ВОПРОСЫ ТЕОРИИ


Abstract

ТО 60-ТН OF TRAGIC EVENTS AND THEIR CONSEQUENCES (REQUIEM FOR PEDOLOGY)

V.V. Kuzin, Academician of Russian Academy of  Education, professor

BA. Nikityuk, Corresponding member of Russian Academy of medicinal sciences

Russian state academy of physical culture

Key words: science and politics, pedology, integration of knowledges, sports science, physical and spritual education.

The purpose of this paper was to discuss the consequences for science the tragic events of the 60-th when the pedology was forbidden, and laboratories and chairs were liquidated.

The strength and weakness of pedology was characterized by its integrative essence as the progressive tendency of science's development and by its pragmatism, which had no the theoretical fundamentals and coused the technological extremism of its apologists.

The forbidding of pedology was performed in the interests of socio-pedagogy for which it was necessary to bury the idea of biological roots in child's capacities. At the same time this forbiddeness was of a great negative factor for child psychology's development. These events had not influenced on sport and physical culture due to their preveleges in socialist society as the symbols of its successes and advantages in comparison with the capitalist one.

The contemporary development of theory and practice of physical culture and sport demands the new efforts directed to integration of physical and spiritual in these areas of human activity. It will be the real proof of humanistic essence of physical and sport activities.


К 60-ЛЕТИЮ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯМ (РЕКВИЕМ ПО ПЕДОЛОГИИ)

Академик Российской академии образования, профессор В.В.Кузин,
член-корреспондент Российской академии медицинских наук, профессор Б.А.Никитюк

Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: наука и политика, педология, интеграция знаний, спортивная наука, физическое и духовное воспитание.

В июне 1936 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о запрете педологии, как лженауки, тормозящей развитие социалистической педагогики. Были закрыты кафедры и лаборатории педологии, прекращен выпуск "Педологического журнала". Без дела, с разбитой судьбой и испорченной репутацией оказались многие тысячи высококвалифицированных специалистов. Между тем надвигался 1937-й год - время ожесточенных репрессий сталинского режима, и многим педологам была уготована кратковременность их земной жизни. Так пусть хоть духовная ценность этой науки и ее исполнителей будет восстановлена. Самое время сейчас высказать слова покаяния и людям культурно-профессиональной элиты, которые своим поведением на протяжении более чем полувека поддерживали и свято исполняли наложенный на педологию запрет, ссылаясь на авторитет А. Макаренко и некоторых других педагогов советской эпохи. А как широкие слои внепедагогического общества откликнулись на партийный документ, видно, к примеру, из романа В.Каверина "Два капитана", дающего близкое к карикатурному отображение ученого-педолога. Чему удивляться ?! Позже, в годы разгрома классической генетики (конец 40-х годов) Бор. Ефимов публиковал на страницах журнала "Крокодил" отображения "мухолюбов"-вейсманистов, не щадя своей творческой язвительности и воспаленного воображения.

В недавно выпущенной книге "Власть и наука (история разгрома генетики в СССР)" ее автор -видный генетик В.Н.Сойфер на богатом фактологическом материале раскрывает политическую подоплеку гонений, которым подверглась научная генетика в нашей стране в период 30-60-х годов. Здесь и борьба за научное единовластие со стороны Т.Д.Лысенко и его приспешников, и слабость демократических начал советского общества, деформированного репрессиями 30-х и жертвами 1941-45-х годов, и общетехническая отсталость отечественной науки, и стремление партийных кругов сделать науку легко управляемой, и наивная убежденность властей в возможности радикальных успехов фактически на пустом месте, хорошо использованная Т.Д.Лысенко при "выходах" на партийное руководство, и инстинктивная боязнь партработников столкнуться с высокообразованными специалистами истинной науки, а поэтому их тяготение к примитивным, однако воспринимаемым без интеллектуального напряжения решениям. Многое из того, что было упомянуто В.Н.Сойфером в связи с разгромом генетики, перекликается и с судьбой педологии. Удивительно лишь то, что общество было более слепо и глухо, когда шла расправа над педологией и педологами. В.Н.Сойфер отмечает, что в защиту генетики выступили представители точных наук - физики, химии, математики. Подобного не произошло с педологией. Эта защитная реакция безразличия сохранилась в обществе, пожалуй, до сего дня. А как же слова о том, что никто не забыт и ничто не забыто?

Сила и слабость педологии. Педология, как наука о комплексном подходе к изучению физического и умственного развития ребенка в связи с его конституцией и особенностями поведения, - дитя XX века. Нам бы не хотелось вслед за многими историками искать корни этой науки далеко на Западе, и тем более за океаном. Ведь педология возникла не на пустом месте. Ее распространение в России было подготовлено идеями и трудами К.Д.Ушинского (1824 - 1870) и П.Ф. Лесгафта (1837 - 1909) по педагогической антропологии, а книга первого "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии"1 вобрала в себя все то основное, что позже раскрылось в педологии. Да, и звучание самого наименования этой науки достаточно показательно: слово "педология" представляет собой "усеченный" вариант термина "педагогическая антропология".

Правильно, видимо, считать, что педология начала XX века - это продолжение идей педагогической антропологии XIX века. Однако подобные исторические параллели долгое время не поощрялись. Возможно, в силу этой причины научные антропологопедагогические труды К.Д. Ушинского и П.Ф. Лесгафта в советский период старательно замалчивались. Вакуум идей заполнялся социологизаторскими воззрениями типа широко известных высказываний Льва Троцкого об "умении всякой кухарки управлять государством".

Сила педологии - в осуществленной ею попытке интегрировать знания о человеке. Слабость ее-в неполноте произведенного синтеза: вне его оказалась сфера духовности, нравственности. Понятия правды и свободы были исключены из педагогического обихода, как отдающие религиозностью, корни которой в СССР всячески устранялись и опорочивались. Кроме того, синтез представлений о растущем и развивающемся организме совершался хаотично и методологически беспомощно. Официальная социальная доктрина марксизма-ленинизма практической пользы здесь принести не могла. В понимании природы и сущности человека соседствовали крайние биологизаторские и социологизаторские толкования.

Педология включала сведения о конституции ребенка, его биологическом возрасте, особенностях поведения и систему тестов, оценивающих уровень развития и профессиональную направленность (профиль) способностей.

Однако перечисленные научные направления в то время находились в стадии накопления материалов и не достигли этапа обобщения фактов и их углубленного осмысления.

Пожалуй, наиболее разработанным к тому времени разделом можно было бы считать конституционологический. Однако приобретенный здесь опыт мог скорее пригодиться медику, чем педагогу. Ведь Э.Кречмер (1921), доказавший связь телосложения человека и его характера на примере взрослых с психическими заболеваниями типа шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и эпилепсии, был далек от интересов педагогики и возрастной психологии. М.С.Маслов разработал учение о конституции ребенка применительно к запросам педиатрической патологии (а не педологической нормологии !), выделив ряд форм конституциональных аномалий - диатезов.

Морфобиология развития в то время тоже была недостаточно разработана. Основополагающие труды В.Г.Штефко - антрополога и врача - еще не появились в виде монографических изданий и поэтому не привлекали к себе внимания.

В области генетических основ онтогенеза знания носили весьма обобщенный характер, что уменьшало их практическую пользу. П.П. Блонский, автор руководства по педологии, ограничивался констатацией двух форм наследственности - хроматиновой (генетика) и социальной (культурная традиция). А.Ф.Лазурский из психоневрологической научной школы В.М.Бехтерева противопоставлял в психике наследуемое "ядро" признаков (эндопсихика) и прижизненные добавления к этому (экзопсихика).

К тому времени были недостаточно дифференцированы представления о темпераменте, личности, характере.

В эпоху всеобщего планирования и системы сталинских пятилеток, которые надо было выполнять и перевыполнять, недостаток теоретических знаний не придал педологам осторожности в практическом новаторстве.

У читателя на основе вышесказанного может сложиться впечатление об объективной неизбежности трагической судьбы педологии. К тому же опыт западных педологических разработок начала XX века продемонстрировал во многом теоретическую беспомощность и практическую неумелость этой науки. Однако накопленный ею опыт, как позитивный, так и негативный, был бесценен, и, хотя жизнь не востребовала его в должной мере в то время, - спустя десятилетия он оказался крайне полезным и необходимым для современной интегративной педагогической антропологии.

Каждая наука имеет свои циклы развития и не терпит волюнтаристских окриков или подталкиваний в спину. Официальный запрет педологии в СССР имел ряд отрицательных последствий в судьбах не только отдельных личностей, но и педагогики, психологии ребенка, как областей теоретических знаний в целом. При предоставлении демократических свобод педологии она несомненно нашла бы новый путь своего развития, преодолела возникшие трудности и влилась в состав интегративноантропологических наук.

Последствия разгрома педологии. Запрет на педологию был наложен в интересах социологизаторской педагогики, которой надо было полностью и окончательно "похоронить" идею биологических корней в способностях ребенка. Однако именно педагогика претерпела первые трудности. Они были обусловлены закрытием ряда специальных школ для детей с нарушениями или задержками психофизического развития, и этот поток детей устремился в массовые школы, вызвав естественные сложности в деле воспитания и обучения.

Многие бывшие педологи избрали для себя карьеру психологов, хотя они сделались сторонниками совсем иной психологии - дебиологизиро-ванной и социологизированной. Не случайно подготовка специалистов-психологов происходила в основном на философских факультетах университетов, а научные степени им до недавнего времени присуждались по педагогическим наукам (психологические науки официально находились как бы вне признания).

Негативными были и методические самоограничения психологов. Многие из них сохранили корпоративную память о событиях 1936 года в виде отказа от методов тестирования. "Антитестовые" настроения просуществовали в течение не менее 30 лет и были изжиты лишь благодаря внедрению этих методов в патопсихологию, медицинскую психологию, где они были незаменимы в диагностических целях.

Итак, первое потрясение детская психология претерпела в 1936 году. Второе - в начале 50-х годов в связи с проведением Павловской сессии АН и АМН СССР. Лидер современной психологии академик А.В. Петровский, работавший в те годы преподавателем Вологодского педагогического института, описывает в своих воспоминаниях существовавшие тогда опасения за судьбу психологии, как науки и учебной дисциплины, распространенные в высшей школе в связи с проведением Павловской сессии.

Запрет педологии отразился на судьбе других сопредельных с ней наук. Например, учитывая сходные бедствия классической генетики в СССР 30-50-х годов, можно предположить, что один прецедент облегчил волевой путь решения судьбы другой науки.

Почему спортивная наука не ощутила серьезных последствий запрета педологии? Остается фактом, что, испытав серьезные потрясения в иные периоды истории (например, в связи с "антикосмополитической кампанией" послевоенных лет), теория и практика физической культуры не подверглись репрессиям со стороны властей в середине 30-х годов в ходе разгрома педологии. Этому счастливому обстоятельству можно предложить ряд объяснений:

- реализация замысла П.Ф.Лесгафта о соединении воедино физического воспитания (образования) и биологических подходов к объекту этого воздействия давала подтверждение материалистическим воззрениям, хотя и в крайне механистическом их толковании, типа "функция творит форму";

подобного рода ламаркистские положения соответствовали господствующей идеологии, недаром они же составили основу "учений" Мичурина - Лысенко;

- педология "замахивалась" на проблемы умственного развития человека, биологизируя их, по мнению партийных руководителей, и это было опасно; теория и практика физической культуры ограничивали сферу своего интереса телесностью человека, что не предвещало каких-либо идеологических издержек;

- в условиях диктатуры и идеологических ограничений спортивное движение становится для власть имущих синонимом и символом успеха;

достаточно вспомнить помпезность и политический резонанс проведения Олимпийских игр 1936 года в нацистской Германии; спорт в СССР тоже был витриной социального благополучия, а потому - чем-то неприкосновенным.

Педагогика еще со времен Яна Амоса Коменского (а, может быть, и ранее того) устанавливала связи с психобиологией развития ребенка, не срастаясь с ней, а лишь намечая контакты, точки соприкосновения. Спортивная наука, возникнув на столетия позже, вобрала в себя элементы психобиологии, включила их в контекст выполнения своих целей и задач. Поэтому исключить биологические начала спортивных наук означало подвергнуть их полному разрушению. А спорт в Стране Советов представлял собой самодовлеющую идеологическую ценность, причинить ему ущерб не мог себе позволить ни один политический деятель. Разгром музыкальной культуры в лице композиторов С.Прокофьева, В.Мурадели (опера "Великая Дружба") и др., художественной литературы (журнал "Нева") - это еще куда ни шло, но физическая культура была областью запретной, своего рода "табу".

Механизмы и пути искоренения антипедологических настроений. Напомним приведенные выше мысли В.Н. Сойфера о снятии "запрета" на исследования в области научной генетики благодаря корпоративной поддержке представителей фундаментальных наук - математиков, физиков, химиков. Сходную роль по отношению к психобиологии развития детей сыграла теория физической культуры, не утратившая ни на один момент истории своих биологических ориентиров, не исключившая из обихода идеи конституционализма, не взявшая на вооружение социологизаторские домыслы об отсутствии психобиологических предпосылок при достижении высокого спортивного мастерства.

Разработанная в СССР система спортивного отбора, учитывающая не только технико-тактические, но и биопсихологические критерии, самим своим появлением демонстрировала ложность антипедологических настроений и политическую подоплеку запрета, наложенного на развитие этой науки.

Напрашивается вопрос: теория спортивного отбора была разработана относительно недавно (60 -70-е годы); так, что же ее создание было задержано, заторможено антипедологическими установками, сохраняющимися в обществе? Видимо, причина совершенно в другом. До середины XX века спорт не приобрел еще столь большой нагрузочности и интенсивности, как оказалось позже;

демаркационная линия между спортом высших достижений и так называемым массовым не проступала еще достаточно отчетливо. Отсутствие социального заказа со стороны спортивной практики не подталкивало теоретиков к углубленной разработке проблем отбора.

А что же дальше? Существенным скрытым последствием антипедологических акций 30-х годов явилось раздельное изучение проявлений умственного и физического развития человека. Их параллелизм и механизмы взаимовлияний были темой, запретной для научного выяснения. Сходная по результатам (но не причинам) ситуация существовала на Западе, где традиционные особенности менталитета, основанные на католицизме или протестантизме, разводили в человеке его телесность и духовность, усматривая в первой следы проклятия первородного греха.

Отрыв физического воспитания от духовного характерен для европейских спортивных школ. Однако существуют и имеют более углубленные исторические корни принципы восточной спортивной педагогики, построенные в основном на идеологии буддизма, не противопоставляющие в человеке начала его телесности и духовности. В страны Запада эти тенденции проникают вместе с восточными единоборствами. Однако при этом европейцы нередко утрачивают восприятие их духовных корней. Так, в известном фильме о мастере единоборств - великом Брюсе Ли многократно показывается, как он изнурительными физическими упражнениями на снарядах шлифует свои мышцы, однако не обсуждаются приемы его психотехники, способы укрепления и самораскрытия духа.

Что хорошо или простительно для европейцев, то плохо и недопустимо для нас россиян. Ведь мы

- евразийцы, жители страны, непосредственно географически граничащей со странами Востока, а культурные наши контакты исторически традиционны и глубоки.

Необходимо развеять миф о кардинальной разграниченности телесного и духовного в человеке. Настало время иными глазами взглянуть на задачи, стоящие перед спортивно-педагогической антропологией, включая ее психологический раздел. Надлежит осознать каждому, что мышцы

- не более чем внешний источник спортивных достижений, а интимный их механизм - в загадках духа человека, его психике. Следовало бы задуматься, насколько оптимальны многие наши тренировочные воздействия, какова доля их рациональных и нерациональных последствий. Например, улучшение качества силы за счет нарастания мышечного компонента массы тела спортсмена и гипертрофии его мышечных волокон без повышения их включенности в сократительный процесс не может быть сочтено рациональным.

В фильме о Брюсе Ли есть эпизод состязания немецких борцов, взявших на вооружение лишь внешние атрибуты восточных единоборств, не проникшихся их духовностью, с китайскими атлетами. Результат этой встречи очевиден.

Итак, мы попытались проследить, как отразились на состоянии педагогики и психологии, в том числе и спортивной, последствия политической акции 1936 года - запрета педологии, как науки и учебной дисциплины.

Воздадим еще раз должное памяти репрессированных ученых и разгромленной науки, пожелав, чтобы никогда больше в демократической России подобные события не возникали и кому-либо позже не пришлось калькулировать сумму последовавших за этим духовных и материальных потерь.


1Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. Т. 5. М., 1990.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: