АНАЛИЗ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОЗ КУЛЬТОВЫХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОЛОЖЕНИЯХ СИДЯ НА НИЗКОМ СИДЕНИИ НОГИ ВРОЗЬ Твердохлеб Е.Ф., Смовженко А.Н., Покотило К.И. Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт" Цель исследования - реконструировать культовые психосоматические упражнения трипольской культуры в положениях сидя на низком сидении ноги врозь. Выборку объектов исследования сформировали фотографические изображения культовых антропоморфных фигур, которые представлены в экспозициях музеев, приватных коллекциях, научных изданиях. Выявлено, что культовые психосоматические упражнения трипольской культуры в положениях сидя на низком сидении ноги врозь практиковали лица разного пола, молодого и среднего возраста, непропорционального среднего и крепкого телосложения, тела которых были обнажены и декорированы, в пятнадцати статических позах. Ключевые слова: реконструкция психосоматических упражнений, позы сидя ноги врозь, биомеханический анализ, трипольская культура Анотацiя. Твердохлiб О.Ф., Смовженко А.М., Покотило К.I. Аналiз i реконструкцiя поз культових психосоматичних вправ трипiльськоi культури у положеннях сидячи на низькому сидiннi ноги нарiзно. Мета дослiдження - реконструювати культовi психосоматичнi вправи трипiльськоi культури у положеннях сидячи на низькому сидiннi ноги нарiзно. Вибiрку об’ектiв дослiдження склали фотографiчнi зображення культовихантропоморфнихфiгур, що представленi в експозицiях музеiв, приватних колекцiях, наукових виданнях. Виявлено, що культовi психосоматичнi вправи трипiльськоi культури у положеннi сидячи на низькому сидiннi ноги нарiзно практикували особи рiзноi статi, молодого i середнього вiку, середньоi i мiцноi статури, непропорцiйноi будови, оголенi i декорованi у п’ятнадцяти статичних позах. Ключовi слова: реконструкцiя психосоматичних вправ, пози сидячи ноги нарiзно, бiомеханiчний аналiз, трипiльська культура Annotation. Tverdokhlib O.F., Smovjenko A.M., Pokotylo K.I. The analysis and reconstruction of cult psychosomatic training poses of Trypilska Culture in sitting positions on the low-seats with legs apart. The research purpose - to reconstruct Trypilska Culture cult psychosomatic training poses in sitting positions on the low-seats with legs apart. The research objects selection was formed by the photographic images of anthropomorphous figures, which are displayed in the museums, private collections, scientific publishments. It is educed, that in fifteen static sitting positions on the low-seats with legs apart practiced Trypilska Culture cult psychosomatic training by young and middle-age disproportional middle and strong built nude different sex adepts whose bodies were decorated.Keywords: reconstruction of psychosomatic training, sitting poses with legs apart, biomechanics analysis, Trypilska Culture. Введение. В ряде государственных учредительных законов Украины определены задачи выявления средств обеспечения жизнестойкости населения. Эффективность действия на организм человека средств древних культовых систем, боевых искусств, психосоматических систем йоги, цигуна и других исследовались специалистами в области медицины, психологии, физической культуры (С. Гроф, 1994; Р. Гербер, 2001, А.В. Цьось, 2005). В работах [1,5-7] освещены исследования биомеханических аспектов физических упражнений, психосоматические - в исследованиях (R. Harrison, 1984; К. Э. Изард, 2002; Е.П. Ильин, 2001; Р. С. Уейнберг, Д. Гоулд, 2001; В. А. Лабунская, 2004 и др.). К сожалению, психосоматические и биомеханические аспекты культовых упражнений трипольской археологической культуры, которая на территории современной Украины в VI - III тыс. до н.э. решала задачи духовного, психического и физического воспитания населения, остались вне поля исследований специалистов физического воспитания [2].Работа отвечает направлению исследований "Теоретико-методологические основы физического воспитания и оздоровительной физической культуры" темы 3.2. "Основы физического воспитания различных групп населения" Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2006 - 2010 гг. Цель, задачи работы, материал и методы. Цель исследования - реконструировать культовые психосоматические упражнения трипольской культуры в положениях сидя на низком сидении ноги врозь.Задачи исследования: сформировать выборку антропоморфных культовых изображений трипольской культуры в положениях сидя на низком сидении ноги врозь, классифицировать их в однородные группы, определить антропометрические, биомеханические и психосоматические характеристики.Методы и организация исследования. Исследования проводили в два этапа. На первом этапе анализировали данные информационных источников, определяли направления и методы исследования. На втором этапе, ввиду отсутствии современных периоду трипольской культуры письменных источников, выборку объектов исследования формировали методами логико-теоретического анализа антропоморфных изображений, представленных в экспозициях музеев, приватных коллекциях, научных изданиях. По данным научной литературы определяли возраст, место нахождения, геоастрологическую ориентацию и допустимое предназначение артефакта. В ходе визуального анализа определяли вид упражнения, пол, возраст, телосложение, строение и декор тела адепта, наличие одежды, физическое и психоэмоциональное состояние, наличие звуко-вербального сопровождения, положение тела и его сегментов. Методами биомеханического анализа [1, 5-7] определяли технические характеристики упражнений. В сагитальной плоскости измеряли углы отклонения от вертикальной соматической оси верхушки головы, вертикальной оси лица, шейного, грудного, поясничного, крестцово-копчикового отделов позвоночника, таза, рук, ног. Измеряли углы сгибания между сегментами позвоночника, рук и ног. Во фронтальной плоскости измеряли величины: углов отклонения от вертикальной соматической оси верхушки головы, сегментов рук, ног, углов вершин рук-бугров, и углов, образованных прямыми, проведенными вдоль внешних сторон ног до пересечения. Методами визуального и кластерного анализов [6] классифицировали объекты исследования в однородные группы. Результаты исследований. В информационных источниках, антропоморфные изображения трипольской культуры подают ритуалы, магические и обрядовые действия [3]. Специалисты [1,5-7] представляют тело человека биомеханической системой, которая изучается методами механики. Специалисты в областях медицины, психологии, педагогики, физической культуры и спорта (К. Э. Изард, 2002; Е.П. Ильин, 2001; В. А. Лабунская, 2004) используют методы оценки антропометрических, психических и физических характеристик положений тела, жестов, экспрессивной мимики субъекта в качестве индикаторов психосоматического состояния, техники физических упражнений, функциональной диагностики. С нашей точки зрения, применение выше отмеченных методов допустимо и в случае изучения поз в представлениях артефактов трипольской культуры. В результате визуального и биомеханического анализов антропоморфных культовых изображений трипольской культуры различных временных периодов и регионов в статических положениях сидя на низком сидении ноги врозь выявлено 28 обнаженных непропорциональных фигур. В положениях ноги выпрямлены врозь на ширине плеч, ступни пальцами вперед-вниз, позвоночник в наклоне назад, маковки головы и лица направлены назад-вверх выявлено 11 женских фигур: пять молодого возраста среднего телосложения и шесть среднего возраста крепкого телосложения с большими ягодицами и бедрами, десять из которых исследовано в биомеханическом анализе. В положениях ноги врозь согнуты в коленных суставах выявлено 17 фигур: восемь женских, семь мужских, две андрогинов с мужскими и женскими половыми признаками, 15 из которых исследовано в биомеханическом анализе. В позиции выпрямленных врозь на ширине плеч ног выявлены такие варианты положений сегментов тела. В позиции руки-бугры треугольной формы подняты в стороны-вверх на 33,75±22,3º, с углом вершин 62,75±13,59º, выявлены четыре женские фигуры. Лица двух фигур с круглыми глазами, у одной - глаза миндалевидны. У одной фигуры руки-бугры треугольной формы с углом вершин 58º подняты в стороны на 90º. У одной фигуры руки не определены, глаза круглые. Руки одной фигуры согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу асимметрично: одна кисть на уровне солнечного сплетения, вторая - у основания середины шеи. Во фронтальной плоскости углы сгибания в локтевых суставах 90º и 45º, плечи вертикально, предплечья отклонены от вертикальной соматической оси на 90º и 45º, кисти - на 0º и 136º. У одной фигуры рука прижата к туловищу, выпрямлена, отклонена во фронтальной плоскости от вертикальной соматической оси на 13º, ладонь прижата к лону, три пальца выпрямлены. У двух фигур руки-бугры треугольной формы с углом вершин 78±4,24º подняты и отведены в стороны-вверх на 57,5±7,77º. Во фронтальной плоскости у всех фигур маковки голов и позвоночники лежат на вертикальной соматической оси, углы разведения ног 7,75±5,18е, 15е, 7е, 8е, 8±1,41е. В сагитальной плоскости вдоль вертикальной соматической оси поясничный и крестцово-копчиковый отделы позвоночника, отклонены назад от вертикальной соматической оси на 19±5,65е, 45е, 18е, 17е, 20е шейный и грудной отделы, которые выпрямлены, а в верхнем поясничном отделе согнуты на 159,5±3,53е, 135е, 162е, 162е, 163е. Отклонены назад от вертикальной соматической оси на 19±5,65е, 45е, 18е, 17е, 20е маковки голов и на 58±5,65е, 65е, 57е вертикальные оси лиц. Отклонены вперед на 90е точки лона, на 136,5±4,94е, 169е, 135е, 128е, 132е ноги. Углы 136,5±4,94е, 169е, 135е, 128е, 132е между позвоночником и бедрами. В положениях ноги врозь на ширине плеч выпрямлены, стопы разведены в стороны, руки не определены выявлена - одна женская фигура, лицо которой выражает напряженное пение - глаза и рот миндалевидной формы, открыты. В положениях ноги согнуты в коленных суставах у семи женских фигур ноги врозь на ширине плеч, ступни пальцами вперед-вниз, позвоночник наклонен назад, а маковки голов - назад-вверх и проектируются позади опоры ягодиц, возраст средний, телосложение крепкое, руки в форме бугров, которые направлены вершинами в стороны, лица направлены назад-вверх. Во фронтальной плоскости руки-бугры треугольной формы с углами вершин 82º, подняты и разведены в стороны на 90º, угол разведения ног в стороны 3º. В сагитальной плоскости вдоль вертикальной соматической оси расположен крестцово-копчиковый отдел позвоночника, отклонены назад на 22º маковка головы, которая проектируется позади опоры ягодиц, на 35º вертикальная ось лица, на 22º шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, которые выпрямлены в одной плоскости, угол сгибания в нижнем поясничном отделе 155º. Отклонены вперед на 90º точка лона, на 105º бедра, на 157º голени и стопы. Величины углов 105º - между позвоночником и бедрами, 167º - между бедрами и голенями, 8º - предположительной высоты сидения. У шести фигур выражение лиц - напряженное пение или речь: глаза и рот миндалевидной формы, едва открыты и растянуты в стороны. Во фронтальной плоскости руки-бугры треугольной формы с углом вершин 82,33±26,45º подняты и разведены в стороны от вертикальной соматической оси на 90º, угол разведения ног в стороны 15,16±3,92º. В сагитальной плоскости отклонены назад от вертикальной соматической оси на 19,16±11,19º шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, которые выпрямлены в одной плоскости, угол сгибания в нижнем поясничном отделе 133,33±14,38º, крестцово-копчиковый отдел отклонен назад на 32±11,61º. Отклонены назад от вертикальной соматической оси на 18,83±10,75º маковки голов, на 31,5±8,09º вертикальные оси лиц. Отклонены вперед на 96,66±7,31º точки лона, на 92,16±3,48º бедра, на 39,33±10,05º голени и стопы. Величины углов 95,33±8,52º между позвоночником и бедрами, 143,16±11,63º - между бедрами и голенями. У шести мужских фигур молодого возраста, среднего телосложения ноги согнуты в коленных суставах и разведены врозь на ширину разведения вершин рук-бугров, ступни пальцами вперед вниз, позвоночник в наклоне назад, маковки голов направлены назад-вверх и проектируются позади опоры ягодиц. У двух мужских фигур во фронтальной плоскости руки-бугры треугольной формы, с углом вершин 54±9,89º, подняты и разведены в стороны-вверх от вертикальной соматической оси на 18,5±0,70º, угол разведения ног в стороны 32±2,82º. В сагитальной плоскости вдоль вертикальной соматической оси расположен крестцово-копчиковый отдел позвоночника, отклонены назад на 51±1,41º шейный, грудной и поясничный отделы, которые выпрямлены, угол сгибания 130º в нижнем поясничном отделе. Отклонены назад от вертикальной соматической оси на 51±1,41º маковки голов и на 55º вертикальные оси лиц. Отклонены вперед на 95±7,07º точки лона, бедра - на 110±4,24º, голени и стопы - на 29,5±3,53º. Величины углов между позвоночником и бедрами152,5±10,6º, между бедрами и голенями 150±25,45º. У четырех мужских фигур во фронтальной плоскости руки-бугры треугольной формы, с углом вершин 42,75±29,34º, подняты и разведены в стороны от вертикальной соматической оси на 19,50±8,73º, угол разведения ног в стороны 24,5±5,68º. В сагитальной плоскости вдоль вертикальной соматической оси расположен крестцово-копчиковый отдел позвоночника, отклонены назад от вертикальной соматической оси на 43±16,37º шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, которые выпрямлены в одной плоскости, угол сгибания в нижнем поясничном отделе 141±10º. Отклонены назад от вертикальной соматической оси на 43±16,37º маковки голов, что проектируются позади опоры ягодиц и на 55±13º вертикальные оси лиц. Отклоненные вперед на: 83±12,12º точки лона, 112,33±3,51º - бедра, 45±13,75º - голени и стопы. Величины углов 152,33±8,38ºмежду позвоночником и бедрам, 159,33±6,02º - бедрами и голенями. У фигуры андрогина молодого возраста, среднего телосложения, ноги врозь на ширине плеч, согнуты в коленных суставах под тупым углом, ступни пальцами вверх, руки - бугры треугольной формы, с углом вершин 87º, подняты и отклонены в стороны на 90º, угол разведения ног в стороны 28º. Женская фигура с признаками беременности среднего возраста и телосложения, лицо которой выражает напряженное пение или речь (глаза и рот круглые) подана в положении ноги врозь на ширине плеч, руки не определены. У натуралистической мужской фигуры среднего возраста и телосложения, лицо с бородой клином выражает вдохновенное пение (глаза и рот миндалевидны, открыты), ноги врозь на ширине плеч, согнуты в коленных суставах, позвоночник согнут в наклоне вперед, руки локтями в опоре на коленях, предплечья подняты вверх, ладони прижаты с боков головы. В сагитальной плоскости вдоль вертикальной соматической оси расположен поясничный и крестцово-копчиковый отделы позвоночника, отклонены вперед на: 24º маковка головы (проектируется перед опорой ягодиц), 29º вертикальная ось лица, 32º шейный, 7º верхний грудной, 4º нижний грудной отделы позвоночника, углы сгибания 173º в верхнем и 176º в среднем грудных отделах. Плечи отклонены от вертикальной соматической оси вперед на 41º, предплечья - на 23º, угол между ними 23º. Бедра отклонены от вертикальной соматической оси вперед на 66º, голени - на 42º, угол между ними 110º. Угол 66º между позвоночником и бедрами. У натуралистической фигуры андрогина молодого возраста, ноги согнуты в коленных суставах, колени вместе, голени и стопы врозь на ширине таза, вдоль вертикальной соматической оси расположен крестцово-копчиковый отдел позвоночника, отклонены назад на 32ºгрудной и поясничный отделы, в нижнем поясничном отделе угол сгибания 166º. Во фронтальной плоскости отклонены от вертикальной соматической оси вперед на 15º плечи, 148 º предплечья, 148 º кисти, углы между плечами и предплечьями 43º, предплечьями и кистями 103º, угол разведения голеней в стороны 33º. В сагитальной плоскости отклонены вперед на 38º плечи, на 69º предплечья, угол между ними 104º, на 70º бедра, на 53º голени и стопы, угол между ними 106º. Углы: 70º между позвоночником и бедрами, 180º между голенью и стопой. Результаты кластерного анализа совпали с результатами визуального и биомеханического анализов. В результате визуального и биомеханического анализов антропоморфных культовых изображений трипольской культуры разных временных периодов и регионов в статических положениях сидя на низком сидении ноги врозь выявлено 68%, женских фигур, 25% мужских, 7% андрогинов в 15 позах, которые, можно сгруппировать в две группы, в соответствии с позициями ног: ноги выпрямлены (46%) и согнуты в коленных суставах (54%). Первую группу составляют женские фигуры молодого возраста и среднего телосложения (45%), а также среднего возраста и крепкого телосложения с большими ягодицами и бедрами (55%). Вторую группу - фигуры женского пола среднего возраста, крепкого телосложения с большими ягодицами и бедрами (28%), мужского пола (25%) и андрогины (7%) молодого возраста среднего телосложения. Выявлено три варианта позиций согнутого позвоночника: в наклоне вперед (3%), в наклоне назад в нижнем поясничном отделе, при выпрямленных в одной плоскости шейных, грудных и поясничных отделах в двух вариантах позиций крестцово-копчикового отдела - вертикально (77%) и отклоненного назад (20%). Выявлено шесть вариантов ширины разведения ног в стороны. Три варианта разведения выпрямленных ног: равномерно по всей длине на расстояние ширины плеч (32%) и неравномерно на расстояние бедер при положении стоп уже (7%) и шире (3%). В позициях ног, которые согнуты в коленных суставах, наблюдаются три варианта разведения ног врозь: на расстояние ширины шеи (3%) и плеч (30%), а также ширины разведения в стороны вершин рук-бугров (18%). Выявлено семь позиций рук. Руки схематические в форме бугров, которые подняты в стороны горизонтально (31%) и в стороны-вверх (38%). Руки натуралистические: согнуты в локтевых суставах, локти в опоре на коленях, предплечья подняты вверх, ладони прижаты с боков головы (3%); опущены, согнуты и закруглены в локтевых суставах, запястья скрещены, ладони на разноименных коленях (3%); согнуты в локтевых суставах, асимметрично прижаты к туловищу, одна кисть на уровне солнечного сплетения, вторая, - середины основы шеи, предположительно, удерживают жезл вдоль середины передней стороны туловища (3%); одна выпрямлена вперед-вниз и прижата к туловищу, ладонь в зоне лона, три пальца выпрямлены, вторая - утеряна (3%). Фигуры без рук (7%). Выявлено три варианта формы головы: натуралистическая (3%), конусовидная (26%) и формы горшка (16%), при этом маковка головы в двух позициях: отклонена назад-вверх (51%) и вперед-вверх (3%). Выявлено три варианта мимики психоэмоционального состояния напряженного пения или речи натуралистических изображений лиц: глаза открыты и округлены, рот приоткрыт и растянут в стороны (3%), глаза и рот миндалевидной формы, приоткрыты и растянуты в стороны (18%), глаза и рот открыты и округлены (3%). Все фигуры обнажены, непропорциональны, при этом большинство женских фигур крепкого телосложения среднего возраста, а мужские и андрогины - среднего телосложения молодого возраста. Предположительна высота сидений 6-29º. Наблюдаются отличия позиций сегментов тела, в зависимости от пола адептов. В позиции позвоночника в наклоне назад, у женских фигур и андрогина ноги врозь на ширине плеч, а у мужских шире - на ширине разведения в стороны вершин рук-бугров. Руки-бугры у фигур женских и андрогина разведены в стороны, а у мужских - в стороны-вверх. В то же время, наблюдаются общие характеристики техники выполнения поз у лиц разного пола: у шести женских и двух мужских фигур маковки головы на одной прямой с шейным, грудным и поясничным отделами позвоночника, а вертикальная ось лица - с передней стороной туловища. Установленные характеристики позволяют реконструировать исследованные позы. Выводы. Культовые психосоматические упражнения в положении, сидя на низком сидении, ноги врозь практиковали лица разного пола, молодого и среднего возраста, обнаженные и декорированные, среднего и крепкого телосложения, непропорционального строения в 15 статических позах, двух позициях головы, трех позициях позвоночника, в шести позициях ног, семи позициях рук, с вербально-звуковым сопровождением напряженного пения или вещания в трех вариантах мимики. Планируются дальнейшие исследования психосоматических упражнений трипольской культуры с целью их внедрения в программы физического воспитания разных групп населения. Литература: 1. Бiомеханiка спорту / Загал. ред. А.М. Лапутiн / А.М. Лапутiн, В.В. Гамалiй, О.А. Архипов i др. - К.: Олiмпiйська лiтература, 2001. - 320 с. 2. Вацеба О.М. Iсторiя фiзичноi культури та спорту в тематицi дисертацiйних дослiджень: Покажчик авторефератiв дисертацiй з iсторii фiзичноi культури i спорту / Укл. О. Вацеба. - Л.: Украiнськi технологii, 2003. - 52 с. 3. Енциклопедiя трипiльськоi цивiлiзацii: У 2 т. / Укл. Л.М. Новохатько, М.I. Сенченко, Т.I. Iжевська та iн. - К.: ТОВ "Укрполiграфмедiа", ТОВ "Iринiнська", 2004. - Т. 1. - 703 с.- Т. 2. - 654 с. 4. Класстерный анализ / Учебник по работе с SPSS. - Режим доступа: http://www.learnspss.ru/hndbook/glava20/cont1.htm. 5. Кашуба В.А. Биомеханика осанки / В.А. Кашуба. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 280 с. 6. Bartlett R. Introduction to Sports Biomechanics. - Taylor & Francis e-Library, 2002. - 287 р. 7. Biomechanics: Principles, Trends and Applications / Editor J. H. Levy . - New York: Nova Science Publishers, Inc., 2010. - 402 р. Поступила в редакцию 04.04.2011 г. Твердохлеб Елена Федоровна Смовженко Анатолий Николаевич Покотило Екатерина Игоривна bokasalo@mail.ru |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |