МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ


Abstract

INTEGRATION OF MOTOR AND COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF PLOT-ROLE RHYTHMIC GYMNASTICS

N.A.Fomina, Ph. D., lecturer 

The Volgograd state academy of physical culture, Volgograd

Keywords: integration of cognitive and motor activity, plot-role rhythmic gymnastics, dramatized sports holidays, model, program into musical rhythm "fairy tale".

The program "In the musical rhythm of fairy tales" on the basis of plot-role rhythmic gymnastics allows to combine its advantage with plot-role games developed by the author and introduced in the practice of preschool education. The diversification of locomotions, their all-round directivity, expressiveness, musicality promotes the harmonious motor development of children. The fantastic plots transform the lessons into interesting, fascinating and cognitive games.

The accelerated development of mental abilities alongside with the high level motor abilities at the preschool children engaged in physical culture in a musical rhythm of fairy tales was fixed during the experiments (1991-2003) spent on the basis of kindergartens.


ИНТЕГРАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Фомина
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Ключевые слова: интеграция познавательной и двигательной деятельности, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, театрализованные спортивные праздники, модель, программа в музыкальном ритме "сказка".

На современном этапе развития общества происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательных программ.

Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка.

К сожалению, статистика последних лет разноречива и негативна. По данным Министерства здравоохранения РФ, состояние здоровья детей за последние два года несколько стабилизировалось. Но при этом процент здоровых детей невысок. Так, в г. Волгограде только 13% дошкольников имеют I группу здоровья.

Одна из причин этого явления - нерациональная организация двигательного режима в дошкольных образовательных учреждениях. Много часов дети проводят на занятиях в статическом (чаще "сидячем") положении. Интеллектуальная нагрузка значительно превосходит физическую.

Сегодняшний выпускник детского сада должен не только хорошо читать, считать, но и писать, знать грамматику и даже нередко владеть начальными знаниями иностранного языка. Зачастую в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений идет настоящий учебный процесс со всеми атрибутами школы в ущерб двигательной активности, а значит, и здоровью детей. Физическому воспитанию в семье и обществе отводится далеко не первое место.

Несомненно, современные дети знают много больше, чем знали их сверстники 10 лет назад. Этому способствует и расширение информационных источников (многоканальное телевидение, видео, аудио, компьютер, богатый книжный рынок). Однако форсированная подготовка к обучению в школе имеет свои отрицательные последствия. Гиподинамия, а именно она является результатом этого процесса, приводит к увеличению заболеваемости в период дошкольного детства.

Недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное, и наоборот. Известно, что маленькие непоседы и "ходунки" быстрее, чем их более "ленивые" сверстники, познают окружающий мир, скорее и правильнее научаются говорить.

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников является процесс их интеграции.

Интеграция предполагает не просто суммативное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности.

В связи с этим хотелось бы отметить преимущества популярной сегодня ритмической гимнастики. О благотворном воздействии ее средств на организм и развитие детей писали Т.С. Лисицкая, 1989; С.В.Шарманова, 1995; В.Н. Курысь, 1998, и др.

Разработанная (1991 - 1996 гг.) и внедренная в практику дошкольного воспитания программа "В музыкальном ритме сказок" на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики позволяет сочетать ее преимущества с сюжетно-ролевыми играми. Разнообразие движений, их всесторонняя направленость, выразительность, музыкальность способствуют гармоничному двигательному развитию детей. А сказочные сюжеты занятий превращают их в интересные, увлекательные и познавательные игры.

В ходе экспериментов (1991 -2003 гг.), проводимых на базах детских садов гг. Волгограда, Волжского и Тольятти, установлено ускоренное развитие интеллектуальных способностей наряду с высоким уровнем двигательных у дошкольников, занимающихся физкультурой в музыкальном ритме сказок.

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются: Движение, Игра, Сюжет, Музыка (см. схему).

Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма малыша, т.е. на физическую сущность, а также воспитание выразительности, формирование базы и культуры движений. Для этого используются следующие средства: основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, метание, равновесие); упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые); акробатики (кувырок вперед, назад, в сторону; "мост"; стойка на лопатках; "рыбка" и др.); современной аэробики (степ, фанк, спортивной и др.); стретчинга (гимнастика поз для развития гибкости); художественной гимнастики (упражнения с мячом, скакалкой, обручем; волнообразные движения корпусом, руками и т.д.); элементы спортивного танца (вальс, танго, румба и др.); народного танца (русский); современного танца (диско, реп, рок-н-ролл) ; хореографии (основные позиции рук и ног, экзерсисы); элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, куб, дуга и т.д.).

Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой в комплексы упражнений.

Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок ("Волк и семеро козлят на новый лад", "Бременские музыканты" и др.), мюзиклов ("Снежная королева"), музыка из мультфильмов ("Голубой щенок", "Антошка и компания" и др.).

Музыка должна отвечать следующим требованиям: быть доступной восприятию ребенка; запись должна быть чистой и четкой, без помех; целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4; музыкальный темп на протяжении занятия необходимо чередовать (от медленного и умеренного до быстрого).

Известно, что Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей-дошкольников.

Основные компоненты сюжетно-ролевой ритмической гимнастики

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика
Движение Игра Сюжет Музыка
О

В

Д

Обще-
разви-
ваю-
щие упраж-
нения
Упр. оздо-
ров. и спорт, видов гимнас-
тик
Танце-
валь-
ные упр. и элем. хорео-
графии
Вырази-
тель-
ные жесты, панто-
мима
Сю-
жетно-
роле-
вая
Под-
виж-
ная
Ими-
таци-
онная
Рус-
ские народ-
ные и совре-
мен-
ные сказки
Сказки народов мира Рас-
сказы и путе-
шествия
Фоно-
граммы музыкаль-
ных сказок
Му-
зыка из мульт-
филь-
мов и мюзик-
лов
Дет-
ские песни и музы-
каль-
ные пьесы
Му-
зыка из клас-
сичес-
ких произ-
веде-
ний

Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой позволяет успешно решать задачи двигательного и психического развития.

Это подкрепляется воздействием Сюжетов сказок, которые, в свою очередь, являются носителями эмоционально-нравственного воспитания.

Игровая деятельность, максимально используемая на уроках ритмической гимнастики, повышая интерес детей к занятиям физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые составляют основу интеллектуальной деятельности.

Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности "прочтения" сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются с "козлятами победе над волком", удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного Буратино.

Программа "В музыкальном ритме сказок" рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Основу ее составляют отдельные мини-программы, последовательное изучение которых обуславливается преемственностью содержания (как двигательного, так и познавательного). Их разработано более 20.

Можно выделить основные характеристики программ:

- подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся (для младших дошкольников это более простые по координации упражнения, выполняемые с меньшей дозировкой и в умеренном темпе);

- продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся (3-4 года - 15-20 мин, 4-5 лет - 20-25 мин, 5-6 лет - 25-30 мин, 6-7 лет - 30-35 мин);

- упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части - сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части - беговые, прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслабления и т.п.);

- основная структура программных комплексов сохраняется (подготовительная, основная и заключительная части);

- упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки к основной части;

- танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под русскую музыку - народные движения и т.д.);

- программы включают упражнения разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и др.);

- каждая программа включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, перелезание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.), беговые и прыжковые серии;

- паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;

- для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положений лежа и сидя на полу);

- блоки движений могут меняться по мере их изучения и освоения.

Отличительная особенность мини-программ - большой набор движений; например, в комплексе "Приключение Буратино" более 80 различных упражнений.

В программах используются элементы конструирования (строительный игровой материал в уроке "Кошкин дом"). Эти задания способствуют развитию логического мышления ребенка.

Программы для старших дошкольников предусматривают многочисленные перестроения под определенную музыку, что развивает у детей умение быстро реагировать и ориентироваться в пространстве и во времени ("Бременские музыканты", "По следам бременских музыкантов" и др.).

Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе (10-12 занятий) последовательно изучается двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу преподавателя.

На втором этапе (8-10 занятий) идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети могут выполнять фрагменты "сказки" самостоятельно.

На третьем (6-8 занятий) этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений). Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей, давать им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.

Каждая программа завершается сказочным театром физической культуры - проведением физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного праздника.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: