Abstract THE DEVЕLОРМЕNT OF COGNITIVE ABILITIES OF PRESCHOOL AGED CHILDREN IN THE PROCESS OE PHYSICAL EDUCATION Sharmanova S.B., Ph.D., Ural State Academy of Physical Culture. Chelyabinsk Key words: preschool aged children, thematic classes, development of cognitive abilities. The content and methods of physical education in kindergartens are mainly directed to developing children's motor skills but don't take into consideration great opportunities of motor activities to develope the cognitive, creative, interpersonal contacts and other abilities. The aim of tins study was to reveal the conditions, for the complex development of preschoolers in the process of physical education. The preliminary research had made it possible to ascertain that apply ing methods and means aimed to activating cognitive and speech activities in the process of physical education doesn't deteriorate the results of physical training and assists in perfecting children's physical fitness, developing cognitive abilities and arousing interest in physical exercises.
|
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания Кандидаты педагогических
наук С. Б. Шарманова, А.И.Федоров Ключевые слова: дети дошкольного возраста, сюжетное занятие, развитие познавательных способностей. Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей [8]. Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности [8]. В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных контактных и других способностей [2, 3, 6, 9]. В связи с вышеизложенным выявление форм, средств, методов и организационно-методических условий, способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания, представляет определенный интерес. При разработке содержания и методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, связанных с работой или учебой, делает деятельность приятной. Учитывались также основные требования, которые предьявляются к деятельности, развивающей способности человека [8]: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. С учетом этих требований наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, сюжетно-образная. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету и имеют образные названия (например, в комплексе сюжетных занятий "Морское царство " применяются упражнения "Кораблик", "Дельфин", "Кит" и др, подвижные игры "Рыбки и акула", "Спрыгни в воду", "Рыбаки" и др). Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности. Сюжетные занятия использовались в процессе физического воспитания детей 5-7 лет на базе детского сада №350 г.Челябинска. Активизировать познавательную деятельность помогали специальные организационно-методические приемы: 1. Упражнения дыхательной гимнастики по методике О.Лобановой-Е.Лукьяновой-Е.Поповой (1992), особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных (речевых) органов за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний (выполняются в покое и в сочетании с движениями). 2. Произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера. Использование адекватных возможностям детей статических упражнений на фоне развития общей выносливости может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений (нельзя задерживать дыхание). Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы [13]. Применение такого методического приема, как произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции. 3. Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем, что, как показано в исследованиях М.М.Кольцовой (1978), формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. 4. Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста (фольклора). По мнению М.П.Асташиной (1993), в играх дети легко улавливают музыкальность, напевность и ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова; считалки, зачины, потешки придают народным играм своеобразный колорит. 5. Произнесение речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности. 6. Использование в процессе сюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания. По мнению М.П.Асташиной (1993), в загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении. 7. Использование словесных методов. Созданию предварительных представлений об изучаемом движении служит название упражнения, которое должно быть образным. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества [4]. По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие, образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движения. Например, при выполнении упражнения "Чайки летят" дается указание "руки - как крылья". При разучивании упражнений можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими, эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. Например, при разучивании упражнения "Лодочка" дается следующее указание: "Пятки вместе, если вы их разъедините, то в лодочке образуется течь и она утонет". Некоторые авторы [5] рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности детей. 8. Применение заданий, в которых необходимо сочетать различные виды деятельности (например, детям предлагалось выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия, прочитать рассказы, сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса). 9. Использование элементов психофизического тренинга (например, в сюжетных занятиях "Морское царство "применяются упражнения и этюды психогимнастики, разработанные М.И.Чистяковой (1990) и основанные на обучении элементам техники выразительных движений, использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, формировании навыков в саморасслаблении). 10. Применение музыкального сопровождения с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, а также творческих способностей. 11. Дополнение занятий по физической культуре тематическими познавательными играми-занятиями. Предварительные исследования позволили установить, что применение в процессе физического воспитания вышеперечисленных средств, методов и методических приемов, направленных на активизацию познавательной и речевой деятельности, не снижает тренирующего эффекта занятий и способствует повышению уровня физической подготовленности детей. Разработанная методика проведения занятий по физической культуре, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физического воспитания и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Ниже приводится план-конспект занятия по физической культуре для детей старших и подготовительных групп, направленный на решение следующих задач: 1) укрепление мышечного корсета; 2) овладение выразительностью движений; 3) активизация речевой и познавательной деятельности детей. План-конспект занятия по
физической 1. Построение в одну шеренгу. 2. Разновидности ходьбы: - обычная ("идем на берег моря"); - на носках, руки на пояс ("песок нагрелся, жжет пятки"); - на пятках, руки за голову ("острые камешки"); - в сочетании с движениями ("собираем камешки "): 1-4 - обычная ходьба врассыпную; 5-6 - упор присев; 7-8 -встать; 1-4 - обычная ходьба врассыпную; 5-6 - наклон вперед, коснуться руками пола; 7-8 - выпрямиться. 3. Этюд психогимнастики "Игра с камешками"* Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, приседая или нагибаясь за приглянувшимся камешком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и рассматривают найденные камешки, показывая друг другу наиболее красивые или необычные. Дети начинают играть с камешками: то подбрасывают их вверх и ловят, поочередно и вместе, ладонью и тыльной стороной кисти, то кидают вдаль (кто дальше кинет). 4. Разновидности бега: - обычный ("бежим по берегу моря"); - ускоренный ("бежим вдоль берега за отплывающим теплоходом"); - обычный с постепенным замедлением и переходом на ходьбу ("устали бежать "); 5. Этюд психогимнастики "Теплоход" * От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой и говорят: "До свидания! До встречи!" Основная часть Комплекс ОРУ "Морское царство" Примечание: перед началом выполнения упражнений преподаватель загадывает детям загадки. 1. "Волны шипят" "В тихую погоду нет нас нигде, А ветер подует - бежим по воде." И. п. - сед на пятках, руки внизу. 1-2 - волнообразное движение руками вперед-вверх, обычный вдох, 3-4 - волнообразное движение руками вниз, выдох через рот со звуком "ш-ш-ш". То же, увеличивая амплитуду движений, вставая на колени и опускаясь на пятки. 2. "Морская волна" "По морю идет, идет, И.п. - сед на пятках, руки перед грудью, пальцы переплести. 1-8 - волнообразные движения кистями и предплечьями, не разъединяя пальцев рук, 1-8 - то же в другую сторону Дети выполняют упражнение, произнося речитатив: "Ты волна моя, волна, (А.С.Пушкин) 3. "Ракушка" И.п. - сед на пятках, руки на пояс. Дети сидят, сохраняя правильную осанку, и слушают стихотворение, которое читает преподаватель, одновременно подходя к детям и поправляя тех, кто сидит неверно: "Выбросило на берег
ракушки (Т.Петухова) И.п. - сед на пятках, наклонившись вперед, руки на пояс, локти вперед ("ракушка закрылась"). 1-2 - выпрямляясь, наклон назад, локти отвести назад ("ракушка закрылась"), 3-4 - и. п. То же, увеличивая амплитуду движений, вставая на колени и опускаясь на пятки; то же, руки за головой. 4. "Лодочка" И.п. - сед на пятках. Дети вместе с преподавателем произносят речитатив, одновременно выполняя соответствующие движения: "Две ладошки прижму (Две ладошки соединить, большие пальцы согнуть внутрь, волнообразные движения руками вверх-вниз). Паруса подниму, Синим морем поплыву, ! (поочередно поднимать руки вверх, сжимая пальцы в кулак и сгибать их к плечам - "поднять паруса "). А по быстрым волнам Плывут рыбки тут и там." (Ладошки вместе, волнообразные движения вправо-влево). 5. "Рыбка" "Кругом вода, одна вода. И.п. - лежа на животе, руки вверху. 1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги, 2 - и.п. 6. "Морская звезда" "Эта звезда под водою
красуется, И.п. - лежа на животе, руки вверху. 1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги, 2 - руки и ноги в стороны, 3 - руки и ноги вместе, 4 - и.п. 7. "Я на солнышке лежу" И.п. - лежа на животе с опорой на предплечья. 1 - согнуть правую назад, 2 - разгибая правую, одновременно согнуть левую, 3-4 - то же с другой ноги. Предложить детям, выполняя это упражнение спеть песенку "Яна солнышке лежу" из мультфильма "Как львенок и черепаха пели песню". 8. "Кораблик" "Плывет белый гусь - И.п. - лежа на животе, руки сзади, пальцы переплетены. 1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, 2-7 - держать, произнося на выдохе звук "ш", ("волны плещутся о борт корабля"), 8 - и.п. 9. "Краб" "Ползет наоборот, задом
наперед, И.п. - сидя согнув ноги, руки сзади в упоре. 1 -поднять таз, 2-7 - продвижение вперед, опираясь на конечности, 8 - и.п., 1-8 - то же, продвигаясь назад. 10. "Катамаран" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять. 1-8 - имитировать педалирование ногами 11. "Дельфин" И.п. - лежа на спине, руки вверху. 1-2 - перекат на правый бок, прогнуться, 3-4 - и.п., 5-8 - то же влево. После выполнения упражнения дети, сидя на пятках и сохраняя положение правильной осанки, слушают в аудиозаписи голоса дельфинов и стараются голосом подражать им. Подвижная игра "Усатый сом" "Не человек, не зверь, а с усами." На двух противоположных сторонах зала (площадки) линиями обозначают "берег". Выбирается водящий - "сом". Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг - "озеро", ;в центре которого находится водящий. Дети, закрыв глаза, идут по кругу и хором произносят слова: "Дети, дети, не зевайте!
По сигналу"Все на берег..." дети открывают глаза и бегут к берегу, а водящий старается осалить кого-либо из них. Осаленный становится водящим. Подвижная игра "Рыбаки и рыбки" "Дом шумит, хозяева
молчат, Выбирают 4-5 водящих - "рыбаков", остальные дети- "рыбки". "Рыбаки" и "рыбки" встают друг напротив друга на расстоянии 2 м. - Что вы вяжете? - спрашивают "рыбки". - Невод, - отвечают "рыбаки". - Что вы будете ловить? - спрашивают "рыбки ". - Рыбу, - отвечают "рыбаки". - Какую? - спрашивают "рыбки". - Щуку, - отвечают "рыбаки". - Ловите! - говорят "рыбки" и разбегаются по площадке (залу). Каждый "рыбак" старается поймать хотя бы одну "рыбку" (ловить "рыбок" можно только в пределах "моря"). Затем игра повторяется, но называется другая рыба, например, камбала. Отмечают лучшего "рыбака". Заключительная часть 1. Этюд психогимнастики "Игра с песком"* Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Бессильно уронить руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза. 2. Разновидности ходьбы: - обычная ("идем домой"); - приставным шагом вправо и влево ("утрамбовываем песок"); - высоким шагом ("идем по воде"); - обычная ("идем в группу"). Литература: 1. Асташина М.П. Использование фольклора в работе с детьми по физическому воспитанию // Дети и здоровье: Сб. матер, науч.-практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания (23-25 ноября 1992 г., г. Иркутск) У Под общ. ред. А.И.Кравчука и Ю.П.Симакова. - Омск: ОГИФК, 1993, с. 96-98. 2. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры, 1993. № 11-12, с. 40-41. 3. Каданцева Г.А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1994. - 27 с. 4. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с. 5. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике. -М.: ФиС, 1985. -93с. 6. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11-12. 7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 143 с. 8. Немов Р.С. Психология: Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. - Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, с. 328-330. 9. Соболева Н.Ю. Использование средств художественной гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе: Автореф. канд. дис. - С.-Пб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1995. - 17 с. 10. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова. - М.: Просвещение, 1990. -128 с. 11. Шарманова С.Б. "Морское царство". Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебн. HOC. / Под ред. А.И.Федорова. -Челябинск: УралГАФК, 1996. - 89 с. 12. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997, № 3, с. 18-22. 13. Шлык Н.И., Загуменова М.В., Выдрич З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки //Теория и практика физической культуры. 1984, №11, с. 34-36. * Отмеченные зведочкой этюды психогимнастики соответствуют сюжетам из книги М.И. Чистяковой (1990) На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|