Abstract TECHNIQUE OF ORGANIZATION OF GAME "DIALOGUE OF CULTURES" AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE V.S. Yakimovich Ph.D., professor The Volga construction institute of the Volgograd state architectural - building academy, Volzhsky A.G. Alfyorov The Moscow university of consumers' cooperative society, the Volgograd branch, Volgograd Key words: sports education, culture, physical culture, role game, dialogue of cultures. The head idea of this work consists in the construction of the sports education focused on the development of a person as a subject of culture. In the article the authors describe the organization and a technique of realization of a role game "Dialogue of cultures" at lessons of physical culture in higher educational institutions. The basic essence of the role game consists in the search, the analysis and the comparison of senses of physical culture of various cultural-historical epoch (values, forms, functions, means, methods, forms of the organization etc.). With the help of the similar role games authors offer to form effectively the physical culture of the personality of students.
|
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ "ДИАЛОГ КУЛЬТУР" НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Кандидат педагогических наук,
профессор В.С. Якимович А.Г. Алфёров Ключевые слова: физкультурное воспитание, культура, физическая культура, ролевая игра, диалог культур. Ведущая идея нашей работы состоит в построении физкультурного воспитания, ориентированного на развитие человека как субъекта культуры. Соответственно в качестве методологической основы определена теория, в которой культура предстает как антропологический феномен. Это концепция культуры М.М. Бахтина-В.С. Библера [2], в основу которой положен диалогический подход к ее изучению. Суть диалогического подхода заключается в том, что культура рассматривается авторами как "диалог культур" - форма общения ее субъектов. В этом случае выделяются этнические и национальные культуры, создаваемые отдельными народами, нациями. Внутри национальных культур выделяются субкультуры. Это культуры отдельных социальных слоев и групп (молодежная субкультура, субкультура преступного мира и т.д.) Существует также метакультура, которая объединяет разные народы, например христианская культура. Все эти культуры вступают друг с другом в диалог. Чем более развита национальная культура, тем более она тяготеет к диалогу с другими культурами, становясь от этих контактов богаче, ибо впитывает в себя их достижения, но при этом унифицируется и стандартизируется. Существует же культура как общение; как диалог людей различных культуры; как форма свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой выбор, свою судьбу; как творчество, продуктами которого выступают тексты и произведения. Диалог становится центральным моментом культурного бытия человека, способом нахождения им человеческих смыслов, инструментом этого поиска является гуманитарное мышление, то есть мышление о человеке как о субъекте культуры. Продолжая исследования в области диалога культур, В.С. Библер [1, 3] выдвинул тезис: человеческие культуры находятся в постоянном общении. Поскольку каждая существующая в истории культура весьма своеобразна и непохожа на другие, их общение является диалогом. Содержание школы диалога культур - диалог античной, средневековой и современной культур. С этой позиции ученик может понять слово, число, предмет природы, художественное произведение только тогда, когда они последовательно и одновременно рассматриваются с точки зрения различных культур - в их диалоге. Отталкиваясь от базисных координат бахтинской концепции - культура, самодетерминация, личность, диалог, текст, произведение - и их интерпретации В.С. Библером, исходя из понимания гуманитарного мышления как всеобщего, представляется возможным использовать эти категории в их взаимосвязи для проектирования многих высших учебных заведений г. Волгограда и Волгоградской области. Организация и методика проведения ролевой игры "Диалог культур" на уроках физической культуры в высших учебных заведениях. Общая легенда игры. Смысл игры заключается в очной встрече представителей разных культур нашей планеты. В данном случае необходимо упомянуть, что периодизация культурно-исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования, как культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т.д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего, культурные же их параметры совершенно различны. Культурно-историческая периодизация представляет картину достаточно пеструю и многообразную. Здесь и огромные временные отрезки, и культурные периоды, укладывающиеся в абсолютно точные временные рамки, и эпохи, существовавшие параллельно вне точных хронологических параметров. Основная суть ролевой игры заключается в поиске, анализе и сравнении смыслов физической культуры различных культурно -исторических эпох (ценности, формы, функции, средства, методы, формы организации и т.