Abstract NATURAL AND SPIRITUAL: BRAIN - MIND - SPIRIT IN CONNECTION WITH MAN'S PHYSICAL IMPROVEMENT (ON PROBLEM OF INTEGRATIVE ANTHROPOLOGY) V. V. Kuzin, Academician of Russian Academy of Education, professor B.A. Nikityuk, Corresponding member of Russian Academy of Medicines Sciences, Doc. Hab, professor Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: natural and spiritual, human being, physical improvement, integraitive anthropology. The purpose of this study was to consider the problem of a mail's physical improvement in the context of Natural and Spiritual Relations and in connection, with the integrative anthropology's problems. The authors discuss the essence of such concepts as ''natural", "spiritual", "brain'', "mind", "spirit", "thinking", "physical improvement", and '' integrative- anthropological approach". They conclude that the change of sports movement's paradigm must be assisted by the alternative forms of olympism, realising the principles of humanism.
|
Природное и духовное: мозг-разум - дух в связи с физическим совершенствованием человека (к проблематике интегративной антропологии) Академик РАО,
профессор В. В. Кузин, Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: природное и духовное, человек, физическое совершенствование, интегративная антропология. "Не то в античности. (А.Ф. Лосев) Состоявшаяся в РАО Международная научная конференция - "На пороге XXI века: образование и культура" - всколыхнула научную и широкую читательскую аудиторию. На страницах "Известий" (№123 от 4 июля 1997 г.) Константин Кедров, освещающий в газете вопросы гуманитарного звучания, вынес в название своей публикации парадоксальные на первый взгляд, но глубоко содержательные слова - "Враг в зеркале культуры - друг". Мы бы лишь переставили знак тире, поместив его вслед за словом "враг". Действительно, наше время характеризуется непростотой оценок положительного и отрицательного в жизни, воспитании, окружающей действительности. Кажущееся ситуационно негативным, в зеркале общечеловеческой культуры может обрести иное значение. Светское и религиозное воспитание испытывают длительное противоборство (что отчетливо выявилось на упомянутой конференции). В период расширяющегося морального упадка общества школе и ее воспитателям не следует всецело уповать на спасительную роль Церкви (ведь она до сих пор не нашла своего действенного пути в обществе, к тому же ей присущи те же социальные горести, что и всему ее окружению). Однако неразумно и отвергать ее возможное санирующее значение в деле воспитания молодого поколения. Пора от взаимного "клеймения" и поиска правых и виноватых перейти к взвешенным оценкам, вспомнив наше недавнее диалектическое прошлое, неизжитое да и неизживаемое вообще. Следует задуматься о многообразии форм духовности, механизмах их преобразования в истории человечества, о естественно существующей в человеке потребности во что-либо верить. Надлежит определить ключевые понятия, вызывающие порою споры и несовпадения мнений. Осмысление происходящего с позиций интегративной философской антропологии кажется делом высоконравственным, а поэтому - актуальным. Организованные по инициативе Международной академии интегративной антропологии дискуссии по проблемам современной философской антропологии - осенью 1996 г. в Крыму [12] и в апреле 1997 г. в Перми - в связи с учреждением там секции философской антропологии МАИА [10] выявили вполне объяснимое расхождение мнений, однако им не удалось обрести интегративного звучания. Несовершенство терминологического аппарата часто приводит к тому, что находящие использование обозначения истолковываются разнозначно с возникновением бессодержательных споров. При ртом мы нередко отклоняемся от исходного значения слов, характеризующих обсуждаемые понятия. Этими вопросами занимается специальная научная область - лингвистическая философия (П. А. Флоренский, 1882-1937). Один из ее подвижников - философ и лингвист А.Ф. Лосев (1893-1988) ориентирует нас на особое отношение к слову: "В имени, в слове впервые фиксируется сущность изначальной интуиции. Слово - первое выявление скрытой интуитивной сущности. Поэтому и философия есть не что иное, как раскрытие внутреннего содержания слов и имен, открывшихся данному народу и созданных им. Слово - не звук и не знак просто. Слово есть орган оформления самой мысли, след и самого предмета, открывающегося в мысли. Слово и язык есть орган всенародного самосознания" [8, с. 90]. Сопоставляя понятия: природное - духовное, 'мозг (как анатомо-физиологическое образование) - мышление (как процесс, включая его составляющие - разум, рассудок), мышление - дух, мы часто в зеркале общечеловеческой культуры воспринимаем их как синергические, тесно друг с другом связанные. Это способствует инегративно-антропологичес-кому восприятию действительности. Природное - это в широком смысле слова нечто, сопряженное с окружающим миром - природой. То, что сопутствует человеку при его появлении на свет - при-родах. В узком истолковании природное в человеке равнозначно организменному, наличествующему и заложенному в нем при-родах. Духовное - принадлежащее духу, как действенному, бесплотному, всепроникающему началу. Духовным может быть как физическое (биоэнергетическое, например), так и информационное (Святой Дух, по Библии) воздействие. Хотя нематериальных воздействий не бывает, субстанциален их источник, а не они сами. Мозг - состоящий из нервной ткани орган высшей нервной деятельности. Понимание его роли в процессе мышления различается. Для одних ученых - это орган самопроизвольной активности, для других - существует отражение социальной действительности, в котором мозгу уготовлена роль биологического "зеркала" разной степени "кривизны", что влияет на степень соответствия внутренних субъективных восприятии внешним объективным реальностям. Разум - понимание, мера восприятия происходящего. Разуметь - значит понимать. Дополнением к пониманию служит рассуждение. Рассудок - способность рассуждать, т.е. анализировать воспринимаемую информацию. Фактически мышление включает в себя восприятие (ощущение), понимание (разум) и обработку (рассудок) информации. Дух - слово, имеющее корневую близость с "дыхание", "дуновение", "вдох". Следовательно, это этимологически что-то присущее человеку, как его дыхание. Нечто, проникающее в человека столь же естественно, как и струя вдыхаемого воздуха. Физическое совершенствование - укрепление здоровья и повышение биологической надежности организма посредством максимального ракрытия наследственных возможностей в процессах роста и становления морфофизиологических систем, обретения большей гармоничности (согласованности) всеми составляющими его организациями. Интегративная антропология (интеграция - объединение - в отличие от классической ее версии - область научных знаний о единстве человека в самом себе и с окружающим миром, об иерархических уровнях этих целостностей, о формах и факторах изменчивости свойств и качеств в пределах каждого из уровней. Интегративно-антропологический подход к рассмотрению частных проблем означает выяснение их особенностей на разных уровнях соматопсихической целостности человека и многообразия проявлений, а также поиск возможных аналогов среди иных представителей биологической жизни. Обозначим вопросы, выносимые на обсуждение: - существование у человека разделенности или "сцепленности" мозга, разума, духа; отношение к ним физических кондиций; - духовное как принадлежащее исключительно человеку или и животным организмам также; мера одухотворенности физических кондиций; - физические образование, воспитание, совершенствование - их смысл, предназначение и конечные цели. 1. Головной мозг - орган психической жизни человека, однако он воспринимает только ту информацию (разумеет ее), к осознанию которой подготовлен всей предшествующей умственной деятельностью. Homo sapiens - человек разумный, т.е. понимающий свое предназначение, занимаемое положение в мире. Одако для того чтобы понять, надо знать то, что предлагается для понимания (уразумения). Так, например, человек, открывший секреты добывания огня, вряд ли существенно отличался интеллектуально от современного, однако при перенесении в наши дни, несомненно, испытает трудности в понимании использования серных спичек и тем более сияния электрических лампочек, ибо он этого не знает. Его разум может овладеть (уразуметь) этой информацией лишь после приобщения к жизни в современном цивилизованном обществе, при получении хотя бы начального физического образования. Равным образом индейцы Южной Америки при встрече с испанскими завоевателями (конквистадорами) воспринимали выстрелы мушкетов как гром небесный и падали наземь, что препятствовало их спасению бегством из-под выстрелов, тогда как осознание убойной силы этого оружия могло сохранить им жизни. Итак, разум связан с накопленным опытом, то есть формируется в процессе обучения (приобретения знаний). Так, для уразумения информации, выраженной на народном языке, следует по меньшей мере понимать этот язык. Мозг существует и функционирует от природы своей, подчиняясь присущим ему законам. Это - универсальный аппарат "умствования", во многом сходный у человека и высших животных и, по крайней мере, одинаково устроенный у всех современных людей. Иное дело разум, который на основе здорового и нормально функционирующего человеческого мозга по-разному осуществляется в зависимости от прожитой жизни, существующих форм общения и национальных традиций. Известно, например, что знак согласия с собеседником русский человек выражает движением головы вверх-вниз, а житель Болгарии ту же реакцию передает, покачивая головой из стороны в сторону. Для того чтобы "уразуметь" смысловое содержание жеста, надо быть знакомым с национальной традицией. Мозг древнего эллина и современного грека был принципиально одним и тем же, а вот их разум существенно разнится. Вопрос не в том, кто богаче по своему разуму - наш современник или древний афинянин. Они просто воспринимали мир по-разному, в соответствии с накопленными ими знаниями. Рассмотрению этого вопроса уделил внимание А.Ф. Лосев, к мнению которого мы сейчас и обратимся. "Древнегреческое мироощущение есть узрение и осязание мира как тела. Здесь все сводится к живым телам - ярко оформленным и очерченным, внутри которых бьется и трепещет органическая жизнь, заявляющая о себе на поверхности тела теми или иными чертами. Боги суть совершенные и прекрасные тела. Люди - тела. Космос - живое тело. Число - тело. Так же телесно, и стационарна и музыка... Отсюда - отсутствие сложных инструментов.. . Отсюда - преобладание вокальной музыки... преобладание ритма... Только этим и можно объяснить соединение у греков подлинного и восторженного музыкального энтузиазма с поразительной бедностью и несамостоятельностью музыки как специфического искусства. ...Для европейского музыканта эта телесная магия просто скучна..." [8, с. 84, курсив в источнике - В. К. и Б. Н.] "Однако самое, быть может, замечательное выражение основной скульптурно-световой и осязательно-пластической интуиции античности заключено в ее философии... философская проблема человека и человеческого воспитания есть проблема прежде всего эстетическая, хотя эта эстетика ничего общего не имеет с эстетикой и эстетическим воспитанием Запада... на всех стадиях человеческого воспитания от внешнего тела до за-умных экстазов, руководящей интуицией является интуиция тела и скульптурно-мифического существа. И можно говорить о разных предметах этого воспитания, о теле, душе, уме и т.п., но нельзя говорить о разных методах этого воспитания. Метод этот - единственный; он - эстетический, он же и моральный, он же умственный и "умный", он же, наконец, и религиозный, ибо все это для греков есть нечто единое и нераздельное! [8, с. 87-90, курсив в источнике - В.К. и Б.Н.]. Примерно в той же мере отличалось восприятие действительности древними славянами и современными русскими. Следовательно, мозг - категория внеисторическая (при отсутствии в нем филогенетических изменений), а разум - явление историческое. Разум формируется на основе головного мозга и в чем-то по-особому для каждого поколения. Ибо новое поколение самостоятельно осваивает выпавшую на его долю жизнь и по-иному ее "разумеет". А поэтому мозг - первичен, разум - вторичен, хотя они диалектически друг с другом связаны. Ведь в большой исторической ретро- и перспективе нельзя безоговорочно отрицать возможность формообразующего влияния умственной деятельности на мозг, хотя бы в виде эволюционного нарастания числа функционирующих нейронов (считается, что их доля не превышает 10%). В начале 80-х гг. В.В. Куприянов и один из авторов этих строк выдвинули даже представления о головном мозге как об особого рода "социальной материи" [7]. В каком же отношении к мозгу и разуму находится дух? Требуется ли для его проявления мозг и разум или он способен действовать независимо от них? Попробуем предположить, что дух в широком смысле этого слова существует объективно и независимо от мира людей или животных. Однако осознание его присутствия дается работой мозга и усилиями разума человека. Следовательно, последние необходимы для субъективного восприятия этой объективной реальности. 30 июня 1997 года в Президиуме Российской Академии медицинских наук состоялся российско-американский симпозиум по проблемам хрономедицины и гелиобиологии. Выступавшие на нем известные специалисты в этой области науки F. Halberg (США), Ф.И. Комаров (Россия), Б.М. Владимирский (Украина) и другие подтвердили наличие ритмических процессов в функционировании здорового и больного организмов и совпадение их периодичности с циклами солнечной и геомагнитной активности, а также влияниями Луны. На этом основании Ф. Хальберг из хронобиологической лаборатории Университета Миннесоты предлагает учитывать биологические циклы в интересах хронобиоинженерии для повышения эффективности лечебных мероприятий и снижения их себестоимости [18]. В изучении механизмов взаимодействия природного и человеческого Б.М. Владимирский с соавт. разрабатывают проблемы сверхнизкочастотных электромагнитных сигналов в биологическом мире как объективно существующих, независимо от живой природы, и человеческой в том числе [11]. Занимаясь на протяжении ряда лет этими проблемами, Ф.И. Комаров, в частности, показал связь годовых биоритмов числа лейкоцитов в периферической крови здоровых людей с циклами гелиомагнитной активности [5]. Однако родоначальником всех этих представлений явился А.Л. Чижевский (1897-1964), автор книги "Земное эхо солнечных бурь", созданной еще в 30-е годы XX столетия [15]. Наше (Б. А. Никитюка) выступление на симпозиуме было посвящено отражениям гелиогеомагнитной цикличности в процессах роста и развития детского организма на примерах размеров тела новорожденных, сроков полового созревания, формирования пропорций тела и других морфофункциональных свойств. Приведенные данные получили недавно подробное освещение в [6]. На основании этих и большого числа иных совпадающих фактов исследователи в области гелиобиологии и хрономедицины признают сейчас наличие циклических процессов в атмосфере в виде варьирующих по выраженности сверхнизкочастотных электромагнитных сигналов. Однако эти явления существуют вне нас и воздействуют не только на нас, но и на иные формы живой и неживой природы. Они проявляются как в индивидуальном, так и в групповом масштабе - в частности, на уровне коллективного сознания и сверхсознания: в мыслительных и эмоциональных реакциях людей [3]. За этими феноменами просматриваются, как это и не кажется удивительным, проявления физической, а точнее, энергетической духовности. Однако в подобном контексте слово духовность звучит непривычно. Более понятными были бы, вероятно, выражения типа - экспансия духа или воздействие духа. Тем не менее, с учетом уточнений вернемся к исходному термину как устоявшемуся и широко употребляемому, ставя его в ряде случаев в кавычки. Обычно слово духовность наделяется информационным содержанием. Последнее может не осознаваться, так как в ходе воспитания приобретает характер определенных нравственных установок. Чем раньше они закладываются у человека, тем более надежными оказываются. Один из великих умов прошлого определил истинную интеллигентность как нечто, сохраняющееся у человека, если его лишить практически всего остального. Со сказанным можно не соглашаться, однако принятие этой формулы обозначает духовность главным проявлением интеллигентности. Вероятно, духовным (в информационном его понимании) можно считать лишь устойчивое, не поддающееся сиюминутным изменениям, состояние человека, своего рода нравственную его конституцию. В годы "холодной войны" политический лексикон в США обогатился новым агитационным термином - промывание мозгов ("Brainwashing"). Так американские журналисты R.J. Lifton [19] и Е. Schein [20] обозначали результаты идейного перевоспитания североамериканских военнопленных времен корейской войны. Термин оказался "прилипчивым" и спустя двадцать лет был взят на вооружение противниками новых нетрадиционных религий, обильно возникавших на Западе, а в последние годы давших свои всходы и на территории бывшего СССР. Вовлечение в религиозные секты с отрывом от семьи совершалось при интенсивной идеологической обработке юношей и девушек (достаточно напомнить историю "белого братства" на Украине). Противоположного рода воздействия на молодых людей оказывались для того, чтобы вырвать их из-под влияния сект в ходе кампании духовного "депрограммирования". Удивительно то, что нередко эффект идейных перестроек достигался достаточно быстро, без особых принуждений и физических запугиваний. Он был более надежным в тех случаях, когда лица, вовлеченные в секту или устраненные из ее состава, сами брали на себя функции соответственно "вербовщиков" или "возвратителей". Еще два соображения доказывают недостаточную прочность идейных взглядов, сформированных у взрослых или взрослеющих людей. Во-первых, это так называемый шведский синдром, отмеченный у людей, взятых преступниками в заложники и делящих все жизненные невзгоды со своими похитителями: как правило, их симпатии оказываются во многом на стороне последних, ибо прямо или косвенно они выступают как психологические партнеры. Пожалуй, самый яркий пример сказанного - судьба дочери издательского магната США Патти Херст, похищенной 4 февраля 1974 года функционерами экстремистской группировки "Освободительная армия" и принимавшей активное соучастие в дальнейшей преступной деятельности, в частности при ограблении банка 15 апреля того же года (вплоть до ее задержания полицией 18 сентября 1975 года). Интересно то, что, несмотря на доводы защиты на судебном процессе о "вынужденности" подобного поведения похищенной из-за угроз ее жизни, суд присяжных вынес решение о виновности подсудимой и приговорил ее к семи годам лишения свободы. Во-вторых, это члены многочисленных в США, да теперь и в России, обществ анонимных алкоголиков, где совместная антиалкогольная деятельность и активность по вовлечению новых членов служат лучшим и надежнейшим способом ухода человека от пьянства. Подобного рода группы "по интересам" практикуются на Западе для психических больных, находящихся на домашнем безлекарственном лечении. Новые убеждения крепнут в условиях совместной деятельности. Последнее хорошо известно и представителям преступных группировок, стремящихся "повязать кровью" своих новообращенных. Кажется очевидным, что и религиозная духовность, воспитанная у человека в раннем возрасте, может изменить свою направленность в годы юношества или зрелости. Поэтому в отличие от энергетической "духовности" информационная характеризуется своей неустойчивостью. Однако основополагающие понятия добра и зла, свободы и угнетения, правды и лжи, равно как и некоторые другие, будучи сформированы в детстве, сохраняются в основе менталитета человека на протяжении всей его жизни. Итак, в завершение этого раздела отметим еще раз внеисторичность мозга, историчность разума и надисторичность духа, что характерно как для энергетической, так и для информационной его формы. Первая в обосновании, видимо, не нуждается. Вторая формируется воспитательными мероприятиями соответственно требованиям общественной морали и запросам любого общества. В человеке мозг - разум - дух сосуществуют в "единой связке", так как разум (уразумение действительности на основе накопленных опыта и знаний) созидается головными мозгом, а восприятие информационной духовности совершается ими же сознательно или бессознательно (энергетической - лишь на уровне бессознательного). Ведь люди не отдают себе отчета в том мыслительном или эмоциональном своеобразии, которое было отмечено О. Д. Волчек в связи с циклическими общеприродными процессами [3]. 2. Проявляется ли духовное начало среди животных? На первый взгляд сама постановка вопроса настолько нелепа, что он не заслуживает рассмотрения. Не прибегая к религиозному толкованию, известный отечественный философ Н.А. Бердяев (1874-1948), находясь в вынужденной эмиграции отметил (1938 г.), что "Дух есть свобода, творческая активность, смысл, интеллект, ценность, качество и независимость, прежде всего независимость от внешнего мира, природного и социального. Духовное начало в человеке означает определяемость изнутри в отличие от того состава человеческой природы, который определяется извне. Как существо духовное человек есть существо активное, творческое, свободное" [1, с. 228]. А за два с половиной столетия до этого немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724-1804) утвердил значимость революции духа в истории человечества - всеобщий ее характер привел к торжеству христианства. Высказанные положения совершенно не переносимы на любого из нечеловеческих представителей животного царства. Ведь животный организм настолько зависим от окружающей среды, что о какой-либо его "свободе" речь вести бессмысленно. Однако в плане развиваемых здесь воззрений существуют и внешние источники духовного - энергетические и информационные. Опыт гелиобиологии свидетельствует о высокой чувствительности одно- и многоклеточных организмов, включая высокоорганизованных животных, к природной цикличности, наведенной ритмичной деятельностью Солнца, Земли, Луны, планетарных тел. Ведь именно широкомасштабность признаков, сопряженная с закономерной проявляемостью во времени массовых эпидемий, равно как с чередованием урожайных и неурожайных лет, привлекла к себе внимание А.Л. Чижевского, подвигнув его на рассмотрение солнечно-земных связей. Подвластность всего живущего на Земле воздействиям энергетической "духовности", по-видимому, сомнений не вызывает. Однако животные ощущают и информационные эффекты "духовности". Например, известно, •что змеи и млекопитающие способны предугадывать возникновение стихийных бедствий, в частности землетрясений, выражая это нарастанием двигательной активности. Бегство крыс с корабля предвещает его гибель. Много внимания в последние годы уделяется изучению механизмов общения животных в пределах стаи или семейной группы [16]. Многообразие "каналов" связей включает, к примеру, у приматов разного эволюционного ранга обонятельные, слуховые, зрительные, двигательные сигналы [4]. По этому поводу Л. А. Фирсов пишет: "На основании нашей гипотезы, что любая форма поведения живой системы является ее языком, мы в своих работах придерживаемся нашей классификации коммуникативной деятельности, рассматривая ее как первичный и вторичный языки. К первичному языку могут быть отнесены все формы моторного адаптивного поведения животных и человека, изменения формы, цвета, запаха, величины, перьевого, шерстного и волосяного покровов, а также врожденные виды коммуникации (звуковые, и в частности голосовые, реакции, мимика, жест, поза и др.). Наши многолетние исследования функции обобщения у различных животных (крысы, собаки, низшие и высшие обезьяны) позволяют различать во вторичном языке стадию довербальных понятий ("обобщение обобщений"), или стадию А. Стадия Б вторичного языка присуща только человеку с его вербальными понятиями и речевым аппаратом [13, с. 55, курсив в источнике - В.К. и Б.Н.]. При всей исчерпываемости поиска механизмов "языка" животных - от пчел и муравьев до приматов - кажется недооцененным способ экстрасенсорной передачи информации, детально рассмотренный в последние годы физиологами Крымского университета (В. Г. Сидякин, Н.П. Янина и др.). В опытах на крысах доказано, например, воздействие переменного магнитного поля сверхнизкой частоты на условнорефлекторную деятельность животных [17]. В 1992 г. подобного рода экспериментальные данные докладывались на проведенной в Крыму Международной научной конференции: "Наука и душа - возрождение единства" [9], где было установлено принципиальное совпадение результата экспериментальных наблюдений на животных с экстрасенсорными возможностями человека. Следовательно, информационная форма "духовности" распространяет на млекопитающих животных свое действие примерно в той же степени, как и на человека. Все это, видимо, позволяет выделить до-человеческие и присущие только ему формы духовных влияний. Специфически человеческим обретением можно, очевидно, считать осмысление духовных ценностей и возникновение на этой основе религиозных представлений. Кажется вполне вероятным, что путь от животной "духовности" к нередко присущей человеку религиозности и явлениям богоискательства был достаточно сложен; в этом случае, как и во многих других, человеческие приобретения возникали на основе анимальных предпосылок. Человек ощутил потребность самоухода в религиозные представления, отделив себя сознанием от окружающего мира, противопоставив себя ему и почувствовав неспособность дать самостоятельно исчерпывающее объяснение окружающему. Ответы на беспокоящие вопросы являлись ему более часто в условиях сумеречного сознания, при медитации и погружении в состояние бессознательности. Для приведения себя в ситуацию транса чаще использовались настои ядовитых трав и грибов, содержащих алкалоиды. Однако подобные стремления присущи и многим животным. Указывается, что "среди нефункциональных действий и форм поведения животных особое место занимает их потребность в периодическом испытании состояния измененного сознания (особенно это касается животных с развитой психикой). Практически у всех видов (млекопитающих - В. К. и Б.Н.) среди самцов отмечают склонность к наркотическим веществам" [2, с. 180]: настойке корня валерианы у котов, ядовитым и спиртосодержащим составляющим растений и грибов у многих млекопитающих (широко, например, распространено мнение, что лоси "лечатся" мухоморами); у птиц отмечен феномен энтинга (ant, англ. - муравей) в виде погружения в муравейники или размещения отдельных насекомых между перьями. Не время и не место обсуждать здесь механизмы формирования религиозности в людях на путях истории общества или отдельной личности. Кажется, однако, очевидным, что обращение к Богу требовало высокого уровня сознания и развития членораздельной речи. Любые аналоги ситуациям, происходящим на заре человечества, среди переживаемых нами сейчас более чем условны. Тем не менее обратимся к мудрости А.Ф. Лосева, отраженной в беседе с ним внука философа П. А. Флоренского, геолога по профессии. "Однажды после разговора он спросил у меня: "Что такое верующий, православный, церковный?". Так как до этого он об этом говорил со мной довольно долго, то я ответил правильно: "Тот, кто регулярно причащается". Он очень оживился и продолжал развивать эту начатую им до моего ответа мысль" [14, с. 224]. Причащение - это беседа с Богом и своей совестью через посредника в лице священника. Ведение этого диалога требует владения речью и мыслью. Однако главный его участник - сам человек. В решающий момент спортивного выступления - погружение "в себя", кратковременная медитация, практикуется некоторыми атлетами для максимальной концентрации мышечных усилий и достижения желаемого результата. К постижению этих приемов двигательной саморегуляции подводят восточные системы физического воспитания, основанные на буддистских верованиях. Полагаем тем не менее, что способность ухода в себя - вопрос, связанный не столько с конфессиональной принадлежностью или владением психотехническими приемами, сколько с крепостью веры, в том числе веры в свои силы и возможности. 3. Не будет ошибкой сказать, что в уходящем сейчас тысячелетии европейский разум дважды обращался к сокровищнице античного времени: в первый раз в связи с возвращением традиций изобразительного искусства, в эпоху Возрождения, а во второй раз - при воскрешении устоев олимпизма и упорядочении физкультурного движения в рамках периодически организуемых олимпийских игр. Греческим и римским канонам телесного воспитания подрастающих поколений уделяли внимание в новой истории европейской научно-педагогической мысли многие яркие ее представители, в том числе П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Не случайны поэтому инициативы Пьера де Кубертена к возрождению современного Олимпийского движения, 100-летие которого недавно отмечалось. Сегодня возвращение к олимпизму и педагогическим традициям древних греков не должно стать формальным. Спорт находится у вершин общественного признания; соревнующиеся в нем "опустошают", нередко до предела, двигательные потенции человека, что их толкает на поиск средств медикаментозной стимуляции (допингов), разрушающих здоровье. Настало время перехода от спортивно-организационных заимствований у древних греков к воскрешению основных педагогических принципов времен античности. Их поиск не столь уж многотруден. И опять обратимся к авторитету А.Ф. Лосева, который говорил: "Беспомощное барахтанье в тысячах изолированных мелочей никогда и не может прийти ни к какой обобщенной концепции. Чтобы получить эту последнюю, совсем не надо изучать тысячи отдельных мелких или крупных фактов. Общность видна уже и на нескольких фактах, часто даже на каком-нибудь одном факте. Конечно, есть факты более показательные и менее показательные, более выразительнее и менее выразительные. И их надо уметь подобрать, если мы хотим ими демонстрировать общее" [8, с. 10]. Главное педагогическое "открытие" древних греков - целостность, а говоря современным языком, системность воспитательных воздействий, формирующих в единстве физический облик, мир нравственности, глубину интеллекта и запас здоровья человека. Современное спортивное движение нередко эксплуатирует одни человеческие качества в ущерб другим во имя достижения рекордного результата. Однако физическое совершенство человека не терпит дисгармоний и диспропорций, как не терпит суеты размеренная человеческая жизнь. Смена парадигм спортивного движения, предпринимаемая волевым усилием одного или многих авторитетных его представителей, справедливо может быть расценена как недозволенное вмешательство, в судьбы ряда людей, как нарушение их гражданских и человеческих прав. Поэтому весьма желательно возникновение альтернативных форм олимпизма, реализующих принципы гуманизма и постепенно преобразующих общественное мнение. Подобный опыт имеется, его умножение может неузнаваемо изменить спортивное движение будущего. Литература 1. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. Статьи, письма. - "Новый мир", 1990, № 1, с. 207-232. 2. Богатырева О.А., Богатырев Н.Р. Человек и другие животные: в поисках критерия отличия [14], с. 173-183. 3. Волчек О.Д. Отражение природных циклов в интегративной биосоциальной антропологии. - В кн.: В. В. Кузин и Б. А. Никитюк. Интегративная биосоциальная антропология. - М.: ФОН, 1996, с. 172-215. 4. Дерягина М.А., Васильев С.В. Формы общения у приматов и происхождение языка человека. [14], с. 60-85. 5. Комаров Ф.И., Чиркова Э.Н., Суслов Л.С. и др. Связь годовых биоритмов числа лейкоцитов в переферической крови здоровых людей с гелиогеофизическими индексами. "Военно-мед. журн.", 1987, № 3, с. 27-32. 6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная педагогическая антропология. - М.: ФОН, 1996. - 180с. 7. Куприянов В.В., Никитюк Б.А. Методологические проблемы анатомии человека. - М.: Медицина, 1983. 8. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии /Сост. А.А. Тахо-Годи /Общ. ред. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 959 с. 9. Международная конференция "Наука и душа. Возрождение единства". Книга тезисов. Симферополь, 1992. 10. Новые идеи в философии. Вып. 6. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: ПГУ, 1997. - 163 с. 11. Темурьянц Н.А., Владимирский Б.М., Тишкин О.Г. Сверхнизкочастотные сигналы в биологическом мире. - Киев: Наукова думка, 1992. - 187 с. 12. Три точки зрения на философскую антропологию. Сборник исследовательских статей (Б.А. Никитюк, В.В. Орлов, Т.С. Васильева, Н.Б. Оконская). - Севастополь: МАИА, 1996. - 85 с. 13. Фирсов Л.А. По следам Маугли? [14], с. 44-59. 14. Флоренский П.В. А был ли Лосев? "Наш современник", 1997, №5, с. 222-224. 15. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Наука, 1976. 16. Язык в океане языков. Сост. О.Д. Донских. Серия "Язык и мир", вып. 1. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. - 188 с. 17. Янова Н.П., Сидякин В.Г. Изучение влияния переменного магнитного поля инфранизкой частоты на высшую нервную деятельность крыс. "Бюл. СО АМН СССР", 1986, №1., с. 71-73. 18. Halberg F., Tamura K., Cornelissent G. Chronobioengineering roward a cost-effective quality health care. "Frontiers Med. Biol. Engng.", 1994, vol. 6, N2, p. 83-102. 19. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism - A Study of "Brainwashing" in China. - New-York: W.W. Norton and Co., 1961. 20. Schein E. Coercive Persuasion: A Socio-Psychological Analysis of the "Brainwashing" of American Civilian Prisoners by the Chinese Communists. -New-York: North, 1961. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |