СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ И ЛОВЛИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ Андреева Н.О. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Введение. Художественная гимнастика на современном этапе ее развития отличается высокими требованиями к различным сторонам подготовки спортсменок. Многие специалисты [1, 2, 3, 8, 9] считают, что физическая, психологическая и теоретическая подготовка гимнасток проявляется в исполнении ими технических действий, от уровня совершенства которых зависит результат выступления спортсменок на соревнованиях. Рост популярности художественной гимнастики на международной арене и конкуренция со стороны зарубежных соперниц заставляют искать новые пути и резервы повышения мастерства украинских гимнасток. Особое внимание в тренировочном процессе специалисты уделяют технической подготовке спортсменок [3, 4, 5]. Способность четко выполнять сложнокоординационные движения позволяет гимнасткам достигать высоких спортивных результатов, и в итоге значительно повышает надежность реализации технических действий в ходе выполнения упражнений. У спортсменок в таких условиях появляется большая уверенность в своих силах, а художественная гимнастика, как вид спорта, становится более целенаправленной, зрелищной и технически разнообразной. Поэтому проблема совершенствования техники бросков и ловли предметов в художественной гимнастике является одной из наиболее важных, поскольку упражнения с предметами составляют основную часть соревновательной программы. В научно-методической литературе, посвященной обучению броскам и ловле предметов в художественной гимнастике [1, 3] частично разработаны механизмы выполнения броска, в основном это касается биомеханики руки, которой выполняется бросок. Достаточное внимание специалистами уделяется технике выполнения ловли предметов [2, 4, 5]. Вместе с тем, задача разработки средств и методов эффективного совершенствования техники бросковых элементов является чрезвычайно актуальной для современной художественной гимнастики. Ее успешное разрешение, по мнению ведущих тренеров, позволит задействовать значительные резервы учебно-тренировочного процесса и поднять на качественно новый уровень теорию и практику этого вида спорта. Несмотря на очевидную актуальность сформулированной проблемы, специалисты еще не нашли оптимальных способов ее разрешения. Это объясняется, по-видимому, с одной стороны высокой степенью координационной сложности техники художественной гимнастики, не в полной мере доступной сегодня для прямого инструментального исследования; а с другой стороны - отсутствием адекватной методологии [2, 4, 5]. Цель, задачи работы, материал и методы. Целью данного исследования было изучение практического опыта ведущих тренеров, существующих методик обучения работе с гимнастическими предметами на этапе специализированной базовой подготовки, их эффективность и последующее влияние на динамику результатов соревновательной деятельности и подготовки высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Задачи работы: 1. Проанализировать теоретико-методические предпосылки совершенствования техники упражнений с предметами в художественной гимнастике. 2. Исследовать структуру техники бросков предметов у спортсменок различной квалификации в художественной гимнастике. 3. Разработать программу двигательных заданий для совершенствования техники бросков предметов квалифицированных гимнасток. Методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Анкетирование. 3. Метод экспертных оценок. 5. Педагогический эксперимент. 6. Методы математической статистики. Исследования проводились в период 2007-2011 гг. на базе отделений художественной гимнастики ДЮСШ и СДЮШОР г. Киева. В эксперименте приняли участие 50 гимнасток, тренирующихся в группах специализированной базовой подготовки и 20 тренеров, работающих с такими группами. Результаты исследований. Одним из путей улучшения спортивных результатов является совершенствование процесса технической подготовки. Высокий уровень владения рациональными двигательными действиями позволяет на протяжении всего сезона показывать стабильный результат и хорошие оценки. В настоящее время одна из основных проблем в процессе развития художественной гимнастики - это совершенствование техники бросков и ловли предметов. С целью изучения практического опыта совершенствования техники владения предметами гимнасток на этапе специализированной базовой подготовки мы провели анкетирование среди тренеров по художественной гимнастике. В опросе принимали участие тренеры различной квалификации: 1 группа - тренеры со стажем работы от 1 до10 лет, 2 группа - от 11 до 25 лет. Тренерам предлагалось ответить на 10 вопросов. По общему мнению респондентов, наиболее эффективным временем тренировки при отработке бросков и ловли предметов является время 35 минут (рис.1). Тренеры 1 группы считают, что при отработке бросков и ловли предметов в процессе тренировки наиболее эффективное время 35 минут. Во второй группе респондентов также считают, что 35 минут достаточно на броски и ловли предметов. Проанализировав 2 группы респондентов можно сказать, что есть различия в других вариантах ответа, что свидетельствует о разном подходе к этому вопросу, но все же главное что 1 и 2 группа сошлись в необходимости затрат 35 минут на отработку бросков и ловли предметов во время тренировки. Рис.1. Мнения респондентов о количестве времени затраченного на броски и ловли предметов во время тренировки (n = 40). Таблица 1 Значимость предметов, при которых наиболее часто допускаются ошибки при броске и ловле (n = 20)
В вопросе об уровне сложности работы с тем или иным предметом мнения респондентов немного расходятся. Обе группы опрошенных сошлись во мнении, что в упражнениях с мячом часто допускаются ошибки при бросках и ловлях. Первая группа респондентов оценивает сложность работы с предметами в таком порядке: мяч, лента, скакалка, булавы, обруч; вторая группа опрошенных - в последовательности: мяч, лента, булавы, скакалка, обруч. Респонденты обеих групп сошлись в ответах, что мяч и лента являются наиболее технически сложными предметами в художественной гимнастике, а также еще и наиболее зрелищными и "ценными" в плане соревновательного результата. Во время выполнения именно этих разделов программы во время соревнований гимнастками наиболее часто допускаются ошибки. Таблица 2 Значимость допускаемых ошибок при броске и ловле предметов во время соревнований (n = 20)
Анализ оценки ошибок при выполнении бросков и ловли предметов показал, что в этих вопросах мнения респондентов существенно разняться. Так, тренеры 1 группы считают, что значимость ошибок при броске и ловле на соревнованиях проходит в таком порядке: низкая амплитуда броска, ловля в две руки, незафиксированное положение броска предмета, долгое ожидание предмета, психологическая неустойчивость гимнастки. Тренеры 2 группы считают, что основными ошибками являются: долгое ожидание предмета, низкая амплитуда броска, ловля в две руки, незафиксированное положение броска предмета, психологическая неустойчивость гимнастки. Характерно, что обе группы респондентов поставили на последнее место психологическую неустойчивость гимнастки, что говорит об их внимании на показатели технической подготовленности. Выводы. 1. Наиболее оптимальное время на отработку бросков и ловли предметов во время тренировки составляет 35 минут. 2. Упражнения с мячом и лентой являются наиболее технически сложными и зрелищными в художественной гимнастике. Во время выполнения упражнений с этими предметами гимнастками наиболее часто допускаются технические ошибки во время соревнований. 3. Основными причинами допускаемых ошибок техники бросков и ловли предметов во время соревнований являются: низкая амплитуда броска, незафиксированное положение броска, долгое ожидание предмета, психологическая неустойчивость гимнастки. Использование полученных результатов в тренировочном процессе позволит значительно повысить уровень подготовки гимнасток к соревнованиям. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку мультимедийной программы для совершенствования техники бросков и ловли предметов в художественной гимнастике на этапе специализированной базовой подготовки. Литература: 1. Байер В.В. Составления тренировочных комбинаций на различные виды координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике (на примере упражнений с булавами) / В.В. Байер, А.Я. Муллагильдина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2004. - № 2.- с. 31 -36. 2. Балабанова Е. Анализ ошибок в технике выполнения гимнастками соревновательных упражнений с предметами / Е. Балабанова // Олiмпiйський спорт i спорт для всiх: IX Мiжнародний науковий конгрес: Тези доповiдей. - К.: Олiмпiйська лiтература, 2005. - С. 311. 3. Карпенко Л.А. Современное состояние художественной гимнастике / Л.А. Карпенко // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Международной научной конференции. - Белгород, 2007. - С. 15-19. 4. Николаева Е.С. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике и выполнение упражнений с предметами / Е.С. Николаева // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Международного научного - практической конференции. - Белгород, 2007. - С. 319-321. 5. Кожевникова Л. Критерii оцiнки засвоення спортсменками навичок базових елементiв художньоi гiмнастики / Л. Кожевникова, Ж. Бiлокопитова // Актуальнi проблеми розвитку руху "Спорт для всiх" у контекстi европейськi iнтеграцii Украiни: Матерiали мiжнар. наук. - практичноi конференцii. - Тернопiль, 2004. - С. 108-110. 6. Платонов В.М. Фiзична пiдготовка спортсмена: Навчальний посiбник / В.М. Платонов, М.М. Булатова. - К.: Олiмпiйська лiтература, 1995. - 320 с. 7. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - К.: "Олимпийская литература", 1997. - 583 с. 8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - К.: "Олимпийская литература", 2004. - 808 с. 9. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.С. Лисицкой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с., ил. Поступила в редакцию 22.06.2011 г. Андреева Наталия Олеговна |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |