ДЕТСКО-
ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


Abstract

INTEGRATION OF PHYSICAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF YOUNG MALES ENGAGED IN ORIENTAL SINGLE COMBAT

I.A. Cherkashin, Ph. D., associate professor

Pedagogical institute, Yakutsk

Key words: integration, spiritual development, physical education, oriental single combat.

In the article there is considered the system of pedagogical provision of the integration of physical and spiritual development for the harmonious training integral personality engaged in physical and sports activity under the conditions when the changes in the social and economic life of the modern Russian society do not lean on historically formed spiritual guiding lines and vital values.


ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Кандидат педагогических наук, доцент, И.А. Черкашин
Педагогический институт, Якутск

Ключевые слова: интеграция, духовное воспитание, физическое воспитание, восточные единоборства.

Говоря о сущности физического воспитания, следует подчеркнуть, что физическое воспитание по своему прямому назначению развивает телесность человека, однако его отлаженный организм, хотя и служит условием его духовности, сам по себе не является ее источником. На наш взгляд, сущность физического воспитания точно охарактеризована в работе М. Я. Виленского и Р. С. Сафина [1]. Они справедливо считают физическую культуру фактором, определяющим образ жизни и поведение человека в целом. Ведь генетически первоначальным типом человеческой деятельности была предметная практическая деятельность. И на ее основе возникли и развились во взаимоотношениях социальные, общественные, культурные, духовные виды деятельности. Все это объясняет сущностную роль физической культуры в общей сумме человеческих отношений. Итак, физическое воспитание - педагогический процесс, обеспечивающий гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических качеств и двигательных навыков, внутреннего мира (воли, характера, выносливости, ответственности и т. д.) на основе целостности, единства телесной и духовной природы, закладывая основы здорового образа и стиля жизни.

Речь в данном случае идет об интеграции физического воспитания с духовным. Интегративное воспитание обеспечивает развитие, становление и формирование целостной личности, которой свойственны такие качества, как универсальность, т. е. способность проявляться и достигать необходимых результатов в самых различных сферах деятельности и познания. В своей концепции мы подчеркиваем, что такая целостная личность формируется, когда воспитание осуществляется на основе принципа соответствия, дополнительности всех видов деятельности и их единства. Иначе интеграция - процесс и результат объединения дифференцированных, самостоятельно функционирующих элементов предмета, объекта в единое целое, обладающее новым качеством и новыми потенциальными возможностями.

Методы и организация исследования. В контексте изложенного в программе опытной работы разработаны педагогические условия корригирования проявления агрессивного поведения участниками спортивной деятельности. Для того чтобы обеспечить формирование мотивационно-потребностной сферы, каждому предоставляется больше свободы и самостоятельности в тренировочных занятиях. Это значит, что внешне задаваемая тренером-педагогом деятельность для воспитуемого становится самостоятельно организуемой, так как он ее выполняет в соответствии со своими потенциями, ставя перед собой цель: достичь более высоких результатов.

Такая ситуация дает воспитуемому практику для развития самосознания, что позволяет формировать норму его жизнедеятельности.

Если основу физкультурно-спортивной деятельности составляют свобода и самостоятельность, то у воспитуемого возникает больше возможностей размышлять о содержании тренировочных упражнений, предлагаемых тренером-педагогом. Он думает о повышении уровня телесного развития и спортивного мастерства, связывая это с другими сторонами своей жизнедеятельности, что оказывает влияние на целостное развитие его личности.

В процессе учебно-тренировочных занятий мы организовывали целостную систему педагогических воздействий: разъяснение нравственных, морально-этических правил и норм; доверительные беседы о смысле жизни, о путях самоутверждения и т. д.; рассказы о смелых поступках, подвигах спортсменов, о лучших спортсменах; обсуждение в творческих группах тех или иных проявлений духовности и антидуховности и др.

Результаты и их обсуждение. Опытно-экспериментальная работа проведена нами в 1995 2005 гг. в г. Якутске. Специфика проведенной работы состояла в том, что в одном спортивном клубе выполнялся социальный заказ в условиях безработицы среди молодежи: происходило трудоустройство его членов. В клубе занимались 80 юношей и молодых людей, среди них 43 были с девиантным поведением и из групп риска. Многие из них в восточных единоборствах видели только реализацию мускульной силы, в жесткости поединка по кикбоксингу, тайскому боксу - лишь жестокость.

Отсюда в задачу опытной работы входила сублимация потенциальной энергии молодых, которая в других неблагоприятных условиях может вылиться в различные формы антиобщественного поведения, направляя избыточную энергию не только на создание общественно значимых ценностей, но и на самостановление, саморазвитие молодого человека как гражданина современного общества.

Такая работа, как показала практика, помогает систематизировать и программировать педагогическое воздействие на сознание, волю и чувства воспитанников, формировать их ценностные ориентации на основе духовности. Организация свободного графика занятий, темпы групповой, коллективной деятельности при подчеркнутой личной ответственности создают условия для вхождения воспитуемых в систему разнообразной просоциальной деятельности, обеспечивающей интеграцию их духовно-телесного развития.

Вовлечение занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в разные виды социальной работы основано на свободе и праве выбора каждым объекта деятельности. В процессе добровольного участия в различных видах общественно полезной работы (индивидуальная работа с педагогически запущенными подростками; охрана общественного порядка в различных ее формах; помощь в работе спортивных секций, организуемых в коллективах, и т. д.) подростки и юноши овладевают способами социально ценностной деятельности, воспитывая в себе волю, характер, обогащаясь духовными ценностями и культурой.

С 1999 г. на базе достигнутого в области нравственного воспитания занимающихся восточными единоборствами продолжалась работа на основе уточнения теоретических положений в связи с расширением предмета исследования (от нравственного совершенствования личности занимающегося восточными единоборствами до интеграции физического и духовного воспитания занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью). Базой исследования стали детско-юношеские спортивные школы Усть-Алданского, Таттинского улусов, спортивные клубы г. Якутска, спортивные клубы Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Якутского сельскохозяйственного техникума Республики Саха (Якутия) с охватом 257 старшеклассников и 376 студентов. В ходе эксперимента мы отслеживали продвижение в духовном воспитании старшеклассников, используя методику изучения личности по М. И. Шиловой [5]. Признаки и уровни проявления духовных качеств разделили на 4 уровня: высокий ("3" - ярко проявляется), средний ("2" - проявляется), низкий ("1" - слабо проявляется), очень низкий ("0" - не проявляется). Для иллюстрации приведем данные таблицы о проявлении духовных качеств юношами экспериментальной группы спортивного клуба г. Якутска.

Заключение. Итак, проведенная опытная работа выявила определенные положения, на основе которых осуществляется интеграция физического и духовного воспитания в системе физкультурно-спортивной деятельности:

- духовная культура как выражение терпимости, добра, гуманности, справедливости и честности проявляется в утверждении высших нравственных ценностей, высших интересов морали над материальными, в понимании человеком своего жизненного назначения нести ответственность за судьбы людей, выполнять свой нравственный и гражданский долг;

- закономерности интеграции духовного и физического воспитания определяются: свободным выбором воспитанником путей и форм личностно-физического саморазвития в соответствии с его ценностными ориентациями, потребностями, способностями; преломлением внешних требований как цели физического воспитания внутренними регуляторами личности; насыщением физкультурного пространства ценностными аспектами жизни человека, его устремленностью к здоровой жизнедеятельности, человекосозидающими субъект-субъектными отношениями его участников, укрепляющими духовно-нравственное и физическое становление воспитанника;

- физическое и духовное развитие воспитанников обеспечивается на основе принципов ценностно-личностной приоритетности физического воспитания, духовной поддержки, безусловного и безоценочного принятия воспитанника, ненасилия, эмпатийного понимания и доверия, равноправного сотрудничества, что создает целостный процесс личностного развития воспитанника в гармоничном взаимодействии с ценностями окружающего мира, где он обретает духовно-нравственный опыт общения и поведения.

Проявление духовных качеств личности воспитанниками в начале(верхняя цифра) и в конце (нижняя цифра) опытно-экспериментальной работы

Признаки проявле-
ния в начале и в конце в экспери-
мента
Трудолюбие Доброта и отзывчивость Самодисциплина Итого, %
Осознание значи-
мости труда
Самосто-
ятельность в труде
Бережное отно-
шение к резуль-
татам труда
Инициа-
тивность и творчество в труде
Уважи-
тельное отно-
шение к старшим
Друже-
люб-
ное отно-
шение к сверст-
никам
Мило-
сердие
Чест-
ность в отно-
шении к това-
рищам
Развитие доброй воли Самоу-
важение, соблюдение правил культуры
Делови-
тость и пункту-
альность
Требова-
тельность к себе
На 3-м уровне 10
17
4
19
9
18
7
23
20
36
7
47
4
35
7
48
7
14
4
33
7
31
8
24
9
36
На 2-м уровне 16
56
6
38
12
32
9
34
21
24
12
16
8
25
12
23
13
38
6
36
15
45
14
53
15
44
На 1-м уровне 17
7
5
14
16
22
11
16
22
16
18
10
14
18
18
9
37
23
8
9
31
3
20
2
22
15
На 0-м уровне 37
0
65
9
43
8
53
7
17
4
43
7
54
2
43
0
23
5
62
2
27
1
38
1
54
5

Литература

1. Виленский М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.

2. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б. Т. Лихачев. - Самара: изд-во СГУ, 1997. - 128 с.

3. Шилова М. И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды / М. И. Шилова. - Красноярск: Универс, 2003. - 712 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: