НОВЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕКРЕАЦИИ



НОВЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доктор медицинских наук, профессор Л.А.Калинкин
Кандидат технических наук В.А.Синельников
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры

ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Новые формы школьного образования, внедрение лицеев, гимназий, "школ здоровья" и т.п. детских учреждений предопределяет и новые направления в физическом воспитании учащихся.

Основная цель - восстановление и укрепление здоровья детей. Большую роль в этой проблеме играют физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности. Такие технологии должны иметь педагогическую, физиологическую и психологическую направленность. Особое внимание следует уделить внедрению новых игровых дисциплин, которые помогут учащимся начальных классов без напряжения и с естественным любопытством приобщиться к легкодоступным формам оздоровления и разовьют у них потребность в здоровом образе жизни.

Если проанализировать структуру игровых видов спорта на занятиях в общеобразовательной школе, то нетрудно заметить следующее.

1. Набор предлагаемых игр стереотипен, запрограммирован под "умение" преподавателя, а не под желание учащихся и носит отпечаток формальности.

2. Игровые дисциплины в школе делят учащихся на "недогруженных" и "перегруженных". К первым относятся те, кто имеет от природы хорошие физические данные, они, как правило, дополнительно занимаются спортом вне стен школы и тем самым тяготеют к данной игре. Вторые - это те, которым изначально не привита любовь к культивируемой игре или которым она (игра) вообще не нравится по разным причинам. Таковых, кстати, большинство.

3. Культивируемые в школах игровые дисциплины не закрепляют навыков в досуговой деятельности школьника. Нет также четких методологических принципов обучения младших школьников игровым навыкам в зависимости от их возраста и пола. Поэтому большинство младших школьников с трудом осваивают игры типа мини-футбола, мини-баскетбола, мини-гандбола, а когда ребята подрастут и станут старшеклассниками эти игры им уже в достаточной степени приедаются.

Между тем в России в настоящее время культивируется более 120 различных игровых видов спорта. Любопытно, что среди этих десятков только 4 имеют отечественное происхождение: городки, гиревой спорт, "самбо" и "русские" шашки. В школьных программах, правда, эти виды спорта (может быть, за исключением "самбо") не встречаются.

В то же время даже те зарубежные игры, которые усиленно насаждаются в сфере большого спорта, не становятся массовыми для школьников. По-прежнему, большинство из них во время своего досуга проявляет повышенный интерес к "сидячим" компьютерным играм и игровым автоматам. Часы же, проведенные ребенком у дисплея, чреваты самыми негативными последствиями для здоровья.

С детства запас энергии ребенка настолько велик, что он реализует свою потребность в двигательной активности естественным путем. Там, где взрослый человек степенно вышагивает, ребенок бежит и оптимальную норму - 10 тысяч шагов в день - легко и незаметно перекрывает. Но с первых классов школы эта двигательная активность вытесняется большим объемом школьных предметов, требующих постоянной усидчивости. Отсюда психологическое перенапряжение, гиподинамия и сопутствующие болезни.

Для того чтобы учащийся с первых классов мог выбрать какой-то вид двигательной активности, а затем и почувствовать вкус к нему, он должен попробовать себя в разнообразных доступных и увлекательных игровых дисциплинах, а затем уже найти "свою" игру. Помогут же ему в этом новые отечественные общедоступные виды спорта. Они дадут всем детям единый "стартовый отсчет", спровоцируют их природную любознательность ко всему новому и утолят желание проверить свои возможности, играя на равных со своими сверстниками.

Итак, какие же новые виды спорта для детей рекомендуют специалисты ВНИИФКа Л.А. Калинкин и В.А.Синельников? Условно их можно объединить в два блока: спортивно-динамичные и интеллектуальные игры. Оба блока обладают следующими основными достоинствами:

- общедоступностью, содержательностью, азартностью (эмоциональностью), оригинальностью, безопасностью для здоровья. Все игры прошли апробацию и презентацию на различных российских и международных соревнованиях в Москве. Чаще всего в этих играх принимали участие школьники, и, надо сказать, всегда с большим удовольствием.

Блок спортивно-динамичных игр:

1. СИНПЛЕЙ - командная игра со специальными ракетками, легким "прыгучим" мячиком и треугольными воротами. Синплей развивает ловкость, меткость, скоростные качества и взаимовыручку. Для младших школьников эта игра полезна еще и тем, что в короткие сроки заметно улучшает координацию движений.

Ребенок, научившийся играть в синплей, без труда освоит теннис, бадминтон, хоккей и ряд других подвижных игр, хотя вряд ли в дальнейшем изменит своей привязанности к новому виду спорта.

Играют в синплей на любом твердом покрытии или на спортивной площадке любого размера - от школьного спортивного зала до хоккейного поля. Соответственно и состав команды меняется от 4 до 11 игроков, включая вратаря.

В ходе игры синплеисты, передвигаясь по площадке с ракетками, пытаются овладеть мячиком, играют в пас и индивидуально. Главное - поразить ворота, защищаемые вратарем.

С первых занятий синплеем младшие школьники приобретают навыки владения ракеткой и осваивают удары по мячику. Затем они учатся посылать мячик в какую-нибудь цель, потом пытаются передвигаться с ракеткой и мячиком по площадке и т.д. Очень азартна и целенаправленна распасовка через тренера, стоящего в центре круга, образованного тренирующимися малышами. Эффективна также игра двое-на двое через низко натянутую веревку, что несколько напоминает теннис, но гораздо доступнее для младших школьников. Для поиска надежного вратаря целесообразно попробовать в этой роли каждого занимающегося синплеем.

В старших классах начинается заключительная подготовка синплеистов, включающая двустороннюю игру.

2. ФУТВОЛЕЙ - командная игра на волейбольной площадке волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола. Счет очков и партий ведется так же, как и в волейболе. Один из самых техничных и красивых приемов в футволее - это пас головой или ногой партнеру, который пробивает рукой мяч на половину соперников. Те, в свою очередь, пытаются поставить блок. На такая классная игра доступна, пожалуй, только старшеклассникам.

Дети начальных классов начинают обучение игре в футволей с тренировок "в кружок". На небольшом расстоянии друг от друга они играют в пас руками и ногами. Сначала с отскоком от пола, а затем только по воздуху. Конечный этап тренировок для детей этого возраста - чередование футбольных и волейбольных приемов по команде преподавателя. Футволей - одна из наиболее гармоничных игр для детей. Вряд ли можно найти другую такую игру, в которую можно было бы играть абсолютно всеми частями тела.

3. Оздоровительно-развлекательные тренажеры СИТАК. Эти тренажеры можно смело отнести к разряду динамичных игр. Дети в составе команд или соперничая друг с другом становятся на бегущую дорожку, диски "здоровья" и другие спортивные снаряды и с помощью датчиков "высвечивают" свою двигательную активность на экране дисплея в виде разнообразных спортивных игр и соревнований: тенниса, регби, перетягивания каната и т.п.

Тренажеры СИТАК позволяют оживить для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические нагрузки.

Блок интеллектуальных игр. В этот блок входят новые виды состязаний за доской: совре- менные динамичные "королевские" шахматы (кин-гчесс), "московские" и "президентские" шашки.

Принцип игры в эти шахматы и шашки одинаков. Игра начинается с пустой доски, а все фигуры или шашки находятся в резерве соперников, т.е. вне доски. Таким образом играющие с первых действий проявляют творческое начало и обходятся без запрограммированной и рутинной теории дебютов.

Игрой, объединяющей оба блока, является "ИНФИТ" - соревнование, совмещающее интеллектуальные игры и динамичные упражнения. Известно, что длительные занятия любыми логическими играми очень опасны в детском возрасте из-за потенциально возможного развития гиподинамии и неврозов. Поэтому в "Инфите" ребенку можно в равной степени проявить себя и за доской и в подвижных паузах вне доски. Поэтому победителем в этом соревновании в равной степени может стать и хороший "мыслитель" и хороший "атлет".

"Инфит" по сравнению с экспериментируемыми в последнее время всевозможными видами многоборья (в том числе с включением шахмат) предпочтителен в силу того, что дает участникам игры возможность в будущем получать квалификационные звания и рейтинговые очки.

Новые интеллектуальные игры, ни в чем не искажая сути своих прародителей - шахмат и шашек - развивают древние мудрые игры и делают их общедоступными для детей практически любого возраста. Например, к кингчессу мальчики и девочки приобщаются уже с трех лет, потому что процесс обучения проходит поэтапно: сначала познаются только ходы короля, потом пешек, потом взаимодействие короля и пешек. И так, с добавлением новых фигур, сфера игры в кингчесс расширяется с "малой" до "полнофигурной". А в шахматах такой процесс обучения невозможен, потому что новички сразу же должны осваивать сложное взаимодействие сразу всех фигур, стоящих на доске.

В кингчессе не нужны "лишние" знания шахматной "теории дебютов". Здесь каждый школьник разыгрывает начало партии по своему вкусу и характеру, без "подсказок" Алехина, Ним-цовича и других корифеев шахмат.

Как же лучше всего ознакомить младших школьников с новыми играми? Есть несколько вариантов:

1. Сориентировать преподавателей физической культуры на новые игровые дисциплины и разработать программу уроков физкультуры с включением новых игр как в школьные занятия, так и в досуговую деятельность.

2. Заказать методические пособия по новым играм. Ориентировочная стоимость пакета методик составит 70 тыс. руб.

3. Заказать через разработчиков игр и тренажеров необходимый спортинвентарь. Заметим, что стоимость его не превышает затрат на приобретение соответствующего инвентаря для любой командной игры, культивируемой в школах.

4. Для наглядного ознакомления с новыми играми можно обратиться к директору школы № 271 Северо-Восточного округа З.Я.Исаеву.

5. Решение культивировать новые отечественные игры для школьников принято Центром физического образования при МГФСО (директор Ю.П.Пузырь). Этот Центр намерен оказывать всестороннюю поддержку всем школам, желающим развивать новые виды спорта.

При поддержке административных органов эти игры могут стать по-настоящему массовыми, потому что они доступны даже для школьников начальных классов.

Соревнования по новым видам спорта можно проводить в сочетании с классическими играми. Например, по кингчессу и шахматам, мини-футболу и футволею, синплею и бадминтону. Целесообразно также организовать обучение школьников по группам, объединяющим ребят, тяготеющих к определенным видам спорта.

КАК САМОМУ ПОДСЧИТАТЬ СВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Если участник любой интеллектуальной игры собирается совершенствовать свое мастерство и двигаться вверх по квалификационной лестнице, он должен знать свой индивидуальный коэффициент - ИК. Сопоставление ИК представителей одного вида спорта, например, шахмат, кингчесса, рэндзю, позволяет составлять рейтинговые листы, определяющие место спортсмена в общей иерархии этого вида спорта.

В настоящее время для подсчета ИК пользуются системой профессора Эло или ее модификациями. Однако эта система имеет немало погрешностей, она переусложнена, требует вспомогательных расчетов и компьютерной обработки.

Мне, как одному из авторов современной шахматной игры - кингчесс ("королевские шахматы"), удалось разработать простую и абсолютно точную формулу подсчета ИК.

Она оказалась универсальной, позволяя определять ИК для любой игры с балльной оценкой результатов, поскольку включает только четыре арифметических действия.

Вот эта формула:

,

где ИКу - новый индивидуальный коэффициент участника;

n - число участников турнира, ИКут max - высший ИК участника предстоящего турнира (т.), ИКтср - усредненный суммарный ИК всех участников предстоящего турнира (т.).

,

- суммированные ИКу турнира;
Р - количество очков, набранных участником турнира, для которого подсчитывается ИКу,
Кт - коэффициент контроля времени на игру. Определяется для каждого вида спорта федерацией этого вида спорта.

Например, для кингчесса: Кт = 5 - для турниров с полным контролем времени; Кт = 2 - для "темпо-турниров".

В качестве примера приведем расчет ИК самого юного участника только что закончившегося 2-го чемпионата Москвы по кингчессу. Денис Данилин до начала турнира имел ИКу.т. = 399, а в турнире, где играло 10 человек, набрал 7 очков. До начала игр самый высокий рейтинг был у будущего победителя турнира Александра Вернера - ИКу.т.max = 534 (отметим, что кингчесс игра молодая и начисление ИК начиналось с нуля). Суммарный рейтинг турнира

и, следовательно, ИКт.ср.= 2519/10 = 252
. Для чемпионата города Кт = 5. Вот и все необходимые данные для расчета ИК Д.Данилина.

В заключение отметим, что универсальная формула автора прошла апробацию во всех турнирах по кингчессу 1995-1996 гг. для взрослых и школьников и была безоговорочно принята участниками соревнований. В настоящее время рейтинговые листы по кингчессу составляются только на основании этой формулы. И каждый участник может быстро и точно подсчитать свой собственный ИК.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: