Катер - звезда экрана
Взгляд со стороны на то, как катер “Superhawk-34” и скутер “Bentz” снимались в леденящих кровь сценах нового, 19-го по счету, фильма о Джеймсе Бонде
Для водителей, тоскующих в пробках на лондонских мостах, роскошный катер, проносящийся внизу, представлялся каким-то непонятным, нереальным видением. Ничто и никогда не двигалось по совсем не широкой здесь Темзе с такой быстротой. Во всяком случае, это была далеко не та 10-узловая скорость, которую разрешено поддерживать в сердце британской столицы! Поражало и то, что экипаж сверхмощного катера состоял из единственного человека: за штурвалом можно было разглядеть загорелую женщину с развевающимися черными волосами. То и дело, отвлекаясь от управления катером, она принималась… обстреливать из крупнокалиберного пулемета фасады правительственных зданий. За нею гнался, но никак не мог догнать, маленький черный скутер с “двумя реактивными двигателями”. Его водитель тоже стрелял без перерыва.. А дальше — хуже! Тем, кому повезло, довелось увидеть мощный взрыв: большой катер исчез в гигантском столбе огня и дыма! И странное дело — происходящее не вызывало ни особого интереса, ни каких-либо ответных действий со стороны стражей порядка.
Счастливые очевидцы воспринимали это как незабываемый спектакль театра под открытым небом, хотя таинственность его и казалась странной: не было ни рекламы, ни намека на продажу билетов. Телевидение и пресса не спешили сообщать, что происходит, но в конце концов лондонцам стало известно, что носившийся на скорости 50 узлов “Superhawk-34” и его водитель —итальянская актриса Мария Грация Кучинотта, как и черный скутер, на котором ее преследовал знаменитый Пирс Броснан, были участниками съемок самого богатого эффектными драматическими моментами фильма из когда-либо снимавшихся в Лондоне. Под руководством известного мастера трюковых съемок Саймона Крейна, вместе с актерами, дублерами и командой технических специалистов, включая катеростроителей фирм “Sunseeker” и “Bentz”, создавался новый шедевр в жанре погони.
Сюжет снимавшегося фильма “The World is Not Enough” (“Всего мира мало”) сделан уже в привычном стиле — с Бондом и его женщинами, стрельбой и множеством разнообразных возможностей умереть, которых супер-герой, тем не менее, избегает. Большой катер и скутер появляются в самых первых кадрах — в 10-минутном прологе фильма, после некоторых событий в Бильбао и сообщений о бомбе, предположительно заложенной в здании британской разведки. Загадочная девушка-террористка по кличке Сигара обстреливает фасад этого сверхсекретного здания, после чего на полном ходу уходит вниз по течению. А Джеймс Бонд занят тем, что преследует ее по пятам на маленьком черном скутере, созданном гениальным технарем — стариком Кью (его сыграл, как обычно, Десмон Левелин). Кью напичкал скутер целым рядом удивительных новинок, включая грозное вооружение. Проблема для Бонда состояла в том, что Кью не успел объяснить ему, как управлять этим скутером, в результате чего главный герой был вынужден осваивать его “ускоренным методом”. По этой или иной причине, но Джеймс Бонд (точнее — очередной из четырех каскадеров) то и дело вылетает на сушу, и движимый “реактивными движителями” скутер крушит все находящееся на набережной.
Погоня проходит на одном и том же 3-мильном участке Темзы: мимо здания парламента, под мостом Ватерлоо (за которым Сигара лихо сносит пирс), затем движется к Собору — на этом этапе форсажный двигатель скутера помогает Бонду сократить разрыв. Сцена переходит в соревнование по водно-моторной акробатике. В Миллуолских доках “Bentz” перепрыгивает через “Superhawk”, сбивая с него пулемет, но Сигара не сдается и в ответ густо осыпает акваторию снарядами из “резервного” гранатомета. Затем она разрезает пополам полицейский катер, в то время как Бонд совершает короткую экскурсию по суше — многолюдному рыбному рынку, неподалеку от Табачной пристани. Затем он обнаруживает и загоняет Сигару в угол и, наконец, выводит ее замечательный катер из строя двумя самонаводящимися торпедами…
Нет-нет, это — далеко не финал! Сигара “пересаживается” на пролетающий мимо воздушный шар, а Бонд, естественно, хватается за свисающий с него канат. С этого момента пиротехнические сцены разворачиваются уже в воздухе, и кульминацией погони становится взрыв шара. По мере бурного дальнейшего развития сюжета оказывается, что, на этот раз, благородная миссия Бонда — ослабить растущую международную напряженность, созданную компанией “Каспийская Нефть”; он должен, в частности, расстроить заговор с целью установить мировое господство над энергетическими ресурсами. Разумеется, это удается.
Если говорить о целой флотилии задействованных в съемках всевозможных катеров и моторных лодок, то ведущая, главная роль, конечно же, была отведена “Superhawk-34”! Никогда раньше спроектированный и построенный в Англии катер не появлялся в фильмах о Джеймсе Бонде. Для фирмы “Sunseeker”, создавшей этот катер, соблазн увеличить популярность и, соответственно, уровень продаж своей продукции был чрезвычайно велик. Появление их катера вместе с агентом 007 на миллионах экранов в разных частях света служило великолепной рекламой, о которой мечтают любые фирмы-изготовители.
Так как же все это было? Постановщикам из британской киностудии “Eon Productions” понадобился на запланированные три месяца съемок катер, серийный “Superhawk-34” их устроил, фирма была счастлива получить дополнительную рекламу и катер тут же отправился с верфи на съемочную площадку под аккомпанемент бодрых факсов? Нет, все было намного сложнее. Путь на съемки не был устлан лепестками роз. Ситуация балансировала между фантазиями постановщиков, желавших пощекотать нервы зрителей и представить артистов в наиболее выгодном свете, и реальными возможностями судостроителей и дублеров. Это была совместная работа с великим множеством сомнений, разногласий, споров, которые, как ни странно, все же удалось преодолеть.
Начнем с того, что сценарист, режиссер, директор картины и продюсеры видели будущий катер по-разному. И то, что они считали согласованным “заданием”, вызывало ужас у катеростроителей. Выходило, что катер должен быть стремительным и изящным, как быстроходнейший из эсминцев королевского флота, однако с прочным, как у мощного ледокола, корпусом. Он должен был на полном ходу так легко управляться, чтобы хрупкая женщина, выделывая на нем невероятные трюки и пируэты, успевала еще и стрелять из всех видов оружия…
Летом 1998 г. директор картины Питер Лемонт (известный по “Титанику”) начал изучать рынок — стал посетителем бот-шоу, изучил целый ворох проектов. Эндрю Ноукс — финансовый ревизор студии, вспоминает: “Наша съемочная группа всегда пользовалась только лучшим, она искала лучшее и на этот раз, а потому закономерно, что выбор пал на великолепный “Superhawk-34”. В конце концов мы сели за круглый стол с представителями “Sunseeker” и выработали условия. Группа получала катер, но мы обязались в ходе съемок выполнять целый ряд ограничений и условий”. Фактически фирма обязалась выделить три внешне одинаковых стеклопластиковых катера, которые появлялись в кадре поочередно. Катер А для крупных планов предоставлялся в лучшем варианте отделки и в таком же виде его необходимо было вернуть, поэтому его участие в опасных для судна съемках исключалось. Катер В должен был стать рабочей лошадкой для всех трюковых съемок. Фактически он представлял собой лишь “голый корпус” существенно усиленной конструкции. Катер С был специально построенным муляжом, который Бонду и предстояло взорвать. Разумеется, с расстояния различить, где какой из катеров, могли только сами участники съемок!
Общий вид и основные данные катера “Superhawk-34” по проспекту фирмы “Sunseeker”. |
Длина — 11.06 м, ширина — 3.11 м, высота от КВЛ — 3.0 м, осадка килем — 0.65 м. Водоизмещение — 5.8 т. Запас топлива — 700 л, пресной воды — 68 л. Пропульсивная установка — сдвоенные ПМ или (базовый вариант) 2 стационарных двигателя. Диапазон максимальных скоростей — 34/54 уз. Дальность плавания — 260 миль. |
“Superhawk” на полном ходу. Темза такого еще не видела! |
Менеджер фирмы по маркетингу Джеки Филипсон познакомила Лемонта с “Superhawk”. В результате тот стал утверждать, что его устраивает только именно это судно. Он сказал: “Этот катер может делать такое, что мне и не снилось”. Следующие полгода “Sunseeker” лихорадило. Самые разные люди звонили со студии и со съемочной площадки — специалисты по рекламе и по трюкам, радисты и пиротехники — и все с самыми неожиданными вопросами и уточнениями. “Стало уже расхожей шуткой, что Джеймс Бонд знает о моей личной жизни больше, чем коллеги по работе, — говорила Филипсон. — Киношники звонили в любое время суток, а я отнюдь не везде могла принимать звонки. Это была почти шпионская история, потому что студия панически боялась любой утечки информации о будущем фильме. К тому же, окончательное решение на тот момент еще не было принято. Контракт подписали только на Лондонской бот-шоу (в январе 1999 г.), и для нас началась по-настоящему тяжелая черновая работа”.
На сборочной линии катеров “Superhawk” Деннису Барнсу поставили задачу — построить тот самый “третий” катер, которому предстоит быть взорванным, причем надо было уложиться в жесткий график. Рабочие принялись за дело с энтузиазмом. Все они дали слово соблюдать секретность и сдержали его.
Попутно надо было в самые сжатые сроки познакомить Марию Кучинотту, ее дублершу Сару Донахью и главного каскадера Крейна со всеми техническими возможностями катера. В штаб-квартире “Sunseeker” этим занимался главный инженер-испытатель фирмы Мэт Хайэм.
Было решено не просто передать студии суда, чтобы киношники сами с ними разбирались, а прикомандировать к ним водителя-испытателя — 23-летнего Джеми Бейкера. Он оказался на высоте положения и стал любимцем группы. В тяжелой и нервной обстановке съемок показное спокойствие и мальчишеская усмешка Бейкера сыграли роль козырного туза. Задачей Бейкера было не только поддерживать “Superhawk” в полном порядке, обеспечивая технику безопасности, но и выполнять роль невидимого зрителям экипажа и давать советы по управлению катерами. Фактически ему пришлось еще и заделывать вмятины, неизменно остающиеся после каждого дня трюковых съемок.
Он не переставал восхищаться целеустремленностью Сары и Марии. Выяснив, что они получали практический инструктаж на мелкой воде, на малой скорости и на ограниченной акватории, он настоял на продолжении курса их учебы. “Поначалу у Сары получалось неважно, — вспоминает Бейкер. — Тогда ее послали тренироваться со мной на озеро Хаули, принадлежащее военному центру подготовки. И это озеро с песчаными берегами не было идеальным местом, но все же, когда мы вернулись на Темзу, Сара управляла катером просто великолепно”. Сама Донахью по этому поводу сказала так: “Тренировки были интенсивными и очень-очень тяжелыми. Об этом можно судить по тому, что в результате катер оказался потрепан до крайней степени. Я боялась, что на съемках он развалится. Однако бригада Бейкера приняла меры.”
Первая неделя на съемочной площадке не была для Джемми напряженной. Он большей частью стоял и ждал, когда группе каскадеров понадобится его помощь, чувствуя себя какой-то запчастью в удивительно большом механизме. Однако как только он начал работать с бесподобной итальянской кинозвездой Кучиноттой, от скуки не осталось и следа. Ее обворожительные глаза и восхитительная стать (то и другое в 1996 г. обеспечило фильму “Il Postino” пять Оскаров), сделали Бейкера предметом всеобщей зависти.
Бонд атакует “Superhawk” на своем черном стремительном скутере “Bentz”. |
Бейкер вспоминает один изнурительный съемочный день, когда он провел на Темзе шесть часов подряд, то и дело прячась в кокпите, отчаянно страдая от голода и жажды. То у Кучинотты невовремя заклинивало пулемет, то операторы опаздывали включать камеру — нервозность нарастала. “Мы несколько раз заказывали завтрак по радио, — рассказывает он, — но о нас просто забыли”.
В один прекрасный момент он решил, что с него хватит сумасшедшей киношной жизни. Как только Кучинотта об этом услышала, она пришла в ужас: “Я доверяю только Джеми, я не буду работать ни с кем другим” — твердо заявила она продюсерам. И Бейкера уговорили остаться. “Вспоминая сейчас, я не жалею, — говорит он. — Будет о чем рассказать детям. Вы, возможно, не поверите, если я скажу, что съемка фильма — тяжелая мужская работа”.
Продюсер фильма Энтони Уэйн рассказывает: “В одной из сцен Бейкеру довелось сидеть между ногами Кучинотты и управлять за нее дублирующим штурвалом. Мы думали, что после этого он попросит отпуск “по семейным обстоятельствам”. Джеми — великолепный работник. Я хотел бы иметь его в штате!”
Именно Кучинотта будет ассоциироваться у зрителя с той девушкой, которую Бонд преследовал на Темзе. Однако в опасных сценах выжимала из “Superhawk” все, на что он способен, 28-летняя блондинка Сара Донахью. Сара никогда в кино не снималась, зато она вела спортивную передачу “Н2О” на телевидении и, главное, — пробовала себя в водно-моторных гонках “Offshore 2000”.
Когда журналисты брали у нее интервью, она сидела за столом и лихо расправлялась с салатом. Она объяснила, что спешит, поскольку потом времени на еду может не оказаться — этому ее научили частые неожиданные вызовы по радио на съемку. “Приглашение сняться дублершей в фильме о Бонде, — рассказывает она, — поступило через одну из спортивных организаций. Я сразу ухватилась за этот шанс. “Superhawk” — чудо! Мне никогда раньше не доводилось управлять большим катером со сдвоенными подвесными моторами, и я даже не догадывалась, насколько он может быть маневренным. На “Superhawk” можно сделать сальто и развернуться на площади шестипенсовой монеты. Но на скорости силы инерции — невероятные. Если вы резко сбросите газ до нуля, не ждите, что катер остановится как вкопанный, однажды мне на колени свалился 90-килограммовый каскадер только потому, что не смог устоять на ногах при разгоне. Об этом я никогда не забуду”.
Донахью теперь смеется, говоря о самых отчаянных трюках. Это был, например, эпизод, когда катер прорезал бутафорский пирс, пройдя при этом всего в метре от настоящего каменного причала. Она вспоминает, как в голове эхом раздавался зловещий голос главного каскадера Саймона Крейна: “Сара, ты должна уничтожить этот мерзкий пирс! Врезайся в него смело, но не сбавляя ход ниже 40 узлов. Постарайся не угробить катер!” “Ответственные за спецэффекты, — рассказывает дублерша, — успокаивали меня так: “Сара, не волнуйтесь, пирс картонный — он разлетится вдребезги! Но у вас только один шанс — ведь наши ребята на его строительство потратили несколько суток”. Саймон был очень деликатен, но, не переставая, спрашивал, справлюсь ли я. Я всякий раз отвечала — “Да”. Так ответила и на этот раз. Но, как оказалось, слегка переборщила, чиркнув днищем о камни, и сломала “ногу” подвесного мотора и еще кое-что на корме. Все говорили, что трюк удался великолепно, но проблема состояла теперь в том, что в середине съемочного периода трюковый катер оказался не на ходу”.
Съемочный график, согласованный с периодом высокой воды на Темзе, оказался под угрозой срыва. Директор картины схватил радиотелефон и стал умолять Джеки Филипсон сделать все возможное. Спустя четверть часа она позвонила: “Не волнуйтесь, все будет в порядке!”
Бейкер, только взглянув на повреждение, созвал техников, и минутой спустя катер уже грузили на трейлер. Полиция, обеспечила грузовику зеленую улицу и он помчался через забитый транспортом Лондон на завод, расположенный в 100 милях от места съемок. На следующий день в 9 утра катер, готовый к дальнейшим испытаниям, был снова опущен в воды Темзы.
Большинство трюковых сцен водно-моторного пролога представляли собой дуэт катера и скутера. Как уже знает читатель, выполняли трюки на катере — Сара Донахью, а на скутере Джеймса Бонда — дублеры исполнявшего главную роль Пирса Броснана. “Могло быть и наоборот, — говорит Сара. — Просто они вытащили короткую спичку при жеребьевке и получили скутер. Судно их в несколько раз меньше, но шишек и синяков они имели больше. Было у нас даже одно серьезное столкновение при съемке около Собора. Катера должны были сближаться настолько близко, чтобы зрителям казалось, будто они бьются бортами. На столь высокой скорости выполнить этот трюк очень сложно, катер становится куда более непредсказуемым, чем автомобиль. Дублеры на обоих судах должны полностью доверять друг другу. Мы снимали эту сцену раз десять, и среди дублей не получилось двух одинаковых. Съемки эти были очень утомительными, поскольку чередовались долгие периоды ожидания и моменты предельной концентрации внимания. Но я не жалуюсь. Если нужно, я повторила бы все сначала”.
Стоит, пожалуй, добавить, что черный скутер действительно был маленьким — имел немногим больше трех метров в длину, однако американская фирма-строитель “Bentz Boats — International Commercial Jet Boat Specialists” (г. Льюистон, шт. Айдахо) поставила на его сверхпрочный корпус (сварной из алюминиевого сплава) многоцилиндровый двигатель огромной мощности — с общим рабочим объемом 350 куб. дюймов (5.6 л.). Двигатель работал на водомет “Беркли” (очевидно — двухступенчатый), что и позволяло совершать великолепные прыжки через другие катера и автомобили, выполнять авиационные фигуры высшего пилотажа (бочку), с разгона двигаться по береговому асфальту...
Когда из сценарного плана выписали перечень трюков, которые предлагалось проделать будущему фантастическому скутеру, выяснилось, что надо строить минимум 15 одинаковых по виду скутеров, каждый из которых должен проектироваться с расчетом на строго определенный трюк вместе со всей дополнительной оснасткой(трамплин, катапульта, и т.д.) да еще и под строго определенного исполнителя — каскадера. За то, как сообщил президент компании Дарелл Бенц, настоящими многооперационными пришлось делать только шесть скутеров, остальные были макетами, специализированными на тот или иной трюк. (Остается добавить, что счастливо дожили до конца шестинедельных съемок только считанные единицы из них.)
Взявшийся за эту работу опытный гонщик-водномоторник Дуг Н.Риддли, ранее проектировавший 12-14-футовые скутера, сразу же привлек к делу самого Саймона Крейна. Очевидно это решение и было залогом успеха.
Положение осложнялось тем, что готовые скутера следовало отправлять в Лондон в строго определенной последовательности, продиктованной графиком съемок. Каждый день опоздания очередного скутера стоил
35 000 долл. А ведь надо было еще и успеть проверить каждый из скутеров в деле. Первый из них, приземляясь после прыжка “в длину”, разбился вдребезги. Риддли и Крейн сразу же увеличили площадь треугольного в плане днища и усилили его конструкцию, а так же уменьшили габариты кокпита. Особое внимание уделялась защитному ограждению — сверху и с боков — места водителя.
Конструкторы и рабочие-исполнители справились со всеми сложностями задачи. Во всяком случае, все трюки были выполнены и никто из четырех дублеров Пирса Броснана не пострадал (кстати сказать, сам он ни разу скутером на ходу не управлял).
Стоило бы рассказать об этой любопытной лодке поподробнее, однако фирма-изготовитель ничего конкретного о ней не сообщает, хотя один из уцелевших скутеров демонстрировала на Дюссельдорфской бот-шоу и теперь рекламирует себя так: “Мы построили лодку для Джеймса Бонда”. Больше того — уже стало известно, что инженеры из Льюистона получили заказ на чудо-катер для следующего фильма Бондиады, но что это будет — неизвестно.
Вернемся, однако, к съемкам на Темзе.
Саймона Крейна легко можно было найти на берегу. Он орлиным взором наблюдал за своими подопечными. Нельзя сказать, чтобы у него был безмятежный счастливый вид, но при том, какая ответственность лежала на нем, это неудивительно. В свои 39 Крейн — легенда британского кино. Он работал на съемках таких фильмов, как “Титаник”, “Спасение рядового Райана”, “Храброе сердце”. Понятно, что он не привык к ограничениям в трюковых съемках. “Нам долго и нудно объясняли, — ворчал он, — что мы не должны повредить на катере то, се и это. Катер, действительно, хороший, мне жаль ломать его, но ведь мы получили его для съемок, а не как выставочный экспонат! Я не люблю никаких компромиссов, это вам скажет любой”.
Его критика в адрес любимицы — Сары Донахью сводилась лишь к тому, что иногда она ведет катер чересчур быстро: “Она — слишком гонщица. Порой забывает, что она не гоняется с операторским катером, а обязана в каждый момент времени находиться в той точке, где нужно камере, отклонений быть не должно”.
Самое интересное, что некоторые из снятых сцен погони в конце концов были пересняты заново: когда режиссеры узнали, на что в действительности способны “Superhawk” и “Bentz”, многие эпизоды сделали еще более зрелищными (и опасными), чем в сценарии. “Они подвергли наши катера куда более тяжким испытаниям, чем было оговорено контрактом, — говорит Филипсон, — но техника с честью выдержала их”.
С точки зрения организационной съемки на Темзе проходили не так гладко, как это могло показаться. Для начала пришлось долго убеждать власти лондонского порта снять на период съемок ограничение скорости на Темзе. Затем возникла неожиданная проблема: оказалось, что толпы зрителей дежурят на набережной с видеокамерами, стараясь снять ключевые сцены, чтобы опубликовать их в Интернете. И такие кадры действительно оказались доступны на неофициальных веб-сайтах для любого, у кого есть компьютер. Утечка информации вызвала тревогу за коммерческий успех фильма. Конечно, опубликованные кадры представляли собой лишь жалкие крохи, но все же… Военная разведка пошла навстречу студии и разрешила снимать фасад своего здания. Пресса попыталась было поднять скандал из-за повышенной шумности в районе правительственных учреждений, но в ответ один из высокопоставленных чиновников выступил в “Дейли Телеграф” с такой сентенцией: “После всего того, что Бонд сделал для Англии, это лишь самая малость из того, что Англия может сделать для Бонда”. Сам Флеминг позавидовал бы такому повороту!
Так или иначе, фильм вышел на экраны и имеет успех.