ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

Reforms of Education as Creation, but not Revolution

V.A. Bordovsky,
A.A. Korolkov,
A.A. Nesterov

Russian state A. I. Hertsen Pedagogical University, St.-Petersburg

Key words: reforms of education, substance, reformers approach.

The purpose of this paper was to consider the problem of the education in Russia improvement in the aspect of its reforming basing on the position of a creation or a revolution.

According to the authors’ point of view, the reformers approach to the elaboration of the conception for the educational system’s development the main aim of this process is the personality’s creation first of all through the substance and the educational technologies of tomorrow days, built on the nature development’s regularities, on the natural development of the society’s life, on the processes of a human spirit’s development, on the principles of a united and an integrated world. The offered approach supposes the education for all; fundamentality; teaching basing on a research; the constructivism; the integrity of facts, phenomena, models of an investigation; the multidimensional evaluation; the pedagogical and social cooperation.


РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЗИДАНИЕ,  А НЕ КАК РЕВОЛЮЦИЯ

Кандидат физико-математических наук, доцент В.А. Бордовский
Действительный член РАО, доктор философских наук, профессор А.А. Корольков
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Нестеров

Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: реформирование образования, содержание, реформаторский подход.

Реформы в России редко совершались эволюционно, чаще они становились революциями, от разрушительной силы которых общество впоследствии долго приходило в себя. Особенно опасны революционные реформы в сфере образования, ибо они претендуют на системный слом сложившихся за десятилетия, а порой и века традиций, убеждений, норм, методик, организационных структур, консервативного мышления правительства. Образование касаетс глубинных оснований бытия государства, нации, всего настоящего и будущего общества, поэтому в реформировании образования особенно необходимо чувствовать разницу и грань между цивилизационными изменениями и культурой, которая не может быть модернизирована по воле реформаторов.

Цивилизация, меняющая современный мир, предполагает постоянное соотнесение научно-технологического прогресса с системой образования, если страна не хочет отстать от нарастающего ритма информационно-технических сдвигов. Другое дело - культура. Различия в национальных школах и системах образования - это прежде всего различия в культуре: японская школа мало отличается от американской в цивилизованном отношении (компьютерное обеспечение, материальная база и т.д.), но они радикально отличаются в культурных основаниях.

О непрерывном духовном развитии личности трудно рассуждать, если социальное развитие представляет собой череду отречений от исторически сложившейс духовности народа. Мы оказались в той точке исторического бытия, когда почти не осталось национальных традиций, сердечно принимаемых молодежью, скорее, сохраняется утвердившаяся в XIX столетии нигилистическая тенденци взаимопонимания поколений, социальных групп, подмена духовности элитарностью положения, преуспеванием.

Непрерывное образование как один из атрибутов реформирования - это самосозидание личности, впитывающей духовный облик своей семьи, народа, истории; самоизоляция личности, поколения от традиций - это дискретность, предвещающа деградацию и гибель национальной культуры, превращение народа в население. Традиции культуры закреплены в трех основных ее формах: народной, религиозной и светской. Ни одна из этих форм не может быть отброшена без ущерба дл цветения личности и народа как симфонической личности, если воспользоваться словосочетанием Л.П. Карсавина и Н.С. Трубецкого.

Каждый возраст несет свои перспективы развития личности и свою необратимость, для духовного образования и просвещения существенны самые ранние этапы становления личности, ибо или народная культура органически войдет в чувственно-психологический мир ребенка, подростка, или он окажетс беспочвенным абстрактным индивидом; равным образом это относится и к религиозной, и к светской (профессиональной) культуре. Непрерывность образования, следовательно, теснейшим образом связана с непрерывностью бытия народа в истории: если происходит разрыв культурного онтогенеза и филогенеза, то печальна судьба не только отдельной личности, но и всего народа, государства.

После долгого отторжения национальных ценностей культуры (религиозных, философских, образовательных, музыкальных, литературных и др.) одна из задач подлинного реформирования школы состоит в возвращении на путь, исторически выверенный отечественной культурой и системой образования, при условии соотнесения культурных традиций с цивилизованными обретениями человечества.

В последнее врем на страницах газет, журналов, научных и научно-методических сборников появляются те или иные материалы, посвященные реформе образования. Однако, на наш взгляд, изложенным выше вопросам внимания практически не уделяется. В них больше говорится о сроках обучения, структуре и параметрах учебных планов, количестве обязательных и элективных учебных дисциплин, зачетных требований и критериев аттестации, структуре учебных заведений.

Увлечение количественными параметрами вызывает все более критическое отношение к очередной волне реформирования системы образования, формирует мнение о невозможности справиться с "болезнями развития", ставшими характерной чертой нашего времени, поскольку "нагромождение трудностей" идет параллельно процессу развития. Стратеги образования в соответствии с формулой "от элитарного через массовое образование ко всеобщему" подразумевает эффективное обучение максимально большого числа людей в рамках системы непрерывного образования, улучшая его качество и снижая затраты на него. Она по-прежнему имеет много сторонников среди тех, кто определяет политику в области образования, и в некоторых странах стала практически руководящим принципом долговременной реформы образования.

В настоящее врем традиционная учебно-методическая модель, которая веками применялась в школах всех типов и уровней, устарела. Если раньше изменения, происходящие на протяжении жизни одного поколения, были едва ощутимы, то теперь они достигли небывалых масштабов. Современный мир развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества.

Вместо авторитарного словесного обучения, опирающегос на прошлое и основанного на передаче и воспроизведении информации, нам нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, образование, которое пробуждает у ученика интерес и желание учиться дальше, учит его творческому мышлению и решению проблемы, приучает использовать огромные возможности "параллельного образования" (например, средств массовой коммуникации).

Реформаторский подход (образование для всех; фундаментальность; обучение, опирающееся на исследование; конструктивизм; интегрированность фактов, явлений, моделей исследования; многомерное оценивание; педагогическое и социальное сотрудничество) в разработке сущности концепции развития системы образования - это прежде всего созидание личности через содержание и технологию образования завтрашнего дня, построенных на законах развития природы, естественного развития жизни общества, процессах развития человеческого духа, принципах единого и целостного мира.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: