Abstract SPARTIAN MOVEMENT - OFFSPRING OF RUSSIA AND INTERNATIONAL PROPERTY V.K. Balsevich, Dr. Biol., professor L.I. Loubysheva, Dr. Hab., professor Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: Spartian movement, Spartian games, clubs, school. The general description of Spartian movement in connection with its 10-year's anniversary is given in the article. This movement arisen and developing in Russia, have at the same time the vital international importance and that is proved in the article.
|
Спартианское движение - детище России и международное достояние Доктор биологических
наук, профессор В.К. Бальсевич Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: спартианское движение, Спартианские игры, клубы, школы. В мае 2001 г. спартианскому движению исполняется 10 лет. Хотя название этого движения в его первоначальном варианте связано со словом "СпАрт" (SpArt), которое производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство, это движение зародилось в России и развивается на основе идей проекта "СпАрт" (автор проекта - проф. В.И. Столяров), также разработан-ного в России (1990 г.). Спартианское движение - широкое социальное движение, которое не связано с какими-либо политическими, экономическими, националистическими и т.п. целями и задачами. Это движение является социально-культурным, гуманистическим . Оно объединяет тех людей, которые стремятся использовать гуманные игровые формы организации соревнований для формирования у детей и молодежи ориентации на самосовершенствование, красоту действий и поступков, творчество, разностороннее и гармоничное развитие, для организации активного, творческого отдыха и общения людей разного возраста, пола, для социальной реабилитации и интеграции инвалидов, преодоления их социального отчуждения. Для достижения этих целей и задач спартианское движение использует комплекс социально-педагогических и культурных акций. Центральное место среди них занимают Спартианские игры - уникальные по своей программе, системе определения победителей, составу участников и т.д. В программе Игр: - соревнования и конкурсы, предполагающие необычное сочетание спорта, искусства и других видов духовно-творческой деятельности; - соревнования, в которых надо "победить" себя, а не других; - игры, в которых нет разделения участников на победителей и проигравших, ценятся сотрудничество, юмор, творчество. При определении победителей (лауреатов Игр) учитываются не только физическое совершенство участников, их спортивное и художественное мастерство, творческие и интеллектуальные способности, знания, красноречие, но и нравственные и эстетические аспекты поведения. Спартианские игры - самые демократичные и гуманные соревнования: в них совместно участвуют и на равных соревнуются: дети (начиная с 6 лет) и взрослые; лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений; лица разного пола; люди, увлекающиеся и активно занимающиеся разными видами творческой деятельности (наукой, искусством, спортом, техническим творчеством и т.д.). Первые Спартианские игры проведены в 1991 г.: в Москве (участники - студенты трех вузов Москвы и Харькова) и в Анапе (участники - 400 школьников из различных регионов нашей страны). С того времени Спартианские игры различного уровня: городские, региональные, межрегиональные, российские и т.д. - ежегодно проводятся в Москве и в других городах и регионах России. Помимо Спартианских игр в рамках спартианского движения создаются Спартианские школы, клубы, игротеки, летние игровые лагеря. Основное направление их деятельности - организация активного, творческого отдыха и общения участников спартианского движения на основе включения их в разнообразные игры, соревнования, объединяющие спорт с искусством и ориентированные на духовно-нравственные и эстетические ценности. Такие спартианские клубы, школы, игротеки созданы во многих городах и регионах РФ. В России, в условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья и физического состояния в целом практически всех слоев населения спартианское движение направляет свои усилия на духовное и физическое оздоровление людей. Поскольку достижение этой цели применительно к России означает спасение ее генофонда, формирование нового поколения россиян - активного, творческого, здорового не только физически, но и духовно, это движение является патриотическим . Вместе с тем спартианское движение - не националистическое и актуально не только для России. Во-первых, оно отражает все растущее стремление цивилизации XXI века провозгласить, декларировать идеи, идеалы и ценности гуманизма и одновременно найти пути их практической реализации [1, 3, 4, 5, 8 и др.]. Во-вторых, оно связано со все возрастающей тревогой ученых и специалистов-практиков по поводу девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и призвано содействовать активным поискам путей его гуманизации, которые в течение последних десятилетий ведутся во многих странах мира [6]. В-третьих, оно находится в русле предпринимаемых в последние годы попыток разработать программы и технологии интеграции спорта и искусства, физического воспитания с другими формами и видами педагогической системы воспитания детей и молодежи [2, 9 - 14 и др.]. В-четвертых, оно сопряжено с усилиями тех специалистов многих стран, которые ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с неинвалидами [7]. Всем этим, на наш взгляд, определяется не только российское, но и международное значение спартианского движения, зародившегося и развивающегося в нашей стране, но направленного на решение общечеловеческих проблем. Литература 1. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - М.: Новосибирск, 1997. 2. Меркулов С.В. Комплексный урок после уроков // Физ. культ. в школе, 1994, № 4, с. 60-61. 3. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: Аграф, 1998. 4. Раймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М.: Изд. центр "Россия молодая", 1992. 5. Рерих Н.К. Избранное. - М.: Изд-во "Правда", 1990. 6. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий. Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1998. 7. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РГАФК, 1998. 8. Субетто А.И. Россия и человечество на "перевале" истории в преддверии третьего тысячелетия. - СПб: ПАНИ, 1999. 9. Bernd C. Bewegung und Theater. Lernen und Verkorpern. - Frankfurt und Griedel, 1988. 10. Boulongne Yves P. Coubertin's Multicultural Olympism // IOA. Report of the 33rd Session. - IOC, 1994. - pp. 87-94. 11. Funke J. Bewegungskunst - Ein wiederentdecktes Thema menschlicher Bewegung // Dietrich K., Heinemann K. (Hrsg.). Der nicht-sportliche Sport. - Schorndorf, 1989, S. 72-83. 12. Karadjov Stoyan. Olympism and Democracy Through the Forms of the Free School // Report of the 33rd Session of the IOA. - Ancient Olympia, IOC, 1994. - pp. 182-183. 13. Kim Young-Hwan. A case study on curriculum integration art, music and physical education for the first and second graders // Abstracts. New Horizons of human movement. 1988 Seoul Olympic scientific congress. Dankook University, B.II., 1988, p. 238-239. 14. McNeely Simon A. Co-operation between Educational and Olympic Authorities // Report of the International Sessions for Educationists 1973 - 1977 - 1979, Ancient Olympia. - HOC, Athens, 1980. - pp. 260-278. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |