СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ


Abstract

ETHNIC FEATURES OF PERSONAL PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT OF TEENAGE PUPILS OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

V.G. Torgovkin, Post-graduate student

The Yakut state M.K.Ammosov’s university, Yakutsk

Key words: regional program, free-style wrestling, diary of self-improvement.

The article contains the questions of physical self-improvement of teenage pupils’ personality. Nowadays the problem of physical self-improvement is closely connected with the present traditions in the couch and athletes relations. The author shares the idea of using ethnic heritage, in particular pedagogical potential of wrestling for developing a creative personality.


ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аспирант В. Г. Торговкин
Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова, Якутск

Ключевые слова: региональная программа, вольная борьба, дневник самосовершенствования.

В Республике Саха (Якутия) существует уникальный опыт действия региональной программы по развитию вольной борьбы как спорта высоких достижений и физкультурно-массовой деятельности.

Система физического самосовершенствования личности, разработанная для воспитанников секции вольной борьбы, в которой главный акцент был сделан на разработке локальной технологии физического самосовершенствования личности будущих перспективных борцов спортивных школ Республики Cаха (Якутия), включает:

• коррекцию содержания программ общей физической и специальной физической подготовки в зависимости от "профиля" групп и индивидуальных особенностей занимающихся;

• разработку программы целевой подготовки (для членов общественной организации "Вилюйские боотуры") и общего спецкурса "Помоги себе сам", включающего следующие разделы: "Познай свои возможности", "Азбука вилюйского боотура", "Слагаемые жизненной карьеры";

• разработку содержания и системы расчетов "Паспорта личностно-спортивного развития воспитанника" для тренерско-преподавательского состава, в котором три раза в течение отчетного года тренерами, врачом и социальным педагогом ДЮСШ № 2 г. Вилюйска

(в начале и по двум полугодиям) должны были фиксироваться показатели физического развития, динамика двигательных возможностей, скоростно-силовых качеств, уровень воспитанности, социокультурные (общественные, интеллектуальные и спортивные достижения). За нарушения спортивно-тренировочного режима, здоровьеразрушающие привычки, общественно порицаемые поступки начислялись штрафные очки;

• разработку для воспитанников "Дневника самосовершенствования" (ДСС) и доступной для детского понимания системы набора и подсчета очков.

В условиях Республики Саха (Якутия) особое воспитывающее воздействие оказывают взаимоотношения наставников и воспитанников, сохранившееся в сельской местности социальное явление - уhуйаан (буквально научение). Передача опыта представителя старшего поколения младшему, называемое у якутов "уhуйуу", представляет собой процесс целенаправленного практического опыта наставника. Передача опыта социальной жизни выступает значимым условием, стимулирующим саморазвитие личности младшего по возрасту участника в процессе совместной деятельности, создает атмосферу взаимной ответственности и взаимной поддержки. Это обуславливает управляемость, оперативность всей системы этнопедагогического воздействия на школьников-подростков [3].

Анализ региональных исследований позволяет выделить наличие этнических специфических особенностей самобытной системы отношений между тренером и спортсменами, совпадающей в базовых параметрах с традициями восточных единоборств. Ее характерными признаками выступают: иерархичность и глубина отношений между наставником и учениками, когда тренер несет ответственность не только за спортивные достижения, но и за жизненную карьеру своих воспитанников; система совместного творчества и саморазвития предполагает освоение воспитанником личного и социального опыта тренера.

В современных социокультурных условиях Республики Саха (Якутия) вольная борьба выступает как общечеловеческая ценность; существенный элемент культуры; показатель развития физической культуры молодежи.

За время, прошедшее с момента появления первых чемпионов России, мира и Олимпийских игр, вольная борьба превратилась в мощную социокультурную данность регионального масштаба, являющуюся одним из важнейших институтов современной жизни республики.

Как отмечали в своих исследованиях российские и республиканские специалисты, первоначальные мотивы занятий вольной борьбой у детей и подростков зачастую слабо связаны с социальной значимостью этой деятельности. Чаще побудительной причиной такого выбора являются зачастую либо прямо асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счет превосходящей физической силы), либо внешние атрибуты (красивая фигура, яркая спортивная форма, "престижность" вида спорта и т. п.). От квалификации и педагогического мастерства тренеров-практиков зависит, чтобы эти первоначальные мотивы впоследствии превратились в более содержательные и социально значимые, перешли в осознанное, осмысленное стремление к гармоническому совершенству, выраженному в единстве тела, воли и разума, то есть к воспитанию личности как активного участника общественного прогресса.

Занятия вольной борьбой предоставляют огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения, они ценны тем, что приучают преодолевать трудности. Эффект от занятий борьбой столь ярок и значителен, что многие спортивные специалисты рекомендовали использовать ее как подсобный вид спорта. Ярко выраженные воспитательная, оздоровительная и образовательная функции спортивной борьбы стали основанием для ее введения в учебные программы общеобразовательных школ Турции, Франции, Болгарии, Венгрии, Ирана, Мексики, Монголии, США, Финляндии, Швеции, Японии и др. [2].

В настоящее время в общеобразовательных школах 46 стран мира спортивная борьба является обязательным предметом (в Болгарии, например, борьба культивируется даже в тех школах, где нет ковра, а в Министерстве просвещения введена специальная должность инспектора по борьбе).

Ю. А. Шахмурадов отмечает, что занятия вольной борьбой уже по природе своей тесно связаны с этикой, моралью. "Борьба и спорт - это области человеческой деятельности, в основе которых лежит нравственное поведение". Э. Майнберг уточняет, что нравственность и связанный с ней определенный "дух", образ мыслей и чувств, пользующийся всеобщим уважением, присущи вольной борьбе не как некий внешний атрибут, а как элементарные и необходимые предпосылки [5].

Утвержденные правила и нормативы спортивной деятельности предъявляют к ее участникам определенные нравственные требования, заключающиеся в соблюдении принципа честной спортивной борьбы. Как отмечает У. Люкевич, fair play выступает в системе спортивной этики как квинтэссенция основных моральных положений, обозначая приоритет честного состязания по установленным правилам, повышенная забота субъектов субкультуры о внешности, выступающей главным фактором атрибуции, культурного самосознания и идентификации (физический облик, одежда, тип физических действий).

Вольная борьба в РС (Я), представленная на мировых чемпионатах и Олимпийских играх, не имеет себе равных в регионе по социальным возможностям. В силу своей огромной популярности как международного и олимпийского вида спорта, она попала в сферу интересов отдельных политиков, политических партий, и глав улусов и республики, представителей делового мира. Отсюда - колоссальная социальная значимость международного спортивного и олимпийского движения, которое способствует развитию и углублению межгосударственных отношений, культурных связей, разрядке международной напряженности, политике мирного сосуществования государств с различным политическим строем.

Таким образом, в Республике Саха (Якутия) существует уникальный опыт реализации региональной программы по развитию вольной борьбы как спорта высоких достижений и физкультурно-массовой деятельности. Значительное сходство техники и приемов вольной борьбы с популярной в республике национальной борьбой "хапсагай", традиционное для народа саха уважительное отношение к людям с высокими физическими и духовными дарованиями, подвижническая деятельность Д. П. Коркина - основателя "чурапчинской школы борьбы" по воспитанию нескольких поколений высококвалифицированных борцов, умелое использование "административного ресурса" (традиционно президентом Республиканской Федерации вольной борьбы является глава республики) обеспечили выход талантливых спортсменов саха на международный уровень. Приоритетность занятий вольной борьбой в массовом сознании якутов, закрепление благодаря российским и региональным СМИ за республикой репутации "северной родины борцов-чемпионов", наличие квалифицированного тренерского контингента позволяют перспективным борцам активно закладывать основы жизненной карьеры. Вольная борьба определяется региональными учеными и экспертами как национальная спортивно-педагогическая основа воспитания достойного поколения [4].

Литература

1. Виленский, М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе / М.Я. Виленский. - М.: изд-во МГПИ, 1982. - 156 с.

2. Волков, Н. Н. На ковре - борцы Якутии / Н. Н. Волков. - Якутск: Бичик, 2003. - 240 с.

3. Данилов, Д. А. Социально-воспитательная работа в сельском социуме / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. - Новосибирск: Наука, 1999. - 136 с.

4. Уйгуров В. В. Статьи, обзор научных трудов / В.В. Уйгуров. Якутск: Триада, 2003. - 96 с.

5. Шахмурадов, Ю. А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Ю. А. Шахмурадов. - М.: Высшая школа, 1997. - 189 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!