ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕОМОТОРНЫХ ПРИНЦИПОВ ФЕНДЕЛЬКРАЙЗА И ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

О.В. Татевосян
Московский пихологический университет, Москва

Художественная гимнастика - это совокупность многообразных, сложных движений при слуховом, зрительном и кинестетическом восприятии, что требует помимо мозжечковой деятельности совместного участия левого и правого полушарий головного мозга при сообщении их через мозолистое тело ("кабельная" система для передачи информации).

По мнению автора, выступление гимнастки по своей сложной координированности движений при активном сенсорном восприятии соответствует игре музыканта на инструменте.

Традиционно многие тренеры при обучении ограничиваются только вербальным подходом, что крайне неэффективно для усвоения материала. Человек имеет три основных сенсорных канала для получения информации из окружающего мира: зрение (визуальный), слух (аудиальный) и ощущения тела (кинестетический канал) - их совместное использование приводит к максимальному результату в обучении. Поэтому нельзя ограничиваться только одним из каналов восприятия. Не случайно в восточных традициях обучения используют все три сенсорных канала в отличие от западных школ.

Правильное первоначальное исполнение элемента достигается обязательным наличием визуальной модели, используя которую, гимнастке легче создать собственную зрительную модель элемента упражнения и воспроизвести её, так как зрительный канал - это более активный и достоверный путь достижения нужного образа движения.

Следует обратить внимание гимнастки на необходимость, помимо запоминания общего рисунка элемента упражнения, понаблюдать за любыми особенностями поведения исполнителя в действии, в частности за движениями глаз, показывающими внутреннюю стратегию выполнения упражнения:

а) визуальное воспроизведение рисунка движений (глаза направлены вверх);

б) аудиальный механизм, запускающий движения (глаза по средней линии);

в) кинестетическое воспроизведение движений (глаза направлены вниз).

Возможно несовпадение глазодвигательных реакций между исполнителем и обучающейся гимнасткой из-за индивидуальных особенностей восприятия действия (информации) сенсорных каналов. В этом случае обучающаяся гимнастка должна перенять успешную стратегию поведения с последующим проверочным воспроизведением изучаемого элемента упражнения.

Далее для глубокого запоминания мышечной модели гимнастка должна мысленно воспроизвести исполнение этого элемента, вспоминая телесные ощущения, а не просто воспроизводить в памяти рисунок движения. Согласно методу Фенделькрайза, чтобы обучить мозг, не напрягая мышцы, целесообразно мысленно выполнять движения, лёжа или сидя на полу, чтобы ослабить сгибающие и разгибающие мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении.

В дальнейшем в процессе тренировки чередование мысленного и телесного исполнения сокращает продолжительность обучения элементу, снижает уровень травматизма и эмоциональную нагрузку.

Психосоматический подход в сочетании с моделированием успешного выполнения движения, применяемый в нейролингвистическом программировании, автор иллюстрирует на примере элемента упражнения "Бросок обруча с последующими двумя кувырками и ловлей предмета ногами".

В этом элементе необходимо обеспечить правильную траекторию полёта предмета и быстрое вращение тела на полу, закончив элемент, лёжа в положении на спине, попадая ногами в приземляющийся обруч, прижимая его к полу. Основная трудность при обучении этому элементу - ловля предмета ногами: успешность этого определяется точностью выполнения предыдущих движений.

Обучение этому элементу было опробовано с гимнасткой, кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике Катей Х., 12 лет, при подготовке для выступления на чемпионате Москвы.

Вышеописанный элемент, включённый в её программу, является элементом повышенной трудности в связи с необычностью ловли обруча ногами. При подготовке к соревнованиям необходимо было вставить в упражнение эффектный элемент с повышенным риском, что оценивается судьями более высоким баллом.

В процессе традиционных тренировок с вербальным объяснением выполнения элемента все попытки добиться чёткого исполнения упражнения были безуспешными. Многократное повторение элемента приводило к травматизму спины в связи с частыми ударами тела о пол и голени при ловле обруча и, самое главное, к эмоциональным срывам, замедляющим процесс обучения. Всё это является негативным "якорем" при выполнении элемента на соревнованиях.

Чтобы в короткие сроки освоить этот элемент, юная гимнастка, обратилась за помощью к автору статьи. Используя психосоматический подход в обучении сложнокоординированным движениям, спортсменке было предложено просмотреть видеозапись исполнения этого элемента знаменитой гимнасткой. При этом обратить внимание на глазодвигательные реакции, мимику, жесты, пластику спортсменки, успешно выполняющей этот элемент в зале, и создать свою мышечную модель. После этого Катя Х. должна была описать эту модель вербально, создав для себя словесную матрицу, и сразу же воспроизвести модель телесно (выполнить элемент). Первые две попытки были недостаточно уверенными, зато третья попытка оказалась удачной. Она была закреплена мысленно: гимнастке предложили 10 раз мысленно восстановить телесные ощущения в соответствующей последовательности, сидя на ковре с закрытыми глазами. При этом наблюдалось едва уловимое движение тела, что является признаком мысленного закрепления мышечной модели. Затем элемент шесть раз был выполнен гимнасткой на ковре. Катя получила домашнее задание: в течение двух дней, перед сном, мысленно повторять этот элемент 5 - 6 раз. При следующей встрече, состоявшейся через день, Катя из десяти повторений элемента упражнения восемь выполнила безупречно. При повторном цикле такого обучения было достигнуто точное исполнение изучаемого элемента. Общая затрата времени составила три тренировочных дня.

По этой же методике обучения Катя освоила и другие сложные элементы своих композиций. Качество выполнения упражнений позволило ей занять 2-е место на первенстве Москвы по программе кандидатов в мастера спорта.

Предлагаемая методика освоения сложнокоординированных и трудноисполнимых элементов в художественной гимнастике, основанная на фундаментальных достижениях в психосоматике, а также моделировании успешного выполнения движений с привлечением основ нейролингвистического программирования (НЛП), позволяет автору определить эффективное направление в тренировочном процессе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!