Abstract THE BASIC DIRECTIONS OF USE AND SOCIAL EFFECT OF SPARTIAN FORMS AND METHODS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY S.I. Kurilo, Dr. Phil. V.I. Stolyarov, Dr.Phil, professor Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: Spartian movement, spartian form and methods, Spartian games, clubs and schools, social effect. The purpose of this article was to describe the basic directions, and the social-pedagogical and cultural effect of spartian forms and methods using - Spartian games, clubs, schools etc - in a work with the various groups of a population and with handicapped persons (invalids) included. The fact is proved that these forms and methods promote the formation of versatilly and harmoniously developed person, not only physical, but also spiritual improvement of children and youth. They can be used for organization of their active, creative rest, their education and treatment, familiarizing with ideals of Olimpism for complex social rehabilitation of the handicapped children, and the children and teenagers with deviating behaviour also.
|
Доктор философских
наук С.И. Курило Российская государственная академия физической культуры, Москва Основные направления и социальный эффект использования спартианских форм и методов в работе с различными группами населения Ключевые слова: спартианское движение , спартианские формы и методы, Спартианские игры, клубы и школы, социальный эффект. За годы развития спартианского движения определились основные формы и методы деятельности в его рамках: организация Спартианских игр, создание Спартианских клубов, школ, игротек, летних оздоровительно-игровых лагерей и т.д. В данной статье в тезисной форме предпринята попытка охарактеризовать основные направления и социальный эффект использования этих форм и методов. I. Как показал многолетний опыт проведения Спартианских игр, организации подготовки к ним в Спартианских клубах и школах, самый главный социальный эффект использования этих спартианских форм и методов в работе с различными группами населения состоит в том, что они оказывают целостное гуманистическое воздействие на личность. Можно выделить ряд аспектов такого воздействия. Во-первых , активное участие в Спартианских играх и деятельности Спартианских клубов благотворно влияет на состояние здоровья и физическое развитие . Это подтверждают данные педагогических наблюдений и экспериментальных исследований. Так, в педагогическом эксперименте, который провел Ю.А. Прокопчук, студенты -участники Спартианских игр были разделены на две группы: 1-я группа (контрольная, 30 человек) - те, кто впервые участвовал в Играх и не готовился к ним в спартианских клубах или школах; 2-я группа (экспериментальная, 30 человек) - те, кто не менее двух раз участвовал в Играх и готовился к ним в Спартианских клубах или школах. Анализ результатов выступления этих студентов на Играх показал, что по итогам конкурса "Физическое совершенство" получили оценки "выше средней" все студенты 2-й группы, а из 30 студентов, включенных в 1-ю группу, - только 7 человек. За выступление в конкурсе "Искусство движения" 28 студентов 2-й группы получили оценки "высокие" и "очень высокие", а из 1-й группы только 14 человек получили оценки "выше средней" [9]. Опыт использования спартианских форм и методов организации культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра показал, что у детей существенно (до 18,7%) снизились процент заболеваемости ОРВИ, гриппом, тонзиллитом, бронхитом, а также количество обострений заболеваний бронхолегочного аппарата. Выявлены достоверные положительные изменения в физическом состоянии детей, что подтверждается возросшими показателями статической и взрывной силы (10%), силовой выносливости мышц рук (13%) и туловища (21%), максимальной скорости бега (17%), скорости движений руками (12%), подвижности позвоночника (8%), координации движений рук (14%), равновесия (23%) и кардиореспираторной выносливости (5%). Отмечено улучшение показателей внешнего дыхания: объем форсированного выдоха с 95% от должного возрос до 108% [5]. Участие в спартианских мероприятиях способствует усилению ориентации на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, формированию мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической культуры, повышению уровня физкультурной образованности, в частности знаний о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, основ самоконтроля на этих занятиях, а также знаний специальной терминологии. Во-вторых , спартианские формы и методы содействуют не только физическому , но и духовному оздоровлению, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием детей, молодежи, взрослых. Прежде всего это связано с тем, что на Спартианских играх, в Спартианских клубах и школах создается благожелательная, расположенная к человеку сфера игровых соревновательных отношений , т.е. придание ей той функции культурной среды, которую эта сфера должна выполнять, если рассматривать ее как элемент культуры, и которая позволяет человеку через формы игровой соревновательной активности чувствовать себя и действительно быть приобщенным к ценностям культуры, пользоваться этими ценностями и участвовать в их создании. Мы солидарны с мнением М.Я. Сарафа о том, что, возможно, эти новые формы организации соревновательной деятельности в наше время "могут выполнять ту роль, что имели для жителей средневекового города карнавалы. Они позволяют его участникам выйти из рутинного бытия, ощутить себя равными среди равных и нестесненными в своей неутилитарной, но имеющей важное жизненное значение деятельности. Здесь возникает осознание и ощущение самозначимости человеческой активности, усваиваются ее формы в их, может быть, наиболее чистом виде. Спорт снова становится той сферой, где гуманистический идеал не только формируется, но и воплощается в реальности человеческой деятельности и человеческих отношений..." [10, с. 81-82]. Спартианские формы и методы содействуют формированию такого важного элемента духовно-нравственной ориентации личности, как интеллиген тность в том ее понимании, которого придерживался академик Д. Лихачев. По его мнению, интеллигентность - это прежде всего "способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям" [4, с. 16-17]. Спартианские формы и методы позволяют снизить интерес участников соревнования к внешним ценностям (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ), повысить ориентацию на внутренние, духовно-нравственные и эстетические ценности (преодоление самого себя, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т.п.), снять (по крайней мере уменьшить) желание победить любой ценой, зависть к победителям, воспрепятствовать проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма. Такого рода проявления не наблюдались ни на одних Спартианских играх. Другое подтверждение - результаты опроса нами более 400 участников проводившихся в разное время Спартианских игр. Большинство (97%) участников - как школьников, так и студентов - положительно ответили на вопрос: "Надо ли проводить на Играх соревнование, определять и награждать победителей?" Примерно такой же процент (колебания в диапазоне 3-7%) респондентов заняли нравственную позицию, согласившись с рекомендациями типа: "спортсмен должен беспрекословно подчиняться решению судьи", "даже если судья не заметил, что игрок нарушил правила, тот должен прекратить игру", "самое главное для спортсмена - показать красивую игру, даже если это не позволит добиться победы" и т.п. Вместе с тем были отвергнуты рекомендации такого рода: "спортсмен может притворяться, симулировать травму, нарушать правила, если это способствует победе", "быстрый и опасный игрок команды-соперника должен быть нейтрализован любым способом", "на грубую и нечестную игру соперников команда должна отвечать таким же поведением" и т.п. Все опрошенные участники Игр (за исключением одного) указали на то, что они на Играх не имели какие-то негативные переживания, связанные с грубостью или другими антигуманными поступками других участников. Аналогичные данные получены на основе опроса студентов - участников Спартианских игр [9]. Высокой ориентации на духовно-нравственные и эстетические ценности содействует целый ряд факторов. Комплексная программа Спартианских игр, огромная палитра разнообразных соревнований и конкурсов, показателей, по которым выявляются определенные достижения участников и они награждаются, позволяет каждому из них в чем-то проявить себя, почувствовать "победителем". На Играх не вручаются призы, имеющие большую материальную ценность. При выявлении победителей учитываются лишь существенные различия в результатах и уменьшается количество занятых мест. Вместе с тем на Играх всемерно поощряется и учитывается при определении победителей высоконрав ственное поведение, красота действий и поступков, преодоление участником тех результатов, которые он показывал раньше, соревнования сочетаются с "играми без побежденных", проводятся соревнования "смешанных" команд и т.д. К этому следует добавить ту работу, которая проводится в Спартианских клубах и школах по пропаганде Спартианс кого кодекса, принципов "Фэйр плэй", других идеалов и ценностей олимпизма. В-третьих , Спартианские игры, клубы, школы обеспечивают "синтез спортивной, культурной, эстетической, художественной деятельности. Причем, главное здесь заключается не во внешнем сочетании спорта и искусства, а в совместной деятельности спортсмена и художника, в комплексном подходе к воспитанию личности, к формированию общения и культурной cреды". Гуманистическое содержание такого подхода к организации соревнований "состоит в преодолении специализированной утилитарной деятельности, в движении к универсализму" [10, с. 82]. Создаются реальные стимулы, побуждающие личность к разностороннему и гармоничному развитию . Участие в Играх, а тем более успешное выступление в них, требует физической подготовленности, спортивных умений, художественного мастерства, творческих способностей, эстетической культуры, знаний в области искусства и спорта и т.д. Поэтому не нужно призывать участников Игр к разностороннему и гармоничному развитию. Сама программа Игр побуждает их к этому. Спартианские школы и клубы оказывают им действенную помощь в таком развитии, в соответствующей коррекции физических, психических, творческих и иных качеств и способностей, знаний, а также закрепляют ориентацию на разностороннее развитие. Этому содействует и система спартианских наград в рамках спартианского движения. Результаты исследований свидетельствуют о существенном повышении ориентации на разностороннее и гармоничное развитие личности у активно участвующих в Спартианских играх, клубах и т.д. Так, по данным упомянутого педагогического эксперимента, который проводил Ю.А. Прокопчук, в обеих группах студентов наиболее выраженными мотивами участия в спортивной деятельности до проведения эксперимента были мотивы укрепления здоровья, развития физических качеств. После эксперимента доминирующие мотивы остались прежними. В то же время в группе студентов, регулярно участвующих в Спартианских играх и клубах, возросла значимость таких целей занятий спортом, как "развить свои эстетические способности", "повысить уровень культуры", "стать всесторонне и гармонично развитым" [9]. О такого рода позитивных изменениях свидетельствует и опрос студентов - участников Спартианских играх в г. Сургуте (1999-2000 гг.). При ответе на вопрос: "Что Вам понравилось на Играх?" более 70% студентов отметили не только общую атмосферу Игр, отсутствие напряжения, жесткой конкуренции, возможность просто отдохнуть, развлечься, реальную возможность победить хотя бы в одном из соревнований (конкурсов), получить приз, награду, подарок, но и творческий характер программы, разнообразие задач, которые надо было решить, возможность проявить свои способности в различных видах деятельности и общение в процессе подготовки к Играм и на самих Играх. Подавляющее большинство участников Игр (за исключением 2%) одобрили идею объединения в программе Игр спортивных соревнований с художественными и интеллектуальными конкурсами [7]. О позитивном влиянии спартианских форм и методов на активность детей и молодежи в области спорта и искусства, а также на развитие личности свидетельствуют и результаты опроса школьников (12-16 лет) - участников межрегиональных Спартианских игр в Новокузнецке (1-15 августа 1994 г.,), в Москве (30 июля - 3 августа 1995 г.) и в Дубне (9-12 ноября 1995 г.). Было опрошено 115 школьников, которые подразделяются на две группы: 1-я группа (69 человек) - те, кто не менее двух раз участвовал в Играх и готовился к ним в спартианских школах или клубах; 2-я группа (46 человек) - те, кто впервые участвовал в Играх и не готовился к ним специально в Спартианских школах или клубах. В результате их опроса было установлено, в частности, что из тех 69 человек, которые были включены в 1-ю группу, почти все заботятся о своем физическом развитии, стремятся улучшить физическую подготовленность, телосложение, занимаются во внеучебное время в какой-то спортивной секции и каким-то видом художественного творчества (только 3 девушки указали на то, что они не занимаются в спортивной секции, а 1 школьник - художественным творчеством). Из 2-й группы (46 человек) 37 не занимаются в спортивных секциях и 42 - художественной деятельностью. У всех участников на основе учета результатов их выступлений в различных соревнованиях и конкурсах были оценены физическая подготовленность, творческие способности, культура движений и знания в области искусства, спорта и олимпизма. Из 207 оценок, полученных школьниками 1-й группы, 31 - ниже "высокой", остальные - лучше, а из 92 оценок, полученных школьниками 2-й группы, только 6 - выше "средней", остальные - ниже (часть школьников той и другой группы не участвовали в некоторых конкурсах и соревнованиях) [12]. В-четвертых , Спартианские игры и клубы, поддерживая и развивая интерес к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства, содействуют сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры , патриотическому воспитанию детей и молодежи. II. Спартианские игры и клубы дают возможность попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности , относящихся к сфере физической культуры, спорта, искусства, технического творчества, определить свои "плюсы" и "минусы", наметить программу совершенствования, а также ту сферу деятельности, которая больше всего нравится и в которой можно с наибольшей отдачей проявить себя. Такая возможность особенно важна для детей и подростков , которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности. Спартианские клубы не только помогают им глубже познать самих себя, но и содействуют их саморазвитию, самопреодолению , самосовершенствованию, оказывая разнообразную помощь в этом. III. Спартианские игры и клубы могут быть эффективно использованы в целях олимпийского образования и воспитания детей и молодежи. Почему возникает необходимость использования для этих целей спартианских форм и методов? Что нового они могут дать по сравнению с другими формами и методами? Приобщение подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма - крайне сложная социально-педагогическая проблема. Задача состоит не только в том, чтобы дети, подростки, молодые люди имели глубокие знания об истории олимпийского движения и Олимпийских игр, знали и правильно понимали идеалы и ценности олимпизма. Самое важное, чтобы они в своем реальном поведении и образе жизни действительно ориентировались на принципы "честной игры", гармоничное развитие личности и другие духовно-нравственные, эстетические ценности олимпизма, направляли свои усилия на их воплощение в жизнь. С решением этой задачи как раз и связаны главные проблемы олимпийского воспитания. Одна из основных причин этого - сама модель олимпийских соревнований, которая развивает стремление победить любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных принципов, одностороннего развития и т.д.). Поэтому возникает необходимость использования иных моделей организации и проведения соревнований, которые ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические ценности, не развивают стремления победить любой ценой, не дают повода для насилия, грубости, агрессивности, национализма и т.д. Спартианские игры представляют собой именно такую модель, что и определяет в первую очередь целесообразность их использования в работе, направленной на приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. Включение тех, с кем ведется эта работа, в Спартианские игры и подготовку к ним, в Спартианские клубы содействует решению одной из центральных проблем олимпийского воспитания - формированию и развитию реальной ориентации участников соревнования на духовно-нравственные и эстетические ценности олимпизма. Тем самым Спартианские игры и клубы дополняют формы и методы, цель которых - формирование у детей и молодежи глубоких и прочных знаний об олимпийском движении и Олимпийских играх, об идеалах и ценностях олимпизма. Спартианские игры и клубы могут вносить существенный вклад и в задачи олимпийского образования. Программа всех Спартианских игр наряду с другими соревнованиями и конкурсами включает в себя конкурсы знатоков искусства, спорта и олимпизма, а программа некоторых Спартианских игр строится таким образом, что для участия в них необходимо сдать "зачет" по олимпизму, продемонстрировать знание истории олимпийского движения и Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма. Тем самым стимулируется интерес участников Спартианских игр к приобретению таких знаний. Если позволяют сроки проведения этих Игр, для участников - до начала соревнований - организуется работа "Спартианской школы", важным разделом программы которой является изучение олимпизма и олимпийского движения. Формирование знаний об олимпизме и олимпийском движении входит и в программу работы Спартианских клубов и школ. Для разъяснения и пропаганды идей олимпизма здесь используются разнообразные формы и методы: беседы, лекции, встречи с известными спортсмена ми-олимпийцами, кинофильмы, театрализованные постановки на олимпийскую тематику и др. Важно отметить, что работа Спартианских клубов, создаваемых на добровольных началах и действующих на основе самоуправления, позволяет значительно повысить творческую активность самих детей, молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма в олимпийском движении. О реальной возможности эффективного использования спартианских форм и методов в целях олимпийского образования и воспитания детей и молодежи свидетельствует многолетний опыт такой работы в Смоленской школе № 39, а также в ряде вузов г. Краснодара [8, 9, 11]. На проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую общеобразовательную школу и среднее профессионально-техническое учебное заведение в области олимпийского образования, школа № 39, практически реализующая спартианскую программу олимпийского образования, заняла 1-е место. IV. Спартианские игры - прекрасное средство отдыха и развлечения как детей и молодежи, так и взрослых. Игры дают возможность активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми. Все это содействует хорошему настроению, самочувствию. В ходе опроса участников Игр при ответе на вопрос: "Какие чувства чаще всего вы испытывае те во время Игр?" все участники отмечают хорошее настроение, эмоциональный подъем, эстетическое удовольствие, удовлетворение от общения с другими людьми. Участники ряда Игр (например, в Анапе, Дубне, Зеленограде, Новокузнецке, Хвалынске, Сургуте и др.) отмечали также "удовлетворение от общения с природой", поскольку большинство конкурсов и соревнований проводилось на природе. Результаты психологического тестирования участников Игр (после их проведения) с использованием теста дифференцированной самооценки функционального состояния (по шкале САН - самочувствие, активность, настроение) также показывают существенное улучшение настроения, самочувствия, проявления активности. Этому содействуют следующие основные факторы: праздничная, эмоциональная и доброжелатель ная атмосфера Спартианских игр, ориентирующая участников не только на конкуренцию, соперниче ство, но и (причем в первую очередь) на единение; разнообразие соревнований и конкурсов в программе Игр, их связь с миром спорта, искусства и других сфер деятельности человека, творческий, необычный, увлекательный характер; спартианская система определения и награждения победителей, которая значительно расширяет круг этих лиц по сравнению с традиционной (поскольку позволяет выделить достижения практически каждого участника Игр) и создает ориентацию участников не только на результат их деятельности, но и на сам ее процесс; включение в программу как соревновательных, так и несоревновательных игр; возможность участия в Играх людей различного возраста, пола, интересов и т.д., в том числе родителям совместно с детьми. Можно отметить и ряд других важных аспектов социально-педагогического и культурного использования Спартианских игр и клубов. Один из них - содействие социальной реабилитации и интеграции инвалидов (этому вопросу специально посвящена статья Т.И. Губаревой, помещенная в данном журнале). Спартианские игры и клубы способны оказывать позитивное влияние и на таких лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите, как дети-сироты , дети и подростки с отклоняющимся поведением и т.д. На основе вышеизложенного можно сделать ряд выводов относительно сферы, основных направлений и социального эффекта использования спартианских форм и методов. 1. Они могут быть применены в системе организации досуга, образования и воспитания самых различных групп населения, в первую очередь детей и молодежи. В Спартианских играх и клубах активное участие могут принимать лица различного пола и возраста - дети (примерно с 6 лет), подростки, молодежь, взрослые - различного физического и психического состояния, в том числе лица с ограниченными возможностями (инвалиды), с различными интересами - спортсмены, те, кто увлечен искусством, наукой, техническим творчеством и т.д. Спартианские игры и клубы многое дадут как детям и подросткам, так и их родителям . Они могут здесь отдохнуть, развлечься вместе со своими детьми, пообщаться с другими родителями, а также расширить и углубить свои знания и умения по вопросам, касающимся воспитания детей, лечения и профилактики их заболеваний и т.д. В Клубе для родителей организуются психолого-педагогические и медицинские консультации, обмен опытом организации тех лечебно-оздоровительных и профилакти ческих мероприятий, которые они проводят для своих детей. 2. Диапазон использования Спартианских игр и клубов в социально-педагогических и культурных целях весьма широк и многообразен. Они позволяют, начав с самого простого - с организации активного, творческого отдыха, развлечения, включения человека в игру, соревнование, общение с другими людьми и с природой, оказать целостное гуманистическое воздействие на его личность и постепенно сформировать у него определенный образ и стиль жизни. Для этого - спартианского- образа и стиля жизни характерна ориентация на здоровье, физическую культуру, духовно-нравственные ценности, а также включенность личности в процесс постоянного самосовершенствования, разносторон него развития и проявления своих способностей на основе активных занятий физическими упражнениями, участия в спортивных соревнованиях, творчества в сфере искусства, науки и т.д. 3. Особенно важное значение спартианские формы и методы имеют: для пробуждения интереса к миру спорта и искусства тех, кто равнодушен и к тому и к другому; для духовного (или, наоборот, физического) оздоровления тех, кто односторонне увлекается спортом и физическими упражнениями (искусством, наукой или какими-то другими видами духовно-творческой деятельности); для социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). 4. Следует отметить весьма существенные трудности при оценке социального эффекта спартианских форм и методов. Эти трудности вызваны прежде всего сложностью "измерения" параметров человеческой личности, касающихся ее духовного мира (нравственных, эстетических, творческих и других характеристик), а также необходимостью длительного периода времени для того, чтобы достаточно четко обнаружились последствия воздействия на этот мир использованных форм и методов. 5. Отмеченные выше возможности использования Спартианских игр показывают, что эта новая игровая модель соревнований в первую очередь предназначена для сферы "спорта для всех", поскольку основная цель ее применения - отдых, развлечение, общение людей, решение таких социально-педагогических задач, как разностороннее развитие личности, преодоление разрыва между духовным и физическим развитием, социальная реабилитация инвалидов и т.д. Однако cпартианские формы и методы могут применяться и в "большом", олимпийском спорте - для повышения уровня олимпийских знаний спортсменов, их ориентации на духовно-нравственные и эстетические ценности, как средство отдыха, развлечения спортсменов на спортивных базах, во время длительных сборов, а также для изменения общественного мнения о низком духовно-нравственном облике спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом с высокими результатами в других видах деятельности. Актуален вопрос об использовании их и в системе международного спорта [2]. 6. Подчеркивая важное значение спартианских форм и методов, их значительный социально-педа гогический и культурный потенциал, вместе с тем необходимо отметить, что они должны использоваться в сочетании с другими формами, средствами и методами, основанными на принципах гуманистической педагогики и психологии. Так, при организации работы Спартианских клубов должны использоваться, например, методы раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей; методики групповой психотерапии (психодрама, телесная и танцевальная терапия, терапия искусством, игровая терапия); средства пластико-ритмической и антистрессовой пластической гимнастики; методики художественного движения Л.Н. Алексеевой и др. Важным дополнением спартианских форм и методов являются такие инновационные гуманистически ориентированные формы, методы, технологии физического воспитания, которые разработали и практически внедряют В.К. Бальсевич [1], Ю.А. Лебедев и Л.В. Филиппова [3], С.Д.Неверкович и С.П. Киршев [6] и др. В процессе олимпийского образования детей и молодежи спартианские формы и методы должны дополняться такими традиционными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др. Спартианские игры предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать, развивать у них эту ориентацию. В настоящее время спартианская модель соревнований, разумеется, не может и не должна заменять другие модели (в том числе спортивную модель), которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т.д. Литература 1. Бальсевич В.К., Корунец А. и др. Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олимпийского, массового и юношеского спорта // Междунар. форум "Молодежь - Наука - Олимпизм": Материалы. - М.: Сов. спорт, 1998, с. 46-48. 2. Курило С.И. Философские основы теории и практики международного спорта // Теор. и практ. физ. культ., 2000. 3. Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1992. 4. Лихачев Д. Человек должен быть интеллигентен // Учитель, 1997, № 1, с. 16-20. 5. Лубышев Е.А. Спартианская модель культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра: Канд. дис. М., 1999. 6. Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997, № 2, с. 12-16. 7.Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб. /Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва-Сургут: МГИУ, 2000. 8. Петлеваный Г.Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления: Канд. дис. М., 1997. 9. Прокопчук Ю.А. Модель олимпийского образования студенческой молодежи на основе Спартианских игр: Канд. дис. Краснодар, 1998. 10. Сараф М.Я. Спорт и культура (исторический анализ) // Спорт, Духовные ценности, Культура. Вып. первый: Сб./Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997, с. 51-83. 11. Столяров В.И., Петлеваный Г.Ф. "Спартианская" программа олимпийского воспитания, образования и обучения // Олимпийское образование в школе. - Смоленск, 1997, с. 57-138. 12. Столяров В.И., Самусенкова В.И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством (теория, методологические подходы, программы) // Духовность. Спорт. Культура. Вып. третий: Сб./Сост. и ред. В.И. Столяров. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996, с. 49-178. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |