МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ


Abstract

FORMING OF RHYTHM IN COLLECTIVE ACTION AMONG ONES WHO IS ENGAGED IN IMPROVING AEROBICS

L.D. Nazarenko, Dr. Hab., professor

Uliyanovsk state pedagogical university, Uliyanovsk

L.I. Kostyunina, senior teacher

Uliyanovskiy technical university, Uliyanovsk

Key words: rhythm, improving aerobics, collective rhythm, stimulative development

The show and harmony of the building to compositions, success of the pefomance depend on the level of the formed collective actions. The authors designed the methods of the stimulative development of rhythm in the collective action among the ones who is engaged in the improving aerobics. The system of the facilities and methods, perfecting not only the rhythmic and proportional motor action, but also increasing the physical preparedness of the engaged ones was elaborated.


ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ

Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Старший преподаватель Л.И. Костюнина
Ульяновский технический университет, Ульяновск

Ключевые слова: ритмичность, оздоровительная аэробика, коллективный ритм, стимулируемое развитие.

В системе базовых двигательных координаций ритмичность занимает особое место. Благодаря способности к организации двигательной деятельности осуществляется построение новых алгоритмов движений, что приводит к упорядочению во взаимодействии элементов двигательного акта и достижени ю гармонии. Поэтому движения с ритмической основой отличаются логическим построением, слаженностью, зрелищностью и обеспечивают целостное восприятие композиции [1, 2, 4].

Для оздоровительной аэробики характерны коллективные выступления, зрелищность которых определяется уровнем развития особой разновидности ритмичности - коллективного ритма. Данная разновидность характеризуется достижением полного единства действий всех членов команды, способностью к точному восприятию и воспроизведению упражнений по их пространственным, временным и силовым параметрам. Композиция коллективных выступлений включает в свое содержание статические и динамические позы; разнонаправленные движения, основанные на изменении темповых характеристик и постоянном перераспределении мышечных усилий [3 - 5].

Это предъявляет высокие требования к совершенствованию проприоцептивной чувствительности и всей системы анализаторов, их взаимодействию; развитию эмоциональной сферы, обусловливающей уровень сформированности эстетического компонента физических упражнений. Формирование коллективного ритма - сложный процесс, результаты которого определяются совокупностью мыслей и образов, способностью к адекватному воспроизведению их основных параметров, пониманию структурных особенностей, составляющих двигательный ритм. Таким образом, единство, согласованность и соразмерность действий команды суть основное содержание коллективного ритма, от уровня сформированности которого зависит успех выступлений команды [3].

Цель данного исследования - разработка и проверка эффективности методики развития коллективного ритма у занимающихся оздоровительной аэробикой. Для реализации поставленных целей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 67 студенток 18-20 лет. Были организованы экспериментальная - ЭГ (34 чел.) и контрольная - КГ (33 чел.) группы, занимающиеся в течение 10 месяцев под руководством одного и того же тренера-преподавателя. КГ обучалась по традиционной методике, осваивая упражнения, предусмотренные программой физического воспитания для вузов (специализация "Оздоровительная аэробика" ).

В ЭГ наряду с общепринятыми средствами использовались специальные двигательные задания, направленные на формирование коллективного ритма. Перед началом эксперимента был определен уровень физической подготовленности по следующим основным видам физических упражнений:

- бег на 500 м;

- прыжок в длину с места;

- бег со сменой направления;

- прыжок в высоту с места;

- удержание заданной позы (вертикально на носке одной ноги, вторая согнута в колене, носок прижат к колену опорной ноги - 5 с).

Из специфических двигательных заданий, направленных на определение уровня проявления коллективного ритма, занимающиеся выполняли одновременно 4 физических упражнения:

- наклон вперед;

- приседание ;

- взмах правой ногой вперед, приставить ;

- выпад правой ногой.

Каждое движение выполнялось на 2 счета в одинаковом темпе и ритме, без пауз и занимало не более 5 с.

Исходные данные в ЭГ и КГ не имели существенных различий, что свидетельствовало примерно об одинаковом уровне физической подготовленности всех занимающихся (р>0,05).

Успешность развития коллективного ритма в значительной степени зависит от характера используемой музыки. Предпочтение отдавалось мелодиям с четко выраженным ритмом мажорного характера, с изменением темпа в разных частях от медленного к быстрому, дающему возможность выполнять движения с широкой амплитудой. Многократно прослушивая музыкальное сопровождение, занимающиеся ЭГ вначале хорошо усваивали особенности музыкального произведения, его динамику, оптимальное распределение сильных и слабых долей, мысленно представляя характер танцевальных действий, максимально соответствующих характеру мелодии. Хлопками отмечалось начало и окончание двигательного акта, подчеркивалось начало выполнения танцевальной дорожки, переходов от одних упражнений к другим, определялись моменты для выполнения статических (не менее 2 с) и динамических (1 с) пауз, характер чередования различных упражнений (взмахов, наклонов, приседаний, поворотов, прыжков, подскоков).

Большое внимание уделялось отработке согласованности движений, составляющих содержание структуры двигательного акта. С этой целью занимающиеся вслух проговаривали момент начала и окончания подготовительной, основной и заключительной фаз двигательного действия, развития главного и дополнительного усилий, движений с малой, средней и большой амплитудами.

Динамика показателей физической подготовленности и соразмерности двигательных действий у девушек 18-20 лет контрольной и экспериментальной групп: 1 - бег на 500 м; 2 - прыжки в длину с места; 3 - бег со сменой направления; 4 - прыжки в высоту с места; 5 - при сохранении вертикальной позы; 6 - соразмерность двигательных действий

От занимающихся требовалось проявление максимального внимания, сосредоточенности и ответственности. Для понимания структуры двигательного действия его выполняли вначале под счет тренера, при этом каждый из участников мысленно проговаривал счет. При выявлении моментов несовпадения движений по пространственным и временным параметрам двигательное действие выполнялось под коллективный счет перед зеркалом с использованием разметки на полу, что помогало лучше ориентироваться в пространственных параметрах двигательного акта. После этого двигательное задание выполнялось с музыкальным сопровождением. Сначала предпочтение отдавалось замедленному темпу, а по мере достижения согласованности и соразмерности движений темп музыки приобретал обычный характер.

С первых дней обучения серьезное внимание уделялось выразительности движений. Выражением лица, мимикой, положением головы девушки подчеркивали содержание мелодии: начало и окончание двигательного действия, изменение направления, усиление и ослабление прилагаемых мышечных усилий, изменение амплитуды движений. Особенно обращалось внимание на одновременность выполнения поз - наиболее зрелищных моментов программы выступления. Это достигалось с помощью метронома, задающего четкий ритм движений, специальной разметки на полу, использования звуковых и световых сигналов, определяющих длительность каждого элемента двигательного акта.

Соразмерность двигательных действий при коллективном ритме достигалась сопоставлением собственных усилий с усилиями партнеров. С этой целью тренер-преподаватель хлопками, голосом и другими звуковыми сигналами задавал моменты приложения основных мышечных усилий, слабыми хлопками, сообщая о необходимости уменьшени я мышечного напряжения и изменения амплитуды движений. Коллективное выполнение простых по структуре двигательных действий приобретает особую красоту и выразительность при достижении единства, согласованности и соразмерности движений. С этой целью занимающиеся выполняли следующие упражнения:

- стоя в шеренге, положить руки на плечи впередистоящего , с началом музыкального такта - наклон вперед, выпрямление, наклон назад, поворот налево, направо, затем все повторить. Тесное соприкосновение друг с другом обеспечивает ощущение целостности организма с присущим ему единым ритмом;

-взяв партнера за пояс с одной и с другой стороны, каждый занимающи йся (также в шеренге) выполнял наклон вперед - выпрямление, приседание с последующим вставанием, взмах правой ногой вперед с приставлением, взмах левой ногой с приставлением и все сначала. Первые попытки выполнялись при групповом подсчете ритма движений вслух, что вместе с музыкальным сопровождением позволяло легче ориентироваться в пространственных, временных и силовых параметрах движений;

- подняв руки вверх и соединив их с руками стоящего рядом партнера, студентки выполняли опускание рук вниз, поднимание вверх, поворот вправо руки в стороны;

- исходное положение то же, в другую сторону и т.д.

Разнонаправленные движения с перемещением в различных плоскостях формируют навыки более свободной ориентировки в различных условиях выполнения физических упражнений, что также способствует развитию коллективного ритма. Усложнение двигательных заданий достигалось путем изменения и усиления темпо-ритмовых характеристик, амплитуды, смены направления, а также использования различных мелодий, исходных и конечных положений (в приседе, в различных наклонах, выпадах, седах на полу и т.д.), применения разных статических поз.

Через 10 месяцев систематических занятий (2-3 раза в неделю по 1,5 ч) было проведено повторное исследование с использованием контрольных упражнений для определения общей и специальной подготовленности. Полученные результаты позволили выявить положительную динамику прироста показателей в обеих группах при более ярко выраженных темпах прироста в ЭГ (см. рисунок). Так, прирост показателей в беге на 500 м в КГ составил 2,3%, в ЭГ - 5,1%. Прирост показателей в прыжках в длину с места в КГ - 2,7%, в ЭГ - 4,8%; в беге со сменой направления в КГ - 2,4%, в ЭГ - 4,5%; в прыжке в высоту с места прирост в КГ составил 1,9%, в ЭГ - 3,4%, при сохранении вертикальной позы: в КГ - 3,4%, в ЭГ - 5,6%.

Прирост показателей при выполнении упражнений, направленных на соразмерность двигательных действий , составил в КГ 4,7%, в ЭГ - 7,3%.

Таким образом, коллективный ритм поддается успешному развитию и совершенствованию при условии системного подхода к выбору и использованию двигательных действий, наиболее соответствующих характеру коллективных действий, выполнение которых подчиняется определенным закономерностям при групповом выполнении. Музыкальное сопровождение оказывает значительно большую помощь при формировании коллективного ритма при условии постепенного усложнения его использования; усвоения музыкальных форм и мелодий, начиная с более простых, переходя к их последующему усложнению. Требования высокой выразительности с первых дней занятий позволяют занимающимся лучше понять и воспроизводить характер каждого двигательного действия, что также способств ует формированию коллективного ритма.

Итак, совершенствование ритмичности коллективных действий требует специальной разработки методики и целостного использования разных средств и методов, составляющих единый комплекс технических средств и эмоционального воздействия.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151 с.

3. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков: Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - 332 с.

4. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.

5. Shephard R.J., Bouhard C. Associations between health behaviors and health related fitness. Brit. Journ. Sports Med., 1996. - № 30. - Р. 94-101.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: