ИНТЕЛЛЕКТУ-
АЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

AESTHETIC CONTENTS OF VARIOUS KINDS OF MOTOR ACTIVITY

L.D. Nazarenko, Dr. Hab., professor

S.N. Kljuchnikova, The senior trainer of Federation of shaping

Key words: aesthetic education, aesthetic representations, aesthetic taste, aesthetic perception, feeling of space and time, analytical feeling, feeling for rhythm, feeling for measure, unity of harmony of person and world around.

The physical culture and sports create favorable opportunities for the aesthetic education provided that the contents of classes will have an aesthetic orientation. For check of this position authors organized a pedagogical experiment, which purpose was the formation of aesthetic representations, aesthetic tastes and feelings during the process of physical exercises as a necessary precondition of perception of beauty of world around.at children of average school age In the group of general physical preparation of pupils of 11-13 years old the tasks directed on the aesthetic perception of feeling for light and color in their optimum parity were offered. The results of the experiment shown, that in groups with purposeful aesthetic development at engaged bases of aesthetic representations, aesthetic views, aesthetic views, aesthetic feelings that found the display in more motivated attitude to classes, in aspiration to mastering beautiful physical exercises, and also in external shape of pupils, increase of the general culture were incorporated.


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат биологических наук, профессор Л.Д. Назаренко
Старший тренер Федерации шейпинга С.Н. Ключникова

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетические представления, эстетический вкус, эстетическое восприятие, чувство пространства и времени, аналитическое чувство, чувство ритма, чувство меры, единство гармонии человека и окружающего мира.

Для спортивной деятельности характерны специфические средства эстетического воздействия, составляющие ее сущность. Различные виды спорта содержат многообразные формы проявления прекрасного.

Физическая культура и спорт создают благоприятные возможности для эстетического воспитания при условии, что содержание занятий будет иметь эстетическую направленность [7, 9-12]. Для проверки этого положения был организован педагогический эксперимент, цель которого -формирование у детей среднего школьного возраста эстетических представлений, эстетических вкусов и чувств в процессе занятий физическими упражнениями как необходимой предпосылки восприятия красоты окружающего мира.

В группе общей физической подготовки учащихся 11-13 лет предлагались задания, направленные на эстетическое восприятие чувства света и цвета в их оптимальном соотношении. Школьникам давались задания выявить цветовые оттенки обстановки на стадионе; цвета беговых дорожек в соответствии с цветовым оформлением трибун, оттенки неба и облаков, окружающих зданий, спортивной одежды и обуви и др. Предлагалось найти гармонию или ее отсутствие в этом соотношении, а также определить по собственному ощущению, как это влияет на психоэмоциональную сферу. Во время занятий (утром, днем или вечером) в солнечную или пасмурную погоду цветовое соотношение изменялось, что способствовало формированию чувства целостного восприятия сочетания различных красок окружающей среды.

На следующем этапе занимающиеся учились оценивать красоту различных двигательных действий, принимая во внимание умение держаться без излишнего напряжения, выполнять движения с оптимальной амплитудой, рационально распределять звенья тела. Навыки эстетической оценки спортивных движений переносились на походку, позы, жесты, манеру общения с другими людьми.

Степень сформированности эстетических представлений определялась путем внешних наблюдений, сравнительного анализа, позволяющего сопоставить субъективную оценку красоты движений с объективной, данной другими людьми. Через полгода целенаправленных занятий школьники более уверенно и четко различали световые и цветовые оттенки, их сочетания; наличие или отсутствие гармонии; отмечали также зависимость своего психо-эмоционального состояния от цветовой гаммы окружающей обстановки.

Наряду с эстетическими представлениями формировалось эстетическое восприятие. Данный компонент эстетического воспитания обусловлен способностью к объективному ощущению внешнего облика, величины, пропорции, расположения отдельных частей в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Чем разнообразнее и богаче ощущения, тем больше человек воспринимает цветовых и звуковых оттенков, ритмических характеристик, пространственно-временного соотношения параметров различных предметов.

Эстетическое восприятие физических упражнений позволяет определять соответствие их формы содержанию, функциональной значимости, что дает возможность подбирать наиболее эффективные двигательные задания для решения поставленных задач. Занимающимся предлагалось оценить одно и то же физическое упражнение в исполнении разных людей. Ставилась задача: найти отличия в характере выполнения, выделить и обосновать предпочтительный стиль, определить рациональную последовательность двигательных действий, обеспечивающих функциональную готовность к усвоению более сложных физических упражнений.

Выполнение двигательных действий связано с проявлением различных чувств: восторга, радости, восхищения, напряженности, страха, неуверенности и пр. Эстетические чувства проявляются через ощущения хорошо освоенных различных форм движений, от элементарных до сложных, тонкое и точное восприятие музыкального сопровождения цветовой гаммы, что составляет основу для положительных эмоциональных переживаний в процессе занятий.

Целенаправленное формирование эстетических чувств способствует развитию творчества, поиску новых путей самовыражения. Для воспитания эстетических чувств, умения выразить их в двигательной деятельности предлагалось выполнить двигательные задания в спокойном состоянии, с ощущением чувства радости и приподнятости. Путем сравнения необходимо было определить психоэмоциональное состояние человека при выполнении физических упражнений. При этом принимались во внимание мимика, выражение лица, жесты, позы. Эти задания позволяли формировать способность выражать эстетические чувства, ориентироваться при оценке красоты физических упражнений, давать им мотивированную эстетическую оценку.

Результаты эксперимента показали, что в группах с целенаправленным эстетическим развитием у занимающихся были заложены основы эстетических представлений, эстетических воззрений, эстетических взглядов, эстетических чувств, что находило свое проявление в более мотивированном отношении к занятиям, в стремлении к усвоению красивых физических упражнений, а также во внешнем облике учащихся, повышении общей культуры.

Таким образом, эстетическое воздействие физических упражнений можно значительно усилить при специальной направленности занятий, формулируя конкретные задачи (например, формирование эстетических вкусов, эстетических чувств, эстетических идеалов), используя для этих целей специфические средства, различные формы занятий, в том числе и самостоятельные в свободное время, а также домашние задания по физической культуре.

Эстетическое содержание различных видов физических упражнений определяется развитием следующих качеств:

- чувства пространства и времени;

- аналитического чувства;

- чувства ритма;

- чувства меры;

- единством содержания и формы физических упражнений;

- единством частей двигательного акта;

- единством гармонии человека и окружающего мира.

Чувство пространства и времени позволяет с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий на дистанции, на период проведения спортивного поединка или спортивной игры; выбрать тактику ведения состязания, точно определить момент главного приложения усилий [2, 6].

О степени сформированности чувства пространства и времени в циклических видах двигательной деятельности можно судить по совпадению субъективной оценки скорости передвижения по дистанции с объективными показателями секундомера; по способности проходить с заданной скоростью один и тот же отрезок дистанции 2-3 раза в течение учебно-тренировочного занятия; умению прогнозировать изменение скорости прохождения отрезков дистанции в зависимости от ее особенностей: подъемов, наличия поворотов, спусков, характера покрытия дорожки, а также погодных условий. Совершенствование чувства пространства и времени важно при выполнении всех видов физических упражнений, поскольку прочувствуется специфика в каждом из них.

Аналитическое чувство в значительной мере связано с аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга. На первом этапе обучения выполнение нового упражнения характеризуется неточностью, излишним напряжением мышц, что является результатом иррадиации возбуждения в коре больших полушарий. Под воздействием тренировочной нагрузки одновременно развивается внутреннее дифференцировочное торможение и уточняются двигательные действия.

В развитии дифференцировочного торможения значительную роль играют словесные раздражители, то есть команды, указания тренера. В процессе многократного выполнения двигательного действия происходит постепенный переход от грубых дифференцировок к более тонким, благодаря чему осуществляется коррекция вначале в ведущем звене техники, а затем - в деталях.

В процессе усвоения техники изучаемого упражнения формируются эстетические представления и чувства, способствующие созданию художественного образа, что позволяет более успешно конструировать модель двигательного действия как эстетический идеал, соответствующий индивидуальным вкусам и представлениям каждого. Благодаря этому одно и то же движение в исполнении разных спортсменов приобретает свою индивидуальную особенность. Чем лучше развито аналитическое чувство, тем объективнее восприятие как структурного содержания двигательного акта, так и его эстетического оформления.

Эстетика движений присуща не только художественным видам спорта. Эстетический импульс заложен в каждом виде физических упражнений. Легкоатлетический бег, например, имеет свою отличительную структуру: фаза одиночной опоры чередуется с фазой полета, составляя целостный цикл элементов двигательного акта. При ярко выраженной фазности движений в беге достигается их полная раскрепощенность, придающая им законченность и совершенство [5]. Для легкоатлетического бега характерны стремительность, легкость, свобода движений, которая реализуется в художественном образе парящей птицы. Эстетика лыжных гонок обусловлена высокой скоординированостью двигательных действий и скольжением на лыжах в естественных природных условиях. Красивые, ритмичные движения лыжника-гонщика на равнине, изящное скольжение по склону, завораживающая акробатическая ловкость на поворотах привлекают внимание своей особенной эстетичностью.

Чувство ритма - одно из основных условий, обеспечивающих эффективность усвоения двигательных действий. При обучении физическим упражнениям необходимо прежде всего построить теоретическую модель ритмических движений, составляющих его содержание. Характер ритмических движений определяется структурой функциональной системы, обеспечивающей обратную афферентацию, то есть связь, идущую от рабочего органа к регулирующим нервным центрам [1, 3]. Возникший рецепторный сигнал от мышечных, сухожильных, тактильных рецепторов в виде нейронной импульсации циркулирует по замкнутому кольцу, одновременно выполняя роль таймера и программы, определяющих характер ритмической активности [4, 6].

Оптимальное соотношение временных, пространственных и силовых характеристик обусловливает рациональный ритм выполнения физических упражнений, что обеспечивает эффективность и экономичность движений [8]. Экономичные движения наиболее эстетичны, что обеспечивается единством функционального и эстетического [10].

Чувство меры в двигательной деятельности проявляется в точности соотношения формы и содержания двигательного акта, его пространственно-временных характеристик, пропорций, соразмерности распределения мышечных усилий. Нарушение чувства меры приводит к искажению структурного единства двигательного действия.

В физическом воспитании формой является внешнее восприятие двигательного действия, а содержанием - функциональные изменения в организме под воздействием мышечной нагрузки. Форма и содержание составляют единое целое и не могут существовать раздельно. Единство формы и содержания обусловлено закономерностями естественного развития и совершенствования организма, которые не позволяют недооценивать одно в ущерб другому. Чем сложнее содержание, тем разнообразнее формы его выражения.

Содержание и форма влияют друг на друга, составляя единую динамическую систему. По мере усложнения задач эстетического воспитания происходит закономерное увеличение разнообразия используемых форм, усложнение содержания, обусловленное повышением уровня физической подготовленности, поэтому данный процесс является непрерывным и приводит к качественным преобразованиям.

Элементы двигательного акта неодинаковы по своей структуре и функциональной значимости. В каждом физическом упражнении выделяется ведущее звено техники и его детали, неравноценные по значимости. Усвоение двигательного действия начинается с главного элемента. Единство частей двигательного акта взаимообусловлено, и его нарушение приводит к снижению его эстетического восприятия.

Единство гармонии человека и окружающего мира выступает мерой качества усвоения двигательного действия. В сущности физических упражнений заложена возможность гармоничного отношения человека с окружающей действительностью, что обусловливает всестороннее развитие личности, ее стремление к совершенству, к эстетическому идеалу. Выполнение физических упражнений должно пробуждать в людях светлые чувства, положительное отношение к окружающему миру, поддерживать стремление к прекрасному. О достижении гармонии при выполнении физических упражнений можно судить не только по уровню технического мастерства, но и по свободе, легкости исполнения, чувству радости, передающимся от исполнителя к зрителю.

Эстетическое содержание художественных видов спорта (гимнастики, фигурного катания, спортивных танцев и др.) дополняется такими составляющими, как:

- художественный вкус;

- композиция;

- художественный образ;

- музыкальный вкус;

- творческое воображение.

Таким образом, физические упражнения содержат в себе значительный эстетический потенциал. В процессе занятий необходимо ориентировать занимающихся на понимание и восприятие прекрасного как важной структурной основы в целостном процессе гармоничного развития личности. Эстетические представления, взгляды и вкусы следует формировать с первых дней занятий на уроках физической культуры в школе и спортивных секциях. В процессе физического воспитания важно сосредоточить усилия занимающихся, педагогов и родителей на решении следующих задач эстетического воспитания:

- формирования представлений о прекрасном в окружающем мире как необходимом условии повышения общей культуры;

- воспитания эстетики взаимоотношений с людьми разного возраста и социального положения как одного из условий формирования толерантности, уважения национальных и религиозных чувств, традиций и самоуважения;

- формирования эстетических представлений, взглядов и чувств как сферы эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности на более высоком духовном уровне;

- развития способности к эстетической оценке, анализу, обобщениям и суждениям в области физической культуры и спорта;

- формирования убеждения в неразрывной связи интеллектуального, эстетического, нравственного и физического воспитания как необходимого условия постоянного совершенствования личности.

Реализация этих задач позволит обеспечить гармонизацию личности, стремление детей и подростков к прекрасному.

Литература

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968, с. 15-36.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 166 с.

4. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: ФиС, 1979. - 208 с.

5. Кряжев В.Д. Совершенствование беговых движений. - М.: ВНИИФК, 2002. - 191 с.

6. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физ. культуры. 1996, №11, С. 44-49.

7. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта, пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.

8. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций // Монография. - М.: Теория и практика физической культуры", 2003. - 258 с.

9. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта: учебное пособие для ин-тов физической культуры. - М.: ФиС, 1984. - 104 с.

10. Столяров В.И., Сараф М.Я. Эстетические проблемы спорта: учебное пособие для ин-тов физической культуры и слушателей ВШТ. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. - 74 с.

11. Столяров В.И. Концепция спартианского движения. // М.: Физическая культура: воспитание, обраование, тренировка, 2001, № 1, с. 4-11.

12. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. - М.: ФиС, 1963. - 150 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: