Abstract BEARING AS INTEGRATIVE PARAMETER OF PHYSICAL STATE T.V. Zabalueva, associate professor The Russian state A.I. Gertsen’s pedagogical university, Saint Petersburg Key words: pupils, health, motor skill, defect, constitution formation. Bearing is a major parameter of the pupil’s physical state, that in its turn, depends on the human health, his constitution, physical preparedness. According to the author’s opinion , bearing characterizes human health, his physical development (including constitution), physical preparedness. It is an integrative parameter of his physical condition. Therefore the bearing formation is of paramount importance in the process of pupils’ physical education.
|
ОСАНКА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Доцент Т.В.Забалуева Ключевые слова: школьники, здоровье, двигательный навык, дефект, формирование телосложения. Осанка - важнейший показатель физического состояния школьника, которое, в свою очередь, зависит от здоровья человека, его телосложения, физической подготовленности [10]. Состояние осанки оказывает влияние на здоровье человека. Осанка является двигательным навыком, формирующимся на базе рефлексов позы и положения тела и обеспечивающим сохранение привычных положений головы, туловища, таза и конечностей. Хорошая осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном и косметическом отношении взаиморасположение отдельных сегментов тела и расположение внутренних органов грудной и брюшной полостей. Дефекты осанки приводят к недостаточной подвижности грудной клетки и диафрагмы, к снижению рессорной функции позвоночника, уменьшению колебания внутригрудного и внутрибрюшного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, на работе органов пищеварения: снижаются их физиологические резервы, нарушаются адаптационные возможности организма, снижается работоспособность, появляются головные боли [25, 18). Г.М. Краковяк [12] и другие считают, что нарушения нервной системы, вызванные ухудшением осанки, оказывают отрицательное влияние на все прочие системы и функции организма. Питание нервных клеток затрудняется, что вызывает повышенную утомляемость ребенка. Это влечет за собой неустойчивость внимания, увеличение числа ошибок, ослабление памяти, ухудшение общей успеваемости в школе. С.Н. Попов [20] отмечает, что у детей с дефектами осанки часто наблюдаются плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движений плохая. Обычно они замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников. И.Д. Ловейко и М.И. Фонарев [14], а также А.Б. Ситель [23] утверждают, что аномальная осанка угнетает деятельность нервной системы, нарушает жировой, углеводный, белковый, минеральный и водный обмен организма, что препятствует нормальному росту костной и мышечной систем. Состояние осанки оказывает влияние на формирование телосложения. Как бы ни различались между собою люди по интеллекту и цвету кожи, по социальному происхождению и политическим пристрастиям - все они рождаются, живут и умирают вместе со своим телом. Реальный человек никогда не переставал быть прежде всего "homo somatikos" - "человеком телесным". И эта данность постоянно о себе напоминает - кому намеком, кому - ощущением ликования жизни, а кому немилосердной жестокостью страданий и немощи [4]. Содержание и смысл "соматических идей" не раз подвергались пересмотру в процессе исторического развития, та или иная трактовка, интерпретация феномена человеческого тела, его места и роли в жизни человека, его ценностно-нормативные характеристики всегда несли на себе явно выраженный отпечаток особенностей эпох, культур, мировоззренческих систем, в лоне которых они зарождались и существовали [4]. Обширность, богатство материала, накопленного в области изучения и осмысления феномена человеческого тела представителями разных научных дисциплин, столь впечатляющи, что могли бы служить основанием для уверенности в том, что телесность - предмет глубоко и детально изученный. Однако это богатство неравномерно распределилось по научным отраслям: если в одних (анатомия, физиология, антропология, биомеханика, гигиена, медицина)накоплен пласт знаний о человеческом теле, то в социально-гуманитарных процесс имеет неустойчивый характер. Это обусловливает необходимость возвращения к познанию, а не просто дальнейшее движение. Человек как творение культуры и соучастник ее творчества через деятельность и общение опредмечивает результат, в том числе и в образе своего тела. Хорошо известно замечание Ф. Энгельса, что рука человека является не только органом труда, но и его продуктом. Это утверждение можно отнести к человеческому телу в целом, потому что вся его структура, связанная с прямохождением, с освобождением рук для различных операций, с посадкой головы и т.д. - есть результат преобразования природной анатомической данности трудом, игрой, спортом, т.е. явление культуры. Человеческое тело - непосредственное место встречи природы и культуры, их взаимного отождествления, и поэтому оно должно было наглядно, ощутимо, выразительно соединять свои утилитарные, биологические, физические качества со сверхбиологическими, символическими, социальными, т.е. быть одновременно функциональным и значащим, физически развитым и художественно выразительным. Культурный путь развития тела выступает в виде художественной деятельности. В художественную культуру человеческое тело вошло не только в этом прямом его использовании как материальной реальности, но и в косвенной форме его изображения в живописи, графике, скульптуре, фотоискусстве, кино и описания в художественной литературе. Искусство четко фиксировало различия, изображая типичных представителей разных классов: коренастого мускулистого тела крестьянина, рабочего, воина и физически немощного тела аристократа или полностью погруженного в духовную жизнь интеллигента - в картинах П. Брейгеля и А. Броувера, Д. Веласкеса и А. Ватто, И. Репина и Н. Ярошенко, К. Менье и И. Шадра. Физическая дегенерация становилась уделом классов господ, освобожденных от физического труда, - такова закономерность, неоднократно прослеживавшаяся в художественной литературе последних столетий и принимавшая символический смысл в романах Э. Золя, У. Фолкнера, М. Горького. Интересно сравнение трех типов женской красоты: крестьянки, светской дамы и купчихи, созданных классиками русской живописи ХIХ - ХХ вв., от А. Венецианова и К. Брюлова до М. Нестерова и Б. Кустодиева. Не менее выпукло демонстрирует культурные параметры человеческого тела влияние на него тех требований, которые предъявляли гладиаторство и рыцарство, монашество и культура йоги, современный культуризм и наркомания и многие другие социокультурные факторы. История культуры показывает, что уже в глубочайшей древности и утилитарные, и информационные функции тела начинали оборачиваться его способностью возбуждать особого рода эмоциональные реакции специфически культурного свойства, недоступные животным, ибо рождались они на уровне "духовных чувств" [15], а не простых физиологических возбуждений. Вызывающие эти переживания свойства предметов получили наименование красоты, изящества, грациозности, величественности, и им противопоставлялись уродство, неуклюжесть, вульгарность, комизм и т.д. Ведущим мотивом культуры античности является идея гармонии телесного и духовного в человеке, их нерасторжимого единения. "Для оратора тело его выступает своего рода каноном искусного выражения мысли, речь его пластична. Произношение согласуется с голосом, лицо - с произношением" [3]. В осанке можно увидеть отражение отношения человека к миру искусства, к социальным и индивидуальным ценностям, к красоте и общечеловеческим идеалам. Стремление приобрести правильную осанку является значимым фактором формирования эстетической культуры, так как характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь личности исходя из внутренних побуждений человека к познанию прекрасного. Осанка связана с эстетикой, красотой движений и обликом человека, и это внешнее непременно переходит во внутреннее состояние личности. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что душевные качества отпечатываются во внешности человека, а добродетель помогала сделаться красивым [3]. Под осанкой понимают стройность, величавость, приличие и красоту. Осанистый - стройный телом и приятно величавый в движениях. Осаниться - принимать осанку, приободриться, собраться с духом, войти в себя [9]. Многовариантность подходов к определению красоты человеческого тела, ее эталонов объясняется различными установками социальных групп. Задавая определенные нормы, стандарты, оценки служат мощными рычагами контроля соматического поведения человека: "Кодекс привычек" задает социальной группе параметры тела и его проявления [4], в обществе "биологическое тело" пытаются преобразовать по модели личности также и политические деятели. Красота человеческого тела, его пропорции, лицо, формы - это особо ценимый греками тип красоты; культ красоты - это культ красоты человеческого тела. Герою-победителю ставят не "портретную" статую, а изображение совершенное, прекрасное его тело как воплощение его прекрасного духа. Плутарх упоминает в ряду высокозначимых ценностей как моральные, так и ценности красоты, здоровья, силы [1]. В разные времена предлагалось много систем расчета размеров и пропорций тела - так называемых канонов. При пользовании каноном за единицу меры обычно принималась длина какой-либо отдельной части тела (модуля). Используя эту единицу измерений, можно выразить размер каждой части тела, считая, что она кратна размерам этого модуля. В качестве модуля предлагали длину среднего пальца кисти, длину позвоночного столба. Первый из известных канонов был создан в V в. до н.э. Поликлетом. В качестве модуля он брал ширину ладони на уровне корня пальцев. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи за модуль брал высоту головы, которая 8 раз укладывалась в росте тела человека. По Кольману, человеческое тело делилось на 100 равных частей, когда высота головы составляла 13%, длина туловища - 52-53%, длина ноги - 47%, руки - 44% длины всего тела. На Руси существовала единица измерения - локоть. Система соотношений частей человеческого тела для максимальной устойчивости всего организма должна следовать соотношению гармонии - "золотому сечению". Великий ученый Леонардо да Винчи в труде "О божественной пропорции" приводит рисунок: фигура, вписанная в круг и квадрат, где все части тела симметричны, а позвоночник прямой, без искривлений. Длина вытянутых рук и рост человека составляют соотношение 38:62. Любые отклонения от такой симметрии говорят об определенных уже развившихся или еще не развившихся заболеваниях [11]. Процесс социальных взаимодействий отражается в "физическом имидже" взаимодействующих субъектов как одном из факторов создаваемых ими образов, как необходимом условии для достижения целей, поставленных перед участниками "социальной драмы" под названием жизнь. Осанка отражает представления человека о собственном теле и играет заметную роль в формировании собственного имиджа в глазах окружающих. Становление личности предполагает осознание самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте именования себя "Я". Многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать ее ядро, т.е. "Я"-концепцию и направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации) [28]. "Я"-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Вопрос о связи физического недостатка и образа "Я" привлекает многих специалистов. Установлено, что люди с двигательными нарушениями добивались в жизни меньших успехов, чем здоровые. Нарушения опорно-двигательного аппарата определяют особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. Л.С. Выготский [7] убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает "социальную ненормальность поведения". Проведенные С. Фишером и С. Кливлендом исследования образа тела с точки зрения его границ показали высокую корреляцию между степенью определенности границ образа тела и определенными личностными характеристиками человека. Высокий уровень определенности границ в сознании характеризуется устойчивой связью с такими характеристиками индивида, как более стабильная адаптация, сильная автономия, выраженное стремление к эмоциональным контактам. Низкая же степень определенности границ образа тела коррелирует со слабой автономией, высоким уровнем личной защиты, неуверенностью в социальных контактах [29]. Приведенные Е.Т. Соколовой данные подтверждают, что существует высокая зависимость между уровнем личной депрессии и степенью неудовлетворенности телом, между удовлетворенностью телом и ощущением личной защищенности; между успешностью самореализации и оценкой собственного тела [15]. Образ тела детей с физическими дефектами характеризуется низким уровнем сформированности схемы тела, негативным телесным опытом, установкой на свое тело как на слабое и беспомощное, несформированность представлений о функциях дефектной части тела и возможностями его компенсации. Образ тела здоровых шестилетних детей формируется через положительный телесный опыт и адекватные представления о своем теле [21]. Та или иная осанка проявляется в различных положениях тела: стоя, сидя, при ходьбе и даже во время игр, развлечений, трудовых действий. При этом людей с правильной осанкой видно сразу. Именно такие люди оказываются более всего заметными. Человеческий мозг способен оценить физическую привлекательность другого человека в считанные секунды [30]. Это касается как лица, так и фигуры. Пропорции тела играют существенную роль и в выборе партнера. Женщины, более симметричные в строении тела, пахнут более сексуально [31]. Для человека типично связывать привлекательность с высоким социальным статусом. И наоборот, люди с высоким социальным статусом отличаются большей привлекательностью, которая включает и хорошее телосложение, и осанку [3]. Высокий статус может обозначаться горделивым положением головы и прямой осанкой, тогда как низкий социальный статус и подчиненное положение выражаются в сутулости и манере подавать корпус вперед [26]. О более низком статусе свидетельствует также и то, что человек прогибает голову, закрывает тело руками, сжимается. Наклон вперед и общая расслабленность позы показывают, что человек, стоящий перед ним, ему симпатичен. Манера говорить с приподнятыми плечами и развернутыми наружи ладонями свидетельствует о беззащитности и неприспособленности человека. Чтобы расположить человека к себе, нужно слегка податься корпусом вперед, сидеть прямо, не сутулясь. Такое положение свидетельствует об открытости человека, с которым можно иметь дело, показывает, что этот человек - достойный партнер. Грация и здоровье основываются на равновесии между волей и желанием. Если нас принуждают, мы теряем свою грацию и наше тело становится механическим. В нашей жизни воля определяет большую часть наших движений наперекор стремлениям тела. Каждый человек, дух которого сломлен, носит в себе подавленную ярость, замкнутую в напряженных мышцах верхней части спины и плеч. Это проявляется в виде нарушения естественных линий спины как преувеличенная выпуклость ниже плеч или в нижней части спины - это лордоз, или уплощение естественного поясничного изгиба. Уплощение этого отдела позвоночника выдвигает таз вперед, подавляя у человека чувство уверенности в себе. Такая позиция является эквивалентом подогнутого хвоста у собаки [15]. Человек с жесткой спиной, без хорошей гибкости, не способен свободно сгибаться и не способен к гибкости в своих убеждениях. Напряжение в шейном или поясничном отделе может привести к возникновению грыжи межпозвонкового диска. Некоторые люди имеют или очень сильные ноги или очень развитый плечевой пояс, в основе такой диспропорции телосложения - неуверенность, сказывающаяся на осанке. Выразительность тела, движений, мимики, жеста - элемент коммуникативной связи человека с человеком, неотрывный от речи. Жизнь тела становится выразительницей жизни духа, вбирает в себя и ее нравственное содержание, и ее эстетические проявления, но ее суть, ее качественное своеобразие состоят именно в направленном на восприятие другими людьми выражении собственных духовных состояний кинетическим (телесно-динамическим) языком. Учение М.Р. Могендовича [17] о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в результате физического труда, это приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ, развитию дегенеративных заболеваний и др. Правильная осанка создает благоприятные условия для работы двигательного аппарата. При правильной осанке мышцы, удерживающие тело в равновесии, находятся в наименьшем напряжении, тонус их равномерен, что обеспечивает готовность мышц к двигательной деятельности. Позиция с заблокированными коленями делает жесткими ноги и снижает чувствительность в них. Такая позиция препятствует выполнению коленями функции амортизаторов тела. Нужно стоять с чуть согнутыми коленями, готовым к различным неожиданностям, разместив центр тяжести на половине расстояния между пятками и большими пальцами. Многие люди принимают пассивную позу, из которой невозможно движение вперед, обычно они признают, что приняли пассивную позицию по отношению к жизни вообще. Человек настолько молод, насколько молоды его ноги гибкие и расслабленные [19]. Способ постановки стоп также важен для правильной геометрии тела. Главная сила, поддерживающая свод стопы на нормальной высоте, мышцы. Если эти мышц плохо выполняют свою работу, свод стопы опускается, кости стопы и голени смещаются, связки постепенно растягиваются и теряют упругость. Это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата. Постоянные колебания при ходьбе и беге уже не гасятся, а передаются на коленные и тазобедренные суставы, а затем и на позвоночник [23]. Таким образом, обобщая все вышесказанное, правомерно сделать вывод о том, что осанка характеризует здоровье человека, его физическое развитие (в том числе телосложение), физическую подготовленность и является интегративным показателем его физического состояния. Поэтому формирование осанки приобретает первостепенное значение в процессе физического воспитания школьников. Литература 1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. - М.: Наука, 1973.-279 с. 2. Античное наследие в культуре возрождения. - М.: Наука, 1984. - 285 с. 3. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура.- М.: Научный мир, 2004.- 437 с. 4. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 204 с. 5. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Радионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр "Академия", 2003. - 240 с. 6. ВОЗ: Устав. Женева, 1968, с. 1. 7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН, 1956. - 519 с. 8. Давиденко Д.Н., Касимиро Андухар А.Х., Ананьев В.А. и др. Физическая культура. Теоретический курс: Учеб. пособие. - СПб.: НИИ химии СпбГУ, 1999.- 250 с. 9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1979, т. 2, с. 693. 10. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. - М.: ФиС,1969. -200 с. 11. Кавина Т.А. Управление судьбой: тело - информационный код жизни. - СПб.: Невский проспект. 2001.- 160 с. 12. Краковяк Г.М. Воспитание осанки. Гигиенические основы.: Пособие для учителей и родителей. - Л.: Просвещение, 1959. - 135 с. 13. Лисицин Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. - СПб.: Гиппократ, 1992. - 416 с. 14. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 1988.- 141 с. 15. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергический анализ тела. - М.: Ин-т гуманитарных исследований. 2000. - 208 с. 16. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: ИПЛ, 1956, с. 122. 17. Могендович М.Р. Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции. - Пермь,1972. - 35 с. 18. Перфильева И.Ю. Заболевания позвоночника. - СПб.: ИГ "Весь", 2005. - 128 с. 19. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: Расширенная версия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с. 20. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. С.Н. Попова. Изд. 3-е. - Р н/Д: Феникс, 2005. - 608 с. 21. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами: Автореф. канд. дис. М.,1996.- 17 с. 22. Салов В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры: Докт. дис. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 327 с. 23. Ситель А.Б. Соло для позвоночника. М. 2006. - 224 с. 24. Соколова Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.- 215 с. 25. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Олимпия-Пресс, 2005. - 528 с. 26. Уэйнрайт Г. Язык тела. - М.: ГРАНД ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 317 с. 27. Филоненко А.И., Кравченко Т.М., Удовиченко С.А. О формировании культуры здоровья студентов аграрного вуза при физическом воспитании в специальных медицинских группах: Матер. всерос. науч.-практ. конф. // Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России. - Петрозаводск-Сортавала, 2005, с. 25-28. 28. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пос. - М.: ВЛАДОС, 2004. -367 с. 29. Fisher S., Cleveland S. Body Image and Personality. Princeton, 1958.- Р. 361. 30. Johnston V.S., Oliver Rodriguer J.C., 1997. Facial beauty and the late positive component of event-related potentials // The Journal of Sex Research. Vol. 34. P. 188-198. 31. Rikowski А., Grammer К., 1999. Human body odour, symmetry und attractiveness // Proceeding Royal Societi of London. Vol. 266. P. 869-874. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|