О ПУТИ ВЫБОРА ПОВЕДЕНИЯ БОКСЁРА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Архангородский З.С., Иванов В.И., Вострокнутов Л.Д., Ерёменко В.В., Милютин Л.В.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. Рассмотрены особенности эмоционального восприятия цветовых тонов у боксеров. В исследованиях принимали участие 122 испытуемых. В эксперименте использовался восьмицветовой тест. Обобщены данные о выборе цветовых тонов в 14 исследованиях. Показано, что эмоциональный выбор цветовых тонов зависит от ситуативных факторов спортивной деятельности и индивидуальных особенностей боксеров. Установлено, что между эмоциональным предпочтением цветовых тонов и стилем боевой деятельности боксера существует тесная взаимосвязь.

Ключевые слова: бокс, цвет, восприятие, соревнование, поединок.

Анотацiя. Архангородський З.С., Іванов В.І., Вострокнутов Л.Д., Єрьоменко В.В., Мілютін Л.В. Про шляхи вибору поводження боксера у змагальній діяльності. Розглянуто особливості емоційного сприйняття колірних тонів у боксерів. У дослідженнях брали участь 122 випробуваних. В експерименті використався восьмикольоровий тест. Узагальнено дані про вибір колірних тонів в 14 дослідженнях. Показано, що емоційний вибір колірних тонів залежить від ситуативних факторів спортивної діяльності й індивідуальних особливостей боксерів. Установлено, що між емоційною перевагою колірних тонів і стилем бойової діяльності боксера існує тісний взаємозв’язок.

Ключовi слова: бокс, кольори, сприйняття, змагання, двобій.

Annotation. Arkhangorodskiy Z.S., Ivanov V.I., Vostroknutov L.D., Eremenko V.V., Milyutin L.V. About the way of choice of conduct of boxer in competition activity. The features of emotional perception of colour tones are considered for boxers. In researches took part 122 examinee. In an experiment was used eightcolour test. Information is generalized about the choice of colour tones in 14 researches. It is rotined that the emotional choice of colour tones depends on the situation factors of sporting activity and individual features of boxers. It is set that between the emotional preference of colour tones and style of battle activity of boxer there is close intercommunication.

Keywords: boxing, colours, perception, competition, duel.

Введение.

Одним из факторов, непосредственно влияющих на повышение эффективности соревновательной деятельности боксера, служит выбор индивидуального стиля ведения боя, наиболее полно соответствующего особенностям спортсмена.

Лучшие боксеры, ведущие острые комбинационные бои, отличаются умением правильно анализировать и оценивать обстановку боя. В каждом конкретном случае они применяют вполне определенные боевые средства в соответствии с индивидуальной манерой боя, обстановкой, возникающей в ходе боя. Гибкость и разнообразие тактики зависят во многом от технической разносторонности этих боксеров, хотя каждый из них отличается резко выраженной индивидуальной манерой боя.

Каждый боксер в соответствии со своими физическими данными, техническим арсеналом и психическими качествами формирует оптимальную манеру ведения боя: как нокаутер или как боксер контратакующего стиля. Он может использовать тактику быстрого старта и нокаутирования, развития атаки, взрыва в 3-м раунде, бурного финиша, психической атаки, искусного обыгрывания.

Манера выполнения технических приемов также зависит от индивидуальных особенностей: предпочтение более сильной правой или левой руки, весовой категории, уровня развития физических качеств.

Выход на ринг завершает напряженные тренировки, направленные на развитие общефизических, психофизических и специальных качеств и способностей: взрывной, ударной силы, темповой выносливости - способности наращивать и поддерживать темповую структуру боя в течение трех раундов, специфической ловкости в многоударных комбинациях, сочетающих удары и защиту с передвижениями и др.

В практике бокса давно положительно зарекомендовал себя выбор манеры ведения боя боксера в зависимости от его психологических свойств нервной системы [2].

Некоторые методисты считают, что на формирование наиболее эффективной манеры ведения боя боксера существенно влияют и его индивидуальные психологические качества и особенности [6, 12].

При этом надо отметить, что большинство тренеров подбирает пути управления поведением на ринге своего ученика, руководствуясь прошлым опытом, а опыт, как известно, у всех различен. Кроме того, правильность решения во многом зависит и от индивидуальных способностей и от функциональных состояний спортсменов [1, 8, 10]. В тоже время возможны случаи, когда подчеркивание тренером поведения на ринге вступает в конфликт со сформировавшейся установкой боксера на предстоящую деятельность [11].

В литературе имеются работы, освещающие взаимосвязь выбора цвета с психологическими особенностями личности и нервной системы [5, 9]. Кроме того, другие авторы [4] отмечают, что особенности вида спорта, предъявляющие различные требования к личностной сфере человека, проявляются в эмоциональном выборе цветов.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - изучить особенности эмоционального восприятия цветовых тонов у боксеров с помощью восьмицветового теста и установить их взаимосвязь со стилем боевой деятельности.

Методики и организация исследований.

При исследовании выбора цветовых тонов использовали карточки из цветной бумаги (на основании разработок теста М.Люшера) [7], тестировались восемь основных спектральных цветов.

Каждому испытуемому одновременно предлагались все восемь цветов для осмотра. Испытуемый должен расположить их в порядке предпочтения цветов (сначала выбрать из восьми цветов самый любимый, затем самый нравящийся, выбрать из оставшихся семи цветов, и т. д.). Расстановка цветовых тонов служит исходным материалом для установления эмоционального восприятия цвета каждым субъектом.

Параллельно фиксировался в протоколе такой параметр деятельности боксера как форма ведения боя. Применяемые нами термины, стиль, форму и манеру ведения боя следует считать синонимами. Форма ведения боя была принята в качестве основного признака организации поединка. В соответствии с рекомендациями специалистов по боксу [3], мы условно разделили всех наблюдаемых боксеров на три группы, в зависимости от того, какую преимущественно форму ведения боя они используют - атакующую, контратакующую или комбинированную.

По эмоциональному восприятию цветовых тонов каждому боксеру интерпретировалась его склонность к стилю его деятельности.

После этого боксер давал положительную или отрицательную оценку. В целях уточнения данных обращались за оценкой к тренеру. Субъективная оценка боксера своей формы ведения боя сопоставлялись с соответствующей оценкой тренера.

Авторский коллектив счёл необходимым в оценке частоты цвета учесть показатель интенсивности вероятности выбора для каждого цветового тона в каждой взятой группе испытуемых. Данный показатель условно был принят за коэффициент хроматического предпочтения (КХП). За такой показатель было взято отношение частоты выбора тона к общему числу выборов в данной группе.

Были обобщены данные о выборе цветовых тонов в 14 исследованиях, в которых принимали участие 122 испытуемых. Такого рода исследования были проведены на высококвалифицированных боксерах: заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса, мастера спорта и кандидаты в мастера спорта.

Результаты исследований и их обсуждение.

Наши материалы по эмоциональному восприятию цвета указывают на то, что выбор цветовых тонов зависит от формы ведения боя боксером. Необходимо отметить высокую частоту выбора активных цветов (красный, желтый) для боксеров атакующего стиля (55,1%), и в тоже время низкую частоту тех же активных цветов у спортсменов комбинированной (21,1%) и контратакующей (18,8%) формы боя.

Проводя сравнительный анализ избирательного отбора различных по эмоциональной значимости цветовых тонов у боксеров различной формы боевой деятельности, мы сочли необходимым в оценке частоты их выбора учесть показатель, условно называемый нами коэффициент хроматического предпочтения (КХП). Более высокий КХП (0,4) наблюдается для красного цвета у боксеров атакующего стиля, для зеленого 0,52 у боксеров комбинированной формы боя, а у боксеров контратакующего стиля КХП равен 0,6 для коричневого цвета. Приведенные данные свидетельствуют о том, что сама по себе деятельность боксера действует как механизм, способный определить выбор цвета в этом направлении.

Наши наблюдения показывают, что при анализе эмоционального восприятия цвета необходимо учитывать ситуативные факторы деятельности и индивидуальные психологические особенности.

Для иллюстрации приведем несколько примеров:

1. Спортсмен не показывает высоких результатов часто из-за того, что его психологические особенности не соответствуют избранной форме ведения боя. На преодоление этого противоречия у спортсмена уходит много сил, он не может успешно вести бой.

В качестве подобного несоответствия можно привести следующий случай (имеющий место в наших наблюдениях): тренер в перерыве советует спортсмену, показавшему динамику цветового ряда для боксеров контратакующей формы, начать активные действия против боксеров с эмоциональной оценкой цветовых тонов для атакующего стиля. Естественно, что действия в подобном случае не оправданы.

По нашим данным, у боксеров и тренеров процент продолжительных оценок в выборе формы ведения боя совпадают. Однако отрицательная оценка увеличивается у тренеров по сравнению с боксерами, и эта разница составила 20%.

Мы не отрицаем значение опыта и тренерской интуиции, но надо заметить, что тренер может не определить малейшие изменения в состоянии спортсмена, которые для самого боксера остаются в поле зрения, что неизбежно усложняет принятие оптимальных решений при выборе стиля ведения боя.

2. У боксеров мс З.В., мс Б.Ю., П.В. во всей серии чемпиона Украины зафиксирована форма эмоциональной оценки цветовых тонов для боксеров атакующего стиля. В действиях этих спортсменов преобладает однотипная манера ведения боя: поединки в атакующем стиле, на средней дистанции, обладая нокаутирующим ударом, они часто заканчивают поединки досрочно. Изменение цветового ряда для ведения боя в комбинированной форме, отмечено у мс З.В. перед финальным поединком с мс С.В. и следует отметить, что он встречался с этим боксером и которому проигрывал до этого. В этом случае изменение формы ведения боя оказалось в затруднительном положении. Хотя нами было высказано пожелание работать в комбинированном стиле. Проигрыш в этом бою в некоторой степени можно считать стойкостью установки, сформированной на предстоящую деятельность.

Приведенные примеры подтверждают зависимость эмоционального выбора цветовых тонов от ситуативных факторов спортивной деятельности (условий проведения соревнования, восстановления состояния спортсменов после прошедших соревнований, жеребьевки и др.) и их индивидуальных особенностей деятельности.

Разобранные выше факты со всей отчетливостью показали, что у боксеров с высоким уровнем активности, самоконтроля, расчетливостью и однотипной манерой боя цветовой выбор остается постоянным в течение продолжительного времени. Однако случай у боксера З.В. не является опровержением установленной закономерности. Именно перед этим поединком у спортсмена наблюдалось изменение в психическом состоянии, и, таким образом, свидетельствовало о принятии решений в целесообразном выборе стиля ведения боя.

Выводы:

1. Между эмоциональным предпочтением цветовых тонов и стилем боевой деятельности боксера существует тесная взаимосвязь.

2. Эмоциональный выбор цветовых тонов зависит от ситуативных факторов спортивной деятельности и индивидуальных особенностей боксеров.

Дальнейшие исследования будут направлены на изучение особенностей боксёров ведущих бой в определённой манере.

Литература:

1. Головников Л.Н. Некоторые особенности эмоционального состояния боксеров при подготовке к соревнованиям / Л.Н. Головников // Бокс: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 32-34.

2. Дмитриев А.В. О типологических различиях у боксеров высокой квалификации / А.В. Дмитриев, Н.А. Худадов // Бокс: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 28-31.

3. Дмитриев А.В. Анализ манер боя в современном боксе / Дмитриев А.В., Фролов О.П., Худадов Н.А. // Бокс: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 11-12.

4. Карцаг Ю. Сопоставление фактов эмоциональности штангистов и бегунов на средние и дальние дистанции с помощью цветных пирамид Пфистера / Карцаг Ю., Надори Л. // Психология и современный спорт. - М., 1973. - С. 279-286.

5. Ильин Е.П. Предпочтение цвета и типологические особенности свойства силы нервной системы / Е.П. Ильин, В.П. Умнов // Психологическое изучение учебной и спортивной деятельности. - Л., 1981. - С.138-144.

6. Клещев В.Н. Темперамент как условие эффективной деятельности боксеров высокого класса / В.Н. Клещев, Н.А. Худадов // Бокс: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 35-38.

7. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. / Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

8. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пикенхайн Л., Фрестер Р. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

9. Ольшаникова А.Е. О методиках диагностирующих некоторые параметры эмоциональности, связанные с детерминацией эмоциональной устойчивости / Ольшаникова А.Е., Семенов В.В., Смирнов Л.М. // Спорт, психофизиологическое развитие и генетика. Материалы симпозиума Винница-Одесса. - М., 1976. - С. 40-50.

10. Родионов А.В. Динамика психических состояний у представителей спортивных единоборцев / А.В. Родионов // Проблемы психической подготовки спортсменов. - М., 1975. - С. 3-11.

11. Родионов А.В. Психология спортивного поединка / А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 128 с.

12. Фролов О.П. Влияние свойств личности спортсменов на их деятельности // Психология спортивной деятельности / Фролов О.П., Ванаев Г.В., Худадов Н.А. - М., 1978. - С. 32-36.

Поступила в редакцию 23.10.2010г.

Архангородский Зиновий Семёнович
Иванов Валентин Иванович
Вострокнутов Леонид Дмитриевич
Ерёменко Виталий Витальевич
Милютин Леонид Владимирович
vld_1964@mail.ru


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!