалось, что Игры, как и древнегреческие идеалы олимпизма и его основополагающие принципы, хотя и претерпели определенные трансформации, однако и ныне по-прежнему остаются необычайно притягательными, причем отнюдь не только как крупнейшее в мире по своим масштабам спортивное мероприятие.

Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - анализ феномена спорта в Древней Греции в тесной взаимосвязи с историей, традициями, религией, образованием, культурой и искусством.

Результаты исследований.

В разные годы ученые из различных стран в своих трудах освещали значение того ли иного фактора (исторического, политического, философского, религиозного, экономического и т.д.), так или иначе объяснявших со своей стороны причины многовековой популярности древнегреческих Олимпийских игр.

Однако большинство исследователей, изучая тот или иной сегмент этой проблемы, как правило, не синтезировали рассматриваемые ими вопросы до их глубокого и всестороннего обобщения, которое было бы призвано "красной нитью" показать своего рода основной, принципиально важный стержень такого феномена, каким являются Олимпийские игры и олимпийское движение от их древнегреческого этапа (на протяжении без малого двенадцати столетий) до наших дней, когда, вопреки прогнозам пессимистов, предрекавших угасание общественного интереса к Играм (программа которых включает, в основном, традиционные виды спорта и традиционные ритуалы проведения), тем не менее, внимание человечества, (огромных зрительских масс, печатных средств массовой информации и телевидения, спонсоров и рекламодателей) к Играм Олимпиад и зимним Олимпийским играм не только не снизилось, а наоборот, всё более и более возрастает. К тому же усиливается соперничество городов различных стран за право проведения этих Игр (тогда как многочисленные новые "модные" виды спорта - суперэкстремальные и им подобные, появившиеся и вроде бы пышно расцветшие в последние два-три десятилетия, по их месту и значению в современном обществе, не только не могут конкурировать по популярности с Олимпийскими играми, но и просто не выдерживают даже сравнения с ними).

С учетом всего этого сохраняет актуальность всестороннее и научно обоснованное рассмотрение природы уходящего корнями вглубь веков феномена спорта (а точнее - атлетики) в Древней Греции. Там Олимпийские игры отождествляли собой одну из фундаментальных основ образа жизни древних греков и имели необычайно тесные и весьма прочные связи с их историей, традициями, религией, образованием, культурой и искусством.

Развитие той сферы жизни древнегреческого общества, которую - в соответствии с ныне используемой терминологией - можно отождествлять с физической культурой, физическим воспитанием и спортом, берет свое начало в архаический период истории Древней Греции, охватывавший VIII-VI века до н.э. (4, 6). Это развитие проходило под влиянием тогдашней политики, которая была характерна для греческих полисов (городов-государств) (13), а также обычаев и взглядов, господствовавших в те времена в различных слоях древнегреческого общества (если использовать современную терминологию, то речь идет о религиозных традициях и о тогдашнем менталитете греков) (27, 28).

Одной из важнейших составляющих этого менталитета был соревновательный дух древних греков, принцип состязательности - агонистика (от греческого agonistikos - способный к борьбе), стремление к помогавшим самоутверждаться победам в атлетических и других соревнованиях. А это, в свою очередь, требовало от граждан Афин и других древнегреческих полисов регулярно и целенаправленно тренировать такие качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и т.д.

Там же возникло и такое понятие, как "арэтэ", под которым подразумевалась совокупность различных компонентов физической подготовленности вкупе со смелостью, отвагой и героизмом, а впоследствии - и с вежливостью, воспитанностью, благородством и другими высокими моральными качествами (7, 18). А в таком милитаризованном древнегреческом государстве, каким в те времена была Спарта, понятие "арэтэ" отождествлялось прежде всего с проявлениями доблести и мужества в сражениях с врагами (18, 29), что потом проявилось и в ряде других полисов.

Отметим также и то, что в отличие от современных Олимпийских игр, где вместе с чемпионом - победителем в том или ином виде соревнований - на пьедестал почета в ходе церемонии награждения поднимаются и призеры, занявшие второе и третье места, и им тоже воздаются почести, в древнегреческих Олимпийских играх признавались только победители, а все остальные считались побежденными. Да и участие в тех Играх не ради победы было бы вообще немыслимым и воспринималось бы тогдашним древнегреческим обществом как богохульство (28). А победа на Олимпийских играх рассматривалась древними греками как знак доброго расположения богов к атлету, выигравшему в состязаниях, и к тому городу, откуда родом был победитель (33).

На торжествах по этому поводу, как отмечал, например, Павсаний (24), хвалебные песни посвящались не только победившим на Играх атлетам, но и богам, и народу Греции.

Всё это неразрывно сочеталось с религиозными аспектами жизни и быта древних греков (1, 15), а потому агоны (разнообразные состязания, которые для их устроителей по своей сути и формам были средствами почитания богов), привлекавшие очень многих участников (15, 26, 31), использовались ими для достижения побед над соперниками в различных сферах жизни - в атлетических соревнованиях, конкурсах искусств и т.д., причем не только для поднятия личного престижа, но и для прославления своих городов-государств (5, 32).

Если говорить об истоках зарождения спорта (атлетики) в Древней Греции, то среди различных теорий, стремящихся так или иначе объяснить эти явления тех давних времен, следует несомненно выделить теорию религиозных культов, порождавших многие легенды и мифы (27, 35), которые дошли до нас, в основном, благодаря их воплощению в скульптурах и других произведениях изобразительного искусства, а также упоминанию в разных древнегреческих и более поздних письменных источниках (28, 36).

Это, например, нашло свое отражение в произведениях великого Гомера - "Илиаде" (11) и "Одиссее" (12), ярко демонстрировавших духовные и интеллектуальные идеалы тех времен, базировавшиеся на таких принципиальных чертах, как физическая доблесть и ментальное (т.е. умственное) совершенство, или же, говоря современным языком, гармоничное сочетание физических, интеллектуальных и моральных качеств (28), что проявилось и в древнегреческой системе образования и воспитания.

Например, выдающийся древнегреческий мыслитель Аристотель, перечисляя обычные, как он говорил, предметы обучения в тогдашней системе образования и воспитания в Древней Греции, упомянул, что это "грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование", причем подчеркнул: "гимнастикой занимаются потому, что она способствует развитию мужества", а далее: "можно считать общепризнанным, что необходимо обучать гимнастике, также и то, как это обучение должно быть поставлено" (2, 3).

Приверженцами здорового образа жизни, закаливания и использования физических упражнений были великие древнегреческие философы Сократ (15, 17), чьи физические возможности, в том числе стойкость к холоду, удивлявшие его современников, он сохранил, как и силу, и выносливость, до преклонного возраста, и Платон, утверждавший, что основной частью воспитания детей до 10-летнего возраста должно быть физическое воспитание (28).

Так что вовсе не случайно большинство древнегреческих мифов пронизаны атмосферой состязательности и проявляемого в ходе различных соревнований мужества, силы, смелости и прочих физических и духовных проявлений. К тому же для олимпийской мифологии свойственен явный антропоморфизм: древние греки наделяли богов физическим телом, подобным человеческому, но нередко способным на невероятные свершения и достижения.

В то же время, наряду с древнегреческой мифологией, формировалась и развивалась древнегреческая религия, имевшая многогранную систему обрядов и культов (8, 14, 19), весомую часть которых в Древней Греции составляли различные атлетические и другие состязания (20, 23), в том числе и на таких традиционных празднествах, как Олимпийские игры (27, 37).

Историки и археологи выяснили, что Олимпия (древнегреческое поселение, расположенное в северо-западной части полуострова Пелопоннес - на юге области Элиды) была одним из самых почитаемых и наиболее популярных святилищ Древней Греции (10, 21, 24).

Хотя официальной датой проведения в Древней Греции первых Олимпийских игр принято считать 776 год до нашей эры (тогда же было зафиксировано и имя их первого победителя - Коройба из Элиды), но есть и немало историков, предполагающих, что этой дате предшествовал довольно продолжительный - свыше ста лет - период, на протяжении которого уже проводились древнегреческие Олимпийские игры (16, 28).

Зародившись в архаический период как местный празднично-религиозный фестиваль, Игры, проводимые в Олимпии раз в четыре года, постепенно превратились со временем в весьма крупное событие всегреческого масштаба. Сроки их проведения за редкими исключениями не изменялись даже во время больших войн (например, греко-персидских), а победителям воздавались пышные почести (27, 28).

К примеру, среди произведений древнегреческого поэта Пиндара есть "Первая Олимпийская песня", в которой он воздает славу триумфаторам Олимпийских игр и, в частности, адресует им такие слова:

"Текущий мой нектар, дарение Муз,
Сладостный плод сердца моего
Шлю к возлиянию
Мужам-победителям,
Венчанным в Олимпии, венчанным у Пифона" (25).

В классический период (V-IV века до н.э.) истории Древней Греции во время празднования Олимпийских игр из разных городов страны в Олимпии собиралось множество людей, а в широком устье реки Алфей бросали якоря корабли, прибывавшие из разных греческих колоний, которые располагались в Италии и Галлии, в Азии и Африке). Празднества, посвященные древнегреческим Олимпийским играм в тот период, были необычайно многолюдными, а на стадионе за ходом олимпийских состязаний атлетов -бегунов, метателей, борцов, конников и других - наблюдали примерно сорок тысяч зрителей (9, 30).

Примерно с IV века до н.э. в древнегреческих Олимпийских играх происходит постепенный отход от религиозных требований с акцентом на возрастание роли фактора зрелищности атлетических состязаний.

Одновременно с этим переориентация прежде всего на связанные с победами в соревнованиях такие стимулы, как слава, призы и прочие блага, отодвинула на второй план задачи воспитательного характера, что, в свою очередь, повлекло за собой некоторое затухание олимпийского движения в Древней Греции (28).

Один из исследователей этой тематики H.Marrion в 1950 году писал: "Я отмечал, каким почетным было место, которое занимала спортивная практика среди достоинств древней культуры. Однако преувеличенное почитание явилось фатальным для спорта. Точно так, как и в нашем веке, интерес к спорту, слава, которой пользовались чемпионы, чрезмерное стремление отличиться в больших международных соревнованиях стимулировали развитие профессионализма, в соответствии с которым атлет из простого "любителя" постепенно превращался в нечто очень исключительное. Обладание обостренным соревновательным духом стало основой отбора очень квалифицированных спортсменов. Спорт превратился в профессию, не отличающуюся от другой, и больше ничего" (34).

Хотя основные положения организации и порядок проведения древнегреческих Олимпийских игр определились еще при зарождении - в 776 году до нашей эры, но свою законченность и целостность их программа обрела в период наивысшего расцвета - в V-VI веках до н.э. - и в дальнейшем оставалась, в основном, стабильной, а отдельные изменения касались только количества видов соревнований и их распределения по дням программы Игр (27, 28).

В эллинистический (IV-I века до н.э.) период истории Древней Греции Олимпийские игры стали гораздо более зрелищным и пышным действом, а к тому же эти празднества, отличавшиеся тщательной их режиссурой, использовались эллинскими властителями в своих политических и иных целях. Да и сами атлеты, участвовавшие в Олимпийских играх, как уже отмечалось, всё более становились профессионалами (если использовать современную терминологию).

Македонские цари - Александр I, Филипп II, Александр III (Великий) - использовали как святилища в Олимпии, так и проводившиеся там состязания атлетов для того, чтобы сделать более легитимным распространение своей власти на всю Грецию (9, 27).

Следует также отметить что несмотря на то, что в эллинистический период истории Древней Греции большинство атлетов, участвовавших в Олимпийских играх, были греками, однако география и демография этнического представительства на Играх в Олимпии постепенно расширялись и становились более разнообразными: среди соревнующихся там были и атлеты из Малой Азии, и из находящегося в Африке Египта, и из некоторых других регионов (22, 28).

Рассматривая различные аспекты истории древнегреческих Олимпийских игр, нельзя не отметить, что в те времена сформировалась и достаточно эффективная система подготовки атлетов к Играм, в которой тренеры (если применять современную терминологию) использовали накопленный практический опыт, а в спортивном отборе и в специализации атлетов в том или ином виде спорта преобладала ориентация на показатели телосложения и физические качества - силу, выносливость, ловкость и т.д. (27). Как отмечают исследователи, существовала периодичность в подготовке атлетов к проводимым раз в четыре года Олимпийским играм (28).

Совершенствованию методики и организации подготовки атлетов в Древней Греции способствовала и профессионализация атлетики, происходившая в Элладе постепенно, начиная с V века до н.э. Атлеты, собиравшиеся участвовать в Олимпийских играх, должны были до своего прибытия в Олимпию, как правило, на протяжении десяти месяцев тренироваться в гимнасиях под руководством тренеров, которые работали там на профессиональной основе. Таким образом, подготовка атлетов к Играм была регулярной и напряженной, а в ней использовались не только наиболее действенные методы и средства тренировки, но и знания из области медицины, гигиены, разные виды массажа, диеты в питании и т.д.

Также необходимо отметить и то, что, в отличие от начального периода истории древнегреческих Олимпийских игр, когда атлеты нередко выступали там в нескольких различных видах спорта, затем - в ходе постепенной, но неуклонной профессионализации атлетики в Древней Греции происходила специализация атлетов, добивавшихся наивысших достижений в том или ином виде спорта и, соответственно, сосредоточивавших на нем свои усилия (28). Причем немало тех атлетов, которые имели высокий уровень подготовки, участвовали не только в Олимпийских играх, но и в других различных состязаниях, чему в немалой степени способствовало стремление к завоеванию установленных в них денежных и других призов.

В связи с рядом уже упомянутых явлений в древнегреческом обществе (в том числе и в атлетике, т.е. спорте), начиная с IV века до н.э. устремления греков из области спортивных состязаний (и необходимых для достижения успеха в них физических и моральных качеств) всё более перемещаются в иную сферу - интеллектуальной деятельности, тогда как физическое воспитание уходит из числа приоритетов и его роль становится второстепенной в Древней Греции.

Необходимо констатировать, что постепенно происходивший в Древней Греции пересмотр моральных ценностей и идеалов атлетики, в том числе ее профессионализация, были следствием существенных изменений в экономической, политической и социальной жизни древнегреческого общества.

К тому же у богатой части общества изменились вкусы и заметно снизился интерес как к физической подготовке, так и к атлетическим состязаниям, причем не только в качестве их участников, но и зрителей. В связи с этим атлетические соревнования всё больше становились, в основном, развлечением для простого народа и занятием для бедных людей, имеющих низкий уровень культуры и образования. Как отмечают исследователи (27, 28), на второй план отходят красота телосложения и гармоничное физическое развитие, характерные для таких видов атлетики (спорта), как бег, метание копья, метание диска и др., тогда как всё большую популярность приобретают такие грубые, а нередко и жестокие зрелища, как кулачный бой, борьба, панкратион.

Вот что писал, например, о кризисных явлениях в атлетике (спорте) Древней Греции американский исследователь N.Gardiner: "Популярность спорта, рост числа соревнований и получение наград спортсменами за успешные выступления полностью изменили характер спорта. Это было изменение от непроизвольного к организованному спорту. Изменение принесло с собой как хорошее, так и плохое: уровень соревнований значительно улучшился, но спорт перестал быть чистым отдыхом. Удовольствие было потеряно" (32).

Нельзя не сказать и о том, что нынешние познания об истории Олимпийских игр в Древней Греции во многом обязаны дошедшим до нас памятникам архитектуры и скульптуры тех времен, найденным в ходе археологических раскопок, проводившихся в разные годы в Олимпии и её окрестностях, а также сделанным различными исследователями описаниям статуй и других приношений в храмах Олимпии. Это, например, труды жившего во второй половине II века н.э. - начале III века н.э. исследователя Древней Греции, писателя и путешественника Павсания, создавшего в конце II века н.э. фундаментальное произведение "Описание Эллады", включавшее такие две книги, как "Элида-1" и "Элида-2", в которых немало внимания уделено изучению и описанию Олимпии и древнегреческих Олимпийских игр (24).

Связь творений древнегреческих скульпторов VI-IV веков до н.э. с развитием атлетики в Древней Греции отметил и Эрнст Курциус - автор изданного в 1876 году труда "История Греции", в котором, в частности, подчеркивалось, что "скульптура, если она была связана с добросовестной верностью природе, изображала голое тело борца или бегуна, могла быть названа дорической пластикой в противоположность ионической, любившей более мягкие формы и облекавшей свои статуи одеяниями, заимствованными из народного костюма" (21).

Многие исследователи истории Древней Греции отмечали физическую красоту эллинов. К примеру, французский ученый Поль Гиро (10) в конце XIX века н.э. писал, что "это описание совершенного по красоте типа эллинской расы сделано с такой точностью, что ему трудно не доверять" (речь шла об описании древних греков, осуществленном известным врачом начала V века до н.э. Адамонтием).

Следует упомянуть и знаменитую скульптуру "Дискобол", созданную в V веке до н.э. ваятелем Мироном, и статую Зевса Олимпийского, автор которой - Фидий, и изваяние богини Победы Ники (автор - Пеоний), и другие произведения.

Таким образом, обобщая различные исторические, религиозные, социальные, политические, экономические, культурные и другие аспекты жизни древнегреческого общества в городах-государствах (полисах) тех времен, следует констатировать, что, с одной стороны, этими факторами - как каждым из них в отдельности, так и всеми ими в совокупности - обусловливалось (хотя и с некоторыми относительными колебаниями, вызванными теми или иными причинами) общая феноменальная стабильность древнегреческих Олимпийских игр в течение более чем одиннадцати веков. А с другой стороны, сами Олимпийские игры в Древней Греции были необычайно ярким и весомым общественным явлением, которое как прямо, так и опосредовано влияло на жизнь тогдашних греческих полисов и их населения, на политику и экономику, на быт людей в тех государствах и а самые разные сферы деятельности.

Выводы.

Изменения политических, экономических и социальных условий в Древней Греции и тесно взаимосвязанные со всем этим негативные изменения в моральных ценностях и идеалах, характерных для эллинистического периода ее истории, способствовали усилившемуся разложению той позитивной атмосферы, которая ранее была характерна для древнегреческих Олимпийских игр (28), - и происходило это еще до порабощения Древней Греции Римом - периода, требующего отдельного рассмотрения.

Литература

1. Аландский П.И. История Греции. - К.: Типогр. Императ. ун-та Св. Владимира, 1885. - 272 с.

2. Аристотель. Политика // Сочинения: в 4-х томах. - М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - С. 375-644.

3. Аристотель. Поэтика // Сочинения: в 4-х томах. - М.: Мысль, 1983. - Т.4. - С. 645-680.

4. Берлин Я. Из светлых дней Эллады. - М.: Изд. т-ва И.Д.Сытина, 1914. - 155 с.

5. Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. - С.-Пб.: Алетея, 2002. - 464 с.

6. Булатова М.М. Енциклопедiя олiмпiйського спорту у запитаннях i вiдповiдях. - К.: Олiмпiйська лiтература, 2009. - 400 с.

7. Венгер В. Эллада: картины Древней Греции, ее религия, могущество и просвещение. - С.-Пб.: Типогр. М.О.Вольфа, 1862. - Кн.1. - С. 327-329.

8. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. / Перевод с польского. - М.: Высшая школа, 1988. - 496 с.

9. Геродот. История: в девяти книгах. - М.: Изд-во А.Г.Кузнецова, 1985.

10. Гиро П. Исторические чтения. Частная и общественная жизнь греков. - С.-Пб.: Изд. т-ва О.Н.Поповой, 1913. - 693 с.

11. Гомер. Илиада; перевод Н.Гнедича. - М.: Художественная литература, 1987. - 384 с.

12. Гомер. Одиссея; перевод Н.Гнедича. - М.: Правда, 1984. - 320 с.

13. Йегер О. История Греции. - С-Пб.: Русская скоропечатня, 1886. - С. 124-131.

14. Карабатеа М. Греческая мифология. - Халандри: Адам, 2000. - 159 с.

15. Кессиди Ф.Х. Сократ. - С.-Пб.: Алетея, 2001. - 352 с.

16. Коттерил Г.Б. Древняя Греция. - М.: Эксмо, 2007. - 640 с.

17. Ксенофан. Сократические сочинения. - М.-Л., 1935.

18. Ксенофонт. Греческая история. - С.-Пб.: Алетея, 1996. - 445 с.

19. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.

20. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М.: Учпедгитз, 1954.

21. Курциус Э. История Греции. - М.: Типогр. П.П.Брискорна, 1883. - Т. 2. - 650 с.

22. Левек П. Эллинистический мир. - М.: Наука, 1989. - 252 с.

23. Лукиан. Собрание сочинений: в 2-х томах. - М.-Л., 1935.

24. Павсаний. Описание Эллады или путешествие по Греции в II веке н.э. / Перевод с греческого с толкованиями ... Г.Янчевецкого. - С.-Пб.: Изд. Книжного магазина П.В.Луковникова, 1887-1889. - 744 с.

25. Пиндар. Оды (Фрагменты). Пиндар. Вакхилид. - М.: Наука, 1980. - 504 с.

26. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт: в 2-х книгах. - К.: Олимпийская литература, 1994. - Кн.1. - 494 с.

27. Платонов В.Н. Спорт и Олимпийские игры Древней Греции // Энциклопедия олимпийского спорта: в 5-ти томах // Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Олимпийская литература, 2002. - Т. 1. - С. 17-63.

28. Платонов В.Н., Булатова М.М., Бубка С.Н. и др. Олимпийский спорт: в 2-х томах. // Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 1. - С. 12-53, 64-168.

29. Рассел Б. История западной философии: в 3-х книгах. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2001.

30. Шебель Г. Олимпия и ее игры / Перевод с немецкого. - Лейпциг: Эдицион, 1967. - 279 с.

31. Штолль Г.В. Герои Греции. - С.-Пб.: Изд. О.И.Бакста, 1868. - 435 с.

32. Gardiner N. Athletics of the ancient word. - Chicago: Ares Publ., 1930. - 246 p.

33. Kossl J. Sokol, Sport and Olympics / J.Kossl. Olympic History. - Vol. 11, № 3. - P. 12.

34. Marrion H.S. Historie de l’education dans l’antigute. - Paris, 1950. - 97 p.

35. Musshe H. Deporte y arquitectura / H.Musshe. // El deporte en la Grecia Antigua. - Barcelona: Fundation "La Caixa", 1992. - P. 42-55.

36. Sakellaris J. Prehistory of the Games / J.Sakellaris // The Olympic Games in ancient Greece. - Athens: Ekdotike Athenon S.A., 1982. - 1341 p.

37. Van Looy H. Athletus famosos / H.Van Looy // El deporte en la Grecia Antigua. - Barcelona: Fundation "La Caixa", 1992. - P. 140-145.

References:

1. Alandskij P.I. Istoriia Grecii [History of Greece], Kiev, Typography. Imperial University of St. Vladimir, 1885, 272 p.

2. Aristotel'. Politika [Policy], Moscow, Thought, 1983, T.4, pp. 375-644.

3. Aristotel'. Poetika [Poetics], Moscow, Thought, 1983, T.4, pp. 645-680.

4. Berlin IA. Iz svetlykh dnej Ellady [From the light days of Ellady], Moscow, Sytin Publ., 1914, 155 p.

5. Borukhovich V.G. Vechnoe iskusstvo Ellady [Eternal art of Ellady], Saint Petersburg, Alethea, 2002, 464 p.

6. Bulatova M.M. Enciklopediia olimpijs'kogo sportu u zapitanniakh i vidpovidiakh [An encyclopaedia of olympic sport in questions and answers], Kiev, Olympic Literature, 2009, 400 p.

7. Venger V. Ellada: kartiny Drevnej Grecii, ee religiia, mogushchestvo i prosveshchenie [Ellada: pictures of Ancient Greece, its religion, power and inlightening], Saint Petersburg, Volf Publ., 1862, T.1, pp. 327-329.

8. Vinnichuk L. Liudi, nravy i obychai Drevnej Grecii i Rima [People, dispositions and consuetudes of Ancient Greece and Rome], Moscow, High school, 1988, 496 p.

9. Gerodot. Istoriia: v deviati knigakh [History: in nine books], Moscow, Kuznetsov Publ., 1985. 800 p.

10. Giro P. Istoricheskie chteniia. Chastnaia i obshchestvennaia zhizn' grekov [Historical reading. Private and public life of Greeks], Saint Petersburg, Popov Publ., 1913, 693 p.

11. Gomer. Iliada [Iliada], Moscow, Fiction, 1987, 384 p.

12. Gomer. Odisseia [Odyssey], Moscow, True, 1984, 320 p.

13. Jeger O. Istoriia Grecii [History of Greece], Saint Petersburg, Russian fast print, 1886, pp. 124-131.

14. Karabatea M. Grecheskaia mifologiia [Greek mythology], Halandri Adam, 2000, 159 p.

15. Kessidi F.KH. Sokrat [Sokrat], Saint Petersburg, Alethea, 2001, 352 p.

16. Kotteril G.B. Drevniaia Greciia [Ancient Greece], Moscow, Eksmo, 2007, 640 p.

17. Ksenofan. Sokraticheskie sochineniia [Sokrat of making], Moscow- Saint Petersburg, 1935, 100 p.

18. Ksenofont. Grecheskaia istoriia [Greek history], ], Saint Petersburg, Alethea, 1996, 445 p.

19. Kun L. Vseobshchaia istoriia fizicheskoj kul'tury i sporta [Universal history of physical culture and sport], Moscow, Rainbow, 1982, 400 p.

20. Kun N.A. Legendy i mify Drevnej Grecii [Legends and myths of Ancient Greece], Moscow, Uchpedgiz, 1954, 124 p.

21. Kurcius E. Istoriia Grecii [History of Greece], Moscow, Brieskorn Publ., 1883, T.2, 650 p.

22. Levek P. Ellinisticheskij mir [Hellenism world], Moscow, Science, 1989, 252 p.

23. Lukian. Sobranie sochinenij [Collected works], Moscow- Saint Petersburg, 1935.

24. Pavsanij. Opisanie Ellady ili puteshestvie po Grecii v II veke n.e [Description of Ellady or trip on Greece in II age of our era ], Saint Petersburg, Lukovnikov Publ., 1887-1889, 744 p.

25. Pindar. Ody (Fragmenty). [Odes (Fragments)], Moscow, Science, 1980, 504 p.

26. Platonov V.N., Gus'kov S.I. Olimpijskij sport [Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 1994, T.1, 494 p.

27. Platonov V.N. Sport i Olimpijskie igry Drevnej Grecii. Enciklopediia olimpijskogo sporta [Sport and Olympic games of Ancient Greece. Encyclopaedia of olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2002, T.1, pp. 17-63.

28. Platonov V.N., Bulatova M.M., Bubka S.N. Olimpijskij sport [Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2009, T.1, pp. 12-168.

29. Rassel B. Istoriia zapadnoj filosofii [History of western philosophy], Novosibirsk: Siberian university publ., 2001.

30. Shebel' G. Olimpiia i ee igry [Olimpiya and its games ], Leipzig, Editsion, 1967, 279 p.

31. Shtoll' G.V. Geroi Grecii [Heroes of Greece], Saint Petersburg, Bacst Publ., 1868, 435 p.

32. Gardiner N. Athletics of the ancient word. Chicago, Ares Publ., 1930, 246 p.

33. Kossl J. Sokol, Sport and Olympics. Olympic History. Vol.11, N 3, p. 12.

34. Marrion H.S. History of Education in antigute. Paris, 1950, 97 p.

35. Musshe H. Sports and architecture. Barcelona, Fundation "La Caixa", 1992, pp. 42-55.

36. Sakellaris J. Prehistory of the Games. The Olympic Games in ancient Greece, Athens, Ekdotike Athenon S.A., 1982, 1341 p.

37. Van Looy H. Athletus famosos [Famous athletes]. Barcelona, Fundation "La Caixa", 1992, pp. 140-145.

Информация об авторе:

Бубка Сергей Назарович
olena.andreeva@gmail.com
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Ул. Физкультуры 1, г.Киев-150, 01680, Украина.

Поступила в редакцию 28.08.2011г.

Information about the author:

Bubka Sergej Nazarovich
olena.andreeva@gmail.com
National University of Physical Education and Sport of Ukraine
Physical Education str. 1, Kiev-150, 01680, Ukraine.

Came to edition 28.08.2011.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!