ВОЛЕЙБОЛ В СОВЕТСКОЙ МЕГАКУЛЬТУРЕ 30-50-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Ермаков С.С., Зборовец И.В.

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Харьковская государственная академия культуры

Аннотация. Рассмотрен период массового распространения физической культуры и формирования человека-спортсмена. Показана роль и значение волейбола в жизни миллионов людей. Представлены позиции волейбола в оздоровлении общества и повышении его культурного уровня. Приведены факты массового увлечения волейболом. Выделены позиции государства в отношении поддержки массовости волейбола как народной игры. Отмечается высокий авторитет волейбола и его значение в физическом развитии молодых поколений.

Ключевые слова: массовый, волейбол, досуг, культура игры, социальные, функциональные, формирование, человек-спортсмен.

Анотацiя. Ермаков С.С.,Зборовець I.В. Волейбол у радянськiй мегакультурi 30-50-х рокiв ХХ столiття. Анотацiя. Розглянуто перiод масового поширення фiзичноi культури i формування людини-спортсмена. Показано роль i значення волейболу в життi мiльйонiв людей. Представлено позицii волейболу в оздоровленнi суспiльства i пiдвищеннi його культурного рiвня. Наведено факти масового захоплення волейболом. Видiлено позицii держави вiдносно пiдтримки масовостi волейболу як народноi гри. Вiдзначаеться високий авторитет волейболу i його значення у фiзичному розвитку молодих поколiнь.

Ключовi слова: масовий, волейбол, дозвiлля, культура гри, соцiальне, функцiональнi, формування, людина-спортсмен.

Annotation. Yermakov S.S., Zborovets I.V. Volley-ball in the soviet megaculture of 30-50th of ХХcentury. The period of mass distribution of physical culture and forming man-sportsman is considered. A role and value of volley-ball is shown in life of millions people. Positions of volley-ball are presented in making healthy society and increase of his standard of culture. Mentioned facts mass infatuation for volley-ball. Positions of the state in regard to support of mass character of volley-ball are distinguished as a folk game. High authority of volley-ball and his value is marked in physical development of the young generations.

Keywords: mass, volley-ball, leisure, culture is games, social, functional, forming, man-sportsman.

Введение.

В начале ХХI ст. украинская наука о волейболе сделала заметный шаг вперед. Была исследована история отечественного волейбола как неотъемлемая часть развития физической культуры в нашей стране[1]. При этом основное внимание, вполне естественно, уделили харьковскому волейболу. Известно, что Харьковщина - колыбель украинского волейбола, признанный центр спортивного движения, вечный источник, который уже много лет питает соревнования разного уровня, обеспечивая физическое и нравственное здоровье нации, ее высокий авторитет в спортивном мире[2]. В 2005 году общественность отметила юбилей украинского волейбола, - событие, имевшее международный резонанс[3].

Волейбол оказал громадное воздействие на самые широкие слои населения. Стихийно возникло "эхо волейбола", охватившее Москву, Ленинград, столицы союзных республик, областные центры, районные города, поселки и села, комсомольские стройки, советские учреждения, вузы, средние школы и пионерские лагеря. Параллельно большим спортивным соревнованиям развивался массовый волейбол, который стал заметным социокультурным явлением советской жизни 30-50-х годов ХХ века. Он имел своих энтузиастов-организаторов, свою историю и даже своих мастеров-звезд. В нем, как в зеркале, отражены разные стороны этой игры у истоков ее теории и практики.

К сожалению, всенародный волейбол до сих пор не стал объектом научного исследования. Между тем, его масштабность, культура игры и невиданная популярность заслуживают внимания современных ученых.

Новая литература о массовом волейболе. В 30-е годы ХХ века советский волейбол покорил Западную Европу своей массовостью. Даже Германия, великая спортивная страна заимствовала наши подходы в организации массовых соревнований, которые были изданы под названием "Волейбол - народная русская игра"[4], хотя ее изобрели американцы, а с 1900 года она получила международное признание и распространение[5]. Появилась научно-методическая литература о волейболе.

Однако народный волейбол оказался за пределами спортивной журналистики. И это понятно. Его считали полезным, но вторичным явлением, всего лишь тенью большого волейбола, его неизбежным спутником. Поэтому о массовом волейболе до сих пор нет серьезных работ. О любительских соревнованиях школьников, студентов, сотрудников советских учреждений можно найти только скупые сведения в местных малотиражках. Кроме того, есть отзывы об игре команд в мемуарах, дневниках, письмах любителей спорта из интеллигентной среды - инженеров, архитекторов, конструкторов, работников вузов и научно-исследовательских институтов.

Современная литература о волейболе имеет существенные недостатки. К сожалению, дальше фиксации дат проведения соревнований и публикации групповых снимков волейбольных команд авторы не идут, ход игры не анализируют, не публикуют фото наиболее интересных спортивных моментов, возникающих на волейбольной площадке. Досадно, что упускается из виду самое главное: как именно играли любители волейбола 30-50-х годов, каков был их спортивный уровень, тактика коллективных действий, приемы работы с мячом и многое другое. Материк народного волейбола еще предстоит исследовать.

Статья выполнена в соответствии с планом НИР Харьковской государственной академии дизайна и искусств.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель статьи - выявить социокультурные особенности массового волейбола 30-50-х годов ХХ века.

Результаты исследований.

Волейбол как темповая игра вошел в мировую культуру только после того, как человечество решительно освободилось от ХIХ века, прощание с которым затянулось. Кардинальные перемены произошли в 20-е годы, когда мужчины сбрили бороды, а женщины стали носить короткие юбки и заниматься спортом. Среди отличительных примет ХХ столетия, таких как матчи бокса, туристические автобусы, танцевальные площадки, дома из никеля и стекла, джазовая музыка, спортивная одежда и обувь [6]оказался и волейбол. Он был составной частью того взрывного процесса, который полностью изменил ритм и темп жизни мирового сообщества[7].

В СССР волейбол вошел в коммунальный макрокосм, стал элементом социального организма, занял место на атласе коллективного тела и оказался в том же ряду, что и сталинские "высотки", метрополитен, квартиры-коммуналки, ВДНХ, система ГУЛАГа, очереди в магазинах[8]. Спортивная команда волейболистов - это единица советского гиперколлектива. Она была идеальной моделью, внутри которой осуществлялись основные функции тоталитарного государства, опиравшегося на фундаментальную концепцию советского коллектива. Волейбол устраивал сталинистов коллективными действиями игроков, подчиненностью отдельного волейболиста авторитету команды, сужением пространства личностного суверенитета и даже полного слияния человека и массы, которая была террористичной по отношению к личностному началу. Советское государство политизировало волейбол и поставило на службу системе. Волейбол вместе с другими видами спорта должен был демонстрировать превосходство советского строя, который воспитывает нового человека-спортсмена. Значение спортивных побед, рекордов, достижений неизмеримо возрастало в аспекте престижа и авторитета самого крупного после империи Чингиз-хана объединения народов - Советского Союза. Спорт представлял Страну Советов с самой выгодной стороны.

Всесоюзные спартакиады, республиканские, областные и районные соревнования, а затем и олимпиады[9], безусловно, способствовали росту популярности волейбола, который превратился в массовый вид спорта. Уже в 30-е годы ХХ века в орбиту волейбола были втянуты миллионы мужчин и женщин разных профессий, для которых игра с мячом была активным отдыхом, разминкой, публичной демонстрацией своих физических возможностей, что приносило большое моральное удовлетворение. Волейбол стал не просто модой, а стилем жизни физически здоровых людей. Эта коллективная игра с мячом вошла в кинофильмы, стала темой живописных полотен, художественных произведений, фотографий 30-50-х годов.

Какие же функции выполнял массовый волейбол в инфраструктуре советского общества? В отличие от официальных соревнований, "дикий" волейбол - это коммунальный тип социальности, направленный на решение внутренних проблем. От него требовали не удара по престижу буржуазного спорта, а усиления контроля за советским человеком.

Волейбол использовали для заполнения досуга советского народа. Человека нельзя было оставлять одного, позволять ему задумываться над жизнью, размышлять о том, справедлива ли советская действительность? У людей отнимали часы одиночества и предлагали спортивные игры - волейбол, футбол, гандбол, теннис, бокс, классическую (греко-римскую) борьбу, фехтование. Социальную единицу постоянно держали в поле коллектива. Даже обеденный перерыв в советских учреждениях использовали для игры в волейбол. Все проектные организации, мастерские, научно-исследовательские институты имели волейбольные площадки, на которых в свободное время кипела борьба. Встречи команд разных отделов, кафедр, факультетов, вспомогательных служб и участков собирали большое число зрителей. Красота волейбольной игры завораживала болельщиков настолько, что многие из них даже забывали пообедать! Действительно, после долгого сидения за письменным столом, после напряженной работы над чертежной доской, макетом, после строгого режима лаборатории человеку нужны были свежий воздух, движение, его ослабевшие мышцы желали напряжения, физической нагрузки. Волейбол давал людям эмоциональную разрядку в работе с мячом, заряжал энергией.

Харьковский архитектор Н.А. Шишикина (1913-1995) в дневнике 30-х годов писала о том, как увлекались волейболом ее коллеги из мастерской Моссовета № 3, в которой работали над чертежами станций Московского метрополитена. Молодежь играла в обеденный перерыв и после работы. Выступали, как правило, смешанные команды. В первом туре определялись лучшие коллективы, которые затем соревновались в туре сильнейших, а проигравшие присоединялись к зрителям и "болели" за своих сотрудников[10].

Ничто так не сближает людей, как коллективная игра. Встречи на волейбольной площадке завязывали тесные, дружеские отношения и это позволяло усилить контроль за настроением молодежи из интеллектуальных семей. Среди игроков-любителей были и тайные осведомители, которые под видом "друзей" вступали в откровенные разговоры, провоцировали собеседника на антисоветские высказывания. Особенно опасным агентом ОГПУ была женщина-сексот, которая завлекала доверчивых девушек в словесные ловушки. Эти дружеские встречи на почве любви к волейболу нередко заканчивались бедой.

Харьковская студентка биофака В.А. Шишикина (1911-1942), как и многие ее сверстники, играла в волейбол, теннис, принимала участие в лыжных гонках. Но интеллигентная девушка была под надзором активистов. Она писала своему жениху Г.А. Ратьковскому: "Да, институт меня многому научил, заставил меня осторожнее подходить к людям, убедиться в духовной пустоте, бессодержательности многих студентов... Раздули в институте одно мое дело, сделали из мухи слона, были крайне неприятные моменты: протянули не только в стенгазете, но даже собирались напечатать в "Студенте революции". Очень возможно, что, читая, встретишь там мою фамилию. Я, правда, и себя виню, но больше возмущена провокацией одной партийки, поймавшей меня на удочку моей доверчивости и наивности. Это урок мне - быть строже в оценке людей и тверже в своих решениях"[11]. Дворянскую молодежь, любившую спорт, возмущало бесцеремонное копание в душе, посягательство на свободу личности со стороны различных "надсмотрщиков".

Г.А. Ратьковский, сын потомственного дворянина, ответил В.А. Шишикиной: "Относительно вашей публики я всегда говорил, что это большая сволочь. Поэтому на тебя стали косо смотреть..."[12]. Тогда косо смотрели на всех, кто был не пролетарского происхождения. Недоверие и подозрительность по отношению к интеллигенции отравляли моральную атмосферу 30-х годов.

Волейбол использовали в пропагандистских целях. Выступления смешанных команд должны были убедить весь мир в том, что в СССР женщины имеют равные права с мужчинами. Смешанные волейбольные команды приобрели популярность в народе. Подражая большому волейболу, они пользовались успехом в трудовых коллективах, в домах культуры и отдыха, пионерских лагерях.

В СССР, как и в фашистской Германии, проводилась военизация населения. В.А. Шишикина это отмечала даже в частной переписке: "У нас военным дисциплинам придают большое значение. Раньше стрелять учился, кто хотел, а теперь будем все в обязательном порядке... На днях сдала ГТО на "отлично"[13]. В этой обстановке роль волейбола в общефизической подготовке трудоспособных людей возрастает. Развитие массового волейбола поощряли именно потому, что он развивает быстроту реакции, выносливость, прыгучесть, согласованность коллективных действий, - то есть качества, необходимые и в военное время. Сам тип волейбольной игры заставляет работать все группы мышц, обеспечивая равномерное физическое развитие человека.

Это все понимали. Гораздо труднее было реализовать культурно-воспитательную функцию волейбола. В фашистской Германии Гитлер придавал большое значение спорту в деле оздоровления не только немецкой нации, но и всего человечества. В речи на открытии Олимпийских игр 1936 года в Берлине он заявил: "Мы гордимся тем, что история дала нам шанс спасти человечество" (Украинское телевидение, 1-й национальный канал, документальный фильм, показанный 27 июня 2006 года). Речь шла о том, чтобы вернуть в развитие вида принцип естественного отбора самых здоровых и физически полноценных особей, обрекая слабых на гибель. Выполняя эту программу, фашисты уничтожали пациентов психбольниц не только в Германии, но и на оккупированных территориях. С этой же целью в лагерях смерти отправляли в газовые камеры славян, цыган, признанных неполноценными народами.

Сталинская система никогда публично не провозглашала подобных каннибальских лозунгов. И все же в СССР культурно-воспитательные возможности спорта явно недооценивали, что сказалось и в области массового волейбола. Всенародную любовь к этой игре не воспринимали всерьез, считая ее только формой активного отдыха или развлечения. Поощряя волейбол на заводах, фабриках, великих стройках века, в учреждениях, парках культуры и отдыха, санаториях, пионерлагерях, коммунисты не включали его в программу борьбы за создание здорового образа жизни. Поэтому в народном волейболе принимали участие и заядлые курильщики, и выпивохи, и сквернословы, чья ненормативная лексика звучала на волейбольных площадках, и драчуны, которые после проигрыша сводили счеты со своими противниками. Словом, народ любил волейбол, но никак не связывал эту спортивную игру с отказом от вредных привычек, в особенности от курения, алкоголя и матерщины. Культурный уровень массового волейбола удавалось поддерживать в основном за счет лучшей части интеллигенции, принимавшей в нем участие.

Каковы особенности народного волейбола? В то время спорт развивался только как любительский. Советского человека сделали похожим на многорукого Шиву. Он был и ударником производства, и активистом-общественником, и отличником военной подготовки, и спортсменом-любителем. Тогда различия в спортивном уровне между большим волейболом и, собственно, любительским не было так заметно, как сейчас. Везде встречались спортсмены, которые играли мастерски. В советских учреждениях команды формировались стихийно. Люди свободно переходили из одного состава в другой. Об экипировке игроков никто не заботился, и все же в некоторых коллективах команды имели спортивную форму. Физическое и в целом функциональное состояние игроков-любителей было разное. Далеко не все обладали хорошей прыгучестью, умением играть над сеткой, которую обычно натягивали немного ниже нормы, чтобы облегчить перевод мяча на сторону противника для низкорослых игроков. Не всегда управляли игрой и судьи-добровольцы. Нередко игроки сами контролировали весь ход игры, коллективно принимая судейские решения. Приспособление волейбола к физическим возможностям любителей было неизбежным. Однако основные правила соблюдались, и сама игра выглядела захватывающей.

У раннего волейбола была своя культура игры, не совсем похожая на современную. Встречи команд проходили в более медленном темпе. Комбинационные движения возле сетки не были столь сложными и головокружительными, как это мы видим сегодня. Но и в игре любителей на площадке возникали порой непростые спортивные проблемы. Например, многих игроков ставила в тупик убийственная манера подачи мяча. Обычный ввод его в игру ударом снизу ладонью или предплечьем даже в те годы считали слишком простым и незамысловатым. Этот способ подачи утвердился главным образом в женских командах.

Мужчины играли иначе. В Украине коронной подачей считали "катапульту". Наиболее эффективно такой вид подачи применял Ю. Поярков[14], за что получил прозвище "человек-катапульта" на чемпионате Мира в 1960 г. в Бразилии. Игрок становился боком к площадке, подбрасывал мяч перед собой, а затем наносил мощный удар, словно накрывая "снаряд" ладонью. Мяч пролетал почти над краем сетки, появлялся на поле противника внезапно, и это озадачивало игроков. Как принимать мяч, летящий с большой скоростью? Пальцами это сделать было практически невозможно из-за реальной угрозы травмы. Принимать такую подачу иным способом тоже становилось проблематично. Сила удара была такова, что мяч отскакивал от принимающего игрока за пределы площадки, а противнику зачитывали очко. Известны случаи, когда подача "катапультой" валила игрока с ног. Травмы тоже случались нередко. В народной среде высоко ценили мастеров "катапульты". При этом в смешанных командах целили откровенно в женщину и, конечно, выводили ее из строя, зарабатывая очки. В то время мяч, летящий с огромной скоростью, мужчины отражали двумя кулаками. При этом мяч либо возвращался на поле противника, либо у самой сетки его доставали и разыгрывали, завершая комбинацию тушй.

Любители волейбола довоенных и первых послевоенных лет владели достаточным набором ложных замахов и обманных движений, чтобы заставить противника ошибаться, запутывать его своими перемещениями и комбинациями, и точным ударом послать мяч в пустой квадрат на поле соперника. И в народном волейболе исход игры решало сочетание коллективных действий с индивидуальным мастерством отдельных асов, которые брали на себя инициативу и добивались победы.

Советский волейбол, соединяя политику и спорт, высоко поднимал значение коллектива как синтеза личности и массы. Развитие волейбола в СССР, безусловно, укрепляло культ коллектива. Спортивная команда и отдельный игрок никогда не были равновеликими в культуре тоталитарного государства. В коммунистической системе правым всегда считали коллектив, а террор был направлен против личности любого яркого, мыслящего спортсмена. А над коллективом, народом стояли советские вожди, которые не играли в футбол, волейбол, не занимались боксом, фехтованием, и были далеки от спорта как люди особой касты непогрешимых, поднятых над бытом. Невозможно представить себе Сталина, Берию, Молотова или Маленкова, которые разыгрывают мяч у сетки, подбадривая друг друга. А такому лилипуту, как Ежов, на волейбольной площадке вообще делать было нечего!

Установка советского государства на полную подчиненность личности коллективу содержала в себе опасную тенденцию, которую пророчески угадал Е. Замятин в романе "Мы" - превращение миллионов людей в послушных марионеток: "Мерными шагами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера - сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный номер каждого и каждой"[15]. В реальности так и было: шли номера заключенных в трудовых лагерях, номера спортсменов на параде по случаю открытия соревнований...

Массовый спорт был архипелагом свободы в годы сталинизма. Волейболисты-любители не носили номеров, над ними не довлел приоритет случайной, чаще всего импровизированной команды. Это были подлинно демократические спортивные группы людей, которые в течение двух часов с удовольствием играли в волейбол. Они были равные и по-человечески очень разные, но их объединяло ощущение свободы. Не случайно занятия спортом были запрещены в исправительных трудовых лагерях ОГПУ-НКВД.

Окончилась война. В процессе возрождения жизни были восстановлены и волейбольные площадки. Любимая народом игра возобновилась, хотя и в гораздо меньших масштабах. От старшего поколения страсть к волейболу передалась школьникам и студентам. Теперь центрами массового увлечения волейболом стали пионерские лагеря. Здесь встречи волейбольных команд воспринимали как праздник. Школьный и студенческий волейбол 50-х годов - последняя вспышка этой игры во всенародном масштабе.

После 1953-го года начинается кризис и распад сталинской мегакультуры. Изменились место и функции волейбола в советской системе. Массовый волейбол начал угасать. Интересы миллионов людей переключились в сторону других видов спорта (футбол, гандбол, баскетбол). Наметился процесс перехода любительского волейбола в профессиональный. Так завершилась эпоха массовых волейбольных площадок, неповторимых встреч любительских команд. Волейбол стал социокультурной приметой жизни 30-50-х годов и ностальгией довоенного и послевоенного поколений.

Выводы.

Волейбол как новая коллективная игра вошел в жизнь советских людей в период массового распространения физической культуры и формирования человека-спортсмена. Соревнования волейбольных команд вышли далеко за пределы большого спорта. Волейбол стал любимой народной игрой, в которой нашел выход энтузиазм и общий подъем жизни миллионов людей. Стихийно он способствовал оздоровлению общества и повышению его культурного уровня. В спорте стремились реализовать себя люди разных профессий. Волейбол объединил город и село, рабочих и служащих, мужчин и женщин, родителей и детей, стал неотъемлемой частью физического воспитания.

В первое послевоенное десятилетие массовое увлечение волейболом еще сохраняется по инерции как воспоминание о 30-х годах. Но постепенно интерес народа к этой игре падает. На первый план выходят бокс, вольная борьба, самбо, теннис, штанга, затем начинается увлечение восточными видами единоборств, фигурным катанием, вело- и мотогонками, парусным спортом. Волейбол уходит из народной среды, сосредотачиваясь в секциях, клубах, обществах. Одновременно снижается уровень физической подготовки населения, и проблема создания спортивной нации переходит из поколения в поколение.

Разумеется, спортивный подъем 30-х годов исторически неповторим, и сегодня вернуть волейболу значение всенародной игры невозможно: его место в спортивной жизни Украины скромное. В волейбол играют главным образом профессионалы. Но в области физического развития молодых поколений он сохраняет свой высокий авторитет. Не вызывает сомнения и вклад советского народа в развитие и обогащение этой игры.

В дальнейшем предполагается исследовать культуру современного волейбола.

Литература:

1. Олейник, Н.А. История физической культуры и спорта на Харьковщине: люди, годы, факты. 1874-1950 гг. / Н.А. Олейник, Ю.И. Грот. - Х.: ХДАФК, 2002. - Т. 1. - 376 с.

2. Ермаков, С.С. Волейбол Харькова: 1925-2000 гг., факты и комментарии / С.С. Ермаков. - Х.: ХГАДИ, 2004. - 372 с.

3. 80 рокiв волейболу Украiни: лiтопис-хронологiя 1925-2005 рр. / за головн. ред. Ермакова С.С. - К.: ФВУ, 2005. - 96 с.

4. Волейбол в СССР и России / А.А. Беляев, Ю.Д. Железняк, Н.В. Карпац и др. // Волейбол: учебник для вузов ФК. - М., 2002. - С. 21-27.

5. Шулiкiн, Д. Украiнському волейболу - 80 / Д. Шулiкiн // Фiзичне виховання в школi. - 2005. - № 3. - С. 51.

6. Эренбург, И. Люди, годы, жизнь / И. Эренбург. - М.: Сов. писатель, 1963. - С. 39.

7. Лотман, Ю. Культура и взрыв / Ю. Лотман. - М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

8. Рыклин, М. Террарологики / М. Рыклин. - Тарту - М.: Эйдос, 1992. - С. 78.

9. Оливова, В. Люди и игры: у истоков современного спорта / Пер. с чешск. Т.М. Тесаржовой. - М.: Физкульт. и спорт, 1985. - 240 с.

10. Шишикина, Н.А. Дневник 1936 года: Москва, рукопись. Хранится у И.Г. Коваль (Харьков).

11. Шишикина, В.А. Письмо Г.А. Ратьковскому от 24 октября 1931 г. (Из архива И.Г. Коваль (Харьков)).

12. Ратьковский, Г.А. Письмо В.А. Шишикиной от 4 апреля 1931 г.

13. Шишикина, В.А. Письмо Г.А. Ратьковскому от 2 января 1936 г.

14. Человек-катапульта. / Под редакцией Ю. Грота. - Харьков, 2007. - 96 с.

15. Замятин, Е. Мы: роман / Евгений Замятин // Избр. произв. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 18.

Поступила в редакцию 25.03.2010г.

Ермаков Сергей Сидорович, д.п.н., проф.
Зборовец Ипполит Васильевич, д.искусств., проф.

sportart@gmail.com

 


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!