д.). В данной статье представлен диалог физической культуры Древнего Китая и Древней Греции. Легенда игры. В Международный Олимпийский центр прибыли посланцы двух цивилизаций -Древнего Китая и Древней Греции -для обоснования значимости национальной физической культуры и как следствие для получения права проводить в своей стране очередные Олимпийские игры. Президент и члены Международного Олимпийского комитета одновременно выслушивают представителей двух цивилизаций, так как их выступление протекает в рамках диалога. Свои выступления представители Древнего Китая и Древней Греции сопровождают наглядными пособиями и непосредственной демонстрацией двигательных действий. Игровые роли. В роли Президента и членов МОК выступают преподаватели физической культуры, в роли представителей двух цивилизаций - студенты двух учебных групп. Вводная информация: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Каждая из великих классических культур Востока уникальна. По духовному строю китайской культуре присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умение жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. Древних китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на основе добродетели или на основе закона. В IV-III вв. до н.э. на Востоке закладывается фундамент всех боевых систем - философские воззрения даосских мыслителей Лао-цзы, Чжуан-цзы, нашедших отражение как в гуманитарных, так в естественных науках. Даосы воспринимали мир в его единстве, стараясь избегать столь характерной для западного мышления дуальности, деления на хорошее и плохое, красивое и уродливое, утверждая, что одно не может существовать без другого. В соответствии с их концепцией целью жизни человека должно быть приобщение его к мировой гармонии через достижение внутреннего равновесия [поиск Пути - Дао (кит.), До (яп.)]. Для этого необходимо овладеть своими потенциальными способностями и возможностями (разлитой в теле энергией ци), научиться управлять ими, совершенствовать их. Кроме того, нужно достичь высокого самосознания (просветленного духа), то есть осознать свое происхождение, свое место во Вселенной, осознанно принимать решения и вступать на этой основе в отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Но высокое самосознание и совершенные способности должны быть в достойном теле, а потому следует постоянно о нем заботиться, оберегать его и развивать, чтобы получить гармоничную личность - единство ее физической и духовной природы. Зародившиеся боевые искусства стремительно продолжали свое развитие. Кардинальное переосмысление боевых искусств как одного из путей духовного совершенствования человека связано с дзеном. Дзен (кит. чань - сокращение от чань-на, транслитерация санскритского термина дхъяна или палийского аналога - джьяна, означающего "медитация") является названием буддийской школы Махаяны, возникшей в Китае и практикующей медитацию в позе лотоса, а также использующей коаны (яп. - задание для размышления на определенную тему) в качестве средства для достижения просветления - сатори. Именно дзену удалось в своем концептуальном подходе к боевым искусствам решить сложнейшие нравственные проблемы, связанные с противоречием насильственной природы военных действий и духовным совершенствованием человека. Говоря обобщенно, основная цель дзена состоит в радикальной перестройке сознания, открывающей путь к естественной и гармоничной жизни, к обретению духовной связи и единения с природой и космосом. Это достигается посредством медитации или под действием внешнего стимула внезапного интуитивного прозрения. В таком состоянии человек не утрачивает связи с реальной жизнью, а лишь приобретает иное видение реальности. Как отмечают А. Долин, Г. Попов [5], в этом случае предпосылкой верного понимания и ощущения мира служит освобождение самосознания от поверхностного жизненного опыта, результатов интеллектуальной деятельности и построений формальной логики, а на передний план выступает интуитивное познание. Психотехника дзена содержит множество методик перестройки интеллектуальной духовной, а также телесной структуры организма. Такой тренинг направлен на стопроцентную мобилизацию возможностей человеческого мозга, на улучшение памяти, мышления. Несомненный интерес представляет и китайская образовательная система - этико-политическое учение Конфуция (Кун-цзы, VI-V вв. до н.э.). Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Оно предъявляло суровые требования к личности в морально-этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании. Главная цель этой образовательной системы заключалась в том, чтобы воспитать "благородного мужа", "совершенного человека". Для ее реализации в школах применялись средства, позволяющие развивать самостоятельность мышления учеников, их способности и склонности, то есть, по сути, это и было личностно ориентированное образование. Значительное влияние на процесс воспитания личности оказали наставления Конфуция по поводу важности ритуала. По его мнению, ритуал регулирует и направляет весь процесс жизнедеятельности человека, и поэтому ритуал в боевых искусствах - незыблемая традиция. Она многообразна и многослойна как по смыслу, так и по содержанию [8]. Традиционные восточные методы как обучения, так и физического воспитания неразрывно связаны с особым настроем сознания и целенаправленной координацией движений с дыханием. Занятия боевыми искусствами в полном объеме или лишь одной лечебно-оздоровительной гимнастикой, сложившейся на их основе, - постоянный непрекращающийся поиск "природной естественности", процесс познания человеком самого себя в действии. Отличительной чертой дзенской психорегуляции стала "психотехника бессознательного", которая, целиком отвечая коренным установкам дзена, легла в основу всей системы психорегуляции в боевых искусствах Востока. Сам тип поведения в дзене, включая практику сосредоточения (медитацию), был ориентирован на спонтанные, интуитивные, неожиданные и непредсказумые способы достижения сатори. В результате дзенская психотехника на базе боевых искусств превратилась в технику активной медитации. Она основывалась уже не на личностно-интеллектуальных механизмах сознания, а как бы на внеличностных и поэтому универсальных принципах и всеобщих природных законах. Медитация и за пределами боевых искусств и спорта сохраняет значение как существенный психорегулятивный и психогигиенический фактор. Многочисленные исследования позволили выявить ряд положительных влияний медитативных систем на организм людей. К ним относятся: нормализация нервных процессов, повышение жизненного тонуса, формирование воли, повышение интеллектуальных способностей, изменение некоторых черт темперамента, повышение работоспособности, резкое снижение конфликтности при взаимодействиях, избавление от многих хронических недугов и предотвращение возникновения острых заболеваний. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Культура Древней Греции пленяет своим чувственным, "телесным" характером. Весь мир - "космос" - понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. "Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония", - отмечает крупнейший знаток античной культуры А.Ф. Лосев [9]. Гармнония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и что на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Духовный импульс, который исходил от древнегреческой культуры, оказывает свое влияние и в настоящее время. Немалую роль в лидерстве
Греции в сфере культуры сыграл и
созданный там общественный строй -
демократия. Хотя демократическая
система управления установилась
лишь к концу VI в. до н.э., именно этот
период, продолжавшийся около двух
веков и получивший название
"классический", обычно имеют в
виду, когда речь идет о высших
достижениях древнегреческой
культуры. Государство не
существовало "вне" и "над"
гражданами, они сами в своей живой
совокупности и были Наиболее ярко выраженным демократическим полисом были Афины. Любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Он мог избирать и быть избранным на самые разные государственные должности. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но и права и свободу личности. Личность родилась в условиях полисной культуры. Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании. Каждый гражданин в полисе был обязан считаться с правами других граждан. Нужно было либо суметь отстоять свое мнение, либо подчиниться мнению других. Физическая культура Древней Греции существенно отличалась от таковой в других государствах того времени. Независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всех областях жизни привели к признанию общественной саморегуляции роли физической культуры, которая вплоть до наших дней является источником развития физического воспитания, спорта и танцевального искусства во всем мире. В гомеровский период физическое воспитание в Греции, судя по косвенным упоминаниям в "Илиаде" и "Одиссее", отвечало требованиям военной демократии. Однако сложившиеся в период IX-VIII вв. до н.э. новые условия объективно вызвали преобразование физической культуры. Самооборона полисов и удержание в повиновении подвластных слоев населения сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных заведениях. Племенные формы несистематического военного обучения, существовавшие ранее, были заменены подготовкой, соответствующей специфическим особенностям полисов, их географическому положению, местным видам вооружения и традициям культа. Как свидетельствуют данные исторических исследований, в то время сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе они определялись потребностями рабовладельческого общества. Это прежде всего воспитание детей господствующей группы населения (рабовладельческой аристократии) с целью подготовить граждан, умеющих держать рабов в страхе и повиновении, обладающих известными познаниями и качествами, для управления государством и для защиты его от врагов. Разница двух рассматриваемых систем воспитания была обусловлена некоторыми особенностями экономики, политики и культуры этих государств [6, 7]. Так, Спарта отличалась замкнутым характером, что заставляло спартанцев держаться сплоченно, жить все время в состоянии военной готовности. Воспитанием детей ведало государство, которое распоряжалось жизнью ребенка с момента его появления на свет. До 7 лет дети воспитывались дома. В 7-летнем возрасте мальчики поступали в государственное воспитательное учреждение и жили в нем до совершеннолетия. В содержание воспитания входили военная подготовка, музыка, пение, военно-религиозные танцы. Большую часть дня подростки были заняты военно-физическими упражнениями (борьбой, игрой в мяч, в войну). Педагогическое искусство в Спарте заключалось в передаче военно-физических умений при помощи подражания, различных упражнений и суровых телесных наказаний. Афины, в противоположность Спарте, были торговым портом с относительно высоким экономическим и политическим уровнем жизни. Это обусловило особенности афинского воспитания: до 7 лет - семейное воспитания; 7-14 лет - школа грамматиста (чтение, письмо, счет) и школа кифариста (музыка, пение, поэзия); 13-15 лет - палестра (школа гимнастики или школа борьбы); 16-19 лет - гимнасия (философские, политические и литературные беседы); 18-20 лет - эфебия (подготовка к воинской службе). В целом афинская система воспитания осуществляла идею гармоничного развития личности посредством умственного, физического и эстетического воспитания. Педагогическое искусство заключалось не только в передаче физических умений (путем подражания и упражнений), но и в научении ораторским навыкам, политическим убеждениям, а это требовало от педагога умения взаимодействовать с учениками через беседу, лекции, индивидуальную работу, коллективные экскурсии, игры и др. Главное достижение Греции в физическом воспитании - создание гимнасии как широко открытой школы, преодолевшей племенные, ритуально-магические и военно-прикладные рамки. Она называлась "палестрика" - упражнения, выполняемые в палестре: тренировочном зале или на площадке. Палестрика составляла основу и боевой подготовки, и соревновательной состязательно-спортивного характера, отвечающей современному понятию "спорт". Вместе с ней имела место также "орхестрика" - овладение культурой движения как такового, культурой восприятия звука, ритма и т.д. соответственно она имела выходы на различные подвижные игры, танцы, акробатику, искусство пантомимы и театр. Еще одна характерная особенность классической греческой культуры, пронизывающая весь уклад жизни полиса, - это агонистика (состязательность). Агон (состязание) охватывает все сферы жизни древних греков. Особое значение спор-агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свое воплощение в существующих поныне Олимпийских играх. В дни состязаний прекращались все военные столкновения. Атлет, трижды победивший в играх ("олимпионик"), получал право заказать у прославленного скульптора свою статую и поставить ее в священной роще, окружавшей главную святыню города - храм Зевса. Сами игры были священными и устраивались в честь великой победы Зевса над своим отцом - жестоким Кроном. В храме Зевса Олимпийского - главной святыне Олимпии - находилась знаменитая статуя Зевса из золота и слоновой кости, сделанная великим скульптором Фидием. Женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. Атлеты состязались в беге (самым тяжелым видом был бег греческих воинов вполном вооружении), кулачной борьбе, езде на колесницах, метании диска и копья. Но не физическая сила и выносливость были основой восторга и преклонения перед спортсменами. Древние греки, так верившие в гармонию и соразмерность, считали, что физическое совершенство и красота тела неразрывно связаны с духовной красотой и интеллектуальной развитостью. И здесь уже речь можно вести о другом важнейшем принципе древнегреческой культуры - о калокагатии, подразумевавшей гармоничное единение внутренней и внешней красоты в человеке. И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, как антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знамений тезис: "Человек есть мера всех вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но и почти единственной темой классического искусства. Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому, духовному и физическому, умственному и профессионально -трудовому (искусство, мастерство) развитию человека, политическому и нравственно -духовному - гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и правовая, они видели разумное противодействие любого рода социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и государственной целостности. Даже каждый раб знал, что за особые заслуги, оказанные государству, он будет отпущен на волю и может получить вознаграждение. Насколько государственный контроль и политика в отношении рабов были эффективны и отвечали интересам государства и рабовладельца, можно судить по тому факту, что история Афин не знает ни восстаний рабов, ни случаев их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий. Правило дефицита игровых средств. В игре существуют лишь те игровые средства, которые установлены правилами. Игрокам всегда кажется, что игровых средств не хватает. На самом деле это не так. Модель игры предусматривает равное для всех участников, достаточное для динамичного развития игры число игровых средств. Однако кажущийся дефицит игровых средств заставляет участников использовать личностные средства - свои способности мыслить, общаться, действовать. Направленность диалога. Вообще искусство и мышление Востока представляют собой в большей степени развитие как углубление издревле сформировавшегося содержания, чем существенно отличаются от европейского, которому свойственно развитие как смена понятий. В основе западноевропейского сознания лежат причинный анализ и индуктивный синтез, а Востоку свойственна целостность мировосприятия. Как следствие высокая степень эффективности европейских методов мышления нашла свое выражение во взлете точных наук (физики, химии, математики, хирургической медицины и т.д.), а восточные традиции мышления дали научный выход на самочувствие, внутренний мир и судьбу реального индивида, то есть на преимущественное развитие философии, психологии, астрономии и т.д. Различные мировоззренческие позиции отражаются и на методологии научного познания. Если цель науки Запада -истина, имеющая практическую основу, то на Востоке цель всякого учения - это разработка жизненных ценностей, выходящих за рамки удовлетворения непосредственных потребностей. Познание и нравственность на Западе разделены. Основной вопрос в познании - соотношение истины и не истины. На Востоке познание есть суть, путь нравственного совершенствования, а основной вопрос заключается в соотношении добра и зла (Инь-Ян). Такое положение вещей отражается и на всех остальных сферах жизнедеятельного человека. Так, сравнение культур восточного и европейского диалога в педагогическом процессе позволило В.В. Горшковой [4] сделать заключение, что основной способ общения, в котором учитель дает возможность учиться самостоятельно, а результатом такого диалога всегда является поиск совместной позиции ученика и учителя. В европейской культуре диалога ситуация другая. Если основным способом общения служит взаимодействие, в котором учитель направляет ученика, то результатом выступает возможность самоутверждения личности. Причем существенно отличаются и линии диалога. Если европейской культуре присущи линейность и последовательность, то восточной - точечные воздействия и дискретность. Учитывая результаты исторического и социального становления физической культуры Древней Греции и Китая, а также данные их сравнительного анализа, можно утверждать, что европейская по происхождению система, которая используется у нас, далеко не единственная. Наряду с известной нам системой существуют и другие, отличные от нашей, с точки зрения как методики, так и эффектов, которые при этом достигаются. Однако, отдавая должное находкам восточных специалистов, которые теоретически разработали и осуществили на практике иные, не адекватные принятым в нашей системе подходы к физическому воспитанию личности, важно не допускать крайностей. Нельзя ставить вопрос: наша система или восточная? При многих положительных чертах восточных систем не следует забывать и об уникальных возможностях нашей, европейской, системы. Ведь она, и только она, как никакая другая восточная система занятий физическими упражнениями не только обеспечивает оздоровительный эффект организму человека, но и, что не менее важно, гарантирует развитие двигательных способностей. В данной ситуации может быть только одно конструктивное решение: возможности нашей системы физического воспитания необходимо расширить и усилить за счет использования всего того ценного, положительного, что создано другими известными восточными системами. Последствия игровых действий. Игровые действия, изначально оговоренные правилами или сообщенные руководителем (президентом) игры, обязательны для всех игроков и переигрыванию не подлежат. Правила игровой роли. В игре необходимо действовать в соответствии с комплексом функций, предписаний, составляющих игровую роль. Возможные изменения роли происходят только с разрешения Президента МОК (преподавателя). Определение победителя. В игре побеждает та игровая группа, которая наиболее полно и аргументированно представит свою культуру. Литература 1. Библер В.С. Культура: Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989, № 6. 2. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура: Идея культуры в работах М.М. Бахтина. - М.: Одиссей, 1989. 3. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. 4. Горшкова В.В. Проблемы субъекта в педагогике: Учеб. пос. Л., 1991. 5. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо: Традиция воинских искусств. - М.: Рипол, 1995. 6. Дюрант, Вил. Жизнь Греции: История греческой цивилизации от самых ее истоков и ближневосточной цивилизации от смерти Александра Македонского до римского завооевания, предваряемая введением в доисторическую культуру Крита. М., 1997. 7. История Древней Греции: Учеб. для пед. вузов / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 2000. 8. История Китая с древнейших времен до настоящих дней: Учеб. пос. / Отв. ред. Л.В. Симоновская. - М.: Наука, 1974. 9. Лосев А.Ф. Очерки античности символизма и мифологии. М., 1993. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|