СПАРТИАНСКОМУ ДВИЖЕНИЮ - 10 ЛЕТ


Abstract

CONCEPT OF SPARTIAN MOVEMENT

V.I. Stolyarov, Dr. Phil., professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: agonistic, humanism, game forms of competition humanistic organization, spartian movement, sports.

The author of the of spartian movement's concept offers the ideas of humanism and basic rules in the theory of humanistic competition organization, developed by him. The program of spartian movement provides: a) humanization of sports, its integration with the art; b) the development and practical use of other humane game forms of competition organization. The basic resources of the achievement of these purposes: Spartian games - unique model of competitions organization in a combination of not competitive games; Spartian clubs, school, etc.; the system of prizes and awards for the encouragement of moral behaviour, and the achievement in various spheres of creative activity also; the Spartian code of behaviour.


Концепция спартианского движения

Доктор философских наук, профессор В.И. Столяров
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: агонистика, гуманизм, игровые формы гуманистической организации соревнования, спартианское движение, спорт.

Концепция спартианского движения, исходные положения которой я разработал в 1990 г., изложена в многочисленных публикациях. Наиболее полно она представлена в сборнике "СпАрт (Духовность, спорт, искусство)" (1996), четырех выпусках тематической серии "Духовность - Спорт - Культура" (1996, 1997), девяти выпусках тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура" (1997, 1998) и трех выпусках тематической серии "Гуманистическая теория и практика спорта" (2000), которые подготовил и выпустил Гуманитарный Центр "СпАрт".

Цель данной статьи - изложить наиболее важные положения концепции спартианского движения на основе осмысления теоретических идей, принципов, положений, которые на протяжении вот уже 10 лет лежат в основе идеологии этого движения, его целей, используемых форм, средств и методов их достижения.

1. Исходные теоретические положения. Идеи гуманизма. В основе идеологии и программы спартианского движения лежат прежде всего идеи, идеалы и ценности гуманизма . При этом гуманизм понимается как система воззрений, которая высшей социальной ценностью, целью и критерием (мерой) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни считает именно человека, а не технику, не прибыль, не вещное богатство, не власть, не науку, не искусство и т.п. (ср. исходные определения гуманизма, которые дали Сократ: "Человек является высшей ценностью" и Протагор: "Человек - мера всех вещей").

Очень важным представляется и понимание гуманизма как "культивирования человечности" (studium humanitatis) в самом человеке. К числу "человечных качеств человека" гуманистическое воззрение издавна относит свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности, способность человека к самопознанию, самореализации, самопреодолению, саморазвитию - "открывать в себе свою собственную суть", "превосходить себя", "подниматься выше себя". В плане взаимоотношений людей, стран, народов, наций фундаментальными в рамках гуманистической системы воззрений традиционно считаются такие ценности, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей и т.п.

Спартианское движение ориентируется на все эти идеалы и ценности гуманизма и ставит своей целью их практическую реализацию в современных условиях. Особенно важное значение придается гуманистическому идеалу разносторонне и гармонично развитой личности .

Возможно самое различное понимание этого идеала. В своем исходном пункте оно опирается на идею, высказанную великими гуманистами прошлого, о необходимости гармонии духовных и физических способностей человека, его внешних и внутренних качеств (древнегреческий идеал калокагатии, древнекитайский принцип "сан мэй", кубертеновская концепция "эйритмии" и т.п.). Однако известны и многие другие интерпретации разностороннего и гармоничного развития личности.

В основу концепции спартианского движения, определяющей его цели и задачи, положено разработанное автором проекта "СпАрт" такое понимание, согласно которому разностороннее и гармоничное развитие личности предусматривает: а) постоянную ориентацию на самосовершенствование, самопреодоление, саморазвитие; б) единство физического (телесного), психического и духовного, гармоничное развитие телесности, психических способностей (воли, интеллекта и др.) и духовно-нравственных качеств человека; в) разностороннее развитие и проявление своих способностей в различных сферах творческой деятельности, в том числе в спорте и искусстве; г) достижение гармонии личности в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой, приоритет человечности, духовно-нрав ственных ценностей в этих отношениях.

От многих других истолкований гармоничного развития личности его спартианская интерпретация отличается прежде всего указанием на важное значение разностороннего развития и проявления способностей, активного участия в различных сферах творческой деятельности .

В связи с этим идеалом для участников спартианского движения являются те люди, которые добиваются успеха не в каком-то одном виде, а во многих видах творческой деятельности.

Так, древнегреческий философ, математик, религиозный и политический деятель Пифагор, по свидетельству Диогена Лаэртия, был победителем на Олимпийских играх и тренером. Древнегреческий философ Платон успешно выступал в соревнованиях борцов на Истмийских играх, а Милон - наиболее известный атлет древности - написал философский трактат о природе.

Можно привести и другие, более современные, факты, показывающие возможность совмещения активных и успешных занятий спортом с творчеством в сфере науки, искусства и т.д. Winaus (США) в 1900 и 1908 гг. был олимпийским чемпионом по стрельбе, а в 1912 г. выиграл золотую медаль в одном из художественных конкурсов. Hajos (Венгрия) в 1896 г. был олимпийским чемпионом по плаванию, а в 1924 г. получил серебряную медаль за архитектурный проект стадиона. На художественной тематической выставке в Париже в 1957 г., посвященной спорту, из 100 известных художников и скульпторов, представивших свои работы на эту выставку, 25 активно занимались спортом, а большинство других участвовали в спортивных соревнованиях. Среди современных спортсменов (в том числе самого высокого класса) немало таких, кто добился больших успехов в различных видах духовно-творческой деятельности. Яркий пример в этом плане - Ю. Власов - всемирно известный штангист, писатель, политический деятель, а также Н. Озеров, прославив шийся своими успехами в спорте, искусстве и других видах творческой деятельности. Современный немецкий философ Г. Ленк, перу которого принадлежит огромное множество книг в области философии, был олимпийским чемпионом в гребле. Валерий Брумель - шестикратный рекордсмен мира по прыжкам в высоту, серебряный призер Олимпийских игр в Риме, чемпион Олимпиады в Токио. Три года подряд (с 1961 по 1963 г.) признавался лучшим спортсменом мира. Это - спортивная сторона его деятельности. А вместе с тем им написаны документальная книга, пьесы, либретто к оперетте, роман и т.д.

Конкретным воплощением спартианского идеала гармонично развитой личности являются и такие гении, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, И. Ньютон, В.А. Гете, М.В. Ломоносов. Из современников можно назвать: Н.К. Рериха, великого русского художника, ученого, писателя, археолога, деятеля мировой культуры, инициатора движения в защиту памятников культуры; А. Швейцера - философа-гуманиста, теолога, миссионера, врача, музыковеда и органиста, лауреата Нобелевской премии мира; выдающегося советского физика Я.И. Френкеля, профессионально владевшего скрипкой; американского физика Ф. Хойла, автора литературных произведений; канад-ского нейрофизиолога и писателя У. Пенфилда; гениального физика и любителя-музыканта А. Эйнштейна и многих других.

Теория гуманистической организации соревнований. Помимо идей гуманизма идеология и программа спартианского движения опираются на разработанную автором данной статьи теорию гуманистической организации соревнований .

Предмет изучения этой теории (она является разделом более широкой теории соревнования) - различные формы, способы, модели организации соревнования с гуманистической ориентацией . Их различие заключается в том, какие соревнования и как проводятся, какова их программа, как организована подготовка к ним, какие нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и подготовки к ним, каковы характер этих поощрений (моральный или материальный), состав участников, взаимоотношения между ними и т.д.

Указанную теорию интересуют не только особенности этих разнообразных форм, способов, моделей гуманистической организации соревнований, но и их позитивные и негативные стороны, соответствие интересам и потребностям различных групп населения, целесообразность и эффективность использования для решения разнообразных социальных, социально-педагогических, культурных и иных задач.

Выделим те положения теории гуманистической организации соревнования, которые имеют особенно важное значение в концепции спартианского движения.

1. Соревнование помогает выполнять важные социальные функции: оно позволяет сравнивать и оценивать способности людей, стимулирует их активность, стремление к совершенствованию своих способностей и т.д. Позитивная роль агонистики (от греч. "агон" - соперничество) ярко проявилась в рамках древнегреческой культуры.

2. Соревнование обязательно должно дополняться разнообразными формами сотрудничества, единения людей.

3. В разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере для одной из соперничающих сторон. Кроме того, нередко оно проходит в таких условиях, которые затрудняют объективную сравнительную оценку способностей соперников.

4. В связи с этим возникает социальная проблема гуманизации соперничества, т.е. создания таких условий соревнования, которые позволяют: а) сравнивать способности участников соревнования; б) объективно оценивать сопоставляемые способности; в) не унижать достоинства личности соперников, не наносить вреда их здоровью и по возможности избегать трагических последствий соперничества.

5. Попытки частичного решения проблемы гуманизации соперничества состоят в том, что вводятся писаные (например, юридические) и неписаные (например, нравственные) правила, нормы поведения в соревновании (к примеру, правило "лежащего не бьют", юридические нормы конкуренции и т.п.).

Вместе с тем найден и магистральный путь решения проблемы: замена соревновательных ситуаций реальной жизни более гуманныи, условными, игровыми . Основной "механизм" такой замены состоит в следующем: 1) предметы, с которыми действуют в реальной жизни, заменяются иными ("игрушечными ", "игрушками "), приспособлениями для указанных целей; 2) формулируются определенные правила, уточняющие, что можно и чего нельзя делать соперникам; 3) вводятся особые лица (судьи), обеспечивающие соблюдение правил и оценивающие выступления участников соревнования.

6. Примером такого (гуманистически ориентированного) подхода к организации соперничества являются спортивные соревнования. Они проходят в искусственно созданных игровых ситуациях, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников. Именно этими моментами, например, фехтование как вид спорта отличается от боевого
сражения на шпагах, саблях и т.д., а бокс - от уличной драки. Гуманность спортивного соревнования проявляется и в том, что оно не унижает достоинства личности соперников, содействует проявлению и развитию их личностных качеств.

Спортивные соревнования - одна из форм гуманистической игровой организации соперничества. Для нее характерен такой подход к организации соревнований, к выбору их программы, системы определения победителей, состава участников, при котором:

- участники соревнования распределяются по различным группам (с учетом пола, возраста, уровня подготовленности и т.д.) и соревнования проводятся раздельно в этих группах (например, инвалиды соревнуются отдельно от других);

- в командных соревнованиях каждая команда формируется из представителей определенной страны, национальности, какого-то региона, города, учебного, трудового, спортивного коллектива и т.п.;

- программа соревнований предполагает узкую специализацию участников в одном виде деятельности (например, в беге, плавании, шахматах и т.п.) или нескольких ее видах, но требующих проявления "односторонних" (например, физических) способностей;

- вводятся правила, жестко определяющие, какие предметы, приспособления (мяч, шайба и т.д.) должны использоваться и каким образом;

- предусматривается выявление победителей и построение четкой иерархии мест, занятых участниками, а также их острое соперничество, жесткая конкуренция за победу (лучшие места) в соревнова нии;

- определение победителей и мест, занятых участниками, осуществляется путем сравнения показанных ими результатов с учетом самых незначительных различий в этих результатах, выявляемых на основе предельно точных измерений;

- поведение участников оценивается лишь с точки зрения соблюдения правил соревнований, без учета других его аспектов (нравственных, эстетических и т.п.);

- участники, занявшие первые места, всемерно восхваляются и поощряются (как правило, призами и наградами, представляющими существенную материальную ценность), тогда как другим обычно достаются упреки, насмешки и т.д.

7. Спортивные соревнования как гуманная игровая модель позволяют решать ряд социально -культурных задач. Но вместе с тем с ними связан ряд существенных негативных явлений: они развивают желание любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов - добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д.; затрудняют социальную интеграцию лиц с нарушениями в двигательной или интеллектуальной функции, поскольку изолируют их от лиц, не имеющих таких нарушений; содействуют одностороннему развитию спортсменов, а также ограничивают проявление их творческих способностей и т.д.

Поэтому актуальны две задачи: 1) найти и практически использовать пути гуманизации спорта (повышения его гуманистического потенциала, смягчения возможных негативных явлений связанного с ним соперничества), интеграции его с искусством; 2) разработать и внедрить в практику другие гуманистически ориентированные игровые модели организации соревнования, которые обладают более высоким гуманистическим потенциалом, создают оптимальные условия для формирования свободной, активной, творческой, разносторонней и гармоничной личности, гуманных человеческих отношений, позволяют эффективно решать разнообразные задачи формирования этих отношений и личностного развития.

На решение этих важных социальных задач и направлены усилия спартианского движения.

2. Программа деятельности спартианс кого движения

Программа спартианского движения, основанная на изложенных выше положениях концепции этого движения, предусматривает комплекс форм и методов деятельности.

Центральное место среди них занимают Игры "СПАРТ" (другие возможные их названия: Спартианские игры, "Турнир Рыцарей СпАрта", Игры "Спартианская семья" и др.).

В основе этих Игр лежит спартианская модель организации соревнований , которая по всем параметрам - программе, системе определения победителей, составу участников и т.д. - отличается от охарактеризованной выше спортивной модели организации соревнований.

В программе соревнований, организуемых на основе спартианской модели, в игровой форме представлены разнообразные виды деятельности, связанные со спортом, туризмом, художественным, научным и техническим творчеством. Поэтому участие в этих соревнованиях требует от участников не узкой специализации в одном виде игровой деятельности (в каком-то виде спорта, например в легкой атлетике; в художественном, например в танцах, или техническом творчестве; в игровых формах интеллектуальной деятельности и т.д.), а многосторонних способностей: физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, юмора, знаний и т.д.

C такой ориентацией программы спартианских соревнований связано и само их название. Игры "СПАРТ" (SpArt) - это Соревнование оклонников Активного Разностороннего Творчества, и прежде всего в таких сферах, как спорт (Sport) и искусство (Art).

Система оценки и поощрения участников соревнований по спартианской модели базируется на следующих основных положениях:

1. Учитывая главную цель этих соревнований - повышение ориентации участников на духовно-нрав ственные и эстетические ценности, необходимо: а) всемерно поощрять красоту действий и поступков; б) добиваться порицания и наказания за любые действия, наносящие вред здоровью, чести, достоинству, за любые проявления грубости, агрессивности, национализма, за стремление победить любой ценой; в) учитывать эстетические и нравственные аспекты поведения участников при определении победителей; г) особенно важное значение придавать превышению участниками своих прежних результатов, а не результатов других лиц или каких-то норм.

2. На спартианских соревнованиях как можно больше участников должны почувствовать себя "победителями" и не должно быть обиженных, униженных, оскорбленных. В связи с этим необходимо: а) поощрять самые разнообразные (но соответствующие критериям духовности, нравственности и красоты) достижения участников Игр, связанные с успехами в том или ином виде творческой деятельности, в каком-то отдельном соревновании, конкурсе, с поведением, физической подготовленностью, спортивным и художественным мастерством, творчеством, юмором, знаниями и т.д.; б) учитывать лишь существенные различия в результатах, использовать небольшое число качественных оценок и тем самым сокращать число промежуточных звеньев между первым и последующими местами участников соревнования; в) стремиться к тому, чтобы не было существенного различия в материальной ценности призов, вручаемых победителям и тем, кто занял последующие места, и чтобы вообще награды имели в большей степени символическое значение, а не материальную ценность.

3. Важная цель спартианских соревнований - содействовать разностороннему и гармоничному развитию личности . Поэтому наиболее престижные награды должны получать те участники, которые демонстрируют красоту действий и поступков, добиваются успеха в различных видах творческой деятельности, требующих духовных и физических способностей, знаний, культуры во всех ее проявлениях - нравственной, эстетической, художественной, физической, экологической и т.д.

Такая программа и система определения победителей соревнований создают условия для того, чтобы в них могли участвовать и на равных соревноваться лица, имеющие разные интересы и увлечения, разный уровень спортивной, физической, интеллектуальной, художественной подготовки и даже инвалидность , причем дает возможность каждому из участников проявить в соревнованиях свои способности.

Концепция Спартианских игр основана на том, что это - не гладиаторская битва насмерть, до победного конца, а прежде всего игра и, если воспользоваться словами, которые были сказаны на II Ватиканском соборе, - "братское соревнование " ("fraterna aemulatio"). Таким образом понимаемая игра должна ориентировать участников не только на соперничество, но и на сотрудничество .

Поэтому программа Спартианских игр помимо соревнований включает в себя игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество. Такие игры под девизом "Мы все - одна Спартианская семья!" проводятся в промежутках между соревнованиями, чтобы объединить участников, создать у них высокодуховное чувство общности . К участию в играх привлекаются также зрители и судьи.

Помимо Спартианских игр программа спартианского движения предусматривает:

- создание Спартианских клубов, школ, игротек, оздоровительно-игровых лагерей, цель которых - подготовка к Спартианским играм, организация активного, творческого отдыха, общения участников спартианского движения на основе включения в разнообразные игры, соревнования, конкурсы, объединяющие спорт с искусством и ориентированные на духовно-нравственные, эстетические ценности;

- организацию спартианского образования , программа которого включает в себя получение человеком достоверной информации о самом себе, о своих возможностях, способностях, недостатках; овладение приемами физического и психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания; приобретение глубоких и разносторон них знаний в области спорта, олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами спорта и искусства, с народными играми, овладение искусством создания в движениях художественных образов, красотой и пластикой "одухотворенного" движения и т.д.;

- разработку и пропаганду определенного духовно-нравственного Кодекса поведения (Спартианского кодекса);

- использование специально разработанной системы призов и наград для поощрения высоконрав ственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов не в какой-то одной сфере (спорт, искусство и т.д.), а в различных сферах творческой деятельности;

- организацию постоянного общения - в ходе игр, соревнований, обучения - лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.) и т.д.;

- повышение уровня гуманистической культурной подготовленности специалистов в области спорта и подготовку специалистов, готовых к эффективному использованию спартианской гуманной игровой модели организации соревнований.

Все эти акции в рамках спартианского движения не рассматриваются как самоцель. Речь идет о том, чтобы на их основе внедрить в практику целостную гуманистически ориентированную систему воспитания, образования и организации досуга различных групп населения, которая призвана содействовать решению широкого круга важных социальных, социально-педагогических и культурных задач.

В первую очередь имеются в виду две задачи: 1) целостное гуманистическое воздействие на личность - формирование физически здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разносторон него развития и проявления своих способностей, а в отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям; 2) организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения: детей, подростков, молодежи и взрослых, спортсменов и тех, кто занимается искусством, наукой, техническим творчеством, лиц с ограниченными возможнос тями (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, и т.д.

Предусматривается также использование спартианских средств для решения важных социально -педагогических, культурных задач, ориентированных на определенные группы населения:

- создание возможности для детей и подростков, которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности, попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности: в спорте, искусстве, техническом творчестве с тем, чтобы определить свои "плюсы" и "минусы", выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования и т.д.;

- выявление творчески одаренных детей и подростков, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;

- социальная реабилитация и интеграция, преодоление социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), детей-сирот, детей и подростков с отклоняющимся поведением и других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите;

- олимпийское образование детей и молодежи;

- повышение ориентации спортсменов на гуманистические идеалы олимпизма (в первую очередь принципы "честной игры"), а также пробуждение у них интереса к художественной и интеллектуальной деятельности (искусству, науке и др.), включение в эти виды деятельности;

- изменение общественного мнения о низком духовно-нравственном облике спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом с высокими результатами в других видах деятельности;

- приобщение к здоровому образу жизни и физической культуре, повышение физкультурно-спортивной активности тех, кто увлекается искусством, наукой, другими видами духовно-творческой деятельности;

- повышение активности деятелей искусства (актеров, художников, писателей, поэтов, звезд кино и эстрады и т.д. ) в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и одухотворенного спорта;

- укрепление культурно-спортивных связей и сотрудничества различных наций, народов, стран, регионов и т.д.

Изложенное выше позволяет сделать следующие основные выводы о концепции спартианского движения:

1. Данная концепция ориентируется на идеи гуманизма и такую интерпретацию гуманистического идеала гармонично развитой личности, согласно которой эта личность активно развивает и проявляет свои способности не в одной, а в различных сферах творческой деятельности.

2. Концепция спартианского движения вовсе не предусматривает отказа от соревновательности, перехода "к какому-то бесконфликтному спорту сотрудничества", как утверждают некоторые критики этой концепции (например, Ю.А. Фомин, 1996, и В.И. Жолдак, 1999). Эта концепция признает социальную ценность соревнования, соперничества, особенно гуманных, игровых форм его организации, и ориентирует на повышение их роли и значения в реализации идеалов и ценностей гуманизма, в решении важных социокультурных задач.

3. Согласно концепции спартианского движения эффективное решение этой проблемы предусмат ривает: а) гуманизацию спорта, его интеграцию с искусством; б) разработку и практическое использование других гуманистически ориентированных игровых моделей организации соревнования; в) дополнение игровых форм соревнования несоревнова тельными играми, в которых на первом плане - сотрудничество, взаимопомощь, творчество, юмор.

Читателям, желающим более подробно ознакомиться с концепцией спартианского движения, с методикой организации Спартианских игр, программами деятельности Спартианских клубов, школ, игротек, рекомендуем следующую литературу.

Основные публикации о концепции спартианского движения, Cпартианских играх, клубах, школах

1. Брызгалов Ю.С., Большаков Н.И. Организация и проведение спортивно-интеллектуальных состязаний: Метод. реком. по проведению спортивно-интеллектуальных состязаний для выпускников техникумов физической культуры и факультетов физической культуры. Новосибирск, 1994.

2. Власова Н.Д. Эта умная игра "СпАрт" // Спорт в школе, 1996, № 2, с. 2.

3. Власова Наталья. Опыт работы Центра дополнительного образования школьников "СпАрт" // Международный форум "Молодежь - Наука - Олимпизм" 14-18 июля 1998 г., Москва: Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 76-77.

4. Волков В. Реализация программы СпАрт в системе валеологического воспитания учащихся с ослабленным здоровьем // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы IX Всерос. научн.-практ. конф. М., 1999, с. 40-43.

5. Гаевая Любовь. Региональный Центр детско-юношеского движения "СпАрт" // Международный форум "Молодежь - Наука - Олимпизм" 14-18 июля 1998 г.,Москва: Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 79-80.

6. Губарева Т.И. Комплексная "спартианская" программа культурно-спортивной работы с инвалидами // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, ч. II): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, СОА, 1997, с. 106-195.

7. Губарева Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. - М.: ФОН, 2000. - 192 с.

8. Губарева Т.И., Козырева О.В., Ларионова Н.Н. и др. "Спартианские" формы культурно-спортивной работы с инвалидами // Тез. докл. Междунар. конгресса "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". Том 2. - М.: ФОН, 1998, с. 449-450.

9. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: Канд. дис. М., 1996.

10. Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997, с. 108-143.

11. Егоркина Елена. Из опыта работы семейного Спартианского клуба // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм" 14-18 июля 1998 г., Москва: Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 99-100.

12. Ефременков К., Пирожников Р. Опыт организации работы на основе проекта "СпАрт" среди детей и молодежи города и области // Олимпийское движение и социальные процессы: IX Всерос. научн.-практ. конф.: Материалы. М., 1999, с. 78-81.

13. Козырева О.В. Друзья Спартиашки. Новая игровая программа для дошкольников, ориентированная на единство их духовного и физического развития: Метод. пособие для воспитателей детских садов. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, МГФСО, 1996.

14. Козырева О.В. "Спартианская" программа целостного гуманистического воздействия на личность дошкольника // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, ч. II): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, СОА, 1997, с. 80-106.

15. Козырева О.В. Игровая программа "Друзья Спартиашки" (для детей дошкольного возраста) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997, № 3, с. 14-18.

16. Козырева О.В. Спартианские игры // У лукоморья малыши. Сценарии по сказкам А.С. Пушкина. М., 1998, с. 20-25.

17. Козырева О.В. Спартианские игры. Игровая программа для младших школьников // Я вхожу в мир искусств, 1998, № 2 (8),с. 127-132.

18. Косогов С.К. Проблема применения новых игр в системе спартианских игротек // Международное спортивное и олимпийское движение: история, теория, практика: Межвуз. сб. науч. матер. Воронеж, 1999, с. 207-209.

19. Курило С.И. Философские основы теории и практики международного спорта. //Теор. и практ. физ. культ., 2000. - 250 с.

20. Лазарев П.В. Олимпийский проект "СпАрт": проблема синтеза спорта и искусства // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск, 1994, с. 102-107.

21. Лубышев Е.А. Спартианские формы и методы работы как средство социальной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Тез. докл. Междунар. конгресс "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". Том 2. - М.: ФОН, 1998, с. 531-532.

22. Лубышев Е.А. Спартианская модель культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра: Канд. дис. М., 1999.

23. Макарова О.С., Чунаев А.А. Спартианский воспитательно-образовательный комплекс "Игра. Спорт. Диалог" // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997, с. 248-253.

24. Макарова О.С., Чунаев А.А. Олимпийское образование, президентские тесты, игра, спорт, диалог в спартианском движении // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998, № 1,с. 46-49.

25. Мамскова Л. Опыт развития олимпийского движения и организации работы на основе проекта "СпАрт" среди детей и молодежи города // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм": Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 153-154.

26. Новикова С.С. Об организации туристской работы с детьми на основе проекта "СпАрт" // Труды ученых ГЦОЛИФК: ежегодник. М., 1993, с. 49-51.

27. Новикова С.С. Олимпизм и программа "СпАрт-туризм" // Олимпийский бюллетень. 1994, № 1, с. 44-49.

28. Новикова С. Опыт организации туристской работы на основе проекта "СпАрт" // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм": Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 174-175.

29. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий.: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва - Сургут: МГИУ, 2000. - с. 80-130.

30. Ольхова Т.Г. Спортивно-творческий фестиваль - одна из форм спортивно-гуманистического воспитания студентов// Наука и образование ХМАО - XXI веку: Сб. тез. и докл. конф. молодых ученых и специалистов. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2000, с. 135-138.

31. Петлеваный Г.Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления: Канд. дис. М., 1997.

32. Петлеваный Г.П., Егоров А.Г. Опыт практической реализации спартианской системы олимпийского образования // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997, с. 234-247.

33. Пирожников Р.А. Спартианские турниры школьников как форма олимпийского образования // Спорт, Олимпизм, Гуманизм: Межвуз. сб. науч. тр., вып. 2. Смоленск, 1998, с. 287-290.

34. Пирожников Р.А., Ефременков К.Н. Методические рекомендации по проведению Спартианских игр в общеобразовательных школах и школах-интернатах Смоленской области. Смоленск, 1999. - 36 с.

35. Подколзина Л. Опыт развития спартианского движения в регионе Кузбасса // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм": Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 192-193.

36. Прокопчук Ю.А. Модель олимпийского образования студенческой молодежи на основе Спартианских игр: Канд. дис. Краснодар, 1998.

37. Самусенков О. Новые формы работы с юными футболистами на основе идей проекта "СпАрт" // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм": Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 210-212.

38. Самусенков О.И. Педагогическая технология реализации культурного потенциала игровых видов спорта. - Москва - Малаховка, МГИУ, 2000. - 204 с.

39. Самусенкова В.И. Интеграция спорта и искусства как социально-педагогическая проблема: Канд. дис. М., 1996.

40. Столяров В.И. Проект "СпАрт" // Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. М., 1990, с. 13-16.

41. Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991.

42. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство (спортивно-гуманистическое движение СССР и программа "СпАрт" для школьников) // Физ. культ. в школе, 1991, № 4, с. 43-45.

43. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 4, с. 10-14.

44. Столяров В.И. Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) // Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФК. М., 1993, с. 36-49.

45. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство // Физ. культ. в школе, 1993, № 2, с. 52-56.

46. Столяров В.И. Новое массовое культурно-спортивное движение "СпАрт" (Духовность. Спорт. Искусство): Методическая разработка для работников сферы физической культуры и спорта и организаторов досуга. - М.: Комитет по физической культуре РФ, Центр "СпАрт", 1994.

47. Столяров В.И. Проект "СпАрт": Духовность. Спорт. Искусство (основные идеи и первые итоги реализации в России. - М.: РГАФК, Гуманитарный Центр "СпАрт", 1994.

48. Столяров В.И. "Спартианская" программа реализации кубертеновского идеала олимпийского атлета // Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 10, с. 16-22.

49. Столяров В.И. Спартианские Игры - новая модель спорта для всех // Междунар. журнал спорт. информации "Спорт для всех", № 1-2, 1996, с. 23-24.

50. Столяров В.И. Спартианские игры и клубы в системе воспитания, образования и организации досуга школьников // Спорт в школе, 1997, № 33, с. 1-16; № 34, с. 1-11.

51. Столяров В.И. Спартианские игры школьников // Физ. культ. в школе, 1997, № 6, с. 57-62.

52. Столяров В.И. Спартианские игры и клубы в системе образования, воспитания и организации досуга школьников (программа) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997,№ 1, с. 9-15.

53. Столяров В.И. Спартианская система воспитания, образования и организации досуга // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть I): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, 1997, с. 9-127.

54. Столяров В.И. "Спартианская" программа гуманизации спорта высших достижений // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть II): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, 1997, с. 9-79.

55. Столяров В.И. Спартианские рыцари: здоровье, духовность, честь // Народное образование, 1997, № 9,с. 153-155.

56. Столяров В.И. Детско-юношеское спартианское движение России: за духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. седьмой: Сб. /Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 204-226.

57. Столяров В.И. Олимпийский атлет и спартианец - две модели гармонично развитой личности // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 74-94.

58. Столяров В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 54-263.

59. Столяров В.И. Спартианские игры - новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. четвертый: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 54-279.

60. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. пятый: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 101-265.

61. Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой: Сб. /Сост. и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 71-233.

62. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва - Сургут: МГИУ, 2000, с. 21-79.

63. Столяров В.И., Губарева Т.И. Социально-педагогическое и оздоровительное воздействие Спартианских игр на инвалидов // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Сб. науч. тр. и проектных материалов. - М.: Ин-т педагогических инноваций РАО, 1996, с. 351-360.

64. Столяров В., Губарева Т., Ян Ан-Сук. Проблема организации досуга и реаблитации детей-инвалидов с учетом корейской и российской программ интеграции спорта и искусства // Тез. докл. Междунар. конгр. "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". Т. 2.- М.: ФОН, 1998, с. 452-453.

65. Столяров В.И., Ипатов Д.И. Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения // Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Вып. второй): Сб. /Сост. и ред. В.И. Столяров. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996, с. 49-181.

66. Столяров В.И., Козырева О.В. Друзья Спартиашки. Новая игровая программа для дошкольников, ориентированная на единство их духовного и физического развития: Метод. пособие для воспитателей детских садов. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, МГФСО, 1996.

67. Столяров В.И., Петлеваный Г.Ф. "Спартианская" программа олимпийского воспитания, образования и обучения // Олимпийское образование в школе: уч. пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. Смоленск, 1997, с. 57-138.

68. Столяров В.И., Самусенкова В.И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством (теория, методологические подходы, программы) // Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? (Духовность. Спорт. Культура. Вып. третий): Сб. /Сост. и ред. В.И. Столяров. - М.: РАО, 1996, с. 49-179.

69. Шапоренкова О.В. "СпАрт" на Смоленщине // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Межвуз. сб. науч. трудов. Смоленск, 1994, с. 133-136.

70. Шапоренкова О.В. Спартианское движение в системе олимпийского образования школьников // Феномен олимпизма в современной культуре. Смоленск, 1994, с. 52-55.

71. Шапоренкова О.В. Олимпийский проект "СпАрт" - концептуальная основа многостороннего развития школьника // Сб. научных трудов молодых ученых /Под общ. ред. В.В. Ермакова. - Смоленск: СГИФК, вып. 3, 1996, с. 13-17.

72. Шапоренкова О.В. Олимпизм и спартианское движение // Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы VII Всерос. научн.-практ. конф. Часть II. Краснодар, 1996, с. 238-240.

73. Шапоренкова Оксана. Спартианское образование в общеобразовательной школе // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм": Мат. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 272-274.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: