УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ



ТЕХНИКА АЙКИДО В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ДЕТСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аспирант А.Д. Ченохин
Институт педагогики, психологии и управления Тюменского государственного университета, Тюмень

Айкидо сегодня - малоизученное восточное единоборство. По своей форме оно не носит спортивно-прикладного характера и относится к боевым искусствам, к культурному наследию Японии. Поэтому как тренировочная система это искусство имеет большой педагогический потенциал, основанный на философии миролюбия, неагрессии, пронизывающей все структурные элементы системы его преподавания. Несмотря на некоторые эзотерические черты философской основы этого культурного феномена, в ней можно выделить базовые позиции, которые являются общечеловеческими духовными ценностями. Идеи философии айкидо можно найти и в дзенских трактатах о мудрости, и в самурайских сказаниях о доблести и чести, и в даосском наследии.

В отличие от спортивно ориентированных единоборств классическое айкидо не признает соревнований и целенаправлено и целеориентировано на развитие личности, одной из основ которой является забота о ближнем и толерантность. Техника айкидо представляет собой особую группу движений в форме имитации рукопашного боя. Основная особенность идеомоторики движений техники айкидо - это круговые, "мягкие", огибающие траектории неатакующего типа. Идейная основа техники айкидо заключается в минимальном нанесении вреда агрессору, а в психологическом контексте - в разрешении конфликтной ситуации с минимальными потерями для обеих сторон. Поэтому правильное истолкование и донесение идейно-смысловой сущности техники айкидо до детского сознания - серьезный воспитательный материал в контексте гуманистической направленности современного физвоспитания. В этом смысле техника айкидо служит своеобразным сенсорно-перцептивным передатчиком идей философии айкидо, причем подобная трансляция успешна лишь в сочетании с насыщением образа движений смыслом, при использовании в обучении не только средств-движений, но и средств-понятий, отражающих семантический базис выполняемых ребенком движений. Например, можно привести базовое понятие принципа техники айкидо - "ирими" (япон.), что означает "вход", слияние с противником и управление его атакующими движениями. Также можно отметить, что айкидо, как культурное достояние японского менталитета, содержит в своей технике основу японского мировосприятия принцип "авасэ" (япон.), который трактуется как "сочетаться с окружающим миром, сливаться с ним" [3]. В таких средствах-понятиях аккумулируются знания, являющиеся неотъемлемой частью средств-движений (физической техники), и при упорном труде и освоении техники айкидо (сложной в выполнении) эти знания могут стать личностной ценностью ребенка, а поскольку они носят идейно-бытийный философский характер, можно предположить, что они становятся личностными убеждениями. Формирование у ребенка таких установок, как уважение к окружающим, к их здоровью, толерантность, вежливость, тактичность, осознанность собственных действий, бережное отношение к природе в целом и др., являются востребованными с позиции не только современной педагогики, но и с позиции общих человеческих ценностей, передающихся из поколения в поколение.

Традиционно в психологии спорта биодинамическая ткань движения рассматривается как состоящая из структуры и функции двигательного навыка, и цель тренировочного процесса - точное воплощение задачи действия в материал живых движений. Тренировочный процесс айкидо отличен тем, что задачей в данном случае является развитие личности, внутреннего духовного мира. В контексте детских занятий айкидо эта задача, безусловно, первична. Техника же служит мощнейшим средством раскрытия философии айкидо в образах движения. Поэтому можно сказать, что в тренировочном процессе задачей является воплощение в мировосприятии и личности ребенка вышеописанных качеств через изучение техники айкидо (вкупе с грамотно организованным педагогическим общением). Если спортивное упражнение преследует цели, связанные с формированием двигательных способностей, то упражнение в айкидо преследует цель личностного духовного и психического совершенствования. Таким образом, биодинамическая ткань техники айкидо в значительной степени интеллектуализирована и может положительно воздействовать на развитие психических процессов ребенка. Можно сказать, что в процессе детского обучения она становится ценностно-смысловой тканью движения, отражением в движении мировоззрения и философии, принципов жизнедеятельности, духовных ценностей и развивает не только сенсорно-перцептивные способности ребенка, но и эмпатийные, коммуникативные. Техника айкидо с психолого-педагогической точки зрения - уникальное воспитательное средство, гармонично сочетающее физиологическое и духовно-нравственное развитие ребенка. Однако необходимо отметить, что эффективность применения подобного средства обусловлена такими важными компонентами воспитательного процесса, как психолого-педагогические условия совершенствования личности, определяющие содержание и форму педагогического общения учителя с ребенком, творческую направленность и положительный энергетический заряд педагога, уровень знания им предмета обучения, внимательность и индивидуальный подход к каждому воспитаннику и т.д. Поэтому только системный подход в воспитании может сделать его успешным, а раскрытие педагогического потенциала техники айкидо в тренировочном процессе возможно лишь при его глубоком осмыслении.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!