Abstract PHYSICAL CULTURE IN HUMANISTIC EDUCATIONAL SPACE OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION M.Ya. Vilensky, professor Moscow Pedagogical University named after V.I. Lenin Key words: universalization, fundamentalization, humanization, personality orientation, auxiologization, naturefulness, culturefulness. The purpose of this paper was to discuss some theoretical and methodological aspects of physical culture development in humanistic space of a higher educational institution. Humanistic knowledges give an opportunity to overcome the technocratic and highly specialized mentality of a future specialist. The humanistic training determines the adaptivity, selftraining capacity, independence and iniativeness of a specialist. Humanistic education in the area of physical culture pushes the student's personality onto the position of the main valuables of the pedagogical process. Auxiological component occurs itself as a complex of respectively steady valuables of physical culture. The students makes them subjective, when he (or she) accepted them. The valuables of physical culture can be differentiated as valuables - purposes, valuables - knowledges, valuables - means, valuables - relations, valuables - qualities.
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Доктор
педагогических наук, профессор
М.Я.Виленский Ключевые слова: универсализация, фундаментализация, гуманизация, личностностная ориентированность, аксиологизация, природосообразность, культуросообразность. Гуманитарные науки и знания, к которым принадлежит и физическая культура, как наиболее чувствительные к социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе, определяют направленность развития содержания образования. Последнее правомерно рассматривать как меру приобщения студентов к развивающейся культуре. Научное знание может существовать только в определенной культурной среде. Сделав его предметом и содержанием образования, его нельзя вырвать из этой среды. Любое знание, входящее в структуру мировоззрения личности, вначале осмысливается, очеловечивается, т.е. становится гуманитарным. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура определяют свойства адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативы специалиста, закладывая тем самым основы его профессионального мастерства. Гуманитарная подготовка может рассматриваться как совокупность форм, средств и методов образования и практики, стимулирующих развитие культуры, творчества личности, ее способности к продуктивному освоению всего объема новейшей информации, разнообразию и диапазону знаний, к грамотному и эффективному решению разнообразных социально-профессиональных задач. Такая подготовка не столько рядоположена с другими формами, средствами и направлениями целостного развития будущего специалиста, сколько является его существенной стороной, определяющей ка-чество и культуроемкость этого процесса, насыщая его глубоким гуманистическим смыслом. Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое со-вершенство, хорошее самочувствие и др. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой для нее социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Она обеспечивает ориентацию на гуманитарно-личностное развитие, единство телесно-духовного развития, создание предпосылок физического и психического благополучия. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического бытия, а не только его телесно-функциональной сферы. Сюда входит его внутренний мир (эмоции, отношения, ценностные ориентации и др.) и мир внешний (природа, предметная среда, деятельность). На этой основе актуализируется гуманистическая парадигма образования в области физической культуры, в которой целевая направленность с идеальной (всестороннее и гармоничное развитие личности) изменяется на конкретно педагогически ориентированную - формирование физической культуры личности студента. В ее реализации культурологический подход выступает методологической основой, обеспечивая анализ физической культуры в системе общефилософских категорий общего, особенного и единичного. Он позволяет построить логически субординированный ряд понятий: общая культура личности - профессиональная культура личности - физическая культура личности. Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей. Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, "программ поведения". В ней интегри- руются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования. При такой цели содержание образовательного процесса не может замыкаться на непосредственных образцах освоения природных сил студентов, а должно быть направлено на освоение, воспроизводство и приумноженное творческое распространение достижений и ценностей отечественной и мировой культуры физической. Гуманитарная направленность образования в области физической культуры подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы с самоосновой и саморегуляцией, отражающие наиболее действенные и долговременные результаты образования, а не "сиюминутные". В процессе формирования физической культуры личности представлены социокультурные, общепедагогические и личностные творческие противоречия, разрешение которых выступает источником ее самодвижения и развития. Социокультурные противоречия фиксируют несоответствие между состоянием культуры общества, условиями социокультурной среды и функционированием физической культуры. Разрешение общепедагогических и личностно-творческих противоречий объясняет природу и механизмы творческой самореализации личности студента, направленные на самоопределение в физической культуре, рефлексивные, личностные формы ее освоения, на развитие личностного культурного пространства. К структурным компонентам физической культуры личности относятся аксиологический, операциональный и личностно-творческий. Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры, овладевая которыми студент субъективирует их, делает личностно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей студентом определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей. В процессе физического воспитания студент актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для него жизненный и профессионально необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые ценности, студент строит собственную систему ценностей, элементы которой приобретают вид аксиологических функций. Интегративной аксиологической функцией можно считать индивидуальную концепцию смысла физкультурно-спортивной деятельности в вузе. Ценности физической культуры могут быть дифференцированы по следующим основаниям. Ценности-цели - раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в систематическую физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др. Ценности-знания - определяют упорядоченную систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-пе-дагогических, медико-биологических) и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Ценности-средства - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, свободном самоопределении в рекреатив- но-восстановительных мероприятиях, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др. Ценности-отношения - характеризуют студента как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам, где степень его самовыражения определяется удовлетворенностью личности и признанием результатов ее деятельности социально значимыми. Ценности-качества - раскрывают значение и смысл приобретения, развития, воспитания и коррекции многообразия взаимосвязанных качеств и свойств личности (индивидуальных, психофизических, коммуникативных, ста- тусно-позиционных, деятельностно-профессиональ-ных), обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной деятельности, профессиональной и жизнедеятельности в целом. Выделенные группы ценностей образуют систему как содержательную основу физической культуры личности студента. В качестве доминирующих в ней выступают ценности-цели. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей студента, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности. Операциональный компонент физической культуры личности рассматривается в связи с решением разного рода задач, встающих перед ее субъектом и поставленных им. Принимая во внимание логическую обусловленность и последовательность операций в их осуществлении, целесообразно выделить следующую их типологию. Аналитико-рефлексивные задачи - отражают задачи анализа и рефлексии целостной физкультурно-спортив-ной деятельности и ее элементов, субъ-ект-субъектных отношений, возникающих трудностей, умений выделять главное звено. Владение адекватными умениями позволяет личности построить модель целостной физкультурно-спортивной деятельности, вносить в нее коррективы, оперативно оценивать личностные изменения, а также свое профессиональное "Я". Конструктивно-прогностические задачи определяют умения осуществлять процесс целеполагания и конструирования физкультурно-спортивной деятельности, ее планирование и предвидение искомых результатов. Организационно-деятельностные задачи связаны с умением использования адекватных средств, форм, методов, приемов деятельности для достижения в ней необходимых результатов, с установлением деловых отношений с участниками коллективных форм деятельности, организацией своего времени для избранных форм физкультурно-спортивной деятельности. Оценочно-информационные задачи - характеризуют умения по самодиагностике уровня образованности, воспитанности, личностного общекультурного и профессионального развития, в том числе в сфере физической культуры; использование системы контроля за этим процессом. Коррекционно-регулирующие задачи - определяют использование умений для внесения коррективов и регулирование своей деятельности на основе полученной информации, использование методов ее самостимулирования. Процесс овладения операциональным компонентом связан с разрешением противоречий между потребностями личности и объективно встающими перед ней задачами и целями; внесением изменений в образ жизнедеятельности и ранее привычными ее формами; вновь приобретенными знаниями, умениями, качествами и необходимостью их реализации в разнообразных видах деятельности. Личностно-творческий компонент физической культуры личности - обусловлен тем, что его может реализовать студент, осознающий себя личностью, способный выделить свое "Я" из окружающей действительности, обладающий развитым самосознанием. Творческий характер физкультурно-спортивной деятельности, связанный с новизной и значимостью ее результатов, обусловлен синтезом познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности. Личностный смысл ее требует достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими ситуациями. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких ее черт, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. Поэтому творческую личность студента в физической культуре можно рассматривать как "инвариант", проявляющийся во взаимодействии сознания, ценностей, способностей, интеллекта, воли и деятельности. Личностное развитие физической культуры студента предполагает наличие двух моделей самореализации. Прогрессивный вариант - характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности. Регрессивный вариант - представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности. Неполнота самовыражения в физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность ею, ее результатами, что ведет к ограничению культурного пространства жизнедеятельности. Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования физическая культура личности как деятельностная категория проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности "на себя", детерминированную ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому "самостроительству", самосовершенствованию. Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного самовыражения специалиста, проявления творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда. В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. "на других". Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективности, так как она сама начинает творить те общественные отношения, совокупным ансамблем которых является. В процессе реализации гуманитарной цели образовательно-воспитательного процесса возникает группа культурных по содержанию задач, решение которых обеспечивает полноценное формирование физической культуры личности. Естественнокультурные задачи - направлены на завершение гармонизации биологического развития всех систем организма, стабилизацию его жизненных сил. Для их решения разрабатывается система психофизического, сенсомоторного и функционального развития, меры компенсации и реабилитации отклонений в развитии отдельных анатомо-физиологических систем; способы стимулирования осознания ценности здоровья, активного отношения к своему физическому развитию и обеспечивающим его методам; культивирование здорового образа жизни, позитивного отношения к человеческому телу, реалистическим канонам женственности и мужественности; адекватное восприятие человеческой сексуальности. Эта группа задач решается с учетом этнокультурных традиций. Социально-культурные задачи - охватывают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, которые, с одной стороны, предъявляются личности в вербализованной форме, с другой - существуют в общественной практике в виде определенных форм и ценностей. Их решение обеспечивает адаптацию к социальным ролям и отношениям; овладение знаниями, умениями и нормами, необходимыми для выполнения социальных ролей студента, труженика, гражданина, семьянина. Решение социально-психологических задач обеспечивает развитие самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизнедеятельности и на перспективу, самоактуализацию и самоутверждение; обретение чувства идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей в микросоциуме. В процессе физического воспитания педагоги могут помочь личности в их решении, если создадут условия для развития ее рефлексии и саморегулирования, стимулируют и обеспечивают условия для адекватного самопознания, личностно значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения. Если в образовательно-воспитательном процессе та или иная группа задач остается нерешенной, то это либо задерживает культурное развитие личности, либо делает его незавершенным, либо искажает личность. Для того чтобы содержание дисциплины "физическая культура" соответствовало своему гуманитарному содержанию, оно должно быть построено как система, в которой можно выделить следующие компоненты: 1) основные термины и понятия, без которых нельзя уяснить и усвоить ни одно научное положение дисциплины; 2) научные факты, без знания которых нельзя понять закономерности функционирования физической культуры общества и личности, сформировать убеждения; 3) основные законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные и субъективные связи между ними; 4) теории, содержащие систему научных знаний и методов объяснения явлений, происходящих в физической культуре как социальном феномене, и процессов, определяющих ее личностное развитие; 5) знание об объекте и предмете физической культуры, методах ее познания, истории развития; 6) ведущие идеи, имеющие мировоззренческое значение; 7) предметно-операциональная сторона творческого использования полученных знаний, умений, навыков, качеств и свойств в разнообразных видах и формах физкультурно-спортивной деятельности, приобретения в ней индивидуального и коллективного опыта; 8) творческая трансляция приобретенного опыта в разнообразные сферы жизнедеятельности - учебную, профессиональную, общественную, семейную и др.; 9) постепенное преобразование процесса обучения и воспитания в процессы самообразования, самовоспитания, само-совершенствования, саморазвития. Только при реализации взаимодействия всех рассмотренных компонентов на лекционных, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях дисциплина "физическая культура" будет в достаточной мере отражать требования к ее мировоззренческим, развивающим и образовательно-воспитательным функциям. Овладевая научно-практическими знаниями в единстве предметной и операциональной сторон, студенты усваивают определенный подход к процессу и результату деятельности в сфере физической культуры. Для воспитания самостоятельного творческого подхода к решению возникающих перед ними образовательных задач необходимо изменить ориентацию их деятельности с достижения непосредственно практического результата "любой ценой" на метод деятельности, который ведет к его осмысленному достижению. Поэтому целью обучения выступает прежде всего овладение методами деятельности, ее средствами, а не только получение самого результата. В этом случае предметные знания приобретают операциональный характер, помогают уйти от шаблона и механистичности в двигательной деятельности. Такой подход при его целенаправленном использовании постепенно становится стилем социально и профессионально ориентированного мышления личности, в структуре которого ценности физической культуры актуализированы и системно организованы. Владея им, будущий специалист выступает как носитель передового общественного сознания, общей, профессиональной и физической культуры. В реализации содержания образования принципиально важно формирование у студентов установки на активное погружение в пространство физической культуры с многообразием ее ценностей. Для этого необходимо обучение методам самопознания, саморегулирования, самоуправления, самоорганизации, самообучения, самовоспитания и самосовершенствования. Это возможно, если обеспечивается мотивационно-ценностное отношение к предлагаемым программам индивидуальной и коллективной физкультурно-спортивной деятельности. Содержание внеучебной деятельности студентов должно обеспечивать им широкий и свободный выбор ее форм и видов, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации. Профессиональная направленность содержания учебно-воспитательного процесса является системообразующей основой учебных и внеучебных занятий и требует раскрытия тесной связи физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности с профессиональной ориентацией личности, понимания межциклового и междисциплинарного взаимодействия в обеспечении интегративной профессиональной готовности спе- циалиста. Ныне образовательное пространство, в котором преподаватель физического воспитания осуществляет свою профессиональную дея- тельность, требует от него универсальных знаний о порождающих личность биопсихосоциокультурных процессах, т.е. антропологического подхода. Гуманитарная парадигма образования в области физической культуры предполагает разработку личностно ориентированных педагогических технологий, в основу которых положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы его участников. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции преподавателя и субординированной позиции студента в личностно равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что преподаватель не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует студента к общекультурному, профессиональному и физическому развитию, создает условия для его самодвижения. Несомненно, это предполагает отказ от ролевых масок и включение во взаимодействие эмоционально-ценностного опыта и преподавателя, и студента. Диалогический подход требует рефлексивного типа управления образовательным процессом, при котором целью совместной деятельности преподавателя и студента является развитие у последнего способности к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю). При рефлексивном управлении преподаватель ставит педагогические задачи не столько для себя, сколько для студентов, и стремится к тому, чтобы они были внутренне приняты ими. Он не только разрабатывает способы достижения этих целей, но и создает условия для их освоения студентами; не просто оценивает результаты их деятельности, но и развивает у них способности к самоанализу и самооценке. Реализация индивидуально-творческого подхода позволяет включить механизм саморазвития студента, предполагает учет его мотивации, ее динамики в процессе обучения, организации самодвижения к конечному результату. Это дает возможность студенту испытать радость от самосознания собственного роста и развития, дос-тижения собственных целей. Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий существенно зависит от того, как полно представлен в них студент в его многообразной субъектности и субъективности, как учтены его индивидуальные, социально-психо-логические и психофизические особенности, каковы перспективы их развития и угасания. Отсюда - приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным, направленность на формиро-вание у студентов множества субъектных картин физической культуры в отличие от однозначных представлений. Таким образом, современная реализация нового содержания образования в области физической культуры строится на основе ряда основополагающих идей: универсализации и фундамен-тализации, гуманизации и личностной ориентиро-ванности, гуманитаризации и аксиологизации, природосообразности и культуросообразности. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |