СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 10-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Белокопытова Жанна, Лаврентьева Виктория, Кожевникова Людмила*

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Николаевский государственный университет им. В.А.Сухомлинского*

Аннотация. Проводится анализ учебной программы для детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва. Отмечаются моменты значения координационных способностей, которые влияют на технику владения предметами. Обсуждается разработанная программа развития координационных способностей девочек 10-13 лет. Предложена примерная схема распределения времени на общую и специальную координационную подготовку. Разработана схема тренировочных средств развития координационных способностей.

Ключевые слова: программа, содержание, координационные способности, гимнастки.

Анотацiя. Бiлокопитова Ж.А., Лаврентьева В. О., Кожевнiкова Л.К. Змiст i структура програми розвитку координацiйних здатностей у дiвчинок 10-13 рокiв, що займаються художньою гiмнастикою. Проводиться аналiз навчальноi програми для дитячо-юнацьких спортивних шкiл i шкiл олiмпiйського резерву. Вiдзначаються моменти значення координацiйних здатностей, якi впливають на технiку володiння предметами. Обговорюеться розроблена програма розвитку координацiйних здатностей дiвчинок 10-13 рокiв. Запропоновано зразкову схему розподiлу часу на загальну й спецiальну координацiйну пiдготовку. Розроблено схему тренувальних засобiв розвитку координацiйних здатностей.

Ключовi слова: програма, змiст, координацiйнi здатностi, гiмнастки.

Annotation. Belokopitova J.A., Lavpentieva V.O., Kozhevnikova L.K. Content and structure of program developing the coordinating abilities of 10-13 years girls going in for calisthenics. The analysis of on-line tutorial is conducted for child-youth sporting schools and schools of olympic reserve. The moments of value of co-ordinating capabilities which influence on the technique of domain objects are marked. The developed program of development of co-ordinating capabilities of girls comes into question 10-13 years. The exemplary chart of distributing of time is offered on general and special co-ordinating preparation. The chart of trainings facilities of development of co-ordinating capabilities is developed.

Key words: program, content, coordinating abilities, calisthenics.

Введение.

Художественная гимнастика - сложно-координационный вид спорта, один из популярнейших в Украине и во всем мире. Особенностью мастерства гимнасток является владение сложной и тонкой координацией движений, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали. Все это требует высокой деятельности всех систем организма человека. Сложная структура двигательных действий находится в зависимости от часто изменяющейся техники выполнения упражнений, характера двигательных действий, музыкального ритма, предметов и комплексно влияет на организм гимнастки.

Современная художественная гимнастика характеризуется высокой точностью выполнения двигательных действий, которая требует от гимнастки воспроизведения движений по пространственным, силовым и временным параметрам [3]. Занятия художественной гимнастикой способствуют воспитанию навыков управления движениями, развитию и совершенствованию у гимнасток основных физических качеств (скоростно-силовых, выносливости, гибкости и координации). Необходимо помнить, что умение управлять своими движениями и выполнять их в соответствии с заданной программой формируется при специальном обучении с помощью физических упражнений с учетом их избирательного влияния на развитие той или иной двигательной способности.

Анализ научной и методической литературы показывает [1, 2], что в процессе соревновательной борьбы на организм гимнасток влияют максимальные по величине нагрузки, требующие мобилизации функциональных возможностей организма и выдвигают высокие требования к согласованию отдельных элементов движений в единое смысловое действие. В связи с этим, важной задачей тренировочного процесса является повышение уровня координационных способностей (КС).

Высокая техника, созданная на базе специальных и специфических видов координации, основанной на проприоцептивной чувствительности (мышечное чувство), способности к ориентированию в пространстве и к перестроению двигательных действий - залог успеха выступлений гимнастки на соревнованиях, а их целенаправленное развитие будет влиять на рост ее спортивного мастерства.

С целью повышения эффективности выступлений спортсменок на соревнованиях в условиях современной художественной гимнастики, где программа состоит из упражнений с предметами и без предмета, необходимо находить и использовать для развития такие средства, методы, критерии оценки КС гимнасток, которые повышают уровень их подготовленности.

Исследования были выполнены согласно теме 2.1.6. "Рациональное построение тренировочного процесса в спортивных видах гимнастики на этапах многолетней подготовки на 2005-2009 гг".

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - изучить особенности развития современной художественной гимнастики, учитывая возросшие требования к сложности упражнений и качеству их исполнения и на этом основании разработать программу, направленную на развитие КС гимнасток 10-13 лет.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Определить состояние развития современной художественной гимнастики и требований к сложности и качеству исполнения упражнений.

2. Разработать программу развития координационных способностей

Результаты исследования.

Проведенный анализ учебной программы для ДЮСШ и школ олимпийского резерва [5,6] показал, что при рассмотрении различных сторон специализированной подготовки гимнасток отмечается многофакторность технической подготовленности, связанной с умением приспосабливать свои движения к реальным условиям их выполнения. В то же время, отмечая положительную сторону программы, она не показывает развития наиболее значимых для художественной гимнастики КС. Не рассматриваются КС:

• связанные с умением конструировать состав специфической системы движений при решении задач, адекватных условиям соревновательной деятельности;

• связанные с достижением заданных свойств процессу ответных точности движений, адекватных параметрам двигательной деятельности в конкретном виде упражнения;

• связанные с достижением точности специфических движений в условиях пространственно-временных ограничений выпуска предмета с фактором неожиданности (либо с дефицитом времени);

• не рассматриваются тесты, регламентирующие деятельность гимнастки по заранее обусловленной двигательной программе;

• отсутствуют тесты по степени трудности с учетом ритмики движений, типичной для художественной гимнастики и, соответственно критерии оценки двигательной деятельности гимнастки.

Для развития КС в учебно-тренировочном процессе нами учитывался индивидуальный подход к каждой гимнастке и основные признаки, с помощью которых оцениваются КС. Это - измерители (мерила) оценки координационных возможностей и отдельных элементов их составляющих.

В художественной гимнастике основной задачей развития КС являются комплексные критерии их оценки, которые выступают показателями эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий. Каждый критерий оценки КС (точность, быстрота или экономичность) не является единым и однозначным показателем, характеризующим КС: каждый из них весьма сложен и многозначен.

В учебную программу ДЮСШ для этапа специализированной подготовки вводятся критерии оценки различать точность воспроизведения, дифференцирования и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, которые решают ряд задач по оценке способности [6]:

• координировать движения в пространстве за кратчайшее время для данных условий времени;

• выполнять пространственно точные движения в сложных условиях;

• реагировать на движущийся предмет;

• выполнять скоростно-силовые упражнения из необычных исходных положений;

• оценивать чувство времени и точность мышечных усилий.

В связи с проблемой развития КС и учитывая опыт ведущих тренеров школ олимпийского резерва и тренеров ДЮСШ, нами были взяты за основу модельные характеристики сильнейших гимнасток Украины, так как известно, что выдающаяся гимнастка может служить эталоном для спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.

΄тобы рационально и эффективно осуществлять процесс развития и совершенствования КС необходимо знание основных особенностей, присущих гимнасткам экстра-класса. Модель сильнейшей гимнастки определяет наиболее существенные показатели - модельные характеристики, но не предусматривает определенные изменения в связи с предполагаемым ростом спортивного мастерства. Существенной частью модели сильнейших спортсменок являются показатели, отражающие уровень физических, психофизиологических, технико-тактических и других качеств, в том числе КС, определяющих результат в художественной гимнастике.

Согласно требованиям правил соревнований любое исполнение какого-либо действия характеризуется его качеством. Качество проявляется в виртуозности исполнительского мастерства, в основе которого лежат способности гимнастки к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. В художественной гимнастике управление двигательным действием определяется техникой владения предметом и телом и определяется как виртуозность исполнения (рис.1).

Рис. 1. Компоненты виртуозности в художественной гимнастике

Виртуозность - это сверх техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением КС:

• способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;

• способность к ориентированию в пространстве;

• способность к сохранению равновесия, способность к чувству ритма;

• способность к произвольному расслаблению мышц;

• согласованность движений.

В художественной гимнастике выделяют две группы КС: двигательные способности и специализированные восприятия.

Содержание двигательных способностей в художественной гимнастике детерминируется ловкостью, прыгучестью, гибкостью и двигательной координацией (рис.2).

Рис. 2. Содержание двигательных способностей в художественной гимнастике

Ловкость - способность быстро и легко овладеть новыми движениями (быстро обучаться), осознанно выполняя движения, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение [4].

В свою очередь содержание ловкости в художественной гимнастике, по нашему мнению, предполагает точность, виртуозность и быстроту движений.

Способность к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию, выше названных способностей, основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятий, выступающих нередко в сочетании со зрительным и слуховым анализаторами. В спортивной деятельности под точностью движений понимают качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик.

В художественной гимнастике виртуозность определяется, прежде всего, техникой владения предметом и техникой владения телом. Обычно виртуозом называют исполнителя, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства.

В спорте под виртуозностью понимают сверх техничное исполнение какого-либо действия с проявлением некоторых характеристик движения в "превосходной степени". Виртуозное исполнение гимнастки проявляется как при исполнении отдельных элементов, так и композиции в целом.

Возможность совершать двигательные действия в пределах короткого времени называют быстротой. Быстрота в действиях представлена способностью экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций, называемой "быстрота двигательных реакций", а также способностью обеспечивать скоротечность протекающих в организме процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений, называемой "быстротой движений" [3]. В художественной гимнастике быстрота проявляется в единстве с другими двигательными способностями. Степень ее проявления зависит в той или иной мере от комплекса функциональных возможностей гимнастки, необходимых для выполнения конкретных действий в соревновательной композиции. Любые проявления быстроты связаны с техникой выполнения движений, зависят от нее и, следовательно, обусловливаются КС.

Прыгучесть можно отнести к параметрам взрывной силы. В системе упражнений художественной гимнастики данную двигательную способность выделяют как одну из ведущих, поскольку основу соревновательных композиций, наряду с равновесиями и поворотами, составляют прыжки. Насколько высоко будут выполнены прыжковые элементы, настолько технически верно они будут выполнены. В художественной гимнастике прыгучесть может быть представлена выполнением прыжков толчком двух ног и толчком одной ноги.

В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами двигательных действий, гибкость определяет собой "комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга [2]. Гибкостью детерминируют эластичные свойства мышц и связок, строение суставов, а также центрально-нервную регуляцию мышечного тонуса, поэтому гибкость относят к психомоторным способностям. Ее рекомендуют развивать на начальном этапе подготовки спортсменок, поскольку к 13-14 годам происходит спад эластичности мышечных структур. В художественной гимнастике большое внимание уделяют развитию плечевой, позвоночной и тазобедренной гибкости. Во время выполнения соревновательных композиций встречается сочетание всех трех разновидностей гибкости.

Не меньшую значимость для достижения спортивного мастерства имеет двигательная координация. Показателем, определяющие уровень ее развития, может служить согласованное сочетание движений звеньев тела при выполнении каких-либо координационных связок с участием и без участия зрительного анализатора. Н.А.Бернштейн [2] характеризовал двигательную координацию "как преодоление избытка степеней свободы наших органов движений", что в художественной гимнастике проявляется во всех двигательных актах как при работе с предметом, так и в упражнениях без предмета. Таким образом, двигательные способности представляют собой координацию компонентов двигательной системы, природной основой которой являются врожденные и наследственные морфофункциональные особенности организма.

Учитывая морфофункциональные особенности организма гимнасток, основным содержанием экспериментальной программы были специфические упражнения КС (правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имели качественные и количественные характеристики), направленные на развитие кинестетической способности, устойчивости равновесия, регуляции пространственно-временных и динамических параметров движения, координированности движений, способности к ориентации в пространстве. Специально-тренировочные программы, различные по направленности, определялись спецификой нервно-мышечного воздействия тех или иных упражнений. У гимнасток с наступлением утомления нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения. Специальные упражнения на развитие реагирующей способности, требующей значительного напряжения сенсорных механизмов и устойчивого внимания, применялись в первой половине основной части занятий, когда гимнастка еще не была утомлена. Упражнения на развитие равновесия с целью рационального распределения звеньев тела способствовали перераспределению мышечных усилий и уровню пространственной ориентации. Упражнения на развитие координированности движений, развития способности к ориентации в пространстве выполнялись в начале основной части тренировочного занятия.

При подборе упражнений для развития КС учитывалиcь компоненты нагрузки (табл.1): сложность движений, интенсивность работы, продолжительность отдельного упражнения, количество повторений одного упражнения, продолжительность и характер пауз между упражнениями.

Таблица 1

Примерное распределение времени на общую и специальную координационную подготовку среди других видов подготовки гимнасток, %

Возраст гимнастки, лет

Вид подготовки

координационная

кондиционная

техническая

тактическая

общая

специальная

общая

специальная

10

25

5

25

5

30

10

11

15

5

20

10

35

15

12

10

10

15

10

35

20

13

5

15

10

15

30

25

Сложность движения (задания) была относительно невысокой (40-60% от max уровня) и умеренной (60-70% от max уровня). Интенсивность при развитии КС определяли в зависимости от решения задач специальной подготовки гимнасток.

Продолжительность отдельного упражнения зависела от сложности в координационном отношении движения, до развития утомления: количество повторений одного упражнения при непродолжительной работе (до 5с) было от 6 до 10-12 повторений, при продолжительных заданиях - пропорционально уменьшалось до 2-3 повторений; продолжительность пауз была от 1 мин до 2-3 мин, но по характеру - активный отдых, паузы заполняли мало интенсивной работой, способствующей расслаблению и растяжению мышц.

Гимнастки контрольной группы занимались по общепринятой программе учебно-тренировочных занятий.

В основу программы развития КС у гимнасток 10-13 лет были положены комплексы упражнений на согласование движений различными частями тела; а также упражнения в необычных исходных положениях; на точность воспроизведения движений по параметрам пространства и времени; на быстроту реакции; упражнения с различными предметами (табл.2).

Таблица 2

Программа тренировочных средств развития КС гимнасток 10-13 лет

Упражнения

Кол-во повторений в подходе

Кол-во подходов


I Упражнения на согласование движений различными частями тела
 

1.И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, работа ног "велосипед" (равномерные, поочередные движения ногами)

15с

2

2.И.п. - о.с., правая рука согнута, левая в сторону, левая согнута, правая в сторону, левая вверх, правая вверх, правая вниз, левая и правая в сторону, опустить в и.п. (выполнять медленно, с каждым разом увеличивая скорость выполнения задания, точный переход при смене движения рук)

30с

2

3.И.п. - о.с. 1 - прыжком стойка ноги врозь, руки вперед; 2 - прыжком стойка ноги вместе, руки вниз; 3 - прыжком стойка ноги врозь, руки в стороны; 4 - прыжком стойка ноги вместе, руки вниз

8

4.И.п. - о.с. 1 - правую ногу в сторону на носок, левую руку к плечу, правую руку вверх, голову повернуть налево; 2 - приставить правую, руки вниз; 3 - левую назад на носок, правую руку к плечу, левую вверх; 4 - приставить левую, руки вниз; 5 - скрестный поворот налево на 3600, хлопок за спиной; 6 - прыжок толчком двумя, согнув ноги, руки вверх

4


II Упражнения на оценку длительности движения
 

5.Выполнить два кувырка вперед с увеличением расстояния

5 раз

2

6. Выполнить два кувырка вперед с уменьшением расстояния

5 раз

2


III Упражнения на точность воспроизведения движений
по параметрам пространства и времени
 

7.Прыжок вверх с изменением высоты выпрыгивания

5 раз

2

8.Броски гимнастического мяча с изменением расстояния

5 раз

2


IV Упражнения на быстроту реакции (подвижные игры)
 

9. "Скакалка-подсекалка". Один из игроков берет скакалку за один конец и, выйдя в центр зала, вращает ее горизонтально полу, перехватывая (за спиной) из одной руки в другую; остальные участники стоят по кругу, когда скакалка проходит у них под ногами, прыгают через нее; тот, кого скакалка подсекла, выходит из игры

Играть до тех пор, пока не останется один игрок

 

10. "Поймай палку". Игроки стоят по кругу в 3-4-х шагах от водящего, который придерживает поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью); все игроки имеют порядковые номера, в том числе и водящий, который выкрикивает номер и отбегает назад; вызванный должен схватить палку, не дав ей упасть. Если не сумел, то идет на место водящего, а тот занимает место в кругу; если успел, то водящий остается прежний. Побеждает игрок, который ни разу не был в роли водящего (после 3 мин. игры)

3 мин.

 


V Упражнения с различными предметами
 

11. "Жонглирование" (две булавы). Броски одной рукой поочередно двух булав на высоту 1-2м, не выходя из лежащего обруча - правая и левая рука

10 раз

2

12. "Жонглирование" (два теннисных мяча)

10 раз

2

13. "Упражнение с двумя обручами". При броске обруча правой рукой, три прыжка во второй обруч, вращая его вперед

5 раз

3

14. "Упражнение с обручем и мячом". Правая рука - отбивы мяча, левая рука - вращение обруча вперед (выполнять одновременно)

5 раз

3

Предложенная программа тренировочных средств для развития КС в учебно-тренировочном процессе при систематическом применении данных средств и методических приемов повышает точность выполнения двигательных действий гимнасток.

Выводы.

В контексте ориентации современной художественной гимнастики на особенности, связанные с постоянными изменениями международных правил соревнований, приобретает важность вопроса развития координационных способностей, учитывая возросшие требования к сложности и качеству исполнения упражнений.

Перспективы дальнейших исследований состоят в проверке и определении эффективности разработанной программы по развитию координационных способностей для девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Литература

1. Белокопытова Ж.А. Оценка соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации: Метод. рекомендации / Ж.А.Белокопытова. - К., 1992. - 28с.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А.Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288с.

3. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике / Л.А.Карпенко // Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4. - С.45-49.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П.Матвеев. - М.: Прогресс, 2001. - 324с.

5. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике / Т.В.Нестерова // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: ХI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. - Минск, 2007. - ΄.1. - С.182-185.

6. Художня гiмнастика для дитячо-юнацьких спортивних шкiл, спецiалiзованих шкiл олiмпiйського резерву, шкiл вищоi спортивноi майстерностi / Ж.А.Бiлокопитова, Т.В.Нестерова, А.М.Дерюгiна, В.А.Бесонова. - К.: Республiканський науково-методичний кабiнет, 199. - 115с.

Поступила в редакцию 29.03.2010г.

Белокопытова Жанна Андреевна;
Лаврентьева Виктория Александровна;
Кожевникова Людмила Константиновна;

kozhevnikovalk@mail.ru


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!