ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА

Касьяненко О.Г.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. Осуществлен исторический анализ Олимпийских игр при рассмотрении условий развития древнегреческой цивилизации в эллинистический период. Представлена периодизация развития греческой цивилизации, в которой изучены существенные изменения в мировоззрении эллинов под воздействием правления А. Македонского, а именно: профессионализация спорта и постепенное угасание идеалов, составляющих основу олимпизма, а также последовавшее позднее христианство, которое приводит к упадку Олимпийских игр.

Ключевые слова: Олимпийские игры, эллинистический период, профессионализация спорта, христианство.

Анотацiя. Касьяненко О.Г. Олiмпiйськi iгри як вiдображення умов розвитку давньогрецькоi цивiлiзацii в перiод елiнiзму. Виконано iсторичний аналiз Олiмпiйських iгор при розглядi умов розвитку давньогрецькоi цивiлiзацii в еллiнiстичний перiод. Представлена перiодизацiя розвитку грецькоi цивiлiзацii, в якiй вивченi суттевi змiни в свiтоглядi еллiнiв пiд впливом правлiння А. Македонського, а саме: професiоналiзацiя спорту i поступове згасання iдеалiв, що становлять основу олiмпiзму, а також християнство, що настало пiзнiше, що приводить до занепаду Олiмпiйських iгор.

Ключовi слова: Олiмпiйськi iгри, еллiнiстичний перiод, професiоналiзацiя спорту, християнство.

Annotation. Kasianenko O.G. The Olympic Games as reflection conditions of development Ancient Greek civilization in Hellenism period. The author has realized the historical analysis of the Olympic Games at consideration the conditions of Ancient Greek civilization development in Hellenism period. Had presented the division into the periodization of Greek civilization development in which had learned a major changes in the world-view of Hellenes under the A. Macedonian influence, notably: professionalization of sport and gradual fading of ideals, making basis of olympism, and also Christianity following late which results in the decline of the Olympic Games.

Keywords: Olympic games, Hellenism period, professionalization of sport, Christianity.

Введение.

Олимпийские игры - общегреческие игры, проводившиеся в честь Зевса Олимпийского один раз в четыре года в Олимпии [11]. Зародившись в VIII в. до н.э., Олимпийские игры регулярно проводились более тысячи лет, являясь одной из важнейших частей эллинской цивилизации [9].

Рассмотренная различная периодизация греческой цивилизации [1; 12 ; 14; 16] свидетельствует о неоднозначности суждений по этому вопросу. В соответствии с ходом формирования системы физической культуры [7], даты возникновения Олимпийских игр [11] и изучения списка олимпийских чемпионов нами развитие греческой цивилизации в античности рассматривалось в следующих периодах:

  1. Архаический период развития истории Древней Греции (со II тысячелетия до н.э. до V в. до н.э.).

  2. Период классической Греции ( V-IV вв. до н.э.).

  3. Эллинистический период греческой истории (30-е гг. IV в. до н.э. - 80-е гг. III в. до н.э.).

  4. Римский период в истории античности (с сер. II в. - I в. до н.э. до VI ст. н.э.)

Началом эллинистического этапа считаются восточные походы А. Македонского или период македонского господства [4; 1]. Эллинистический период в истории Древней Греции характеризовался созданием новых социальных структур и государственных образований - эллинистических обществ и государств. Олимпийские игры становятся международными, в них все больше принимают участие профессиональные атлеты и концу эллинистического периода, под воздействием появления христианства, игры постепенно приходят в упадок.

Проблема становления и развития Олимпийских игр Древней Греции интересовала многих ученых и специалистов, среди которых следует отметить работы: Шанина Ю.В., 1980; Куна Л., 1982; Боннара А., 1992; Попеску И.К., 1997; Рассела Бертрана, 1999 и др.

Из архивных данных [10] следует, что Олимпийские игры не рассматривались в соответствии с развитием культуры древнегреческой цивилизации, акцентируя большее внимание на мифологическую сторону их возникновения и развития. Либо были освещены наиболее яркие этапы развития Олимпийских игр: классический (наибольший расцвет Олимпийских игр) и римский (упадок соревнований) периоды.

В более поздних работах [5, 12] затрагиваются вопросы культурного развития Древней Греции, включая Олимпийские игры, с философской стороны, а также учитывая воздействие великих воспитателей и воспитательных систем.

Наиболее информативными источниками можно считать работы Платонова В.Н., Куна Л., Попеску И.К. в которых развитие и упадок Олимпийских игр рассматривается во взаимосвязи с системой физической культуры и спорта. Но при этом незначительно освещается момент политического воздействия македонского царствования на временный подъем Олимпийских игр эллинистического периода.

Исследования проведены в соответствии со Сводным планом научно-исследовательской работы Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 годы по теме 1.1. "История развития, формирование и современное состояние спорта и физической культуры. Система олимпийского образования".

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - исторический анализ Олимпийских игр в условиях развития древнегреческой цивилизации в эллинистический период.

Результаты исследований.

Короткая карьера Александра Македонского преобразила греческий мир. Персидская империя, наибольшая из всех, которые знал античный мир, была уничтожена в результате трех военных сражений [12]. При этом во время войны с персами А. Македонский активно использовал представителей греческих государств, стимулируя греков отомстить за поругание эллинских святынь, разрушенных персами во время их вторжения в Грецию в 480 г. до н.э. [10].

В 338 г. до н.э. - одном из самых трагических годов в истории Древней Греции [15] Филиппом Македонским, отцом Александра Македонского, в битве при Херонее была завоевана Греция. Александр Великий в этой битве командовал левым крылом македонской армии [10]. После этого поражения Эллада, фактически уже не смогла возродиться и обрести былую независимость. Македонское государство стало главенствовать в эллинистическом мире. Афины и Спарта из центра греческих союзов превратились во второстепенные города [ 8 ]. Вместо них поднялись Пергам и Александрия [11]. Следует отметить, что А. Македонский пощадил город Афины от разгрома для предотвращения восстания против македонян в его отсутствие [10].

В это время работа в сфере естественных наук и математики, является наилучшей когда-либо выполненных греками. В философии были основаны эпикурейская и стоическая школы; скептицизм. Именно под воздействием растущего религиозного скептицизма греки уже не относились к богам-олимпийцам с предыдущим страхом и почитанием. Это привело к постепенной потере экехерии [17].

Хотя система гимнастических упражнений сохранила свои классические формы, изменились ее цели: эта система утратила характер подготовки к обрядам инициации. Пятиборье, требующее разносторонней физической нагрузки, было вытеснено менее трудоемкими физическими упражнениями, развлекательными играми и танцами [7].

Греческое гимнастическое воспитание ограничивалось слабой военной подготовкой, необходимой для несения караульной службы. Греция больше не воспитывала молодежь в военном духе. В таких условиях более "легкой жизни" тренировка тела использовалась молодыми людьми в свободное время для отвлечения от предания распутству.

Характеристика греческих концепций о гармоническом развитии терпит крах. Основной элемент физической культуры - агонистика отличалась большей зрелищностью [7]. Единые взгляды на воспитание развивались по двум основным направлениям: с одной стороны - умственное воспитание, а с другой - упадок гимнастики и переход к профессиональному атлетизму [11]. Эти изменения привели к инновациям в программе Олимпийских игр: в 396г. до н.э . , на 96 играх, были введены соревнования между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта и эстетического наслаждения.

Несмотря на активную профессионализацию спорта, отношение к спортсменам-профессионалам было отрицательным. По словам Галена "Атлеты вели свинский образ жизни, с тем только различием что свиньи не прикладывали усилий, превышающих их возможности" [18].

После поражения при Херонее священные игры фактически носили характер соревнования между ослабленными распрями и войнами в греческих государствах за призрачное господство над Пелопоннесом [17].

В 324 г. до н.э. Александр провозгласил в Олимпии мир между всеми греческими народностями и государствами и одновременно объявил общую амнистию для всех эллинов, изгнанных за пределы родины по мотивам политического характера. Так переплелись агонистика и политика [17].

Александром, на всех проникнутых землях, были основаны греческие города, в которых он пытался воспроизводить греческие институты с некоторым добавлением самоуправления [12]. Эллинистические общества и государства представляли собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политических учреждений и культуры [4]. После походов А.Македонского на востоке возникают обширные монархии, управляемые царями, такими династиями, как династия Птолемеев в Египте и Селевкидов в Азии [3].

Вместе с расширением завоеванных территорий, Александр принял и стал проводить политику поощрения дружеского слияния греков и варваров. Результатом было взаимное влияние культуры греков и варваров.

Греческая цивилизация, охватив более широкую область, стала в меньшей степени чисто греческой. Происходит реорганизация полисов. Идея о человеке независимо от его принадлежности к тому или иному племени, народу и государству (космополитическая идея о том, что родиной человека является весь мир) - относится к периоду эллинизма [6]. Распад традиционных узколокальных связей компенсировался созданием иерархических структур, вершиной которых была царская власть. Царь должен был выступать как бы гарантом благополучия своей страны, законности, справедливости. Однако реальная деятельность эллинистических монархов, их жестокость и аморальность вступали в такое противоречие с этими нормами, что их почитание вряд ли могло создать основу для духовного сплочения гражданского коллектива. [20]

Новые города не обладали теми же традициями, что и старые города. Граждане этих городов были не однородного происхождения, но являлись выходцами из всех частей Греции. Ни один основанный Александром город не представлял собой сильной политической единицы.

На Олимпийских играх наблюдается следующая "политическая" закономерность. Чем больше победителей-атлетов имело какое-либо государство на соревнованиях, тем больше шансов имело оно на признание своего превосходства и на руководящую роль во всей Греции. Таким образом, атлет силой своих мышц, как воин на поле боя, завоевывал на стадионе для своей державы место под солнцем и в политическом смысле [19]. Такой противоречивый характер игр способствовал развитию общественных процессов в различных государствах античного мира [7].

Влияние негреческой религии и предрассудков на эллинистический мир было в основном плохим. Под воздействием вавилонян и халдеев философы-греки стали верить в астрологию. Это повлекло за собой верование в судьбу. Общее смещение должно было привести к разрушению морали, даже больше чем к интеллектуальной расслабленности. Резкие противоречия греческого мира привели к восстаниям бедноты и рабов [13; 20]. Это суммирует моральный характер III века до н.э. [12].

Одним из главнейших направлений развития III века до н. э. было христианство - глубокий переворот в обществе и в мышлении [2]. Но победа христианства означала конец античной эры, мистериальные же культы были своего рода попыткой преодолеть разрыв между человеком и космосом, индивидом и божеством, используя и преобразуя - но, не отменяя, - традиционные античные верования и представления [ 19].

Идея о равенстве всех людей (перед богом) независимо от социального положения, этнического происхождения и т.п. была провозглашена христианством. Христианство провозгласило ценность личности как неповторимой индивидуальности за счет отказа от "естества" человека. Человек был объявлен творением бога, сверхприродным и свободным существом, которое неподвластно природному и социальному миропорядку [6]. Новая религия не одобряла заботу о теле. Ее главным требованием было "обессиливание тела во имя спасения духа" [ 8].

Таким образом, одним из главнейших направлений развития греческой цивилизации IV и III веков до н. э. является подготовка путей к христианству [2].

Выводы.

Таким образом, анализируя условия развития Древней Греции в эллинистический период, можно отметить, что под воздействием правления А. Македонского произошли существенные изменения в мировоззрении эллинов. Это негативно отобразилось на Олимпийских играх. Идеалы, заложенные при зарождении Олимпийских игр, утратили свои ценности . Под воздействием растущего религиозного скептицизма греки уже не относились к богам-олимпийцам с предыдущим страхом и почитанием. Участие в Олимпийских играх уже не считалось приближением атлетов к богам.

Умственное образование стало доминировать над физическим, утратив тем самым основу олимпизма, - всестороннее гармоническое развитие личности. Олимпийские игры начинают превращаться в зрелища, в которых принимают участие люди с низким уровнем образования и культуры. Последовавшая профессионализация спорта, лишь усугубила отношение, как к спортсменам, так и к играм в целом.

Под воздействием дружеского слияния греков и варваров А. Македонским Олимпийские игры превратились в международные соревнования. При этом на Олимпийских играх атлеты отвоевывали признание своего превосходства и на политическую руководящую роль во всей Греции.

Появившиеся христианство еще больше усугубило отношение к ценностям олимпизма. Концепция неодобрения заботы о теле, физического развития, привела к постепенному упадку спорта.

Рассмотренный эллинистический период развития древнегреческой цивилизации является лишь частью тысячелетней истории развития и упадка Олимпийских игр древности. В дальнейшем планируется рассмотрение Олимпийских игр в заключительном римском этапе античной греческой цивилизации.

Список литературы

1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / В.Ю. Зуев (авт. послесловия). - СПБ: Алетейя, Гос. эрмитаж, 1998. - 400с.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. Кн.3: От Эврипида до Александрии / Пер. с фр. Е.Н. Елеонской; Ред. и предисл. Л.З. Поляковой. - М.: Искусство, 1992. - 399с.

3. Воронков А.И. Древняя Греция и Древний Рим: Библиогр. указ. изданий вышедших в СССР (1895-1959гг.) - М., 1961. - 523с.

4. История Древней Греции: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности "История" / В.И. Кузищин, Ю.В. Андреев, Г.А. Комеленко, Л.П. Маринович. - М.: Высшая школа, 1986. - 382с.

5. Йегер Вернер. Пайдейя: Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / Пер. с нем. М.Н. Ботвинник. - М., 1997. - 336с.

6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. - М.: Мысль, 1972. - 312с.

7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Пер с венг./ Под общ. ред. [и с пердисл.] В.В. Столбова. - М.: Радуга, 1982 - 399с.

8. Новосьолов М.П., Суник О.Б. Олiмпiйськi iгри. Короткий iсторичний огляд. - К.: Молодь, 1961. - 168с.

9. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. - К.: Олiмпiйська лiтература, 1994. - С. 20-72.

10. Плутарх для юношества или жития славных мужей всех народов, от древнейших времен доныне. С портретами / Перевод с франц. - Ч. XI-XII. Изд. 3-е исправл. и умноженное. - М.: 1822.

11. Попеску И.К. Становление и развитие физической культуры и спорта народов Балканского полуострова (XI вв. до н.э. - 80-е гг. XX в.): дис. ... доктора пед. наук: 24.00.01/ Попеску Иван Константинович. - К., 1997. - 414с.

12. Рассел Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней - 6-е изд., стер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 1003с.

13. Соболев П.А. Олимпия, Афины, Рим. - М. : Физкультура и спорт, 1960. - 462с .

14. Соколов Г.И. Олимпия. - М.: Искусство, 1980. - 214с.

15. Сорока М.М. З Олiмпii до Афiн - через Украiну. - К.: Киiвська правда, 2005. - 368с.

16. Хiмчак В.В. Культура античноi Грецii: Конспект лекцiй. - К.:КНУБА, 2002. - 23с.

17. Шанин Ю.В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. Гомер и классическая лирика VIII-V вв. до н.э. - К.: Вища школа, 1980. - 183с.

18. Энциклопедия олимпийского спорта. Т. 1. - К.: Олимпийская литература, 2002. - С. 60-63.

19. Demand N. A history of ancient Greece. - Boston, Mass. Etc.: Mc Graw-Hill: Overture books, 1996. - XVII, 397p.

20. Martin Thomas R. Ancient Greece: from prehistoric to Hellenistic times. - New Haven; Lnd.: Yale university press, 1996. - XIII, 262p.

Поступила в редакцию 30.06.2009 г.

kasyanenko_olga@bk.ru


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!