МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ


Abstract

CONCEPTUAL APPROACH TO FORMATION OF EQUILIBRIUM AT ENGAGED IN IMPROVING AEROBICS

E.V. Loshenko, The assistant to faculty of physical education

L.D. Nazarenko, Dr. Hab., professor

The Ulyanovsk state pedagogical university, Ulyanovsk

Key words: improving aerobics, motor coordination, equilibrium, aesthetic potential of physical exercises, technology of development.

The concept of the formation of the equilibrium offered by the authors at the simultaneous realization of the aesthetic potential of the used physical exercises, essentially should increase the efficiency of training of the ones who is engaged in the improving aerobics.

Thus, the results of the pedagogical experiment have shown the necessity of the special orientation of the training process on the development and perfection of the equilibrium as to one of the basic motor coordinations in the improving aerobics.

The analysis of the special literature and studying the experience of the leading trainers testify to the underestimation of special work on the formation of aesthetic knowledge, aesthetic representations, perfection of the aesthetic feelings as a necessary component of familiarizing with the beauty of movements, the realization of the aesthetic potential of motor actions.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РАВНОВЕСИЯ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ

Ассистент кафедры физического воспитания Е. В. Лошенко
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Доктор педагогических наук, профессор Л. Д. Назаренко
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, двигательные координации, равновесие, эстетический потенциал физических упражнений, технология развития.

Особенностью оздоровительной аэробики является комплексное воздействие на все физиологические системы организма с помощью постепенно увеличивающейся физической нагрузки. Равномерное повышение объема и интенсивности мышечной работы обеспечивает постепенный прирост показателей качественных характеристик двигательной деятельности; согласованность физиологических и двигательных функций.

Оздоровительная аэробика не нацеливает на высшие спортивные достижения. Она не связана с большими мышечными и нервными нагрузками, с жестким самоограничением, подчинением всей жизнедеятельности достижению поставленной цели. Умеренная, разнообразная нагрузка снимает стрессы различного характера, излишнее напряжение и формирует жизненно необходимые умения и навыки. Это обусловливает принципиально новую мотивацию в процессе занятий физическими упражнениями. Создаются условия достижения гармонии в физическом и духовном развитии, повышения общего уровня культуры, приобщения к красоте, так как каждое физическое упражнение заключает в себе определенный эстетический потенциал, воздействующий на формирование чувства прекрасного [3-6].

Занятия оздоровительной аэробикой, наряду с другими задачами, призваны обеспечивать необходимый объем знаний о красоте движений. Различные аспекты и особенности двигательной деятельности, направленные на создание прекрасного (композиции выступлений, новые оригинальные элементы, различные сочетания физических упражнений), усиливают их эстетическую направленность. Это позволяет воспитывать эстетические представления, формировать эстетические чувства и ощущения, что способствует появлению привычки к эстетической самооценке двигательной деятельности, действий, поступков, а также оценке окружающей действительности по критериям красоты.

Эстетический потенциал физических упражнений включает в свое содержание определенный характер протекания физиологических процессов под воздействием специфической мышечной нагрузки. Эстетическое выполнение физических упражнений достигается при многократном повторении как отдельных элементов, так и двигательного акта в целом.

В содержании оздоровительной аэробики имеются большие резервы для самосовершенствования человека, реализации природных возможностей, обеспечения оптимального объема двигательной активности. Однако целевой установки на усвоение оригинальной композиции и успешное выступление по заданной программе, на наш взгляд, недостаточно для более полного удовлетворения разнообразных запросов и потенциала занимающихся.

Выполнение упражнений может быть высокоэстетичным лишь при достижении оптимальной амплитуды и свободы движений, что обусловливает необходимость развития качественных сторон двигательной деятельности.

Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении двигательных действий связана с проявлением устойчивости тела. Без соответствующего уровня развития равновесия сложно овладеть рациональной техникой физических упражнений. Оптимальный уровень устойчивости тела обусловливает экономизацию энергии - один из основных критериев рациональности спортивной техники [1, 2].

Формирование равновесия обеспечивает легкость и свободу движений, рациональный ритм двигательных действий, точность расположения звеньев тела, что является важными элементами красоты физических упражнений. Направленность занятий на совершенствование ведущих двигательных координаций, в том числе на повышение устойчивости тела, должно параллельно раскрывать эстетический потенциал физических упражнений [4].

Предлагаемая концепция формирования равновесия при одновременной реализации эстетического потенциала используемых физических упражнений призвана, на наш взгляд, существенно повысить эффективность подготовки занимающихся оздоровительной аэробикой.

Цель данной работы - экспериментальное обоснование выдвинутой концепции.

Задачи: 1. Выявить уровень эстетических представлений занимающихся аэробикой о красоте выполнения физических упражнений.

2. Показать зависимость повышения эстетики двигательных действий от степени устойчивости тела занимающихся оздоровительной аэробикой.

3. Апробировать технологию формирования равновесия и раскрыть эстетический потенциал используемых физических упражнений.

Для решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент с участием 34 девочек-подростков 12-14 лет. Две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) - включали по 17 занимающихся в каждой. КГ занималась по общепринятой методике, пользуясь программой, утвержденной Федерацией аэробики. В ЭГ наряду с этой программой использовалась технология формирования равновесия по его основным проявлениям с эстетической направленностью на усвоение изучаемых упражнений. В процессе учебно-тренировочных занятий уделялось внимание формированию эстетических знаний, эстетического восприятия и эстетических чувств.

Перед началом педагогического эксперимента были проведены тесты для определения уровня физической подготовленности ("Бег 30 м"; "Челночный бег 3 мин"; "Прыжок в длину с места"; "Сгибание и разгибание рук в упоре лежа"; "Касание носками прямых ног пола за головой из положения лежа на спине"), а также устойчивости тела по ее основным разновидностям. Кроме того, использовались специальные упражнения и критерии оценки для определения степени красоты и выразительности выполняемых двигательных действий, поз, жестов и мимики.

Результаты обработки исходных данных выявили примерно одинаковый уровень физической подготовленности, сформированности равновесия у занимающихся обеих групп и отсутствие различий в понимании красоты движений (р>0,05).

Технология развития и совершенствования равновесия была направлена на повышение общей культуры движений и ознакомление с эстетическим потенциалом используемых физических упражнений. Каждое занятие начиналось с выполнения серии подготовительных и специальноподготовительных упражнений: различных видов ходьбы, бега, прыжков и подскоков, составляющих основное содержание базовых шагов в оздоровительной аэробике. Двигательные задания предусматривали хорошую устойчивость тела при максимальной выразительности и четкости исполнения; сохранение красивой осанки, поз, жестов и мимики.

В основной части тренировки использовались серии прыжковых, вращательных, танцевальных движений, направленных на повышение устойчивости тела (без задержки дыхания), выражающих стремление к максимальной свободе. При этом рассматривались условия выполнения данного двигательного задания: принятие рационального исходного положения, выполнение движений без видимого напряжения, излучая внутреннюю энергию, радость и удовольствие от выполняемых действий.

В процессе занятий после выполнения каждого двигательного задания проводился краткий анализ с комментариями, уточняющими главные моменты приложения мышечных усилий; расстановку акцентов, подчеркивающих выразительность движений; правильность использования жестов и мимики как важных элементов двигательного акта при завершении физических упражнений.

Занимающимся давался определенный объем знаний о красоте двигательных действий, эстетическом потенциале выполняемых упражнений, его значимости для повышения уровня выразительности движений, проявления эстетических чувств. Это способствовало повышению интереса к занятиям, работоспособности и эмоционального фона занятий.

В основной части тренировочного занятия кроме традиционно используемых средств оздоровительной аэробики применялись разнообразные игры, игровые упражнения и соревновательные моменты для прироста показателей равновесия. Включались также задания, предусматривающие расширение эстетических знаний, способствующие формированию эстетических представлений, эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств, а также упражнения для развития внимания, двигательной памяти, рациональной осанки, культуры жестов, мимики и поз.

Через 10 месяцев систематических занятий были проведены повторные тесты для выявления уровня общей физической подготовленности, а также определения темпов прироста устойчивости тела. Как показали результаты исследований, по уровню общей физической подготовленности существенных различий не было выявлено (р>0,05).

Выполнение специальных упражнений для определения темпов прироста равновесия, выразительности движений, красоты поз, жестов и мимики позволило установить существенные различия в темпах прироста устойчивости тела по ее основным разновидностям.

Установлены достоверные различия (р<0,05) в темпах прироста равновесия КГ и ЭГ (см. рисунок). Так, темпы прироста равновесия при выполнении базовых шагов в ЭГ составили 11,7 %, в то время как в КГ - 4,2 %, темпы прироста устойчивости тела в прыжках и прыжковых упражнениях в ЭГ составили 9,8 %, в КГ - 5,6 %, темпы прироста при выполнении вращательных движений в ЭГ составили 8,9 %, в КГ - 5,3 %.

Кроме того, нами исследовалось изменение показателей общей культуры движений по специально разработанным критериям: выразительность движений, сохранение рациональной осанки, способность скрыть потерю равновесия с помощью дополнительных движений, оригинальность поз, жестов, мимики и др. Выразительность двигательных действий, четкость расположения звеньев тела, красота поз, жестов, мимики оценивались экспертной группой по 5-балльной системе. Средняя оценка в ЭГ составила 4,4 балла, в КГ - 3,5 балла.

Темпы прироста равновесия у занимающих ся оздоровительной аэробикой

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали необходимость специальной направленности тренировочного процесса на развитие и совершенствование равновесия как одной из основных двигательных координаций в оздоровительной аэробике.

Анализ специальной литературы и изучение опыта ведущих тренеров свидетельствуют о недооценке специальной работы по формированию эстетических знаний, эстетических представлений, совершенствованию эстетических чувств как необходимого компонента приобщения к красоте движений, реализации эстетического потенциала двигательных действий.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 166 с.

3. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151 с.

4. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с.

5. Сараф М.Я. Эстетика спорта // Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1974. - 35 с.

6. Столяров В.И. Спорт и современная культура. Методический аспект // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 7, с. 2-5.


Home На главную Library В библиотеку Forum Обсудить в форуме up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Реклама: