ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ


Abstract

TRADITIONAL WUSHU. ADAPTIVE TECHNIQUE OF EXERCISE FOR CHILDREN OF YOUNGER AND MIDDLE SCHOOL AGE

L.M. Kalakauskene, Ph. D., lecturer O.V. Kustov the Chajkovskiy state institute of physical culture. Chajkovskiy

Key words: physical culture, traditional wushu, technique of exercise, adaptation, practice focused orientation.

Wushu is a unique alloy of corporal and spiritual practice of self-improvement. In traditional wushu it is necessary to train first of all endurance and comprehension of yourself in the environment. In the article there is offered an experimental program of the adapted technique wushu for children of 6-12 years. The great part of the program is given to the methods of formation of a character and a personality, there is revealed the experience of attraction of children and teenagers to exercise. The program consists of 8 blocks - game and imitating exercises; work with elements; dexterity and power; skills of self- defense; concepts "Centre" and "Axis"; rhythm; oriental culture; the organization of sports actions.


ТРАДИЦИОННОЕ УШУ. АДАПТИВНАЯ МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Калакаускене
О.В. Кустов

Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: физическая культура, традиционное ушу, методика занятий, адаптация, практико-ориентированная направленность.

Популярность боевых искусств Востока в западном мире вот уже несколько десятилетий остается высокой - это уникальный сплав духовной и телесной практики, самосовершенствование, куль тура и философия... [5, 9, 10, 12].

Китайское ушу занимает здесь центральное место, но определить эту систему однозначно невозможно, так как в разные периоды истории к ушу относили технику владения оружием и рукопашный бой, способы оздоровления и врачевания, народные праздничные ритуалы и танцы, цирковые выступления. И при всем при этом ушу стало истоком для всех своих "собратьев" (каратэ, дзюдо, айкидо, муайтай, вьетводао и др.). И в то же время (особенно в России) ушу ассоциируется с китайской "военизированной" гимнастикой, искусством хореографии и балета [1, 3, 7].

Но цели и мотивы занятий каждый определяет для себя сам. Сей час наиболее привлекательными становятся те стили, история которых насчитывает столетия, т.е. традиционные стили ушу. В традиционном ушу следует тренировать не только те качества, которые не обходимы в борьбе, драке, но и человеческие качества, в первую очередь осознание и выдержку. Если брать традиционное, очень глубокое ушу, то при правильном преподавании это не только тренировка боевых техник, но и обязательно разделы, связанные с пониманием себя, пониманием мира и того, как ты действуешь в этом мире.

Известно, что психический, физический и духовный аспекты существования человека тесно связаны и влияют друг на друга. Эти взаимосвязи учтены в методиках ушу, поэтому занятия делают человека более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте [7]. Существует и другое мнение, что использование восточных систем в российских дошкольных учреждениях требует специальных исследований и не может быть однозначно рекомендовано [13], в то же время уже имеется экспериментальный опыт, подтверждающий положительное влияние занятий ушу [2] на организм детей 5 7 лет. И все же отсутствие четко проработанной методологической базы в ушу уже заставило многих тренеров обратиться за опытом и наработками к другим видам физической активности [4].

Проблема физического воспитания детей в настоящее время привлекает многих специалистов в связи с низкой физической подготовленностью подрастающего поколения к современной жизни [12].

Особого внимания заслуживает вопрос о содержании авторских программ оздоровительной физической тренировки и форм проведения занятий, использовании различных вариантов дыхательной, суставной, ритмической гимнастики, элементов восточных боевых искусств, самомассажа, музыкального сопровождения, а также обсуждение нравственно-этических вопросов [6].

Сейчас созданы и продолжают разрабатываться разнообразные концепции и программы по физическому воспитанию разного уровня сложности, системы дополнительных занятий физической культурой, для того чтобы повлиять на уровень двигательной подготовленности детей, улучшить функциональное состояние систем организма, снизить последствия стрессовой педагогики, сформировать положительное от ношение к занятиям физической культурой [8].

В современных условиях решение социально важных задач физического воспитания детей осложняется рядом факторов, в числе которых: нехватка уроков физической культуры, недостаточный интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями, отсутствие навыков самостоятельных занятий. В связи с этим возникла необходимость в разработке инновационных педагогических технологий и учебных про грамм по физической культуре с целью повышения эффективности педагогических воздействий [11].

Актуальность и новизна программы. Возвращаясь к ушу, нужно отметить, что в России сейчас более широко распространено спортивное ушу, разработана методика подготовки спортсменов. Но работать на высокий результат могут не все. Ушу являлось и является элитным видом, его технический арсенал так огромен и сложен, что освоение тех или иных традиционных или спортивных техник представляется весьма сложной задачей. Предлагается экспериментальная программа занятий, разработанная на основе упражнений традиционного ушу "внутреннего" направления. Инновационность программы состоит в новом подходе к древним методам, перестройке их на современный лад, не теряя при этом всех их ценностей и принципов.

Практико ориентированная направленность. Каждый, кто приобщается к воинской куль туре Востока, встает на путь укрепления и оздоровления духа и тела. Эффективные, зрелищные и полезные упражнения ушу должны помочь сгладить физическое и эмоциональное напряжение современной жизни, научить детей концентрировать свое внимание. В процессе занятий можно обрести внутреннюю гармонию и оптимизм, совершенствовать свои физические качества, узнать много интересного и полезного о восточных традициях и через них развивать чувство патриотизма и любви к своей Родине и ее истории.

Мы закладываем стремление к высоким целям, учим тому, что жизнь - это счастье и радость, учим противостоять трудностям и ударам судьбы.

Формирование характера и личности в процессе реализации программы. По убеждению старых мастеров занятия ушу воспитывают в людях добродетель и направлены на борьбу со злом.

Это реальная философия жизни, она дает представление об окружающем мире, позволяет почувствовать вкус к жизни и учит избегать крайностей во всем. Знания, бережно передаваемые традицией, по могут найти верные ориентиры в этом сложном современном мире. Учение об инь-ян, о полярности всего сущего помогает лучше понимать происходящее, добро и зло становятся реально исследованными категориями в процессе наблюдения, анализа и медитации.

Почему из подвижных, любознательных и активных детей часто вырастают люди с потухшими глаза ми? При ответе на этот вопрос мы решили не критиковать учителей и родителей, а взять на себя ответственность за разработку программы, направленной на формирование полноценной и гармоничной личности, стремящейся максимально реализовать свой потенциал в дальнейшем, способной постоять за себя в самом широком смысле слова.

Именно поэтому так важно правильно выбирать методы и формы работы, идеалы, правильно доносить древнее искусство ушу и его философско-практическую часть.

Техника в программе должна быть гибкой. Нельзя сосредоточиться только на мягкой технике (будет складываться иллюзия умелости), но и нельзя давать жесткую технику. Поэтому необходимо интегрировать разные подходы и техники. Элементы борьбы (бросковые приемы) обязательны, так как в них реализуется детская генетически закрепленная страсть "поваляться-потолкаться". А вот обучать работать даже в жесткой, приближенной к реальной ситуации манере, необходимо, потому что в обычной драке часто ребенок не понимает, к чему может привести излишняя агрессивность. Обусловленные (с заданными параметрами) учебные схватки дают выход повышенной энергии целого ряда детей, которых записали в "трудные" или гиперактивные. Наряду с этим правильно сделанный бросок значительно повышает самооценку ребенка.

Даже на начальном этапе обучения ученикам клуба "Китайский дворик" предоставляется возможность развивать специальные качества и личностные характеристики: владение эмоциями, умение ориентироваться в быстро изменяющихся условиях, с закрытыми глазами, в условиях плохой видимости, способность почувствовать опасность и др. ("Слепец с поводырем", "Салки в усложненных условиях" и др.)

Упражнения на самообладание активизируют резервы, учат спокойствию и мудрости ("Внутренний наблюдатель", "Анабиоз", "Луноход").

Любые отношения важно рассматривать как общение, даже в борьбе или спарринге, даже в ссоре. На начальных этапах дети учатся владеть речью в разных ситуациях, улавливать тончайшие эмоциональные оттенки разговора, что очень важно для избежания конфликта. Для развития нужных качеств используется ряд упражнений, связанных с овладением психоэмоциональным состоянием, чувствованием опасности. Нельзя учить открытости и доброжелательности без обучения чувствованию реальной опасности. Детей необходимо не поучать, а предоставлять им возможность исследовать последствия неправильного поведения в игровых, спарринговых и тренинговых упражнениях (глаза в глаза, поменяться местами, опасный поворот, разговор жестами и др.)

Привлечение детей, подростков и молодежи к занятиям ушу. Занятия в детских группах по ушу в г. Чайковском проходят с 1995 г. Одна из главных целей этих занятий - подготовка ребят к участию в спортивных соревнованиях, поэтому основной тренировочной программой была Единая всероссийская программа по спортивному ушу. С 1997 г. дети младшего и среднего школьного возраста регулярно два раза в год принимали участие в городских соревнованиях по ушу, а самые лучшие пробовали свои силы на турнирах более высокого уровня (Первенство области, Зональное первенство России, Первенство г. Ижевска). Была подготовлена команда, которая успешно выступала в 2000-2004 гг., ее участники становились призерами таких соревнований. В 1999 г. появилось и название у клуба - "Китайский дворик". В 2000 г. совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и администрацией ЧГИФКа был проведен фестиваль спортивно-боевых единоборств, в котором приняли участие команды многих клубов города и гости из Ижевска. В последующие годы в рамках клубной работы про ведено 4 фестиваля ушу, в которых были задействованы дети самого разного возраста, родители, студенты ЧГИФКа. Стало традицией проводить каждое такое мероприятие по-особому - это выступления по ушу, юмористические сценки, викторины и кон курсы творчества. В 2003 г. был поставлен целый спектакль "Битва желтого императора" по мотивам китайских мифов и сказок. Традицией стали и творческие встречи для родителей и детей - "Мир моих увлечений", "Встреча Нового года", походы выходного дня. С 2000 г. поддерживается сотрудничество с Центром реабилитации инвалидов, дети данной категории знакомятся с элементами ушу. "Китайский дворик" принимает участие и в работе городского Центра традиционной культуры - летнего Регионально го межнационального семейного лагеря творчества "Венок Прикамья" (2003 и 2004 гг.). Ушу как учебный предмет изучается студентами ЧГИФКа нескольких специализаций, желающие изучают его в группе спортивно-педагогического совершенствования.

Анализ опыта многолетней работы с разными возрастными группами людей показал, что необходима программа, которая была бы универсальной и подходила для любых занимающихся. В чем заключается такая необходимость? В том, что программа современного спортивного ушу очень сложная, работает для узкого круга людей и направлена на достижение спортивного результата. Традиционные методики тоже рассчитаны на длительный срок занятий, и многие занимающиеся не получают никаких результатов от своих тренировок, не понимают принципов и сути древнего учения. Предлагается "принцип русской мат решки", когда каждое простое, базовое упражнение составляет основу более сложного комплексного упражнения или приема, что подразумевает разные уровни освоения и понимания той или иной техники в зависимости от контингента занимающихся.

В программе ушу впервые рассматривается как целостная система физического воспитания, адаптированная к региональным условиям. Инновационные компоненты:

- традиционное ушу может быть адаптировано к условиям занятий методом "матрешки" для разных категорий занимающихся;

- применение элементов арт-терапии и фольклора; применение интерактивных методов обучения и мультимедиа;

- наличие раздела "Воспитание личности и мотивационное отношение к физической культуре";

- компьютерное тестирование и мониторинг. Предлагаемая программа основана на традиционном ушу.

Все основные упражнения освоены на практических семинарах ведущих в России специалистов по традиционным ушу и цигун, в том числе и у китайских мастеров. Ставка в программе делается на раскрепощение сознания, развитие творчества, интереса к традициям Востока, оздоровление и как следствие - создание комплексного обучения.

Программа занятий. Программа содержит от дельные блоки упражнений, которые служат основой для практических занятий по ушу, а также про ведения физкультурно-спортивных мероприятий.

БЛОК 1. Игровые и имитационные упражнения.

Игры - одно из основных средств физического воспитания, так как они позволяют достаточно эффективно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. В играх создаются благоприятные возможности для раскрытия личностного потенциала ребенка, в них он познает и испытывает самого себя на фоне эмоционального подъема и значительных физических усилий. Игровые развивающие упражнения из арсенала традиционных стилей ушу (синьицюань, багуачжан, наньцюань, цзуйцюань, цацюань) сочетаются с беговыми и прыжковыми упражнениями, суставной гимнастикой и подвижными играми. Упражнения способствуют развитию двигательных качеств, творческих способностей и коммуникабельности, развивают навыки самозащиты.

  1. "Змея" (качества - гибкость, пластичность);
  2. "Тигр" (сила, резкость, точность);
  3. "Обезьяна" (подвижность, ловкость);
  4. "Медведь" (устойчивость, цельность);
  5. "Журавль" (равновесия, легкость);
  6. "Птичий двор" - имитация движений домашних животных (утка, гусь, индюк, петух, свинья, собака и др.), качества - творчество, коммуникативность;
  7. "Орел" (равновесие, точность);
  8. "Дракон" (подвижность, гибкость, координация);
  9. "Ласточка" (скорость, точность);
  10. "Крокодил" (цельность, точность, скорость);
  11. "Ястреб" (скорость);
  12. "Петух" (устойчивость, точность);
  13. "Подводный мир" (пластичность, скорость, внимательность);
  14. "Веселый цирк" (внимательность, точность, творчество).

БЛОК 2. Работа со стихиями.

Древние китайские философы полагали, что существует изначальная материя и два ее начала Ян и Инь. В результате их взаимодействия и борьбы воз никли "5 первостихий": металл, вода, дерево, огонь и земля, из которых и создается все многообразие мира, включая человека. В каждой традиционной школе ушу существовала "работа со стихиями" - образами, предметами и т.д., которые помогали развивать необходимые качества.

  1. Металл (качества - пружинность движений, работа с поясницей, принцип мягкость-жесткость);
  2. Вода (качества - текучесть, плавность, равномерность, смена ритма);
  3.  Дерево (качества - устойчивость, цельность);
  4.  Огонь (качества - быстрота, резкость, активность);
  5.  Земля (качества - устойчивость, твердость).

БЛОК 3. Ловкость и сила, навыки самозащиты.

Упражнения с мячами, в парах (с предметами и без), беговые упражнения и игры ("Третий лишний", "Лежа на матах", "Обезьяньи салки").

БЛОК 4. Понятия "Центр" и "Ось".

В традиционном ушу особое внимание уделяется технике перемещений и отработке боевых стоек, это отличный способ держать корпус с абсолют но прямым позвоночником и укрепить ноги (упражнения "Буратино", "Карандаш", "Шкаф", "Шар").

БЛОК 5. Ритм.

Основной принцип тренировки в ушу - это от работка комплексов (таолу). Система тренировок через таолу выходит из ритуальных танцев, и эти отголоски древности выражаются, например, через групповое выполнение комплекса под музыку, речитативы, напевы, хлопки. Именно эта часть ритуала ушу связана с понятием искусства, когда танец, жест, действие, выкрик, ритм были объединены в одно действие.

БЛОК 6. Восточная культура.

БЛОК 7. Русская культура.

БЛОК 8. Организация ФСМ.

В настоящее время программа апробируется в рамках эксперимента по спортизированному физическому воспитанию в СОШ № 11 г. Чайковского. В эксперименте задействованы учащиеся 3х классов. Она рас считана на 68 ч в год. Для изучения эффективности про граммы на начальном этапе проведено тестирование:

1. Президентский тест (прыжки в длину с места, подъем туловища, наклон вперед, отжимания, вис на перекладине, бег 1000 м).

2. Тест Хрущева (вес, рост, ЖЕЛ, ЧСС, приседания, подъем туловища).

3.Тест Старосты (координационные способности).

4. Психомоторный возраст по Озерецкому.

Программа также внедрена в работу отделения реабилитации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья на базе СОШ № 7. В занятиях участвуют 62 учащихся 3х классов.

Программа апробирована в межнациональном лагере "Венок Прикамья" в течение 2 лет (более 300 участников).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!