"ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ": социокультурный эффект


Abstract

Socium as Object of Cognition and Improvement

V.I. Petrova, Ph. D., lecturer

South-Ural state university, Chelyabinsk

Key words: healthy life style, socium, personality, integral person, self-analysis, self-improvement.

The author of this paper represents the philosophical meditations on the problem of a human being social and biological essences in their integrative whole in connection with the search of the ways to improve the spiritual and physical potential in a man.

The author declares that the conditions of physical culture and sport’ s transformation into the nation-wide movement "Presidents competitions" demands the reward all the mass kinds of sport and physical culture in every possible way.


СОЦИУМ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кандидат философских наук, доцент В.И. Петрова
Южно-Уральский государственный университет

Ключевые слова: здоровый образ жизни, общество, личность, интегральный человек, самоанализ, самоулучшение.

Быть здоровым - естественное стремление каждого человека, особенно важно формировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебы, работы, отдыха; стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и тела. На это и ориентирует нас Президентская программа "Дети России".

Предлагаемая программа направлена на формирование здорового стиля жизни россиян и ставит следующие задачи: добиться подлинной массовости школьной физической культуры, всех ее форм, укреплять здоровье и поддерживать высокую работоспособность учащихся в процессе учебы, воспитывать потребность в ежедневных систематических занятиях физическими упражнениями.

Мы далеко не первые, кого заинтересовали поставленные задачи. Еще в Древней Греции Аристотелем была создана школа перипатетиков, т.е. гуляющих.

Философ проводил уроки, прогуливаясь в Гедемии вместе с учениками. Перипатетики считали, что такая форма занятий наиболее продуктивна. Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой. Кстати, знаменитого Пифагора современники чтили не только за успехи в математике - он был олимпийским чемпионом по кулачному бою.

Известно, что детям с пропорционально развитой и тренированной мускулатурой намного легче учиться: они меньше устают, быстрее восстанавливают силы, больше успевают сделать. Но, к сожалению, сегодня у подростков отмечаются гиподинамия, отсутствие решительности, настойчивости, негативные наклонности.

Возникает вопрос: так что же происходит с личностью подростка?

Изучение человека с позиции философии и психологии исходит из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального организма и личности, духовного и телесного во всей сложности их взаимоотношений, причем это взаимоотношения внутри единого. Именно в этом заключается трудность исследования данной проблемы. Интуитивное ощущение их единства пробуждало человеческую любознательность с древнейших времен и заставляло вести поиск телесных примет, которые бы отражали душевные качества их обладателя. Физиогномика, френология и хиромантия - три несостоявшиеся науки, которые по внешним признакам тех или иных частей тела человека пытались выявить его внутреннюю сущность.

Физиогномика разрабатывала систему корреляции между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами в раннем детстве ребенка. Сторонники физиогномики считали, что ее начало находится у истоков искусства. Ссылались даже на предполагаемые генетически обусловленные способности человека считывать внутреннее состояние по мимике и выражению лица. Признавалось, что в повседневной жизни эти способности используются подсознательно и что особенной восприимчивостью в этом отношении обладают дети.

Первый физиогномический трактат, описанный Аристотелем, дошел до нас от древних греков. В нем высказываются суждения о ненадежности физиогномических методов, таких, как сопоставление форм и "характеров" животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответствующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека.

Создателем френологии - учения о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа - был австрийский врач Ф. Галль. Суть данного учения состоит в том, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно как бы обнаружить его характер, наклонности, умственные способности.

Известно такое направление, как "человековедение", исследователи которого по внешним признакам человека пытались определять его прошлое и будущее. Речь идет о хиромантии, истоки которой теряются в тысячелетиях. Так, в Индии гаданием по руке занимались представители секты йоги. Не были чужды хиромантии античные Греция и Рим. Историки того времени свидетельствуют, что в нее верили Пифагор, Гален, Цезарь и другие.

Свои выводы хиромантия делает, исходя из строения рук, формы пальцев, линий и бороздок, имеющихся на поверхности ладони. Представители хиромантии обосновывают свои взгляды тем, что руки имеют самое богатое представительство в мозгу человека, и поэтому вследствие обратных связей данные явления отражаются на руках. В наше время в ряде стран хироманты пытаются по руке и стопе ребенка обосновать его будущее. Вряд ли можно утверждать, что рисунок руки точно соответствует развитию личности, но следует отметить, что эмпирическая практика судебной медицины точно подтверждает идентификацию пальцев каждого человека. Но оставим достоверность подобных разработок на совести авторов.

Перейдем к природе человека, поскольку индивид не просто единица человечества, но часть того огромного целого организма, который называется Вселенной, живая его клетка, способна нормально существовать только во взаимодействии с себе подобными, получая что-то для себя и отдавая что-то другим, собственной деятельностью определяя условия своей жизни.

Индивидуальный духовный мир человека является результатом саморазвития живого вещества; в него входят сознание, подсознание, надсознание, потребности и стремления, воля и любовь, агрессивность и другие элементы, связанные с природными и социальными параметрами окружающей среды. Кроме духовного мира в процессе эволюции человека создается активный физический мир, который сформировался в биологическом и телесном процессе преобразования его предков. Наличие духовного и физического совершенствования человека создает гармонию с природным и социальным миром, что в абстрактном философском представлении звучит как "целостно развитый человек". В реальности таких людей известно довольно мало, видимо, не будет индивидов, которые смогут добиться одинаково больших успехов во всех сферах человеческой деятельности, которых в философской и психологической литературе представляют как целостного "интегрального человека". Но необходимость формирования подобного человека сегодня особенно важна. XXI век предполагает формирование интегрального человека, который будет наделен следующими качествами: экономическими (новейшие технологии требуют развития целостного человека), политическими (процессы децентрализации сопровождаются повышением значимости самоуправления в жизни общества), психологическими (потребность в полном раскрытии дарований и способностей человека), физическими (предполагают физическое совершенствование человека) и др.

Социальный механизм формирования целостного человека обязательно должен учитывать три основных элемента, образующих структуру его интегральной природы: Я, тело и мир человека. "Я" есть не что иное, как внутренний, психологический, духовный мир человека, его субъективная реальность, которая фиксирует место человека в мире, его отношение к миру, его роль в истории общества.

Для понимания природы человека существенно то, что исторический процесс, в котором выковывается "Я", есть процесс становления человеческой индивидуальности. О том, что человек в определенном смысле является микрокосмом (В.И. Вернадский ), свидетельствует и развитие его "Я" в связи со сменой социального кодирования. Исследования современников: психологов, философов, физиологов - обнаружили существование трех основных ключей социального кодирования: лично-именного, профессионально-именного, универсально-понятийного.

Лично-именной означает приобщение человека к социальной деятельности при помощи имени-различителя, который обладает набором социальных ролей и обязанностей. Этот ролевой набор у индивидуума проходит определенный цикл: детство - зрелость - старость, поэтому имя-адрес меняется трижды.

Профессионально-именной социокод может быть как индивидом, так и творческим или рабочим коллективом (профессия, каста, чиновники и т.д.). Благодаря этому социокоду накапливаются массивы социально полезного знания.

Универсально-понятийный код определяет жизнедеятельность человека областью всеобщего, а не единичного. Именно с данным социокодом связаны не только рождение современной науки, но и желания и мечты о едином человечестве, о торжестве свободы и справедливости.

Именно социокоды связывают природу человека с его биологическими и генетическими кодированиями, но это уже область естествознания, и она требует определенного специального исследования. Следует также отметить, что человек - биологический вид, но одновременно он и носитель "управляемой эволюции" (П. Кууси). Следовательно, интегральный человек - это единство социального и биологического, и в процессе эволюции он не только получает эмпирические знания, но и создает научные и культурные ценности, будучи "живой клеткой" Космоса.

Размышляя об интегральной природе человека, приходишь к мысли, что человеку следует измениться, стать более совершенным, оценить роль физической подготовленности. Поэтому, прежде чем начинать изменять мир, попробуем измениться сами. К этому нас призывает программа "Президентские состязания".

К чему же сегодня должен стремиться индивид? Следовать трем "с": самоанализу, самоконтролю, самосовершенствованию.

Для объективного самоанализа необходима не только помощь специалиста-аналитика: прежде всего мы должны быть честны сами с собой. Отношение многих из нас к самим себе чаще всего определяется ощущением собственной беспомощности - пассивностью, нерешительностью, ленью и т.д. Отказываясь от желания посмотреть на себя со стороны, мы чаще всего ожидаем: пусть меняются другие, а я подумаю. Но настоящая перемена наступает тогда, когда мы меняем свой образ мысли и на уровне осознанного принятия решений и воли пытаемся совершенствовать в нашей природе как духовное, так и телесное. Размышляя о нашем "Я", мы должны составить программу действий: "Почему меня раздражают люди, входящие в автобус?", "Они меня не понимают?" - и сделать так, чтобы не раздражаться на коллег или близких людей. Метод самоанализа, известный еще с древнейших времен в школах йоги, построен на идеалистической основе. Йоги на сеансах медитации влияют на свою энергетику, добиваясь активности мышления и достижения поставленных задач.

Суть самоанализа состоит в длительном пути тренировок и тех программах, которые мы задаем сами себе: "стать сильнее", "стать лучше", "быть здоровым", т.е. мы выполняем исключительно полезный процесс работы над собой. Но может пройти немного времени, и мы разочаруемся в тех действиях, которые старательно совершали, но тем не менее размышления не прошли даром. Поэтому в данной ситуации возникает необходимость самоконтроля.

Самоконтроль - наиболее важный момент в мотивации наших действий. Следует отметить, что часто в самоконтроле не учитываются мотивационные перемены, которые наносят удары духовному и телесному (после очередной ссоры - боль в сердце) развитию индивидуума, тогда как полезные мотивы способствуют совершенствованию нашей души. Это положительные эмоции, целенаправленные установки и достижения поставленных целей, которые приводят к самосовершенствованию индивидуума.

Самосовершенствование - это пик нашего духовного и телесного состояния. Гиподинамия, 5-6-часовое пребывание у компьютера, занятия в институте, школе - все приводит к ослабленному физическому развитию.

Автор данной статьи также подвержена этим недугам: каждое "воскресенье" говорит себе: начинаю бегать. Но увы! Интересная книга, необходимость подготовиться к новой лекции, познавательная или развлекательная программа на ТВ - и отрицательный результат в самосовершенствовании собственного "Я". Однако каждый индивидуум должен быть не мечтателем о "воскресенье или понедельнике", когда начнет заниматься двигательной работой, физкультурой. Для этого необходимо сказать себе: "Я хочу быть здоровым", "Я могу это сделать" и начинать тренироваться всюду, при любых условиях, и тогда наши мотивации и волевые усилия принесут радость организму, улучшат память и работоспособность. Не все должны быть "спортоголиками", но возможности индивидуума неограниченны, и развивать их необходимо.

Условия превращения занятий физической культурой и спортом во всенародное движение "Президентские состязания" требуют всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры в школах, коллективах, вузах. Занятия физкультурой и спортом должны стать привычным для молодежи средством укрепления здоровья. Что же показывают результаты опроса студентов: "нет времени", "лень", "финансовые проблемы", "вредные привычки" - вот их ответы. Причины отказа от занятий они видят в отсутствии спортивных площадок, в том, что платные посещения манежа им не по карману, но ведь рядом с вузом - парк, лес - прекрасная возможность для занятий спортом! Но, увы!

Но самое, пожалуй, сложное - это отсутствие философской и психологической концепции привлечения россиян к занятиям спортом и физической культурой. На основе вышесказанного существует дилемма между индивидуумом и вышеупомянутыми тремя "с", поскольку меняются условия его жизнедеятельности и методы решения проблем: слабое здоровье школьников и студентов в конечном счете ставит под сомнение возможность успешного выступления наших спортсменов на международной арене, в олимпийских играх.

В порядке логического завершения статьи автор призывает ученых, исследующих человека, объединить усилия и предпринять попытку проникнуть в сущность проблемы "Социум и спорт".


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!