Abstract THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODICS OF RHYTHMIC DEVELOPMENT Nazarenko L.D., Ph.D., lecturer State pedagogical university of Ulyanovsk Ignatyeva Zh.A., schoolteacher School № 4, Dimitrovgrad Key words: rhythmic development, attention, memory, coordination, orientation, collective actions concurrence. The methodics of rhythmic development of children is presented by results of far and wide research. The evaluation of rhythmic development based on following criteria: - attention - motor memory - coordination - orientation abilities - concurrence of collective actions. The methodics had been tested at schools of Ulyanovsk and Dimitrovgrad. Schoolchildren of three different age groups took part at the research. Reliable information about initial level of this coordinative ability and about growth marks had been inquired by specially designed tests
|
Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности Кандидат биологических наук,
доцент Л.Д. Назаренко Учитель средней школы № 4 Ж.А.
Игнатьева Ключевые слова: физическое воспитание, дети и подростки, ритмичность, критерии, коллективные действия, методика развития. Вопросы развития ритмичности у детей и подростков неоднократно поднимались на страницах различных научно-методических журналов. Показывалось значение данного качества, необходимость его развития, предлагались серии физических упражнений, методические рекомендации. Но при этом не раскрывались его содержание, проявления, разновидности, факторы, влияющие на развитие и совершенствование ритмичности. Вместе с тем без знания структуры этого двигательно-координационного качества трудно решить задачу его целенаправленного развития для достижения конкретной цели. Так, для повышения общей двигательной культуры (правильной осанки, красивой походки, владения жестами) детям и подросткам, возможно, и достаточно общих рекомендаций, представленных в публикациях. Однако при более глубокой мотивации (повышение спортивного мастерства, достижение определенного уровня культуры движений) требуются знания физиологических механизмов, определяющих подбор средств и методов развития данного качества. В настоящей статье излагается методика развития ритмичности у учащихся 1-11-х классов по результатам ее всестороннего исследования. При обучении двигательным действиям необходимо прежде всего построить теоретическую модель ритмических движений, составляющих его содержание. Внешняя простота ритмических движений, высокая упорядоченность в пространстве и времени могут создать впечатление их чрезмерной легкости и доступности. В действительности же гораздо больше времени и усилий затрачивается на овладение движениями при минимальных результатах. При другом подходе к обучению, когда основные усилия педагога сосредото чиваются на внутренней структуре двигательного действия, определении главного звена его техники и, следовательно, рационального распределения усилий, двигательная задача будет решена быстрее и эффективнее. Физиологический механизм ритмичности, согласно учению Н.А. Бернштейна [1-3], заключается в том, что двигательная функциональная сист ема имеет кольцевой характер деятельности. Это значит, что само двигательное действие является сигналом, который постоянно трансформируется из одной формы в другую: из нейронной импульсации в кинематическое движение [7, 4]. Оно, в свою очередь, взаимодействует с внешними условиями, корректируется рядом рецепторных сигналов (мышечных, сухожильных, тактильных и др.) и вновь приобретает вид нейронной импульсации. Покажем это на конкретном примере. При обучении стартовому разгону на коротких дистанциях принятие стартового положения является тем главным сигналом, по которому начинается целая цепочка преобразований. Сам стартовый выстрел служит пусковым сигналом к началу мышечной деятельности. Возникшие импульсы преобразуются в механическое движение, в зависимости от внешних условий (уровня тренированности, задач соревнования, состава соперников, покрытия дорожки и др.) происходят непрерывная корректировка, уточнение двигательной программы, в результате чего устанавливается рациональное распределение усилий, т.е. оптимальный ритм на дистанции в данный момент. Ритмичность определяет оптимальное соотношение отдельных частей двигательного действия, обусловливает их непрерывность в течение заданного времени, а также характер, согласованность и амплитуду движений. Любое упражнение имеет определенную длительность во времени (темп) и закономерное распределение усилий (динамику). Темп и динамика тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, в легкоатлетическом беге, чем выше темп движений, тем больше требуется усилий и, следовательно, тем равномернее распределение их по дистанции. При слишком высоком темпе спортсмен вынужден снижать скорость бега. При оптимальном сочетании темпа и динамики достигаются максимальная амплитуда и свобода движений, что приводит к гармоничности двигательных действий. Следовательно, гармония, темп и динамика - главные составляющие ритмичности [6]. Таким образом, при обучении любому двигательному действию необходимо с учетом индивидуальности каждого занимающегося определить его рациональный темп, правильное распределение усилий при выполнении основного звена и деталей техники, что позволит овладеть им в совершенстве. Например, при обучении опорному прыжку согнув ноги через гимнастического коня главный момент приложения усилий - это толчок от гимнастического мостика. Сила и направление толчка ногами определяют высоту и дальность полета к гимнастическому снаряду. Это необходимо для рациональной постановки рук и быстрого отталкивания. В свою очередь, скорость и сила толчка руками определяют полет во второй фазе прыжка, обеспечивая хорошее приземление. Таким образом, толчок ногами от мостика - главная фаза, определяющая все последующие действия. В то же время его эффективность зависит от скорости разбега и правильности напрыгивания на мостик. Следовательно, без анализа ритмической характеристики каждой фазы опорного прыжка невозможно овладение его рациональной техникой. Подбор подготовительных и подводящих упражнений для обучения наскоку и толчку ногами от мостика проводится с учетом характеристик его упругости, так как колебания, возникающие в мостике в момент отталкивания, должны совпадать с ритмом движений спортсмена. Такой же подход необходим и при обучении другим фазам прыжка. В этом случае путь проб и ошибок уступает место рациональному научно-методическому подходу на основе изучения ритма каждого движения. Для оценки ритмичности можно использовать следующие критерии: - уровень активизации внимания; - степень развития двигательной памяти; - совершенствование координации движений; - способность к ориентации в пространстве; - согласованность коллективных действий. Техническая сложность физических упражнений в индивидуальных видах спорта (гимнастике, прыжках в воду), напряженность спортивных поединков в игровых видах, гребле и других предъявляют высокие требования к уровню развития внимания . Так, например, передвижение по гимнастическому бревну на носках требует значительного уровня проявления внимания. Это связано с необходимостью выполнения движений с высокой степенью точности. Однако передвижение по бревну на всей ступне обеспечивает большую устойчивость. При примерно равной технической, физической и психологической подготовке преимущество оказывается у гимнастки, избравшей более сложный способ выполнения комбинации, обладающей большим уровнем развития внимания. Во время соревнования необходимо не только показать все свое спортивное мастерство, но и объективно, своевременно оценить степень психологической, технической и тактической подготовки соперника, проанализировать и учесть все нюансы и детали его состояния и поведения, а также хода соревнования. Высокий уровень внимания позволяет владеть ситуацией во время спортивной борьбы, держать в поле зрения всю обстановку. Лишь в этом случае все действия спортсмена приобрета ют ритмический характер, каждое его движение, жест, мимика рациональны, целесообразны, отточенны, раскованны. Для развития и совершенствования внимания используются специальные упражнения в соответствии с особенностями каждого вида спорта. Например, при отработке техники удара в каратэ (смысл которого состоит в дополнительном движении, передающем руке взрывную силу) предлагается выполнять удар в замедленном или, наоборот, в очень высоком темпе, непривычном для соперника. Этот прием поможет сбить привычный ритм движений противника, поставит его в более сложное положение. Другой методический прием - ведение борьбы одновременно с двумя соперниками. Это заставляет двигаться в более высоком темпе, не привычном для других спортсменов. Полезен и методический прием, при котором борец проводит серию специальных ударов в укороченный промежуток времени. При его использовании каратист выполняет больше движений, чем соперник, навязывает ему собственный ритм ведения боя. Эффективно также проведение приема с включением дополнительных движений, например вращений вправо и влево на 360°, неожиданных для противника. Такой вариант сбивает темп движений соперника, отвлекает его внимание, создает для него дополнительные трудности. Ритмичность в каждом виде спорта имеет свою специфику и в разных движениях проявляется неодинаково. Например, ощущение темпа в хоккее воспринимается как выполнение удара определенной силы в сочетании с одним из вариантов ускорения в момент соприкосновения клюшки с мячом. Каждый мастер по-своему ощущает тяжесть крюка (рабочей части клюшки) в зависимости от места хвата . Во время замаха хоккеист чувствует вес крюка, а при движении клюшки вниз ощущает его сопротивле ние. Благодаря этим ощущениям удар приобретает необходимую ритмичность. Закрепив данные ощущения в памяти, спортсмен будет сохранять нужный ритм двигательного действия. В любой ситуации он использует столько времени на выполнение удара, сколько определено его ритмом, не замедляя и не ускоряя движения. Степень развития двигательной памяти - важный критерий оценки ритмичности движений - имеет большое значение в каждом виде спорта. Так, в гребле важно ощущение весла, лодки, достижение определенного взаимодействия весел, лодки и воды. Если гребец овладевает ритмом движений, то с каждым ударом весел у него создается впечатление отрыва от воды летящей вперед лодки. Запоминая, в какой момент появляется это ощущение, какой величины усилия он прилагает в каждый момент, спортсмен таким образом усваивает ритм повторяющихся рывков. Для развития и совершенствования ритмичности гребцам полезно пользоваться утяжеленными веслами, управлять лодкой с сидящим в ней человеком, отмечать ритм движений голосом. Например, погружение лопасти весла в воду звуком: "и - и - и", а сам гребок - коротким, резким выдохом: "раз!". При прыжках с трамплина спортсмен с высокоразвитым чувством ритма для достижения необходимой скорости и длины прыжка регулирует наклон тела и лыж. Если положение корпуса параллельно лыжам, то он движется по одной траектории, при увеличении угла - по другой. Спортсмену необходимо запомнить все свои ощущения с максимальной точностью при каждом сочетании различных компонентов двигательного акта, чтобы овладеть необходимым ритмом прыжка в целом. Совершенствование координации движений также способствует повышению уровня ритмичности. Двигательные действия выполняются с разным распределением усилий и периодичностью акцентов. При их равномерном чередовании физическое упражнение приобретает определенную размеренность, которая позволяет легче определить их темп, динамические особенности и быстрее овладеть координацией. Каждое двигательное действие имеет свой ритмический рисунок, который можно обозначить хлопками или шагами. Периодичность акцентов в физическом упражнении может быть переменной. Это характерно для циклических видов и их сочетания с ациклическими. Так, при обучении метанию мяча или гранаты необходимо прежде всего определить ритм этого движения. Показав упражнение в целом, учитель предлагает учащимся хлопками отметить разные по прилагаемым усилиям движения: - опускание руки с мячом вниз выполняется с незначительным усилием и отмечается слабым хлопком; - отведение руки назад-вверх тоже требует небольшого усилия. И здесь надо сделать слабый хлопок; - замах и бросок мяча, дополненный движением тела вперед, - действие с наибольшим проявлением усилий, соответственно делается громкий хлопок. Такое распределение усилий сохраняется при метании мяча с трех, пяти и более шагов. Так, при разбеге с трех шагов каждое движение рукой совпадает с конкретным шагом: на первый приходится опускание руки с мячом вниз (слабый хлопок), на второй - рука отводится назад-вверх (слабый хлопок), на третий выполняется бросок, сопровождаемый наибольшим проявлением усилий и громким хлопком. По мере увеличения длины разбега внимание акцентируется на трех последних шагах, ритмический рисунок которых школьниками усвоен. Использование ритмических упражнений позволяет занимающимся легче и быстрее усвоить ритм изучаемого двигательного действия, овладеть координацией движений, технически правильно выполнить двигательное действие большой сложности. Существенной особенностью многих видов спорта является наличие специального, строго определенного пространства: боксерский ринг, борцовский ковер, хоккейная площадка, футбольное поле и т.д. Границы и размеры этого пространства имеют большое значение для спортсмена, даже если они не всегда четко выражены. Например, в горнолыжном спорте, особенно в слаломе, обозначены лишь препятствия для их преодоления. Слаломистам необходимо скоординировать свои движения с учетом расположения препятствий и характеристик горного склона. Им особенно важно определить рациональный ритм двигательных действий, создать их четкий ритмический рисунок. В боксе ринг обозначен канатом, и чем больше боксер использует площадь ринга, тем больше у него свобода выбора движений, тем активнее он перемещается по всему пространству, увлекая за собой соперника, навязывая ему свой ритм движений и сбивая его собственный. Свобода передвижения позволяет лучше контролировать ситуацию, дает больше возможностей для выбора и проведения эффективного приема, вызывая зрительские симпатии и поражая зрелищностью своего вида спорта. Необходимость выполнять упражнения на определенном пространстве диктует свои особые требования к способности спортсмена ориентироваться в четко указанных размерах игрового поля или сектора для метания и прыжков. Так, выбивание футбольного мяча за пределы поля ведет к остановке игры. Выход из сектора для метания приводит к аннулированию результата, при заступе на брусок в прыжке в длину - не засчитыва ется попытка. Беговые дорожки в легкой атлетике не только имеют точные размеры, но даже их пространство закреплено за спортсменом: во время соревнований бегуну запрещено занимать чужую дорожку. Таким образом, способность к ориентировке в пространстве является важным критерием оценки ритмичности. Умение эффективно решать двигательную задачу, используя все отведенное спортсмену пространство, успешно преодолевая при этом противодействие соперников и правильно распределяя свои усилия, достигается путем использования специальных ритмических упражнений. Например: 1) на определенном отрезке дистанции сосчитать точное количество беговых шагов и уложиться в это число при повторном пробегании; 2): в середине отрезка дистанции сделать 3-5 больших по амплитуде шагов, а закончить ее обычными. Умение ориентироваться в пространстве включает также готовность атлета противостоять сложным неблагоприятным условиям соревновательной деятельности: низкой температуре (темп движений должен повышаться, амплитуда - уменьшаться), сильному ветру (изменить расположение звеньев тела, увеличить угол наклона) и т.д. Спортсмен, способный контролировать ситуацию и управлять ею, может при необходимости изменить скорость и ритм движений в целом относительно конкретного пространства: лыжни (финишная прямая), боксерского ринга или баскетбольной площадки. Для развития способности ориентироваться в пространстве необходимо предлагать спортсменам конкретные задания: проводить учебные борцовские или боксерские поединки на уменьшенном ковре или ринге, на игровой площадке меньших размеров, заранее намечать величину рабочей площади (на них атлет должен побывать не менее трех раз за время проведения боя), анализировать действия соперников по рациональному использованию пространства, выявить величину и направление перемещения. Один из эффективных критериев оценки ритмичности - согласованность коллективных действий. В разных видах спорта коллективная ритмичность имеет определенную специфику. Так, в синхронном плавании важную роль играет использование природных свойств воды: текучести, плотности, упругости. Благодаря этому имеется возможность переходить от плавных движений к резким, контрастным; демонстрировать композицию, фиксируя внимание зрителей на отдельных деталях движений: положение кистей и пальцев рук, верхней части туловища и т.д. При этом вся команда выполняет двигательные действия как единый слаженный механизм. Эффективность групповых выступлений гимнасток достигается внешним изяществом, осанкой, четкостью и законченностью движений. Достижение легкости и красоты в условиях максимального напряжения и приложения больших усилий невозможно без овладения ритмом двигательных действий. Правильное рациональное изменение темпа и динамики в каждом движении позволяет спортсменкам подчинить индивидуальный ритм коллективному. Это достигается путем освоения внешнего и внутреннего ритма движений, составляющих содержание комбинации вольных упражнений. Внешний ритм представляет собой общий рисунок движения, его форму, амплитуду, то есть видимую сторону, внутренний - душевное состояние, настроение человека, степень владения эмоциями. Особенно большое значение коллективный ритм движений приобретает в гребле, где экипаж должен работать веслами слаженно, как один человек. Важной характеристикой ритма в гребле является плавность, отличающая выполнение двигательных действий на высоком уровне. В этом случае достигается ощущение повышенного равновесия, чувства времени при выполнении каждой фазы ритмического движения. Если каждый член экипажа испытывает при гребке такие же ощущения, как и его партнеры, то имеет место коллективный ритм. Слаженный ритм работы веслами придает особый характер передвижению лодки, который гребцы называют ходом. Последний может быть размеренным, напористым, стремительным, но обязательно ритмичным. Главная особенность коллективного ритма - единство действий всех членов команды на интуитивном уровне, способность распознать задуманную комбинацию после первых движений, экстраполировать их новые варианты. Основные составляющие коллективного ритма: - единство; - согласованность; - соразмерность действий каждого члена команды. Подчинение коллективному ритму включает в себя способность мысленно продолжать действия игрока (например, нападающего в футболе, когда он вынужден передать мяч партнеру, чтобы опередить соперника), мгновенно включиться в ситуацию, предугадывая ход и характер действий другой команды. Как известно, формы экстраполяции отличаются большим разнообразием и охватывают многие стороны двигательной деятельности. Это имеет большое значение для адекватной оценки конкретной ситуации, возникающей в ходе спортивной борьбы. Экстраполяция позволяет не только сразу улавливать характер движений, но и конструировать новые алгоритмы действий в зависимости от внезапно изменяющейся обстановки. Чем выше уровень ритмичности, тем легче спортсмену экстраполировать новые формы движений. Поэтому мастера высокого класса владеют многими комбинациями, значительная часть которых появляется у них в процессе спортивной игры. Овладение коллективным ритмом достигается использованием системы упражнений, специальных заданий и приемов в зависимости от видов спорта. Так, например, сопровождение движений веслами голосом, с акцентом на главном усилии - гребке, помогает спортсменам запомнить момент приложения основных сил, время снижения напряжения и подготовки к выполнению нового двигательного акта. Ритмичность можно развивать и совершенствовать, используя естественные виды движений: ходьбу, бег, повороты, хлопки, приседания. Большое место в решении этой задачи отводится музыке, ритмическим ударам в бубен, барабан и пр. На развитие ритмичности оказывают влияние такие факторы, как типологические особенности нервной системы, уровень развития физических и координационных качеств, эмоциональное состояние и др. Методика развития и совершенствования ритмичности апробировалась нами на базе школ городов Ульяновска и Димитровграда. В исследовании принимали участие школьники трех возрастных групп от 7 до 17 лет. Специально разработанные тесты позволили получить объективную информацию об исходном уровне данного координационного качества и приросте его показателей к концу эксперимента. Первую группу тестов составили упражнения для развития и активизации внимания : ТЕСТ 1. Стоя лицом к стене на расстоянии 3-4 м, учитель бросает теннисный мяч, попадая в один из пяти нарисованных кругов диаметром 50 см с цифрами внутри: 1-2-3-4-5, в разном порядке, например: первый удар - в круг 1, второй - в круг 3, третий - в круг 5, четвертый - в круг 2, пятый - в круг 4. Ученик должен повторить последовательность бросков в том же порядке. Правильность выполнения задания оценивается по пятибалльной системе. ТЕСТ 2. Выполнение прыжков со скакалкой, перемещаясь по спортивному залу с расположенными в его середине пятью различными препятствиями: обручем, стойкой для прыжков в высоту, гимнастической скамейкой, гимнастическим козлом, гимнастическим бревном. Задается определенная последовательность, с которой ученик преодолевает каждое препятствие, получая оценку по пятибалльной системе. ТЕСТ 3. Стоя на месте, отбивание баскетбольного мяча правой и левой рукой поочередно в течение 15 с. Количество ударов подсчитывается и оценивается по пятибалльной системе: 20 ударов - "отлично", 15 - "хорошо, 10 - "удовлетворитель но". ТЕСТ 4. Бег на месте с высоким подниманием бедра в течение 10 с, касаясь коленом эластичной тесьмы, натянутой между двумя стойками. Оценивается количество беговых шагов по пятибалльной системе. Вторая группа тестов - для развития двигательной памяти. Ученикам предлагалось запомнить последовательность основных движений. ТЕСТ 1. Выполнение стойки на голове и руках в следующем порядке: опираясь на лоб и руки, зафиксировать вертикальное положение спины, выполняя мах ногой вперед-вверх (до вертикали). Делая толчок другой ногой, также выпрямить ее вверх и силой довести прямую толчковую ногу до вертикали, соединив ее с маховой. Заданная последовательность двигательных действий оценивается по пятибалльной системе: "отлично" - все три движения следуют одно за другим, "хорошо" - все три движения совершаются последовательно, без фиксации каждого, "удовлетворительно" - второе и третье движения выполняются одновременно вслед за постановкой спины. ТЕСТ 2. Кувырок вперед в группировке с запоминанием последовательности выполнения движений и двигательных ощущений: первое: из упора присев, приподнимаясь вперед-вверх, поставить руки на ширине плеч пальцами вперед. Взглядом контролировать положение кистей впереди плеч; второе: сгибая руки, прижать подбородок к груди, одновременно выпрямляя ноги, выполнить вращательное движение. Запомнить мышечные ощущения: движение тазом вперед за вертикаль, в момент сгибания рук; третье: после касания лопатками опоры, выполнить перекат вперед, сгибая ноги в коленях и охватывая руками голени. Запомнить мышечное ощущение - последовательное касание опоры круглой спиной во время переката и опережающее движение плечами вперед (слегка впереди ног). Четкость и последовательность движений оценивается по пятибалльной системе: "отлично" - без заметных отклонений от заданной последовательности выполнения двигательных действий, "хорошо" - при чрезмерной фиксации отдельных элементов, "удовлетворительно" - в случае явного нарушения слитности движений. Тесты для оценки координации , с помощью которых решались следующие задачи: - отметить первый момент приложения главных усилий в конкретном упражнении; - определить распределение усилий разного характера при выполнении двигательного действия. ТЕСТ 1. Лазание по канату в три приема: первый - захват каната руками; второй - захват каната ступнями согнутых ног (канат между поъемом одной ноги и подошвой другой, чтобы сделать петлю для опоры ногами); третий - выпрямляя ноги, сделать петлю для устойчивого положения тела в висе. По пятибалльной системе оценивается способность школьника начать выпрямление ног в момент захвата каната петлей. "Отлично" - слитное выполнение движения с полным выпрямлением ног и опорой о петлю; "хорошо" - незначительные паузы, не нарушающие в целом слитности двигательного действия; "удовлетворительно" - небольшое отклонение от вертикального направления главных усилий и раскачивание каната. ТЕСТ 2. Поворот кругом махом одной ногой и последующее выполнение прыжка со сменой положения ног впереди ("ножницы"). Оценивается способность ученика распределить основные и дополнительные усилия по ходу выполнения двигательного задания по пятибалльной системе. "Отлично" - правильное распределение и характеристика всех усилий: поднимание ноги для выполнения маха (слабое усилие), мах ногой назад, в конце которого надо подняться на носок опорной ноги и сделать поворот (главное усилие), шаг вперед и передача тяжести тела на впередистоящую ногу (слабое усилие), взмах другой ногой вперед с последующим отталкиванием опорной ногой и сменой положения ног в безопорном положении (главное усилие), приземление на одну ногу, другую поставить вперед на носок (слабое усилие). "Хорошо" - в основном правильное распределение, но упражнение выполнено с большими паузами. "Удовлетворительно" - моменты главных усилий определены и выполнены правильно. Степень ориентировки в пространстве оценивалась с помощью следующих тестов. ТЕСТ 1. Передвижение по площадке спортзала тремя гимнастическими прыжками ("шагом", со сменой положения ног, сгибая одну ногу вперед - "полушпагат") в течение 1-2 мин. Качество прыжков и величина использованной площади оценивается по пятибалльной системе. "Отлично" - рисунок всех трех прыжков правильный, хорошая амплитуда движений, между прыжками не более 2-3 дополнительных шагов, использовано более половины площади зала. "Хорошо" - рисунок прыжков правильный, амплитуда средняя, использовано не менее половины площади зала. "Удовлетворительно" - прыжки выполнены в основном правильно, использовано более трети площади спортивного зала. ТЕСТ 2. Ведение баскетбольного мяча вокруг пяти различных препятствий: две стойки для прыжков в высоту и два стула в четырех углах, в центре зала - гимнастический козел. "Отлично" - если обведены все пять препятствий в высокой, средней и низкой стойках менее чем за 2 мин в одном темпе. "Хорошо" - если обведены пять препятствий за 3 мин в высокой и средней стойках с незначительными изменениями темпа. "Удовлетворительно" - если обведены четыре препятствия за 3 мин в высокой, средней и низкой стойках, с незначительным изменением темпа. ТЕСТ 3. Перемещение по периметру школьной спортивной площадки, выполняя три вида упражнений: прыжок в высоту с разбега любым способом, прыжок в длину с разбега, ускорение по диагонали. Оценивается расстояние, преодолеваемое при выполнении каждого двигательного задания, по пятибалльной системе. "Отлично" - перемещение более чем на половину длины и ширины площадки, а также по диагонали при технически правильно выполненных упражнениях, сохраняя равномерный ритм, менее чем за 2 мин. "Хорошо" - перемещение не менее чем на половину основных параметров площадки при срезании ее углов и сторон от 1 до 3 м за 2-3 мин. "Удовлетворительно" - перемещение менее чем на половину размеров площадки при срезании углов и сторон от 3 до 5 м за 2-3 мин. Тесты для оценки способности к совместным (групповым) действиям . ТЕСТ 1. Выполнение упражнения с группой (3-5 человек) после предварительного просмотра. Оценивается синхронность движений по пятибалльной системе. "Отлично" - полное совпадение движений. "Хорошо" - незначительное отклонение по амплитуде и темпу движений. "Удовлетворительно" - при несовпадении одного движения. ТЕСТ 2. Синхронное выполнение движений с группой из 3-5 человек, сидящих на скамейке и имитирующих гребковые упражнения веслами, без предварительной подготовки. Оценивается точность двигательных действий по пятибалльной системе. "Отлично" - полное совпадение движений по ритму и амплитуде, "хорошо" - совпадение по ритму с незначительными различиями в амплитуде, "удовлетворительно" - незначительная асинхронность двигательного ритма. После предварительного тестирования школьники были распределены на экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа выполняла специальные двигательные задания по развитию и совершенствованию ритмичности в соответствии со всеми пятью критериями ее оценки. Для развития и активизации внимания предлагаются следующие упражнения: 1. И.п. - основная стойка. На 1 - левую руку вперед, на 2 - влево, на 3 - вверх, на 4 - вниз. На 1 - правую руку вперед, на 2 - вправо, на 3 - вверх, на 4 - вниз. 2. И.п. - основная стойка. На 1 - правую руку в сторону, на 2 - левую руку в сторону, на 3 - правую руку к плечу, на 4 - левую руку к плечу, на 5 - правую руку вверх, на 6 - левую руку вверх, на 7 - руки к плечам, на 8 - вниз. Упражнения для развития двигательной памяти: 1. 4 вращения обруча на правой руке, 4 вращения на левой, 4 прыжка, вращая обруч вперед, 4 прыжка, вращая обруч назад. 2. И.п. - руки вверх, обруч горизонтально. На 1 - упор присев, обруч "надевая на себя" на пол, на 2 - встать, обруч вверх горизонтально, правую ногу назад, на 3 - правую ногу согнуть вперед, обруч надеть на колено, на 4 - и.п. То же с другой ноги. Упражнения для развития и совершенствования координации движений : 1. И.п. - стойка на носках. На 1 - правую руку через сторону вверх, на 2 - левую руку через сторону вверх, на 3 - поворот телом вправо, влево, на 4 - и.п. 2. И.п. - руки на пояс. На 1 - правую ногу влево, на 2 - правую ногу вправо, на 3 - круг правой ногой влево, на 4 - и.п. На 1 - левую ногу вправо, на 2 - левую ногу влево, на 3 - круг левой ногой вправо, на 4 - и.п. Развитие способности ориентировки в пространстве осуществлялось с помощью следующих упражнений: 1. И.п. - полуприсед, руки на пояс. На 1 - прыжок вперед в полуприсед на расстояние 50 см, на 2 - прыжок назад на и.п., на 3 - прыжок вправо на 50 см. На 4 - прыжок влево. 2. И.п. - то же. На 1 - прыжок вправо на 50 см, на 2 - прыжок вперед на 50 см, на 3 - прыжок назад-влево (по диагонали на 100 см), на 4 - выпрямиться. То же в другую сторону. Способности к совместным действиям (коллективный ритм) развивались путем подбора упражнений, выполняемых вместе с группой. 1. И.п. - стоя в затылок в колонне из 3-4 человек. На 1 - прыжок в стойку ноги врозь, руки в
стороны, на 2 - прыжок ноги скрестно, правая перед
левой, руки вверх, на 3 - 2. И.п. - стоя в затылок в колонне, руки на пояс, дистанция 2-3 шага, левым боком к зеркалу. На 1 - прогнуться, руки вверх (смотреть на кисти рук), на 2 - наклон вперед, руки в стороны (смотреть вперед), на 3 - присед, руки вперед, на 4 - и.п. Методика развития ритмичности апробирована в течение двух лет на уроках физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. Кроме того, детям давались домашние задания по отработке изученных в школе движений для проявления и совершенствования ритмичности. Каждый урок в экспериментальном классе включал двигательные задания по всем пяти основным направлениям: активизации внимания, развитию двигательной памяти, совершенствованию координации движений, ориентировке в пространстве и способности к совместным действиям. В зависимости от типа, темы и задач урока специальные упражнения давались учащимся в подготовительной, основной и заключительной частях, в разных последовательности, объеме, а также различной сложности. Например, урок легкой атлетики во втором классе. Тема: бег с изменением направления и скорости передвижения, метание малого мяча на дальность. Задачи: ознакомить с особеннос тями бега, изменяя направление и скорость передвижения, совершенствовать технику метания малого мяча на дальность с места. В подготовительную часть включались упражнения для развития активизации внимания как необходимого условия проявления и совершенствования ритмичности. 1. Во время ходьбы - каждый третий шаг отметить хлопком. 2. После каждого третьего шага поднять правую руку вверх, левую - на пояс. 3. После трех шагов вперед - поворот на 360°. Определить и запомнить расстояние между шагами при ходьбе и беговыми шагами, почувствовать и запомнить разницу в усилиях при ходьбе, обычном беге и при ускорении. Передвигаясь в колонне, выполнять общеразвивающие и подготовительные упражнения синхронно с впереди идущим учеником. В основной части урока детям предлагались подготови тельные и специальные упражнения для проявления и развития основных видов ритмичности : 1. Бег по правой стороне зала: каждый беговой шаг выполняется с поворотом вправо и влево на 45° с акцентом на правой ноге. 2. Бег по левой стороне спортзала с акцентированной постановкой левой ноги. Шаги должны быть одинаковыми по амплитуде, скорость - равномерной. 3. Бег по диагонали с двойным ускорением: в начале и в середине - на отрезке 10-12 м. Предложенные беговые задания имеют четкий ритм и требуют определенной подготовки, поэтому детям разрешается в свободное время самостоятельно выполнять эти упражнения. Для совершенствования техники метания малого мяча на дальность с места использовались следующие двигательные действия, направленные на активизацию внимания: 1. Осмотреть место, куда надо метать мяч, заметить имеющиеся зрительные ориентиры. 2. Заострить внимание на ведущем звене техники метания мяча (броске с финальным усилием). 3. Сравнить разные по величине усилия, прилагаемые для выполнения подготовительных движений (опускание руки с мячом вниз, отведение ее назад-вверх) и основного двигательного действия, перенеся тяжесть тела на впередистоящую ногу, выполнить бросок, слегка наклоняясь за кистью руки и сообщая дополнительное усилие движению руки, завершая его небольшим хлестким жестом кистью. Развитие двигательной памяти осуществлялось с помощью следующих беговых заданий: 1. Сосчитать и запомнить количество беговых шагов по правой и левой сторонам зала с акцентированной постановкой правой и левой ноги. Определить количество беговых шагов, выполненных при первом и втором ускорении по диагонали, а также все дополнительные шаги до и после ускорений. 2. Запомнить величину усилий при беге с изменением направления (акцентированных шагов) и во время ускорений. Для развития координации движений предусматрива лись специальные упражнения: бег с поворотами вправо и влево на 360°, бег спиной вперед, удлиняя беговой шаг до максимальной амплитуды, бег с укороченными шагами и др. При совершенствовании метания малого мяча дети также выполняли ряд движений на координацию: бросок за намеченную линию, стоя на одном колене, из положения седа с прямыми ногами, с закрытыми глазами, вчетвертьсилы, вполсилы и др. Для лучшей ориентировки в пространстве школьники выполняли следующие двигательные задания. Бег по правой и левой стороне зала в границах коридора (ширина 1-1,5 м), отмеченных мелом (или бумажными полосами), касаясь носком ноги линии. Запомнив ширину коридора и амплитуду своих шагов, повторить задание без дополнительных ориентиров. Запомнить скорость пробегания отрезка диагонали 10-12 м, сохранить ее на большом отрезке - до 15-16 м. При метании малого мяча с места на дальность детям предлагалось запомнить траекторию полета мяча при самой лучшей попытке и повторить ее несколько раз, определить амплитуду дополнительных и основных движений при метании, сравнить дальность броска при разной амплитуде движения рукой и шаге ногой вперед, сравнить разные ощущения при метании малого мяча в спортивном зале и на школьном стадионе. Развитие и совершенствование коллективного ритма (способности к коллективным действиям) происходило в процессе подвижной игры в конце основной части урока. Дети разучили греческий народный танец "Сиртаки" с акцентированными ритмическими движениями, выполняемыми вначале очень медленно, и постепенным ускорением движения. Для ощущения и контроля совместных действий учащиеся кладут руки на плечи друг другу. В заключительной части также давались упражнения на внимание, закрепление двигательной памяти и другие: ходьба с акцентированной постановкой стопы с носка ("острый" шаг), с движениями рук: шаг на носок, руки вверх, опускание на всю ступню - руки за голову, выдерживая паузу для фиксации правильной осанки. Ходьба перекатом с пятки на носок, акцентируя вертикальное положение, поднявшись на носок, руки в стороны-вверх, ладонями вверх и другие упражнения. К концу первого года занятий, направленных на развитие и совершенствование ритмичности, уже стали очевидными некоторые результаты: школьники научились выполнять движения с бoльшей амплитудой, правильно находить нужные акценты, движения практически всех школьников экспериментальных групп стали более четкими, выразительными. Заметно улучшилась культура движений. Стремление к красоте и совершенству движений - естественная потребность человека. Одной из важных задач школьной физической культуры является не только развитие этой потребности, но и поиск новых путей повышения ее эффективнос ти. Литература 1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - 288 с. 2. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. 3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 4. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений //Теория и практика физической культуры, 1996, № 11, с. 44-49. 5. Назаренко Л.Д. Предпосылки к исследованию двигательно-координационных качеств как одной из сторон гармонического развития личности. - В сб.: Любищевские чтения. Ульяновск, 1999, с. 120-122. 6. Назаренко Л.Д., Игнатьева Ж.А. Развитие и совершенствование ритмичности как один из факторов здорового образа жизни школьника /Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Сб. докл. междунар. конф. Новосибирск, 1999, с. 258-260. 7. Rosenbaum D.A. Human Motor Control. San Diego, 1994. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |