ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

OLYMPIC PARADIGM AND DEVELOPMENT OF MODERN SPORT MENTALITY

O.S. Vasilieva, Ph.D.
V.B. Barabanova, Ph.D.

Rostov-on-Don State University.

Key words: Olympic games, Olympic movement, olympism, olympic charter.

Nowadays sport is a very complicated developing process, full of contradictions, and it reveals characteristic features during a long period of time. Modern sport comprises both the realia of present life and sport of the 19th century. Different events of social life of the end of the 18th and the beginning of centuries were considered to be preconditions of the modern sport. A powerful impulse for formation of the modern sport gave the revived Olympic games in the end of the 19th century, which brought about olympism as a phenomenon of spiritual life. The games became the most important formative factors to establish modern sport.


ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО СПОРТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Кандидат биологических наук, доцент О.С. Васильева
Кандидат философских наук
В.Б. Барабанова

Ростовский государственный университет, Ростов-на-Дону

Ключевые слова: олимпийские игры, олимпийское движение, олимпизм и Олимпийская хартия.

Современный спорт представляет собой процесс многомерный, масштабный, полный противоречий, сложившийся, развивающийся, оформляющийся в целостность и раскрывающий свои характеристики в течение длительного времени. Под современным спортом можно понимать не только реалию нашей сегодняшней жизни, но и то, каким он был в дне вчерашнем, в частности в ХХ в. Его предпосылками выступают многообразные явления общественной жизни, возникшие еще на рубеже ХVIII-ХIХ вв. Мощный импульс становлению современного облика спорта дали возрожденные в конце ХIХ в. Олимпийские игры, породившие олимпийское движение и олимпизм как течение духовной жизни, ставшие, по сути, системообразующим фактором возникновения современного спорта как новой органической и полиморфной целостности. Возвышение спорта до уровня самосознания происходит в конце ХIХ в., когда создается система идей олимпизма, основателем которой был Пьер де Кубертен. Эта масштабная личность смогла не только возродить просуществовавшие более тысячи лет, а затем практически исчезнувшие более чем на тысячу лет Олимпийские игры, но и генерировать, зафиксировать в Олимпийской хартии определенную систему идей, ставших основанием для целой доктрины и положивших начало мощному движению (олимпийскому), которое сформировало главные черты облика современного спорта [1].

Термин "олимпизм" был введен в употребление в 1912 г. самим П. де Кубертеном, который, осмысливая значение начатого им олимпийского движения, объяснял его следующим образом: "Олимпизм объединяет, как в одном пучке солнечных лучей, все те принципы, которые способствуют совершенству человека". П. де Кубертен считал, что "культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - всё это является фундаментом олимпизма".

Олимпийское движение для него есть "... движение, порожденное извечным стремлением человека к миру и братству", оно становится "школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы" [10].

Олимпизм основан на признании огромного значения для человечества гуманистических ценностей спорта, спортивных соревнований и целенаправленной подготовки к ним. Цель олимпизма - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. Идея воспитания олимпизма, включающая в себя физическое воспитание и спорт как средство не только улучшения здоровья и силы молодых людей, но и, что более важно, совершенствования их как граждан, более честных и сильных личностей. Путем создания олимпийского движения Пьер де Кубертен стремился содействовать развитию социальных, педагогических и моральных ценностей, основанных на спорте. Барон де Кубертен добился осуществления своей мечты, возродив Олимпийские игры в нашей эре. Новая олимпийская идея Кубертена заключается в восприятии олимпизма как платформы для политических и экономических реформ [2]. В системах образования и преподавания олимпийское воспитание было важным элементом. Сюда входило соединение разума и духа, развитие способностей, приобретение благородства, обретение всеобщего мира. Олимпизм как философия, породившая греческую культуру, помогает обществу и в ХХI в.

Олимпийские идеалы, символика, ритуалы прочно вошли в современную эпоху. Олимпизм отражает новую идеологию спорта как важного культурного фактора в изменении качества человеческой жизни. Олимпизм становится самосознанием и метафизикой спорта, "выходящих за сущее спорта, вопрошающих поверх этого сущего, определяющих абсолютные предпосылки спорта и транслирующих ценности культуры и мировоззрение эпохи в сферу спорта" [5].

Представляется, что предпосылки современного спорта можно выявить в процессе становления индустриального общества Действительно, историки спорта обнаруживают на рубеже ХVIII-ХIХ вв. появление и развитие многих видов физических упражнений и состязаний, ставших основными компонентами спортивной жизни современности.

Известное влияние на ее развитие оказали исследования врачей, анатомов, гигиенистов, физиологов и педагогов, призывавших использовать физические упражнения, а также закаливать организм для улучшения его физического состояния.

Началось развитие спортивно-игровых систем, основу которых составляли физические упражнения и игры, бытовавшие в народной среде. Но, по-видимому, дело даже не в том, что более широкие слои населения стали увлекаться этими играми, а в развернувшейся деятельности по организации данной сферы, ее развивающейся институционализации. Положительное влияние на развитие спорта оказали индустриализация и развитие машинной техники. Однако все же надо отметить, что влияние это не было непосредственным и осуществлялось, скорее, вследствие развития определенных, конкретных духовных составляющих эпохи. В какой-то степени факторами формирования последних и одновременно продуктами размышления о них стали протестантская этика, системы идей либерализма и демократизма [3].

Большую роль в развитии предпосылок современного спорта сыграло возникновение систем либеральных и демократических ценностей.

Так, Олимпийская хартия в качестве философской основы современного олимпийского движения указывает, что концепция олимпизма есть "философия жизни", "возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума" [17].

Размышляя о природе и особенностях олимпизма, обязательно надо отметить, что эта система идей имела предпосылки в истории европейской общественной мысли. Сферой их формирования стало гуманистическое сознание эпохи Возрождения, для которого была характерна именно та онтология и аксиология тела, которая типична для холизма. Поэтому такие предпосылки связывают олимпизм с учениями и представлениями о человеке как о гармонически развитой духовно-телесной целостности.

Дело в том, что уже во времена Возрождения появилась идея возобновить древние Олимпийские игры. Наиболее передовая часть европейского общества, устав от средневекового аскетизма, вновь вернулась к идеалам античности. Благородные идеи гуманизма, гармоничного развития личности, восхищение человеческим телом и его возможностями стали стимулами развития искусства той эпохи, определили ее многие поведенческие нормы.

В ХIХ в. в Европе периодически проводились турниры, называемые "Олимпийскими играми", или Олимпиадами [14].

Возрождение бароном Пьером де Кубертеном в 1896 г. Олимпийских игр подвело итог многовековым усилиям возобновить эту замечательную практику. И величие дела П. де Кубертена состояло, собственно, не в организации Игр, а в возвышении их статуса, в том, что он придал им регулярный и действительно всемирный характер. Но главное все же заключалось в концептуальном оформлении идеи, конституировании ее в качестве особого смыслообразующего фактора жизнедеятельности.

Важно то, что величайшие идеалы и ценности общечеловеческой, мировой культуры посредством Олимпийской хартии получили доктринальное и институциональное оформление. К ним были отнесены свобода, достоинство, творчество, гармоничное развитие личности, мир, дружба, взаимопонимание, уважение, общение людей.

С точки зрения немецкого ученого О. Групе, можно выделить пять основополагающих ценностей, на которые П. де Кубертен ориентировал олимпийское движение: "концепция гармоничного развития личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным достижениям; принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты" [4].

Возникла объединяющая весь мир идея. Была создана концептуальная система, основные положения которой звучали одинаково привлекательно для всех стран и народов, для всех слоев общества. Эта концепция не делила человечество на элиту и массы, большинство и меньшинство, властвующих и подданных. В ней была заложена оптимистическая уверенность в возможностях стать лучше, красивее, преобразовать человека во всех его ипостасях, стремление индивида, порой через преодоление собственной ограниченности, изменить меру человеческого совершенства. Благодаря возникновению олимпийского движения была переломлена характерная для того времени тенденция развития спорта на основе коммерческой сделки.

Можно с уверенностью констатировать, что возрождение Олимпийских игр коренным образом преобразовало ситуацию в спорте, связав его с гуманистическими, либеральными ценностями и установками и сориентировав на рецепцию и развитие тех моделей человека, в которых он интерпретирован как единство тела и духа, психики и интеллекта. Под сутью Олимпийских игр Кубертен понимал приоритет нравственных принципов. Ведь в античном наследии Кубертена прежде всего привлекала, как он подчеркивал, "одна из самых замечательных особенностей греческой цивилизации: участие мышц в работе по нравственному развитию". Именно это и мечтал он возродить, стремясь наполнить неоолимпизм прежде всего нравственным, духовным содержанием [18].

Таким образом, изучая генезис современного спорта и олимпизма как его системообразующего элемента, можно прийти к следующему выводу. В целом становление данного феномена связано с утверждением и обретением концептуальной формы выражения идеи развития - посредством физических упражнений и состязательности - личности как целостности, совершенствования человека во всем богатстве его способностей и проявлений [8].

Безусловно, олимпизм является значимым фактором развития современного спорта, а следовательно представляет собой доктрину и философскую концепцию и является духовным движением эпохи.

Подлинный спорт не разъединяет, а объединяет людей, так же как он сводит в единство, а не разводит, естественно -природное и социально-культурное, телесное и духовное начала в человеке. Поэтому спорт не только на теоретическом, но и на обыденном уровне самосознания рассматривается как один из факторов разрешения постоянно воспроизводящихся противоречий как внешнего по отношению к человеку, так и его внутреннего мира[9].

Однако олимпийская идея не заполняет всего пространства мировоззренческих ориентаций и ценностей. Ей противостоят другие идеи, принципы и установки.

Можно выделить два таких направления развития, или позиции. Они различаются по признаку их ориентации на ценности романтизма или прагматизма. При этом романтическая линия развертывания олимпийского сознания явно тяготеет к принципу единения телесного и духовного, прагматизму же в большей мере соответствуют те модификации телесного сознания, в которых материальное и духовное в человеке разведены вплоть до полного их противопоставления, причем их равноценность проявляется в приоритетности материального.

В олимпийском сознании выделяют три фазы. Первая - теологическая, для которой в целом характерно подчинение спорта религиозному мировосприятию. Вторая - метафизическая, ее развитие связано с возрождением олимпийских игр и олимпизма, а суть - с тем, что основные принципы олимпийского сознания рассматриваются как первосущности, определяющие основы бытия спорта. Третья фаза определяется как позитивная. Ее развитие связано с окончанием идеологической борьбы в олимпийском движении за абстрактные идеалы и цели олимпизма, с прекращением противоборства социально-политических доктрин.

В современном олимпийском сознании представлены все три его исторические формы. При этом теологическая и метафизическая формы близки друг другу, что позволяет объединить их одним термином - "романтизм".

Позитивное состояние олимпийского сознания они обозначают как прагматизм [5].

Романтизм и прагматизм, взятые как две альтернативные позиции в олимпизме. Можно предположить, что взаимоотношения сторон данной оппозиции будут определять основные тенденции развития спортивного мышления как в ближайшем, так и, скорее всего, в весьма отдаленном будущем.

Дело в том, что общей цивилизационной основой становления обоих направлений в олимпийском сознании является вступление современного общества в техногенную стадию развития индустриальной цивилизации. А это значит, что доминанты общественного сознания перемещаются в направлении абсолютизации ценности, значимости материального, наполненного техническими устройствами, все более комфортного благодаря постоянному совершенствованию вещей стремительно обновляющегося мира. Важнейшими детерминантами общественной жизни становятся техника, производство новых знаний, товаров и удовольствий.

Все эти процессы и состояния современного мира находят отражение в общественном сознании, в том числе спортивном. Их главным воплощением в спорте становится развитие "достиженческих" ценностно-целевых установок и ориентаций [11-13].

Техногенная стадия развития индустриального общества характеризуется вытеснением традиции новацией, бесконечным стремлением к созданию нового (знаний, структур, процессов). Спортивное мышление, впрочем, как и общественное сознание в целом, реагирует на это явление культом рекордов. Погоня за ними осуществляется в различных областях жизни, но наиболее выраженный характер обретает в спорте. В романтизме, по сути, сочетаются два типа мышления, достаточно разным образом проявляющие себя: оптимистическое -возрожденческое и пессимистическое-кризисное. Обладателем первого из названных типов мысли был сам П. де Кубертен. Он был уверен, что олимпийские игры станут праздником молодежи, праздником "человеческой весны", пламенных усилий, многочисленных честолюбий и всех форм юношеской активности каждого поколения, которое возникло на пороге жизни [10].

Романтизм создает "чистые" образы спорта, эксплицирует его сущность, выявляет главные его онтологические характеристики, социальные функции. Данному виду олимпийского сознания, как и ученому, оперирующему понятием "идеальный газ", присуща способность обрисовывать четкие контуры спорта "самого по себе", таким, каким данное явление должно быть безотносительно к возмущающим факторам среды. И в этом - сила романтизма. Она - в уверенности и постоянном напоминании о величии и могуществе человеческого духа и способности человека укреплять их посредством физического совершенствования. Однако слабость такого типа мышления проявляется в том, что оно разрывает связи процесса и той реальности, в которой данный процесс актуализируется.

Романтизму не только в спорте, но и в повседневном мышлении, в искусстве - там, где он себя особенно проявляет, свойственно "приподнимать" мысль над действительностью, увлекаться иллюзиями, создавать утопические образы [15].

Представляется, что отсюда и проистекают определения состояния современного спорта как кризисного, делаемые многими журналистами, спортсменами, тренерами, практиками и теоретиками спорта. Главная причина кризиса видится в коммерциализации данной сферы общественной жизнедеятельности, а также в ее подчинении утилитарным и прагматическим целям и ценностям. Утверждают, что высокие идеалы олимпизма в его кубертеновской интерпретации ушли в прошлое и не могут состояться в дне нынешнем [14].

Главное состоит в том, что спорт перестает быть условным миром. А это значит, что он начинает смешиваться с реальностью практической жизни, вбирает в себя все проблемы последней и, напротив, начинает рассматриваться сквозь призму своей значимости для повседневности. Не потому ли спорт зачастую становится сферой удовлетворения чисто практических, утилитарных, внеспортивных интересов? И не отсюда ли проистекало постоянное стремление использовать олимпийское движение в идеологических и политических целях? Поэтому по отношению к прагматическому сознанию романтическая рефлексия просто необходима. Именно она напоминает, что технократизм опасен для гуманизма и подчиняет общечеловеческие интересы надчеловеческой целерациональности [16].

Литература

1. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские очерки. - Кишинев: Штиинца. 1986.- 164 с.

2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. - М.: Мысль. 1991. - 224 с.

3. Гостев Р.Г., Гуськов С.И. Трансформация идеалов олимпизма // Спорт для всех. 2001. № 3-4, с. 4-7.

4. Групе О. О будущем спорта высших достижений. Ч.1.// Физкультура и спорт. 1986, № 5, с.14-21.

5. Егоров А.Г., Ефременков К.Н., Петлеванный Г.Ф. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 9, с. 26.

6. Егоров А.Г. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 7, с. 18.

7. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 7, с.13-16.

8. Жемильский А. Скептический взгляд на спорт. Спорт и образ жизни / Сб. статей. - М.: ФиC. 1979, с.102-112.

9. Зайцев А. Список Кубертена. Древнегреческий спорт уже знал систему коммерческих турниров // Спорт для всех. 2000, № 3, с.18-19.

10. Кубертен П. Олимпийские мемуары. - Киев: Олимпийская литература. 1997, с. 179; с. 32; с. 78.

11. Кузищин В.И. Древние олимпийские игры как миротворческий фактор // Вопросы истории. 2000, № 8, с.119-135.

12. Кузищин В.И. Олимпийские игры как феномен древнегреческой и мировой культуры // Вопросы истории. 1997, №1, с. 41-49.

13. Кулинкович Е.К. Спорт - твой друг. - М.: Вышейшая школа. 1990. - 147 с.

14. Лалаянц И. Олимпия. Традиция и современность // Наука и жизнь. 1993, № 12, с. 54-59.

15. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 5-11.

16. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК. 1992. - 120 с.

17. Столяров В.И. Проблема "новой философии" современного олимпийского движения на пороге ХХI столетия.

18. Суник А.Б. О генезисе неоолимпизма и современного олимпийского движения // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 8, c. 14.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!