Abstract SPARTIAN PROGRAM AS AN ELEMENT OF HUMANISTIC FOCUSED POLICY IN ATTITUDE TO HANDICAPPED PERSONS T.I. Gubareva, Ph. D., lecturer Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: handicapped persons (invalids), spartian program, Spartian games and clubs. The purpose of this paper was to discuss the humanistic focused social policy in relation to invalids and to show the important role of spartian program in its realization. The author asserts personal by oriented humanistic concept of the attitude to these people, within the framework of which the task is put to help the invalid to struggle not only with illnesses, but to give him the equal opportunities of high-grade participation in all areas of life and kinds of social activity. The spartian games, the preparation for them, the other forms and methods of spartian program allow to increase the efficiency of the processes of social rehabilitation and integration of invalids at the expense of formation of new spiritual, emotional and social-psychological conditions of their motor, intellectual and communication activity.
|
Спартианская программа как элемент гуманистически ориентированной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями Кандидат педагогических
наук, доцент Т.И. Губарева Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями (инвалиды), спартианская программа, Спартианские игры и клубы. Введение. Процесс гуманизации общественной жизни, увеличение числа людей, которые имеют нарушения в физической, сенсорной или психической сферах (в настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, они составляют около 10% населения земного шара), выдвигают на повестку дня и делают все более актуальной проблему выработки социальной политики по отношению к этим людям. В настоящее время специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с неинвалидами и т.д. Задача данной статьи - показать важную роль спартианской программы в реализации гуманистически ориентированной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Социальная политика в отношении инвалидов. Социальная политика общества по отношению к тем лицам, которые имеют нарушения в физической, сенсорной или психической сфере и отличаются от общепринятых норм и моделей во взаимодействии с окружающими, может принимать и реально принимает различные формы, тесно связанные с ценностями культуры данного общества [15]. В рамках социальной политики общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями можно выделить несколько основных аксиологических концепций поведения. Одна из них, обозначаемая термином "инвалидизм " ("disabilism"), оценивает ограниченные возможности как существенный недостаток человека и на первый план выдвигает задачу его исправления, чтобы данный человек мог соответствовать статичным и консервативным представлениям о социальной "норме" [1]. В сфере образования концепция "инвалидизма" предусматривает специальное обучение лиц с ограниченными возможностями в изоляции от тех, кто не имеет таких ограничений. Тем самым данная концепция фактически ориентирова на на социальное притеснение и дискриминацию людей с ограниченными возможностями. Концепция "инвалидизма", претендующая на интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество, на самом деле препятствует этому. Как справедливо замечает О.Н. Ертанова, свободная, самостоятельная и ответственная жизнь, ориентированная на нормы и ценности социального общества, формируется у человека в том случае, если он живет в этом обществе. "Поэтому ошибочно думать, что можно реабилитировать ребенка в субкультурной среде (воспринимая его как пациента и воздействуя как на объект, без его активного участия), а затем адаптировать его к мультикуль турной среде и интегрировать в открытое общество" [9]. У многих детей, прошедших через закрытую систему специального образования, развивается синдром "зоны". Покидая стены интерната, ребенок, выросший в особых условиях, не способен включиться в "нормальную" систему человеческой деятельности, потому что по-прежнему не может ходить (видеть, слышать). Поэтому он не может общаться, учиться в обычном вузе, работать, жить полноценной жизнью в не приспособленной к нему среде обитания со множеством барьеров (физических, институциональных, правовых, межличностных, личностных). Вариантом "инвалидизма" является аксиологи ческая концепция социальной полезности лиц с ограниченными возможностями, которая сформирова лась на рубеже XIX-XX вв. Эта концепция рассматривает инвалидов как такую часть общества, которая при необходимом обучении и доступной профессиональной подготовке способна материально обеспечить свое существование, переставая тем самым быть бременем для общества. Следовательно, она исходит из приоритета интересов общества над интересами личности. Антиподом двух отмеченных подходов является личностно-ориентированная гуманистическая концепция отношения к лицам с ограниченными возможностями, которая формируется во второй половине ХХ столетия. Данная концепция ориентируется на такие гуманистические ценности, как признание самоценности личности человека с ограниченными возможностями и приоритет интересов личности над интересами общества. Ставятся задачи и помочь инвалиду бороться с недугами, и главное - предоставить ему равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Общество должно направлять свои усилия на изменение не только людей с ограниченными возможностями, но и тех негативных социальных условий, которые создают проблемы для этих людей, на устранение негативных установок по отношению к ним, рутинных правил и т.д. Отношение к физической (двигательной) активности лиц с ограниченными возможностями в рамках данной концепции базируется на двух философских подходах: а) подходе "минимально ограничивающей среды" (среда считается минимально ограничивающей, если она адекватна индивидуальным возможностям человека, сохраняет для него максимально возможную степень свободы) и б) подходе "общеобразовательной инициативы" (убеждение в том, что всех или большинство учащихся, имеющих ограниченные возможности, можно поместить в среду общеобразовательных классов). Отмеченным выше различным подходам в обществе к людям с ограниченными возможностями соответствуют так называемые различные "модели инвалидности". А. "Модель пассивного обеспечения ". Она связана с негативным восприятием лиц, имеющих ограниченные возможности, при котором на первый план в этих людях выдвигается их ущербность. Внимание акцентируется на том, чего не могут инвалиды, а иногда считают, что они вообще ни к чему не способны. С таким восприятием этих людей связана и обычная реакция на них - жалость, сочувствие, желание помочь, сделать что-то вместо них. Б. "Медицинская модель" - подход, при котором на первый план ставят аспекты лечения и всех людей с ограниченными возможностями рассматривают как больных. В. "Административная модель", которая ориентирована прежде всего на создание и поддержание систем помощи - специализированных учреждений, организаций специального обучения, трудоустройства инвалидов и т.п. Г. "Социальная модель", которая соответствует личностно-ориентированному гуманистическому подходу к инвалидам. Инвалидность воспринимается как проблема, за которую несет ответственность все общество, поскольку нетрудоспособность и ограничения инвалидов в значительной степени создаются именно обществом. Человек с ограниченными возможностями рассматривается как личность, имеющая право самостоятельно контролировать вопросы своего обучения, повседневной жизни, поездок и т.п. Основные принципы гуманистически ориентированной социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями отражены во многих официальных документах, принятых в последние десятилетия ООН и другими международными и национальными организациями. В нашей стране в течение длительного времени социальные проблемы лиц с ограниченными возможностями (равно как и проблемы сирот, престарелых, многодетных семей) считались полузакрытой темой. Их не принято было обсуждать и тем более рассматривать в широком социально-культурном , социально-политическом аспектах, чтобы не травмировать общественное сознание. В настоящее время, в новой социальной ситуации, эти проблемы стали привлекать внимание широкой общественности . Осознание актуальности проблемы инвалидности и поиск путей ее решения побуждают обратиться не только к опыту развитых европейских стран, но и к истории России, которая прошла путь от нищелюбия к системе государственного и общественного призрения. Для традиций российской культуры характерны такие почти ушедшие из лексикона понятия, как "человеколюбие", "милосердие", "меценатство", "филантропия". Первостепенная задача общества с гуманистически ориентированной социальной политикой в отношении людей с ограниченными возможнос тями - создание для них атмосферы полноценной жизни, общения, таких условий, при которых качество их жизни не отличается от такового остальной части населения, они могут активно участвовать в общественной жизни, заниматься любимым делом, проявлять себя в личностном плане, получать эмоциональный заряд. В стратегии по достижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для выработки национальных планов действий в Европейском регионе, эта задача формулируется так: "Лучшие возможности для инвалидов". Речь идет о том, что "... инвалиды должны иметь возможность жить полнокровной в социальном, экономическом и психическом отношении жизнью с помощью особых мероприятий, повышающих их относительные физические, социальные и экономические возможнос ти" [3, с. 8-9]. Социальный эффект спартианской программы. Спартианская программа предусматри вает организацию Спартианских игр, клубов, школ, игротек, летних оздоровительно-игровых лагерей с активным участием лиц, имеющих ограниченные возможности [4-6, 14]. Многолетний опыт использования этих спартианских форм и методов позволяет с достаточной уверенностью оценить их как важный фактор гуманистически ориентированной социальной политики по отношению к указанным лицам. Самое важное значение спартианской программы для лиц с ограниченными возможностями состоит в том, что она показывает им, как сделать первый шаг на пути самоутверждения и самореализации . Человек, который оказался в состоянии временной или постоянной инвалидности, не может (по крайней мере сразу) изменить эту ситуацию. Он должен научиться приспосабливаться к существующим условиям, активно участвовать в жизни несмотря на все ограничения. Но как это сделать? Как поверить в свои силы, ощутить себя полноценным человеком, а не ущербным, больным, инвалидом? Как доказать себе, другим людям, обществу право на активное существование - в умственном и физическом плане? Не только дети и подростки, но даже их родители часто не знают, с чего начать решение этой проблемы. Спартианская программа помогает найти ответ на данный вопрос. Конечно, возможны другие варианты решения данной проблемы. Многие инвалиды пытаются ее решить, например, на основе активных занятий спортом - футболом, бегом и пр. Но это - достаточно сложный путь, требующий от человека сразу огромного напряжения силы, воли, мужества и т.д. К тому же он опять-таки связан с изоляцией лиц, имеющих ограниченные возможности, от других людей, а значит, препятствует их социальной интеграции, подчеркивает их ущербность. Спартианская программа предлагает значительно более простой путь, особенно если имеются в виду первые шаги. Нужно преодолеть себя и включиться в Спартианские игры, начать готовиться к ним, чтобы приобрести нужные знания и умения, стать членом Спартианского клуба, разработать для себя индивидуальную программу развития, совершенствования и попытаться ее реализовать и т.д. Спартианские игры и подготовка к ним - своеобразная игровая терапия, содействующая социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями. Спартианская технология организации соревнований позволяет существенно повысить эффективность процессов социальной реабилитации и интеграции этих лиц путем формирования новых духовных, эмоциональных и социально -психологических условий двигательной, интеллекту альной и коммуникационной активности. Уникальная программа Спартианских игр, применяемая на них система выявления и награждения победителей, доброжелательная атмосфера создают условия для совместного и равноправного участия в Играх лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями. На Спартианских играх они получают возможность не только самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что самое главное) равноправного участия вместе с ними в соревнованиях, не чувствуя себя при этом ущербными, больными, инвалидами. Разнообразие спортивных соревнований, адаптация их правил, оборудования к физическому и психическому состоянию инвалидов позволяют им активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. Столь же успешно они могут выступать и в определенных художественных конкурсах, конкурсах знатоков и т.д. Кроме того, в число победителей на Играх включаются и те, кто показал лучший результат, и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т.д. Вся система организации работы Спартианских клубов и школ также построена на принципе равноправного участия в них лиц с ограниченными возможностями и тех, кто не имеет таких ограничений. Свобода творчества и самовыражения, отсутствие жесткой конкуренции при сохранении состязательности, дополняемой ориентацией на сотрудничество и единение, равноправное участие в соревнованиях лиц с ограниченными возможностями наравне с другими, дружественная атмосфера спартианских мероприятий, обеспечивающая включение этих лиц в новое пространство содержательных межличностных отношений, - все это содействует созданию у них положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущения безопасности, психологичес кого комфорта и тем самым повышению уровня социальной адаптации и интеграции. Участие в спартианских мероприятиях способствует формированию у детей-инвалидов мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической культуры, в том числе на оздоровление, побуждает к реализации своего внутреннего духовно-нравственного потенциала, самостоятельности в принятии решений, уверенности в своих действиях и т.д. Такой эффект зафиксирован на основе опросов, педагогических наблюдений, психологических тестов. Так, Я. Жбиковский использовал спартианскую программу для организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в Спартианском клубе г. Бяла Подляска (Польша). После двух лет работы он провел обследование инвалидов для определения изменений в адаптационном поведении лиц экспериментальной и контрольной групп. Анализ показал значительное улучшение адаптационного поведения [10] у инвалидов, в работе с которыми использовалась спартианская программа. Результаты психологического тестирования инвалидов с ДЦП, проведенные Н.В. Ганзиной с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина до и после курса реабилитационно-рекреативных мероприятий в рамках Спартианского клуба свидетельствуют о достоверном (р < 0,05) снижении у них показателей тревожности [2, 5]. Положительное
и стабилизирующее воздействие спартианских форм
и методов организации работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности, на их
психоэмоциональную сферу было уста Отмеченные выше аспекты положительного воздействия Спартианских игр на детей-инвалидов - участников этих Игр выявляют и опросы этих детей, а также их родителей, проведенные в 1993-2000 гг. При ответе на вопрос о том, какие основные изменения связаны с участием в Спартианских играх и клубах, как правило, указывалось на то, что дети-инвалиды чувствуют себя теперь более самостоятельно и уверенно при общении с другими людьми, в том числе со сверстниками. Вместе с тем характерно и то, что никто из опрошенных участников Игр (а значит, и те, кто не относится к числу лиц с ограниченными возможностями) не высказал неудоволь ствия по поводу участия в Играх инвалидов, совместного с ними участия в соревнованиях, хотя до начала Игр некоторые из впервые принимавших в них участие проявляли такое неудовольствие (опрос проводился после завершения Игр) [4, 5, 13]. Спартианские игры и клубы, как показал опыт их использования, позволяют также закреплять те положительные результаты в социальной реабилитации и интеграции инвалидов, которые достигаются с помощью других средств и методов, например на основе занятий ЛФК, иппотерапией и т.д. [2, 4, 5, 7, 8, 11, 12]. Значит, спартианская программа открывает для лиц с ограниченными возможностями игровой путь самопреодоления и самоутверждения . Конечно, этот игровой путь не решит для человека всех его необычайно сложных проблем и станет лишь начальным этапом борьбы за самого себя, за свое место в мире, за свое признание. Но это начало имеет огромное значение, особенно для тех, кто не уверен в своих силах, опасается неудачи, насмешек со стороны других людей и т.д. Спартианский путь дает им не только радость, отдых, развлечение, общение с друзьями, но и возможность поверить в себя, почувствовать поддержку других и получить признание с их стороны. Он позволяет этим людям нормально и вместе с другими отдыхать, развлекаться, активно участвовать в различных сферах общественной жизни, готовит к этому, развивает соответствующие знания, умения, навыки. Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что спартианская модель спорта имеет важное социально-педагогическое, а также культурное значение для людей с ограниченными возможнос тями и адекватна требованиям личностно-ори ентированной социальной политики по отношению к этим людям. Литература 1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М.: МИПКРО, 1995. 2. Ганзина Н.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: Канд. дис. М., 1997. 3. Государственный доклад "О положении инвалидов в Российской Федерации". - М.: Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, 1998. 4. Губарева Т.И. Комплексная "спартианская" программа культурно-спортивной работы с инвалидами // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, ч. II): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, СОА, 1997, с. 106-195. 5. Губарева Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. - М.: ФОН, 2000. 6. Губарева Т.И., Столяров В.И. Новые формы культурно-спортивной работы с инвалидами на основе проекта "СпАрт": Учебно-метод. пос. для студентов и слушателей РГАФК. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997. 7. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: Канд. дис. . - М.: РГАФК, 1996. 8. Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой: Сб./Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 130-173. 9. Ертанова О.Н. "Вот и вышел человечек..." // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски: Сб. научно-практ., проект. и метод. матер. - М.: Ин-т педагогич. инноваций РАО, 1999, с. 54-64. 10. Жбиковский Я. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов: Канд. дис. М., 1994. 11. Ларионова Н.А. Оздоровительная физическая культура на санаторном этапе реабилитации детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями: Канд. дис. М., 1998. 12. Лубышев Е.А. Спартианская модель культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра: Канд. дис. М., 1999. 13. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва-Сургут: МГИУ, 2000. 14. Столяров В.И., Губарева Т.И., Лубышев Е.А. Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 11-129. 15. Neubert D., Cloerkes G. Behinderung und Behinderte in verschiedenen Kulturen. - Heidelberg: Edition Schindele, 1987. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |