МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ


Abstract

DANCE GAME EXERCISES IN BASIS OF GYMNASTICS LESSONS IN SENIOR CLASSES (OPERATIONAL EXPERIENCE OF SCHOOLS OF REPUBLIC TYVA)

E.M. Ag ool, A.M. Kechil ool, G.V. Mongush

Tyva state university, Kyzyl, Re public Tyva

Key words: national regional component of physical culture program, gymnastics lesson, dance game exercises, means and methods, physical features development.

The authors have developed and adapted the curriculums in variative and basic parts on physical culture using national games, elements of national kinds of sports and dances reflecting regional national features of Republic Tyva.

In the author’s opinion, dance game complexes can be used as one of the means of increasing the efficiency of gymnastics les sons, and the system of dance game exercises will help to generate at pupils steady interest to the physical culture occupations both at school, and during the individual self- improvement.


ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОСНОВЕ УРОКОВ ГИМНАСТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ (ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Е. М. Аг-оол, А. М. Кечил-оол, Г. В. Монгуш
Тывинский госуниверситет, Кызыл, Республика Тыва

Ключевые слова: национально-региональный компонент программы физической культуры; урок гимнастики; танцевально-игровые упражнения; средства и методы; развитие физических качеств.

Введение. Национальные танцы и виды спорта, игры являются эффективными средствами педагогики. Начиная с рождения у ребенка воспитывается ответственное отношение к культуре своего народа, к его этническим истокам через уроки физической культуры, прививается интерес к национальным играм, танцам и раскрывается их значение в укреплении здоровья, а также духовном, физическом и экологическом воспитании. Образовательные задачи заключаются в том, что преимущественно формируются знания, двигательные умения и навыки, что не исключает, естественно, попутного решения и других задач физического совершенствования школьников: развитие физических качеств, укрепление здоровья, воспитание физкультурных потребностей, интересов и т. д [2-6, 10].

Вышесказанное обусловило эффективность применения форм, методов и средств физического воспитания и соответствует новым требованиям к всестороннему развитию школьников в современных условиях Тывы.

Материалы и методы исследования. В Республике Тыва в 1997 (1-4-й кл.), 2000 (5-8-й кл.), 2002 (9-11-й кл.) гг. нами были разработаны и адаптированы учебные программы в вариативной и основной частях по физической культуре с использованием народных игр, элементов национальных видов спорта и танцев, отражающих регионально-национальные особенности Республики Тыва.

Основные задачи программы:

- укрепление и сохранение здоровья;

- оптимальное развитие физических качеств и содействие в целом нормальному физическому и моторному развитию;

- системное формирование (с учетом специфики и национально-этнических особенностей региона) жизненно важных двигательных умений и навыков;

- накопление и совершенствование двигательного опыта;

- получение теоретических сведений о национальных видах спорта, танцах, народных играх, традициях тывинского народа;

- воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тывинского народа.

Соотношения пропорций были установлены по принципу увеличения базового компонента от младших классов к старшим:

- для начальной школы базовый компонент составлял 60-50%, вариативный - 40-50%;

- для средней и старшей школы базовый компонент - 70-60%, вариативный - 30-40%.

Содержание программы определялось следующими принципами: логичное совмещение национальной физической культуры и современных физкультурных ценностей, широкое использование в учебно-воспитательном процессе лучших двигательных традиций и здорового образа жизни. В содержание были включены национальные виды спорта, танцы и их элементы, игры тывинского народа (см. таблицу).

Результаты и их обсуждение. Программа гимнастики включает в себя сюжетно-образные, танцевально-игровые упражнения из национальных танцев тывинского народа. Нами проанализировано и определено наиболее рациональное соотношение национально-регионального компонента в содержании уроков гимнастики для 9-11-х классов средних школ Республики Тыва. Каждый танцевально-игровой элемент национальных танцев может быть проведен в любой части урока. Решающее значение при этом имеет цель, для достижения которой используется данный фрагмент. Рекомендуется использовать танцевально-игровые упражнения как подготовительное и подводящее средства к освоению техники целостного движения в любом сложном гимнастическом комплексе, также они очень ценны как методический прием обучения. Учитель, показывая, объясняя и напоминая технику движения танца, одновременно выполняет сложную программу урока - выполнение "шпагата", "колеса", различных стоек и прыжков через гимнастические снаряды. Именно поэтому мы предлагаем в структуре урока гимнастики использовать танцевально-игровые упражнения из арсенала народных танцев.

В национальных танцах главными источниками воздействия являются: красота движений, непринужденность исполнения двигательных действий и музыка, положительно влияющая на работоспособность занимающихся. Также легко усваиваются сложнокомпозиционные движения, придающие плавность, гибкость, грацию. При помощи музыки появляется возможность регулировать физические нагрузки танцевально-двигательной деятельности. Это могут быть бег, ходьба и другие движения - по образу танцев, вызывающих подражание зверям, птицам и т. д. Ритм создаёт чувство удовлетворения, поэтому он не только облегчает движения, но и доставляет эстетическое наслаждение, в этом, может быть, и кроется основа положительного воздействия на деятельность организма учащихся танцевальными упражнениями на занятиях [5, 6, 10].

На уроках гимнастики танцевально-игровые элементы выполняются под музыкальное сопровождение, что и вызывает повышение эмоциональности урока, который осуществляется за счет показа учителем комбинационных упражнений, его манеры объяснения, организации занятий, внешнего вида и оформления окружающей среды, в которой проводится урок. Например, можно провести на уроке конкурс на лучшую осанку - демонстрация танцевальных упражнений из танцев: "Ээлдек шынгырааш" ("Звенящая нежность"), "Аяк шайым" ("Чашка чая), "Танец орла" и др.

При определении места танцевально-игровых упражнений из национальных танцев в содержании урока гимнастики прежде всего следует установить цель их использования. Если, например, элемент танца вводится в урок с целью увеличения подвижности суставов, необходимой для овладения целостным действием, то ее нужно ввести в основную часть, например танцевально-игровые движения из народных танцев "Ээлдек шынгырааш" ("Звенящая нежность"), "Колокольчики", танцевально-игровые упражнения из танцев "Кара-куштар самы". Элементы комбинаций "Танец тетерев" и "Аяк шайым" лучше вводить в заключительную часть урока, чтобы снять возбудимость нервной системы и привести в спокойный ритм организм учащихся.

В методике обучения целесообразно сначала применять танцевальные элементы из национальных танцев "Лучники", где используются доступные для учащихся начальных, средних и даже старших классов танцевально-игровые упражнения, включающие в себя стойку, держание лука, соединение тетивы со стрелой, технику выпуска стрелы в цель. Эти упражнения нацелены на развитие гибкости, ловкости и координации движений, меткости и глазомера, могут также решать задачи развития гибкости, ловкости и подвижности суставов.

Координационные способности обеспечиваются сложным взаимодействием центральных механизмов управления движениями. В. И. Лях [1] считает, что одно из проявлений ловкости - точность ориентации в пространстве. Наибольшая эффективность в совершенствовании точности пространственной ориентации достигается в танцевально-игровых упражнениях из танца "Тевтээр" (жонглирование "тевеком). Данные танцевальноигровые комплексы развивают способность учащихся воспроизводить намеченный темп движений рук, предплечья и улучшают координационные и кондиционные возможности организма.

Распределение учебного времени на вариативную часть программного материала (9-11-й кл.)

Вид программного материала Классы
9-й Юноши Девушки
10-й 11-й 10-й 11-й
Основы знаний 2 2 2 2 2
Народные подвижные игры и состязания 4 4 4 4 4
Элементы национальных танцев с основами художественной гимнастики 4 2 2 8 8
Состязания и национальные физические упражнения 2 4 4 4 4
Национальные виды спорта "Ча адары" (стрельба из лука), "Даш кодурери" (поднятие камня), "Аът чарыжы" (конные скачки) 6 4 4 2 2
Борьба хуреш 4 4 4 - -
Закаливание 2 2 2 2 2
Итого: 24 22 22 22 22

24 ч (9-й класс) составляют 36 %; 22 ч (10-11-й классы) - 34 % от общего количества часов в год.

Для совершенствования равновесия предложены танцы: "Колокольчики", "Танец орла", "Тевектээр", где танцевальные действия ученика заранее продуманы, - для правильного взаиморасположения двигательных действий и используемых предметов, что существенно влияет на напряжение мышц, поддержание общего центра тяжести (стойка на одной ноге и быстрые перемещения), где повышается показатель устойчивости. В этих танцевально-игровых комбинациях требуется хорошая ориентация в пространственных, временных параметрах движения, быстрое принятие рационального решения положения предметов, правильный выбор исходного и конечного положений падающих предметов и т. д. Танцевально-игровые упражнения способствуют устойчивому положению тела в сохранении равновесия и направлены на развитие координационных и кондиционных качеств. В танцевальных комбинациях больше свободы, и учащимся легче управлять движениями, что в конечном счете и приводит к большей устойчивости, следовательно, к совершенствованию равновесия.

Применение танцевально-игровых упражнений указывает на эффективность развития быстроты и ловкости, так как их можно выполнять до мышечного утомления и в них есть необходимая простота движений, автоматизм действий.

Одна из важных задач гимнастики - гибкость - связана с двигательными действиями; использование музыки в танцевальных упражнениях для учащихся является одним из сильнейших возбудителей эмоций. Показано, что ее воздействие активизирует физиологические и психологические функции занимающихся: может увеличить частоту сердечных сокращений, повысить обмен веществ и активизировать органы чувств; музыкальное сопровождение часто выступает как мощный организатор, вызывая энтузиазм и охватывая единым настроением учащихся на уроках. Нами отмечено также, что применение музыки на уроках физической культуры помогает бороться с однообразием занятий, а также способствует преодолению нарастающего утомления. Снижение показателей гибкости является одним из признаков ухудшения физического состояния школьников. Вызванный к урокам гимнастики интерес улучшает показатели гибкости, подвижности и эластичности суставов, а в результате улучшается общее состояние здоровья учащихся [1].

Танцевально-игровые упражнения из танцев: "Скачки", "Аяк шайым" ("Чашка чая"), "Девиг" ("Танец орла") из национальных танцев эффективно развивают гибкость, формируют и укрепляют осанку, устойчивость тела в различных положениях, повышая при этом статическую выносливость юношей и девушек. Между развитием физических способностей (силовых, скоростных и координационных, гибкости и выносливости) и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь, так как развитие физических способностей происходит в процессе совершенствования движений.

Например, перед растягиванием на шпагат необходимо провести игру "Ча адыкчылары" или "Колокольчики", где эмоционально нужно обеспечить преодоление сопротивления мышц-антагонистов, влияющих на проявление мышечной силы. Например, в танцах: Ээлдек шынгырааш", "Хемчигеш" (ручеек), "Кара-Куштар самы" изменяя темп и ритм музыки, мы изменяем амплитуды танцевальных упражнений. В связи с этим можно подбирать нагрузку для каждого ученика в соответствии с его индивидуальной подготовленностью и физическим развитием. Мы сделали вывод, что танцевально-двигательные элементы и музыка влияют на работу различных органов и систем организма учащихся, развивая при этом гибкость суставно-связочного аппарата, пластичность, прыгучесть, и для их совершенствования создается устойчиво-положительный эмоциональный фон.

Способность танцевальных упражнений свободно и непринужденно изменять положение, позу и форму тела эффективно влияет на растяжение мышечных соединений тканей. Так, в танцевальных композициях национальных танцев "Колокольчики", "Тетерева", "Звенящая нежность", "Девиг" ("Танец орла"), "Ча адыкчылары" ("Лучники") упражнения в большей степени направлены на развитие гибкости шейных позвонков, плечевых суставов и поясничной области, где во многом определяются активность двигательной деятельности и степень работоспособности занимающихся. Эти танцевальные упражнения позволяют в нужный момент принять необходимую позу и удерживать ее в течение определенного времени, выполнять наклоны и взмахи различной амплитуды, регулируя величину физической нагрузки.

Выводы. Использование в учебном процессе гимнастики танцевально-игровых упражнений указывает на эффективность развития скоростных качеств, так как их можно выполнять до мышечного утомления и в них есть необходимая простота движений, автоматизм действий. Комбинационные элементы из национальных танцев "Ча адыкчылары" ("Лучники"), "Аяк шайым" ("Чашка чая") эффективно развивают гибкость, формируют и укрепляют осанку, устойчивость тела в различных положениях, повышая при этом статическую выносливость юношей и девушек. Между развитием физических способностей (силовых, скоростных и координационных, гибкости и выносливости) и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь, так как развитие физических способностей происходит в процессе совершенствования движений.

Выполнение целенаправленных танцевальных двигательных действий из танцев "Лучники", "Колокольчики" позволяет максимально растянуть мышцы ног и выполнить наиболее сложные элементы, как, например, "шпагат", "колесо", "мост". В танцевальных элементах "Тетерева", "Звенящая нежность", "Девиг" ("Танец орла") выполняются различные маховые движения для тазобедренных суставов, позвоночника (наклоны, вращения) по 10-12 движений в каждой плоскости комплекса. Амплитуда движений в данных элементах увеличивается за счет сокращения мышц, а затем можно чередовать активные танцевальные "образы" с пассивными "образами", а улучшение гибкости происходит, естественно, за счет увеличения амплитуды - повторений серий в каждом подходе.

В связи со спецификой упражнений из танцевально-игровых упражнений и комбинаций на уроках гимнастики в 9-11-х классах наблюдалась более высокая моторная плотность проведения занятий. Возможно, секрет заключается в том, что эти танцы и движения знакомы учащимся с детства. Поэтому у учащиеся, находясь в постоянном движении с минимальными интервалами отдыха, во время выполнения танцевальных комбинаций на фоне частичной усталости улучшают общее функциональное состояние организма, повышается работоспособность всех органов и систем организма на уроках гимнастики. То есть при интенсивном выполнении упражнений национального характера происходит быстрое вырабатывание (восстановление) систем и органов, переход с трудных на легкие физические упражнения, что приводило бы к быстрому восстановлению работоспособности учащихся после их выполнения.

Заключение. Таким образом, танцевально-игровые комплексы можно использовать как одно из средств повышения эффективности уроков гимнастики, а система танцевально-игровых упражнений поможет сформировать у учащихся устойчивый интерес к занятиям физической культурой как на школьном уроке, так и в процессе самосовершенствования индивида. Элементы национальных танцев, развивая координированность, кондицию, чувство времени и пространства, ритмичность и плавность, должны стать главным содержанием программы физической культуры по разделу "Гимнастика" в школах Тывы. Предложенные танцевально-игровые упражнения активизируют работу органов и систем, способствуют мобилизации функциональных возможностей организма и положительно влияют на здоровье учащихся.

Использованная литература

1. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей. Программы общеобразовательных учебных заведений / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон. - М.: Просвещение, 1993. - С. 6.

2. Ондар О. Ч. Психология игр тывинского этноса "Сайзанак" как развитие детского творчества / О. Ч. Ондар, Э. Э. Мендот. - Кызыл, 2005. - С. 210-212.

3. Ондар С. Х. Национальные виды спорта - достояние народа ТНПК / С. Х. Ондар, А. М. Ондар, Х. Д-Н. Ооржак. - Кызыл, 1989. - С.10-12.

4. Ооржак Х. Д-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири / Х. Д-Н. Ооржак. - Кызыл, 1995. - С.120.

5. Ооржак Х. Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири / Х. Д-Н Ооржак // Физкультурное образование Сибири. -1995. № 2. - С.58-59, 62.

6. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

7. Хрисанфова Е. Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е. Н. Хрисанфова. - М.: Изд-во МГУ, 1990. 160 с.

8. Хрисанфова Е. Н. Телосложение и темпы онтогенеза / Е. Н. Хрисанфова // Проблемы биологии человека. - Киев, 1980. - С.193-195.

9. Шактаржык К. О. География Республики Тува / К. О. Шахтаржык. - Кызыл, 1993. - 125с.

10. Шварц В. Б. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей / В. Б. Шварц // Проблема генетической психофизиологии человека. - М.: Наука, 1978. - С.155-169.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!