К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТУ Кашуба В. А., Должикова О.А. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Введение. В последнее время прослеживается высокий интерес по всему миру к использованию шахмат в образовании. Многие учебные заведения в различных странах мира: США, Франция, Аргентина, Россия и др. вводят учебную дисциплину "Шахматы" в программу обучения как факультативный, а иногда и как базовый предмет обучения. Подоплекой всех мероприятий, связанных с развитием и внедрением шахмат, как образовательного компонента, является мнение, что навыки, приобретенные во время игры в шахматы, могут быть перенесены на другие сферы деятельности [5]. Столетиями не подвергалось сомнению распространенное мнение, что изучение латыни или геометрии тренирует мозг человека и подготавливает его для изучения других предметов [5]. В тоже время E.L. Thorndike , [19] в своей работе "Теория идентичных элементов" утверждает, что перенос навыков из одной сферы деятельности в другую происходит только в той степени, с какой существует наличие сходных элементов обоих навыков. По мнению автора, геометрия окажется полезной при изучении высшей математики, поскольку некоторые геометрические понятия используются в вычислительных операциях, однако не помогут при изучении истории. В целом, эмпирические данные подтверждают предположение о том, что перенос навыков ограничивается степенью схожести когнитивных элементов [4, 5, 11, 19]. Как отмечает ряд ученых, наилучший способ тренировки переносимых способностей - это развитие у студентов общих навыков, таких как эффективные стратегии обучения, методы конструктивного решения проблем и построение логических умозаключений [11]. Научная литература содержит большое количество экспериментальных данных, относительно влияния занятий шахматами как на отдельные когнитивные способности занимающихся, так и на уровень развития интеллекта в целом. В этой связи хотелось бы отметить работу J. Doll, & U. Mayr , [7] в которой авторы, сравнивая группу мастеров международного класса по шахматам с контрольной группой, состоящей из людей, не занимающихся шахматами (для сравнения использовался тест "Берлинская структурная модель умственных способностей" [7]), обнаружили, что мастера международного класса показали значительно более высокий IQ и превзошли контрольную группу в заданиях на логическое мышление, скорость и объем обработки комплексной информации. В тоже время , авторами, не было выявлено статистически достоверных различий между группами при выполнении заданий на пространственное воображение. В процессе проведения эксперимента, R. Lynn, & M. Frydman , [10] определяли уровень развития умственных способностей бельгийских шахматистов (возраст в среднем 11 лет), используя "Шкалу умственных способностей Векслера" для детей ( WCIS ). У шахматистов результаты оказались намного выше среднестатистических по всем изучаемым параметрам (общий IQ, вербальная шкала, невербальная шкала, также показатели невербальной шкалы выше вербальной). Ученые отмечают, что существует положительная корреляция между спортивным разрядом шахматиста и уровнем IQ. D. Hogan, & D. Morgan , [12] в своих исследованиях использовали тесты "Прогрессивные матрицы Равена" (батарея тестов на наглядно-образное мышление по аналогии) и "Задачи Пиаже" (задания на оценивание способности ребенка к использованию комбинаторной логики в формальных операциях). Результаты испытуемых шахматистов также оказались выше среднестатистических для детей данного возраста (средний возраст - 11 лет). Больший интерес представляет группа исследований, в которых предмет "Шахматы" использовался не для спортивного совершенствования, а в общеобразовательных целях, и шахматный инструктаж для экспериментальной группы целенаправленно проводился для развития когнитивных способностей учащихся (табл. 1). По данным проведенного исследования J . Christiaen, [6] значительный статистически значимый положительный эффект наблюдался у школьников при сравнении показателей школьной успеваемости, как после пяти месяцев тренировок, так и по окончанию педагогического эксперимента. Таблица 1 Сравнительная характеристика исследований по использованию шахмат в педагогическом процессе
Исследование, проведенное A. Frank , [10] подтвердило рабочие гипотезы о том, что эффективность занятий шахматами зависит от когнитивных способностей индивида, включая пространственное воображение, восприятие, логическое мышление, креативность и общие умственные способности; и что занятия шахматами, в свою очередь, влияют на развитие данных способностей. R . Ferguson, [17,18], проводивший серию педагогических исследований с 1979 по 1988, сделал выводы о возможности формирования критического и креативного мышления, а также развития памяти и вербального мышления у школьников в процессе занятий шахматами. Одно из самых массовых исследований, связанное с использованием шахмат в образовании, является проект "Учимся думать", проведенный в Венесуэле в 1979-1983 гг. Проект включал в себя подготовку 100000 учителей, которые в последствии проводили занятия по шахматам с учащимися младших классов на протяжении учебного года. За время существования проекта, исследовались 4266 детей. По окончанию педагогического эксперимента большинство испытуемых обоих полов показали значительных прирост показателя IQ по шкале " Wechler " уже после 4,5 месяцев занятий. В процессе эксперимента также были получены интересные данные относительно переноса приобретенных навыков на другие учебные предметы. Интересно мнение по данным эксперимента B.F. Skinner: "Несомненно, данный проект будет считаться одним из величайших социальных экспериментов века". Опираясь на полученные позитивные данные, с 1988 года шахматы, как предмет, включаются в обязательную программу общеобразовательных школ Венесуэлы [16]. S. Margulies, [15] на основании полученных экспериментальных данных утверждает, что наблюдается положительный перенос навыков, приобретенных во время занятий шахматами и на способности к восприятию прочитанного материала . J. M. Liptrap , [13] на основании проведенного педагогического эксперимента указывает на значительное улучшение академической успеваемости школьников которые обучались игре в шахматы. Благодаря интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс, на современном этапе открываются новые возможности использования компьютерных обучающих шахматных программ в рамках академических занятий. Необходимо отметить программу " Think like a King ", являющейся официальной сетевой программой федерации шахмат США, которая используется для обучения детей игре в шахматы в школе [1]. Интересен опыт ученых России в области исследования когнитивных способностей младших школьников и обучения их игре в шахматы с использованием программы "Электронные шахматы". Данные экспериментов свидетельствуют о том, что развитие внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения, особо необходимых как при игре в шахматы так и в образовательном процессе в начальной школе, повышается более эффективно при обучении игре в шахматы с использованием компьютерных технологий [2]. Исходя из анализа научной литературы, можно сделать вывод, что шахматы заслуженно пользуются популярностью в образовательной сфере и считаются мощным инструментом для развития когнитивных способностей занимающихся. В то же время, в специальной литературе отсутствуют данные об использовании шахмат в педагогических целях для развития умственных способностей студентов ВУЗов физического воспитания и спорта. Необходимо отметить, что возможность проводить обучение игре в шахматы в интерактивном режиме появилась сравнительно недавно, поэтому вопрос о влиянии компьютерных шахмат на развитие когнитивных способностей студентов исследован недостаточно. Проблематика работы соответствует плану научно-исследовательской работы кафедры кинезиологии Национального университета физического воспитания и спорта Украины и "Сводному плану научно-исследовательской работы в сфере физического воспитания и спорта на 2006-2010 г.г. Государственного комитета Украины по вопросам физической культуры и спорта" по теме 1.2.7.3 п "Усовершенствование организационно-методических основ технологических инноваций в системе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту". Цель, задачи работы, материал и методы . Цель работы: совершенствование когнитивных способностей студентов физкультурного ВУЗа на основе использования интерактивных мультимедийных технологий. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ данных научно-методической литературы и опыта передовой педагогической практики, психологические методы исследования, интерактивное педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования. В рамках исследования когнитивных способностей студентов физкультурного ВУЗа, нами использовались 2 подхода - диагностика уровня развития интеллектуальных способностей (IQ) студентов по традиционной методике Айзенка (тест IQ, 1-й и 3-й варианты, тестирование проводилось в режиме on-line , используя платформу Интернет-сайта психологического тестирования bitnet. ru .); и экспресс-диагностика уровня развития отдельных когнитивных способностей на основе разработанного диагностического блока, который входит в состав учебно-развивающего комплекса " Brainteaser " (рис. 1). Диагностический блок " Brainteaser " выполнен в Visual Basic 8.0 и направлен на оценку уровня развития таких когнитивных способностей, как логическое мышление, пространственное воображение и кратковременная зрительная память. Тестирование полностью автоматизировано и проводится в 3 этапа, по 10 заданий каждый. Время выполнения каждого задания - 30 с.. Программа оценивает результат по 10 балльной шкале для каждого параметра. По окончанию тестирования каждый испытуемый получает отчет по трем параметрам отдельно, и также персональные рекомендации и программу совершенствования.
Рис. 1. Структура учебно-развивающего комплекса " BRAINTEASER" В проведении предварительного тестирования приняло участие 74 студента 3-4 курсов НУФВСУ дневной формы обучения различных спортивных специализаций, которые составили контрольную ( n =36) и экспериментальную ( n =38) группы. Достоверного различия между контрольной и экспериментальной группами в начале формирующего эксперимента не наблюдалось (р >0,05). Формирующий эксперимент проводился в рамках учебной дисциплины "Информатика и информационные технологи в физическом воспитании и спорте" в период с января по май 2009 года. Студенты контрольной группы занимались в соответствии с учебным планом по программе данного предмета. В экспериментальной группе (n=38) занятия проводились по такой же точно программе, в то же время в занятие включалась "логическая разминка", которая проводилась первые 15 минут занятия. "Логическая разминка" была направлена на развитие когнитивных способностей студентов с использованием интерактивных логических заданий различного уровня и направленности, входящих в состав учебно-развивающего комплекса " Brainteaser ". Каждому студенту рекомендовались задания индивидуально, в зависимости от результатов предварительного тестирования. В учебно-развивающего комплекс включены разнообразные головоломки, мнемонические, эвристические задания, тренировка устойчивости внимания, задания на оперативное мышление, пространственное воображение и др. [2, 8, 9]. Упражнения построены на основе использования интеллектуальных игр, на примере шахмат. В отличие от многочисленных экспериментов, проведенных с использованием шахмат в педагогических целях, в основе комплекса "Bra i nteaser" не лежит начальный инструктаж по шахматам, стимульный интерактивный материал для развития когнитивных способностей подобран с учетом базовых навыков студентов. Проведение подобного эксперимента стало возможным благодаря введению предмета "шахматы " в составе учебной дисциплины "спортивные игры" в учебную программу для всех спортивных специализаций на 1 курсе НУФВСУ. Повторная диагностика когнитивных способностей после проведения формирующего эксперимента выявила прирост уровня развития общих интеллектуальных способностей (IQ) на 2,73 %, логического мышления на 8,11 % и пространственного мышления на 15,79 % в контрольной группе, и всех четырех показателей в экспериментальной группе - общих интеллектуальных способностей (IQ) на 5,23 %, логического мышления на 26,11 %, кратковременной зрительной памяти на 15,58 % и пространственного мышления на 30,9 %. (рис. 2). Рис. 2. Относительное изменение исследуемых параметров в % соотношении Выводы. Обучение игре в шахматы пользуется большой популярностью во многих учебных заведениях по всему миру. Многие специалисты в области образования поднимают вопрос об эффективном стимулирующем влиянии шахматных занятий на развитие умственных способностей учащихся. Анализ научно-исследовательской литературы указывает на то, что регулярные занятия шахматами развивают когнитивные способности: пространственное воображение, восприятие, логическое мышление, креативность и др., а также способствуют повышению уровня интеллекта в целом. Исследователи указывают на целесообразность интеграции предмета "Шахматы" в учебные программы школ и ВУЗов, как вспомогательного средства для развития когнитивных способностей учащихся. На современном этапе, благодаря стремительному развитию интерактивных технологий, появилась возможность использовать компьютерные шахматные программы для проведения занятий, что открывает дополнительные возможности для повышения эффективности педагогического процесса. Разработанная структура учебно-развивающего комплекса " BRAINTEASER " включает в себя диагностический блок и ряд программ, направленных на совершенствование когнитивных способностей студентов физкультурного профиля. Данные педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование учебно-развивающего комплекса " BRAINTEASER " в учебном процессе НУФВСУ оказывает положительное влияние на развитие логического мышления, пространственного воображения и оперативной памяти студентов. Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем использования интерактивных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту. Литература: 1. Официальный сайт федерации шахмат США (USCF). Презентация сетевой обучающей шахматной программы для школ "Think like a king". Интернет-ресурс: http://ma in.uschess.org/content/view/8161/319/. 2. Полоудин В.А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Полоудин Виталий Александрович; РГУФК. - М. - 2007. - 192 с. 3. Разуваев Ю. Шахматная школа для начинающих [Электронный ресурс]: обучающее пособие для начинающих / Разуваев Ю. - М.: издатель "Новый Диск", разработчик "Информ-системы", 2001. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; системные требования: Windows 95/98/ME/2000/XP; Pentium 75 МГц; 32 Мб оперативной памяти; разрешение экрана 640x480 с глубиной цвета 8 бит; 4 Мб свободного места на жестком диске; 4х CD-ROM / DVD-ROM; клавиатура; мышь. 4. Anderson, J.R. (1990). Cognitive psychology and its implications (3rd ed.). New York: Freeman. 5. Campitelli, G. (2009). Intelligence as a specialised skill. Proceedings of the XVI Annual Research Meeting, Vol. 2 (pp 356-358). Faculty of Psychology, University of Buenos Aires. 6. Christiaen, J., & Verhofstadt-Deneve, L. (1981). Schaken en cognitieve ontwikkeling [Chess and cognitive development ]. Nederlands Tijdschrift voor de Psychologie, 36, 561-582. 7. Doll, J., & Mayr, U. (1987). Intelligenz und Schachleistung - eine Untersuchung an Schachexperten [Intelligence and performance in chess - A study of chess experts]. Psychologische Beitrage, 29, 270-289. 8. Don Laabs. Аладдин. Волшебные шахматы [Электронный ресурс]: обучающее пособие, версия 1.07.1 / Don Laabs. - издатель "Fluent entertainment", 2004. - 2 электрон. опт. диска (CD-ROM). 9. Don Laabs. Majestic chess [Электронный ресурс]: обучающее пособие, версия 1.1 / Don Laabs. - издатель "Fluent entertainment", 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 10. Frank, A., & D’Hondt, W. (1979). Aptitudes et apprentissage du jeu d’echecs au Zaire [Aptitudes and learning of the game of chess in Zaire]. Psychopathologie Africaine, 15, 81-98. 11. Frydman, M. & Lynn, R. (1992). The general intelligence and spatial abilities of gifted young Belgian chess players. British Journal of Psychology, 83, 233-235. 12. Grotzer, T.A., & Perkins, D.N. (2000). Teaching intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of Intelligence (pp. 492-515). Cambridge: Cambridge University Press. 13. Horgan, D.D., & Morgan, D. (1990). Chess expertise in children. Applied Cognitive Psychology, 4, 109-128. 14. Liptrap, J.M. (1998). Chess and standard test scores. Chess Life, March, 41-43. 15. Margulies, S. (1991). The effect of chess on reading scores: District Nine chess program; Second year report. New York, NY: The American Chess Foundation. 16. Rafael Tudela, "Learning to Think Project", Commission for Chess in Schools, 1984, Annex pp. 1-2. 17. Robert Ferguson, "Chess in Education Research Summary", paper presented at the Chess in Education A Wise Move Conference at the Borough of Manhattan Community College, January 12-13,1995. 18. Robert Ferguson, "Developing Critical and Creative Thinking through Chess", report on ESEA Title IV-C project presented at the annual conference of the Pennsylvania Association for Gifted Education, Pittsburgh, Pennsylvania, April 11-12, 1986. 19. Thorndike, E.L., & Woodworth, R.S. (1901). The influence of improvement in one mental function upon the efficiency of other functions. Psychological Review, 9, 374-382. 25/1/05 28 out of 28. Поступила в редакцию 24.10.2009 г. Кашуба Виталий Александрович Должикова Ольга olgachess@yandex.ru |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |