ЭТНОГРАФИ-
ЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

GAMES OF PEOPLES IN SOUTHERN SIBERIA

X.D.-N. Oorjak, doctor of pedagogy, lecturer

St.-Petersburg state P.F. Lesgaft academy of physical culture

Key words: game, people, physical culture, classification, spreading, motion, recreation.

The purpose of this study was to give the system discription of Southern Siberia people's games, as one of the popular means of physical education and national culture's forming in that geographycal region.

The folk game of Altay peoples, Tuvinians and Khakassians used in their majority at any season of year, but outdoor, mainly. The important factor of the folk outdoor games is not a persuit of champion titles and records, but the consious passion for these games to improve one's health and to reach well-being. Every family, pre-school institutions use folk games, they take an active part in the folk games competitions, both as spectators and participants. The compulsory elements of the folk games' majority are running, jumping, turns and bents of a trunk, swings of arms, legs and so on. The are many folk games with lasso and bones, elements of throwing and juggling.

The folk games represent not only the necessity, but a great cultural and mental value. They help in communication of the vital skills and knowledges to the young generation, they educate morality and respect to people's traditions and customs.


ИГРЫ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Кандидат педагогических наук, доцент Х.Д-Н.Ооржак
С-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта

Ключевые слова: игра, народ, физическая культура, классификация, распространение, движение, отдых.

Наука давно занимается описанием, объяснением и классификацией игр детей и взрослых. Она

пытается установить природу и значение игры в воспитательной деятельности. В исследованиях, при любом научном подходе показано, что игра занимает важное место в жизни, воспитании и обучении.

Когда речь идет об игре вообще, безоговорочно принимается за отправную точку мысль о подвижной игре, для которой характерны активные двигательные действия. Они ограничиваются правилами, которые направляются на преодоление различных "препятствий" на пути к достижению цели (выиграть, победить, опередить). Препятствиями в игре могут быть предметы, тактические приемы, движения (кувырки, повороты, прыжки, метания и т.д.).

Подвижные игры делятся на народные и спортивные. Народные подвижные игры подразделяются на собственно народные и интернациональные.

Собственно народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию того или иного этноса.

Игры народов Южной Сибири, в частности алтайцев, тувинцев и хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств этносы Южной Сибири знали с древних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.

Народные игры алтайцев, тувинцев и хакасов использовались в большинстве своем в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно-бытовым действиям этих народов. Их содержание понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребенок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познает основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться. В данной статье сделана попытка классифицировать физические упражнения и подвижные игры народов Южной Сибири по возрастам. Выделено 6 возрастных групп.

С помощью таблицы можно определить, в каком возрасте различные средства физической культуры распространены преимущественно. Например, в подростковой и детской возрастных группах - подвижные игры и средства закаливания.

Таблица 1. Возрастная классификация и степень распространенности (популярности) средст физической культуры

N п/п Возрастные группы Подвижные игры Пассивные игры Виды спорта Средства закаливания
1 Младшая, с 1 до 6 лет ср ср н м
2 Детская, с 7 до 10 лет сл м м ср
3 Подростковая, с 11 до 14 лет сл м ср ср
4 Юношеская, с 15 до 17 лет сл н сл сл
5 Молодежная, с 18 до 30 лет ср н сл сл
6 Взрослая, с 31 года и старше м м ср ср

Примечание. Буквы означают степень распространенности физических упражнений: сл - сильно, ср - средне, м - мало, н - не развито.

Приобщение детей к народный подвижным играм, которым в педагогической практике народа придается большое значение, опирается на непринужденность, самостоятельность. Следует подчеркнуть, что это особое положение народной педагогики обращает на себя пристальное внимание, когда речь идет о проблемах формирования двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств школьников. Нередко в условиях учебных заведений они решаются еще в принудительном порядке, где предпочтение отдается какому-нибудь одному-двум современным видам спорта. В этом случае нарушаются методические принципы. Логичнее было бы давать больше подвижных игр (преимущественно народных) в начальных классах и этим самым добиваться главного - любви к физической культуре, возбудить ежедневную потребность в движении (игре, игровой деятельности), а затем постепенно переходить к современным видам спорта. Если в процентном отношении взять сочетания народных и современных классических средств физического воспитания, то должно быть с 1 по 4-й класс - 70% на 30%, с 5 по 8-й - 50 на 50%, с 9-11-й - 30 на 70%.

Таблица 2. Распределение объема учебных часов на год по народным и классическим средствам физического воспитания в школе (в % от всего количества часов)

Классы Средства физического воспитания
народные классические
1-й 70 30
2-й 65 35
3-й 60 40
4-й 55 45
5-й 50 50
6-й 45 55
7-й 40 60
8-й 35 65
9-й 30 70
10-й 25 75
11-й 20 80

Главным моментом в занятиях народными подвижными играми является не погоня за званиями чемпионов, рекордами, а сознательное увлечение ими ради своего здоровья и благополучия. Именно сознательное, а не принужденное. Здесь народные игры имеют огромное значение. Каждая семья, дошкольные учреждения применяют народные игры, смотрят соревнования по национальным видам спорта. Обязательными элементами большинства игр являются бег, прыжки, повороты и наклоны туловища, маховые движения руками и ногами и другие.

В игровой культуре народов Южной Сибири много игр в кости. Существуют пять тувинских и алтайских, семь хакасских вариантов игры в кости. Практикуются игры, связанные с использованием аркана, что является закономерным для скотоводов. Арканы бывают пяти видов.

Метанием аркана дети занимались с 7-8, даже с 5 лет. Цели для ловли самые разные и зависят от возраста человека. Постепенно переходят от неподвижных к движущим целям (собака, ягнята, бараны, телята, волы, жеребята, лошади).

Приведем две игры тувинцев с использованием аркана, которые раньше в литературе не отмечались.

"Приручение необъезженного коня." Состязание по приручению необъезженного коня проводится ежегодно в День республики и Наадыма (праздник скотоводов). Команда состоит из трех человек. Задача - поймать неприрученного коня с помощью аркана, надеть узду, заседлать, посадить одного из членов команды верхом и отпустить коня. Конь старается сбросить седока, а он - как можно дольше удержаться в седле. Это похоже на то, как в Испании и некоторых странах Латинской Америки - удержаться на быках, доведенных до ярости. Время засекается с начала ловли коня до падения седока или смирения коня.

"Метание аркана". Смысл игры заключается в точности метания аркана на сухую ветку дерева. Видимо, истоки игры - в хозяйственной деятельности, связанной с заготовкой дров.

На одном конце аркана привязывается небольшая прямая палка (длина 20-25 см, диаметр 3-5 см). Подбирается аркан, как в обычном метании, конец с палкой свисает на 25-30 см.

Соревнующиеся дети поочередно метают аркан на сухую ветку или сук дерева. Ветки могут находиться на разных высотах. После, когда аркан с "крюком" успешно наброшен на цель, следует спутать (обвивать) крюк-палку к основной части аркана и стараться сломать ветку, потягивая ее к земле. Игра очень эффективна для развития мышц плеча. Метание аркана вверх требует специального навыка и выносливости.

Игры детей Южной Сибири, связанные с метанием или бросанием предметов в определенном направлении и в цель, способствовали общему физическому развитию, развитию физических качеств, выработке точного глазомера. Метание производилось либо рукой, либо с помощью какого-либо приспособления. Например, метание камня с помощью коры тальника. Метание в целях безопасности выполняется через речку. Берется лямка (вместо коры тальника) длиной 80-90 см, шириной 5-6 см. Лямку необходимо сложить вдвое, перегнув пополам, один конец обернуть вокруг ладони, а другой придержать. Левой рукой положить камень в середину лямки.

Сделав 1-2 вращательных движения над головой, придерживаемый конец лямки отпускают, камень летит через речку. Выигрывает тот, кто бросит камень дальше.

Игры в мяч. Мяч готовится скатыванием вылинявшей шерсти коровы. Получается довольно хороший мяч среднего размера, не жесткий, упругий. Были распространены такие игры в мяч: передача мяча из центра круга, метание вверх, перебрасывание, метание на дальность и в цель, существовали и варианты этих игр.

Спортивная игра тувинцев, так называемая "Тевектээр", одна из наиболее распространенных игр - чрезвычайно напряженная, динамичная. Кроме того, она требует от человека высокой подготовленности, определенных физических качеств, умения пространственной ориентации, точности, быстрого мышления, большой силы воли.

Смысл игры заключается в жонглировании воланом левой и правой ногами разными способами.

Волан изготавливается из свинцовой пластинки диаметром 20-25 мм, толщиной 3-5 мм, весом 12-18 г и зимней шерсти козы. Длина шерсти варьируется от 4 до 7 см.

В конце игры победитель наказывает проигравшего. Это выражается в том, что проигравший должен подкинуть волан в ноги победителю, тот отбивает его удобной ногой таким образом, чтобы подкинувший не смог поймать его.

Роль народной игры как отдыха (рекреации) и способа психической разрядки рассматривалась в работах многих ученых Южной Сибири [1, 3, 5, 8, 9, 11]. В частности, И.У. Самбуу [8, 9] утверждает, что народ играет не тогда, когда у него избыток энергии, а, наоборот, тогда, когда он утомлен, чтобы восстановить силы. Он подтверждает истину, заключающуюся в том, что игровой отдых может привести больше пользы, чем полное безделье.

Жизненная ценность рекреаций такого типа заключается в том, что она связывает человека с природой, бытом. Тогда она является формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа и представляет большую ценность. Главными факторами здесь являются: находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость, умение все это сочетать (целеподчинить).

Поиск, обнаружение и исследование культурных ценностей народов Южной Сибири необходимы современному обществу. Возрождение национальной культуры, физического воспитания, их традиций и обычаев является способом создания народно-национальной системы физического воспитания. Знакомство со своей традиционной культурой и овладение ею необходимы ее носителям - представителям народов Южной Сибири.

Вместе с тем существует ряд проблем, не позволяющих профессиональным работникам физической культуры и спорта широко использовать народные игры и национальные виды спорта в своей работе. К ним относятся:

1. Отсутствие методической литературы по народным играм для семьи, детских учреждений, школ, средних и высших учебных заведений.

2. На языках народов Южной Сибири нет литературы, объясняющей пользу физических упражнений, нет также материалов о строении тела человека, влиянии физической культуры на организм, о ее оздоровительной функции, вреде табака и алкоголя и т.д.

3. Не разработаны программы по народным играм и видам спорта для детских учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений.

Таким образом, совершенно очевидно, что народные игры не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям южносибирских народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 44 с.

2. Бутанаев В.Я. Хакасский праздник Тун пайрам: Препринт. - Новосибирск, 1983. - 16 с.

3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. - Абакан, 1995. - 53 с.

4. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. - М., 1961. - С.155-159.

5. Кышпанакова О.Н. Педагогические проблемы использования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста к обучению и воспитанию в начальной школе. - Автореф. дис... канд.пед.наук. - М., 1994.

6. Ооржак Х.Д. Тувинские народные подвижные игры. - Кызыл, 1995. - 50 с.

7. Ооржак Х.Д. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995. - 230 с.

8. Самбуу И.У. Из истории тувинских игр. - Кызыл, 1974.

9. Самбуу И.У. Тувинские народные игры. - Кызыл, 1978. - 112 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: